Раздел 1. ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
Содержание
Введение…………………………………………………………………...5
Раздел 1. Здоровье населения…………………………………………....7
1.1. Здоровье населения и факторы его формирования………………7
1.2. Заболеваемость населения………………………………………. .13
1.3. Болезнь как социально-гигиенические проблемы……………….25
1.4. Физическое развитие населения………………………..................29
Раздел 2 . ПМСП – приоритетное направление развития российской
системы здравоохранения………………………………………………..31
Раздел 3. Организация и структура системы первичной
медико-санитарной помощи……………………….……………….....40
Раздел 4. Организация амбулаторно-поликлинической помощи……..84
Раздел 5. Диспансеризация ……………..……………………………..105
5.1. Диспансеризация в работе медицинской сестры……………….105
5.2. Этапы развития диспансеризации……………………………….106
5.3. Общие цели и задачи …………………………………………….107
5.4. Этапы диспансеризации………………………………………….110
5.5. Документация при диспансеризации……………………………116
5.6. Диспансеризация детского населения…………………………..117
5.7. Положение о кабинете централизованного учёта ежегодной
диспансеризации всего населения………………………………124
5.8. Примерная должностная инструкция м/с кабинета
централизованного учёта ежегодной диспансеризации
всего населения…………………………………………………..125
Раздел 6. Что такое центры здоровья………………………………..127
Раздел 7. Национальный проект «Здоровье»………………………..129
Раздел 8. Профилактика неинфекционных заболеваний………..….152
Раздел 9.Профилактика инфекционных заболеваний……………...167
Раздел 10. Особенности охраны труда в организациях ПМСП .
Участие медицинской сестры в экспертизе трудоспособности ……..188
Раздел 11. Медицинское страхование…………………………….…..196
Литература ……………………………………………………………...207
Введение
Человеческая жизнь очень хрупка. В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате средств для существования. К таким обстоятельствам относятся: болезни, травмы, инвалидность и пр
Они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему здравоохранения, направленную на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Особое место в системе охраны здоровья граждан занимает оказание первичной медико-санитарной помощи, являющейся наиболее распространенным и одним из основных видов медицинского обслуживания населения.
Первичная медико-санитарная помощь, как один из видов медицинского обслуживания, является непосредственным источником правоотношений, которые регулируются соответствующими нормативно-правовыми актами.
Принятие множества федеральных законов, главным образом законов, разграничивающих и устанавливающих полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, привело к необходимости переосмысления структуры медицинских организаций, их принадлежности к определенному уровню власти, источников и механизмов финансирования и, как следствие, к изменению порядка их функционирования, в том числе и в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам. Это привело к необходимости изменений правового регулирования в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи для обеспечения корректного функционирования данной компонента системы здравоохранения. Таким образом, совершенствование законов, регулирующих оказание первичной медико-санитарной помощи гражданам, стало одной из задач современного медицинского права.
Раздел 1. ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Международная классификация болезней (МКБ) - это система группировки болезней и патологических состояний, отражающая современный этап развития медицинской науки.
Всего МКБ пересматривалась 10 раз. По рекомендации ВОЗ МКБ-Х вступила в силу с 1 января 1993 года, однако в нашей стране до сих пор используется и МКБ-1Х.
Целью МКБ является создание условий для систематизированной регистрации, анализа, интерпретации и сравнения данных о смертности и заболеваемости, полученных как в различных странах или регионах, так и в разное время. МКБ используется для преобразования словесной формулировки диагнозов болезней и других проблем, связанных со здоровьем, в буквенно-цифровые коды, которые обеспечивают удобство хранения, извлечения и анализа данных.
В МКБ-1Х 17 классов (например, 1 класс - инфекционные и паразитарные болезни, 2 - новообразования и т.д.) и 999 рубрик - названий болезней. МКБ-IX состоит из двух томов: первый том - сама классификация болезней, второй - названия болезней по алфавиту.
МКБ-Х состоит из 21 класса и трех томов: первый том - сама классификация болезней, второй - инструкция по ее применению, третий - алфавитный указатель болезней.
