Здоровье населения и факторы, его формирующие

По определению ВОЗ здоровье - это состояние полного социаль­но-биологического и психического благополучия, когда функции всех органов и систем организма человека уравновешены с приро­дой и социальной средой и отсутствуют какие-либо заболевания, болезненные состояния и физические дефекты.

Здоровье - гармоничное единение биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологи­ческими и социальными воздействиями (болезнь - нарушение это­го единства, этой гармонии).

Здоровье индивидуума - это состояние, оцениваемое по персо­нальному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, тру­доспособности, физическому состоянию и развитию, личным ощу­щениям бытия, радости жизни и другим критериям и признакам.

В разном контексте и различных ситуациях каждый человек может оценивать или характеризовать свое здоровье как

- динамический процесс;

- состояние, которое определяется объективно и субъективно;

- цель, к которой надо стремиться;

- умение заботиться о себе;

- состояние целостности личности с оптимальным функциони­рованием организма, ума, речи;

- совокупность функций органов и систем, которые позволяют справляться со стрессами, вызванными болезнью, смертью близких и другими жизненными проблемами путем адапта­ции;

- процессы роста и становления организма;

- динамическую гармонию личности с окружающей средой, до­стигнутой путем адаптации.

Широко известно и повсеместно используется следующее опре­деление Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это со­стояние полного социально-биологического и психического благо­получия, когда функции всех органов и систем организма человека уравновешены с природой и социальной средой и отсутствуют какие-либо заболевания, болезненные состояния и физические дефекты.

Здоровье населения - это комплексное понятие, оцениваемое с помощью медико-демографических показателей, показателей забо­леваемости и распространенности болезней (болезненности)1 (сре­ди которых часто выделяют показатели инвалидности и травматиз­ма), показатели физического развития населения.

Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисцип­лина изучает состояние здоровья населения и влияющие на него биологические и социально-гигиенические факторы

Методы изучения здоровья:

1. Статистический метод - представляет собой единую систему учета и отчетности в здравоохранении.

2. Метод экспертных оценок предусматривает получение заклю­чений от экспертов.

3. Социологический метод - проведение опросов и анкетирова­ния населения.

4. Медико-географический метод - с его помощью изучают природно-очаговые и эндемические заболевания.

5. Хронометраж, позволяющий измерять время, затрачиваемое на различные виды медицинской деятельности.

6. Организационно-экспериментальный метод, основанный на создании экспериментальных моделей отдельных видов деятельно­сти (например, организации системы скорой помощи при острых сосудистых поражениях головного мозга) или учреждений здраво­охранения.

7. Экономический анализ затрат и эффективности использова­ния средств при различных видах деятельности в здравоохранении.

8. Исторический метод, обеспечивающий изучение явления с учетом времени, места, исторических условий.

9. Системный подход, предполагающий изучение любых про­цессов, явлений, организационных структур как систем, состоящих из подсистем и одновременно являющихся подсистемами более крупных систем; так, больница состоит из подсистем - отделений, служб, палат, кабинетов и пр., и в то же время является частью системы здравоохранения определенной территории.

Основные показатели здоровья населения:

1. Медико-демографические показатели:

а) показатели естественного движения населения:

- смертность общая и повозрастная;

- средняя продолжительность предстоящей жизни;

- рождаемость, плодовитость;

- естественный прирост населения;

- брачность;

- возрастно-половая структура населения.

б) показатели механического движения населения:

- миграция населения - иммиграция; эмиграция; маятникообразная - на работу, с работы, на отдых на юг и обратно; внутри страны - отток населения с территорий Восточной Сибири в связи с ухудшением экономического положения и условий жизни.

2. Показатели заболеваемости (общая, по отдельным нозологи­ческим формам болезней) и распространенности болезней (болез­ненность).

3. Показатели инвалидности (общая, от отдельных заболеваний и их групп).

4. Показатели физического развития населения:

- антропометрические показатели;

- соматоскопические показатели;

- функциональные показатели.

5. Показатели травматизма:

- общие;

- повозрастные;

- в различных социальных группах населения. Источники изучения здоровья:

- учетно-отчетная документация ЛПУ;

- результаты социологических исследований различных групп населения;

- научно-исследовательские работы, касающиеся интересую­щей исследователя области;

- различные монографии, посвященные изучению состояния здоровья населения.

Основные факторы, формирующие здоровье населения:

1. Социально-экономические факторы (условия труда, быта и др.).

2. Социально-биологические, психологические факторы (возраст родителей, течение родов, наследственность, тип телосложения, темперамент, тип высшей нервной деятельности).

3. Природно-климатические факторы (солнечная радиация, сред­негодовая температура на территории проживания).

4. Медицинские факторы (состояние служб и кадров здравоох­ранения, организация медицинской помощи, медицинская актив­ность населения).

Разделение данных факторов на группы весьма условно, т.к. обычно человек испытывает комплексное воздействие взаимосвя­занных и взаимообусловливающих факторов.

Перечень некоторых факторов, влияющих на здоровье человека:

а) во внутриутробном периоде развития:

- заболевания матери: гинекологические, экстрагенитальные;

- образ жизни матери: питание, режим дня, условия труда и быта;

- медицинская активность: своевременность обращения в жен­скую консультацию по поводу беременности, дальнейшее наблюдение и др.

б) в процессе родов:

- условия, в которых происходит родоразрешение, течение родов (наличие, отсутствие осложнений);

- профессионализм медицинского персонала и др.

в) в период до года жизни: жилищно-бытовые условия, степень обученности матери мероприятиям по уходу за ребенком, частота и периодичность наблюдения за ребенком со стороны медицинского персонала, профессионализм медицинских работников, осуществ­ляющих наблюдение за ребенком, и др.

г) в дошкольном возрасте: жилищно-бытовые условия, микрокли­мат в семье, условия в детском дошкольном учреждении (ДДУ), уход за ребенком и особенности его воспитания родителями и со­трудниками ДДУ, частота и периодичность наблюдения за ребен­ком медицинским персоналом (участковый педиатр, медицинская сестра детской поликлиники, медицинский персонал ДДУ), про­фессионализм медицинских работников и др.

д) в школьном возрасте: процесс адаптации к школьной среде, учебная нагрузка, микроклимат в школе, рациональное сочетание труда и отдыха, взаимоотношения между ребенком и родителями, ребенком и педагогическим коллективом школы, ребенком и его сверстниками, частота и периодичность наблюдения за ребенком медицинским персоналом, профессионализм медицинских работ­ников и др.

е) в подростковом возрасте: характер взаимоотношений подрост­ка с родителями, сверстниками, степень осведомленности о прави­лах и необходимости соблюдения личной гигиены, рациональное сочетание труда и отдыха, частота и периодичность наблюдения за подростком медицинским персоналом, жилищно-бытовые условия, значительные изменения в течении физиологических и психологи­ческих процессов в связи с переходным периодом и др.

На здоровье женщин детородного возраста влияют следующие факторы: условия труда и быта, медицинская активность (своевре­менное посещение различных специалистов), микроклимат в семье и на работе и др.

На здоровье мужчин трудоспособного возраста оказывают влия­ние условия труда и быта, образ жизни (вредные привычки), меди­цинская активность, осознание и удовлетворенность степенью са­мореализации в обществе и др.

На здоровье пожилых людей оказывают влияние микроклимат в семье, образ жизни, эндокринная перестройка организма, наличие различных заболеваний, удовлетворенность своим положением в семье и обществе и др.

На здоровье работников промышленных предприятий оказывают влияние: температура и влажность воздуха в рабочей зоне, воздей­ствие на организм профессионально вредных факторов (шум, виб­рация, наличие вредных веществ во вдыхаемом воздухе), уровень физической нагрузки и др.; на работников сельского хозяйства: уро­вень физической нагрузки, сезонность различных видов работ, ме­дицинская активность работников здравоохранения и доступность медицинской помощи, профессиональные вредности; на работни­ков коммерческих структур: незаинтересованность в наблюдении за своим здоровьем, медицинская активность, уровень физической и эмоциональной нагрузки, условия труда; на медицинских работников: уровень физической и психологической нагрузки, профессио­нальные вредности (работа с кровью, рентгеновское облучение и т.п.), условия труда; на работников умственного труда: условия тру­да (гиподинамия, монотонность), умственное напряжение, нера­циональное сочетание труда и отдыха.

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Международная классификация болезней (МКБ) - это система груп­пировки болезней и патологических состояний, отражающая современный этап развития медицинской науки.

Всего МКБ пересматривалась 10 раз. По рекомендации ВОЗ МКБ-Х вступила в силу с 1 января 1993 года, однако в нашей стране до сих пор используется и МКБ-1Х.

Целью МКБ является создание условий для систематизирован­ной регистрации, анализа, интерпретации и сравнения данных о смертности и заболеваемости, полученных как в различных странах или регионах, так и в разное время. МКБ используется для преобра­зования словесной формулировки диагнозов болезней и других про­блем, связанных со здоровьем, в буквенно-цифровые коды, которые обеспечивают удобство хранения, извлечения и анализа данных.

В МКБ-1Х 17 классов (например, 1 класс - инфекционные и па­разитарные болезни, 2 - новообразования и т.д.) и 999 рубрик - на­званий болезней. МКБ-IX состоит из двух томов: первый том - сама классификация болезней, второй - названия болезней по алфавиту.

МКБ-Х состоит из 21 класса и трех томов: первый том - сама классификация болезней, второй - инструкция по ее применению, третий - алфавитный указатель болезней.

На основе МКБ осуществляется группировка заболеваний по клинико-статистическим группам (КСГ) с учетом характера патоло­гии, стандарта и качества медицинских услуг, необходимости ана­лиза по однородным группам. Сроки лечения, технология, объем медицинского обслуживания включаются в КСГ. Система КСГ мо­жет быть использована как «прейскурант» медицинских услуг, с ее помощью возможна объективная оценка результативности медицин­ского обслуживания. Стандарт же необходимых затрат труда на диагностику и лечение отдельных заболеваний, выраженный в эко­номических параметрах (в денежной форме) называется медико-эко­номическим стандартом (МЭС).

Заболеваемость представляет собой сложную систему взаимосвя­занных понятий:

1. Собственно заболеваемость (общая, первичная заболеваемость) - частота всех острых и впервые выявленных в данном календар­ном году хронических заболеваний среди населения.

2. Распространенность (болезненность, накопленная заболевае­мость) - частота всех имеющихся среди населения острых и хронических (как впервые выявленных в данном году, так и зарегистрированных ранее) заболеваний, по поводу которых больной получал медицинскую помощь в данном году.

Сведения об общей заболеваемости населения формируются из нескольких источников информации (табл. 1).

Наши рекомендации