На основе МКБ осуществляется группировка заболеваний по клинико-статистическим группам (КСГ) с учетом характера патологии, стандарта и качества медицинских услуг, необходимости анализа по однородным группам. Сроки лечения, технология, объем медицинского обслуживания включаются в КСГ. Система КСГ может быть использована как «прейскурант» медицинских услуг, с ее помощью возможна объективная оценка результативности медицинского обслуживания. Стандарт же необходимых затрат труда на диагностику и лечение отдельных заболеваний, выраженный в экономических параметрах (в денежной форме) называется медико-экономическим стандартом (МЭС).
Заболеваемость представляет собой сложную систему взаимосвязанных понятий:
1. Собственно заболеваемость (общая, первичная заболеваемость) - частота всех острых и впервые выявленных в данном календарном году хронических заболеваний среди населения.
2. Распространенность (болезненность, накопленная заболеваемость) - частота всех имеющихся среди населения острых и хронических (как впервые выявленных в данном году, так и зарегистрированных ранее) заболеваний, по поводу которых больной получал медицинскую помощь в данном году.
Сведения об общей заболеваемости населения формируются из нескольких источников информации (табл. 1).
Инфекционная заболеваемость
О каждом случае обнаруженного инфекционного заболевания обязательно должны быть оповещены органы Госсанэпиднадзора. Псе подлежащие оповещению инфекционные заболевания можно разделить на следующие группы:
1. Карантинные заболевания (чума, холера, натуральная оспа, желтая лихорадка);
2. Заболевания, которые регистрируются как важнейшие неэпидемические болезни с одновременной информацией органов Госсанэпиднадзора (туберкулез, сифилис, трахома, грибковые заболевания);
3. Заболевания, о которых ЛПУ представляет только суммарную (цифровую) информацию в органы санэпиднадзора и которые по классификации не относятся к классу инфекционных заболеваний (грипп, ОРВИ);
4. Заболевания, о каждом случае которых делаются сообщения в местные органы санэпиднадзора с приведением детальных сведений о заболевании (брюшной тиф, сальмонеллез, дизентерия, энтериты, детские инфекции, менингиты, энцефалиты, инфекционный гепатит, полиомиелит, столбняк, бешенство и др.). В случае обнаружения заболеваний 2 и 4 групп заполняется «Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку» (ф. 058/у). Этот документ служит для информации органов санэпиднадзора по месту обнаружения заболевания с целью принятия необходимых мер. Органы санэпиднадзора ежемесячно составляют отчет «О движении инфекционных заболеваний».
При обнаружении заболеваний важнейшими неэпидемическими болезнями заполняется «Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза, венерической болезни, трихофитии, микроспории, фавуса, чесотки, трахомы, психического заболевания» (ф. 089/у) или «Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом рака или другого злокачественного новообразования» (ф. 090/у).
Физическое развитие
Термин физическое развитие может употребляться в двух вариантах:
1) физическое развитие индивидуума - совокупность признаков, харастеризующих состояние и изменение форм и размеров тела (рост, вес, окружность груди и пр.) и определенных функциональных признаков организма (жизненная емкость легких, сила мышц и т.д.);
2) физическое развитие как показатель общественного здоровья Какой-либо определенной группы людей, контингентов населении - уровень и динамика определенных усредненных параметров физического развития этой группы (контингента).
Параметры физического развития населения принято представишь в виде сводных таблиц - так называемых стандартов физического развития для отдельных территорий с разбивкой по полу, возрасту, национальности, социальному положению и пр.
Уровень физического развития населения во многом зависит от социально-экономических факторов - питания, условий проживания и работы, экологической среды, приверженности к здоровому образу жизни и пр.
Оценки физического развития важны не только как социально-гигиенические характеристики населения, но и для ряда смежных направлений медицинской деятельности. Так, они имеют большое клинико-диагностическое значение в так называемой конституциональной диагностике - определении конституциональной предрасположенности и конституциональных особенностей течения заболевания. Показатели физического развития используются для выявления антропометрических маркеров (признаков) риска ряда заболеваний и патологических состояний.
Выделяют следующие основные признаки физического развития, подлежащие изучению:
1. Антропометрические, т.е. основанные на измерении размеров тела, скелета человека и включающие:
- соматометрические - размеры тела и его частей;
- остеометрические - размеры скелета и его частей;
- краниометрические - размеры черепа.
2. Антропоскопические, основанные на описании тела в целом и отдельных его частей: развитие жирового слоя, мускулатуры, форма грудной клетки, спины и т.д.
В последние десятилетия для большинства экономически развитых стран характерен процесс акселерации - ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.
Различают два вида акселерации:
1. Гармоническая - параллельное ускорение роста и биологического созревания, что приводит к более раннему завершению детства;
2. Дисгармоническая - ускорение роста может не сопровождаться ускорением созревания.
Причины акселерации не совсем ясны, но есть предположения, что ими являются:
- улучшение питания детей (увеличение потребления белков, жиров, витаминов и др.);
- более интенсивная инсоляция;
- урбанизация (ускорение темпов городской жизни возбуждает ЦНС и активизирует ее тропные функции);
- генетический эффект (смешивание населения, гетеролокальные браки и т.д.).
ЦИКЛ ПМСПН
Диагноз населения |
Оценка |
Планирование вмешательства |
Подробная оценка проблемы |
Выполнение |
Переоценка |
Определение приоритетов |
Подробно остановимся на каждом из этих этапов.
Диагноз местного населения. Что это такое? Данный термин означает четкую оценку нужд и возможностей группы населения. Так же как клиницист ставит диагноз больному, так и группа ПМСПН должна поставить диагноз населению участка в целом. Далее следует определить, какими ресурсами располагает население участка, с тем чтобы оно максимально использовало их в свою пользу.
После постановки диагноза населения необходимо выделить главную проблему (какое-то заболевание) и подробно на основании критериев ее изучить. Наиболее часто применяются следующие критерии: заболеваемость, смертность, эффективность вмешательства, выполнимость, занятость населения, стоимость, источники финансирования и другие. Каждый критерий оценивается по 4-х бальной системе, и в результате каждое заболевание имеет строгую клиническую оценку.
После определения главной проблемы идет подробная ее оценка: определение группы населения по возрасту и полу, факторов риска, методов сбора данных и регистрации информации.
Следующий этап цикла ПМСПН - планирование вмешательства. Для успешного проведения его необходимо: сформулировать цель, выбрать сферу вмешательства, определить критерии вмешательства, разработать протокол, распределить обязанности между членами команды, разработать собственную систему записи информации и систему наблюдения.
Далее идет этап -выполнения. Критериями успешного руководства проектом является: ясная цель, ясные стадии с их трудностями, адекватные ресурсы, ясное распределение обязанностей, хорошая информация и преданность членов команды ПМСПН своему делу.
Следующий этап - оценка, то есть критическое и объективное определение степени выполнения поставленных задач. Основой оценки является мониторинг: процесс, выполняемый на протяжении всей программы ПМСПН для регулирования ежедневных действий. Оценка соотносит цели и запланированную деятельность с работой программы, но может также производиться и в период выполнения программы. Оценка должна соответствовать некоторым параметрам: она должна быть простой, но точной; должна определять эффект для населения; вопросы необходимо задавать правильно и лучше письменно; не следует ожидать стопроцентного успеха.
Последним завершающим этапом цикла ПМСПН является - переоценка. Она необходима, так как не всегда удается достигнуть намеченной цели. В ряде случаев приходится составлять новую программу, углубляющую и расширяющую основные положения первой.
СМС - активный участник всех этапов реализации ПМСПН. Так, в программе «Бронхиальная астма» СМС раздает и обрабатывает анкеты - опросники; проводит и рассчитывает данные пикфлуометрии; группирует выявленных больных по тяжести, функциональным нарушениям; реализует дифференцированные лечебные программы для больных и лиц, имеющих факторы риска (программы вырабатываются СВ). СМС, пользуясь компьютером, проводит статистическую разработку результатов работы бригады ПМСПН. По указанию СВ СМС принимают активное участие в комплексе мер первичной , вторичной, третичной профилактики, организации в проведении занятий в астма - школах.
ПОЛОЖЕНИЕ
МЕДИКО-САНИТАРНОЙ
ПОМОЩИ ВЗРОСЛОМУ НАСЕЛЕНИЮ
1. Настоящее Положение устанавливает правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации.
2. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N 1 - 27 к настоящему Положению.
3. Работникам организаций, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, и населению закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, первичная медико-санитарная помощь осуществляется с учетом особенностей организации оказания медицинской помощи, установленных Правительством Российской Федерации.
4. Первичная медико-санитарная помощь в медицинских организациях может оказываться населению:
а) в качестве бесплатной - в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
б) в качестве платной медицинской помощи - за счет средств граждан и организаций.
5. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению.
6. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в плановой и неотложной формах.
7. Первичная медико-санитарная помощь оказывается:
1) амбулаторно, в том числе:
в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, или ее подразделении, по месту жительства (пребывания) пациента - при острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний в случае вызова медицинского работника или при посещении им пациента с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение), при патронаже отдельных групп населения при выявлении или угрозе возникновения эпидемии инфекционного заболевания, больных инфекционным заболеванием, контактных с ними лиц и лиц, подозрительных на инфекционное заболевание, в том числе путем подворных (поквартирных) обходов, осмотров работников и учащихся;
по месту выезда мобильной медицинской бригады, в том числе для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий;
2) в условиях дневного стационара, в том числе стационара на дому.
8. В целях повышения эффективности оказания первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций может организовываться отделение (кабинет) неотложной медицинской помощи, осуществляющее свою деятельность в соответствии с приложением N 5 к настоящему Положению.
С учетом образования контингентов граждан, временно (сезонно) проживающих на территории населенного пункта (в том числе на дачных участках и садовых товариществах), отделение (кабинет) неотложной медицинской помощи может организовываться в непосредственном приближении к месту временного (сезонного) проживания.
9. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи.
10. Первичная медико-санитарная помощь включает следующие виды:
первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья;
первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, офисов врачей общей практики (семейных врачей), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики;
первичная специализированная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-специалистами разного профиля поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, в том числе оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
11. В малочисленных и (или) расположенных на значительном удалении от медицинской организации или ее подразделении населенных пунктах, в том числе временных (сезонных), медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу, на территории обслуживания которых расположены такие населенные пункты, осуществляют организацию оказания первой помощи населению до прибытия медицинских работников при внезапных, опасных для жизни острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, травмах, отравлениях с привлечением одного из домовых хозяйств.
Организация оказания первой помощи включает формирование аптечки первой помощи, ее пополнение по мере необходимости, обучение навыкам оказания первой помощи, обеспечение лиц, оказывающих первую помощь, а также лиц, имеющих высокий риск развития внезапной сердечной смерти, острого коронарного синдрома и других жизнеугрожающих состояний, и членов их семей методическими пособиями и памятками по оказанию первой помощи при наиболее часто встречающихся жизнеугрожающих состояниях, являющихся основной причиной смертности (в том числе внезапной сердечной смерти, острого коронарного синдрома, острого нарушения мозгового кровообращения), содержащими сведения о характерных проявлениях указанных состояний и необходимых мероприятиях по их устранению до прибытия медицинских работников.
12. Первичная доврачебная и первичная врачебная медико-санитарная помощь организуются по территориально-участковому принципу.
13. Территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения) в определенных организациях и (или) их подразделениях.
14. Распределение населения по участкам осуществляется руководителями медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан.
15. В целях обеспечения права граждан на выбор врача и медицинской организации допускается прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения с учетом рекомендуемой численности прикрепленных граждан, установленной пунктом 18 настоящего Положения.
16. В медицинских организациях могут быть организованы участки:
фельдшерский;
терапевтический (в том числе цеховой);
врача общей практики (семейного врача);
комплексный (участок формируется из населения участка медицинской организации с недостаточной численностью прикрепленного населения (малокомплектный участок) или населения, обслуживаемого врачом-терапевтом врачебной амбулатории, и населения, обслуживаемого фельдшерско-акушерскими пунктами (фельдшерскими здравпунктами);
акушерский;
приписной.
17. Обслуживание населения на участках осуществляется:
фельдшером фельдшерского здравпункта, фельдшерско-акушерского пункта;
врачом-терапевтом участковым, врачом-терапевтом участковым цехового врачебного участка, медицинской сестрой участковой на терапевтическом (в том числе цеховом) участке;
врачом общей практики (семейным врачом), помощником врача общей практики, медицинской сестрой врача общей практики на участке врача общей практики (семейного врача).
18. Рекомендуемая численность прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала составляет:
- на фельдшерском участке - 1300 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;
- на терапевтическом участке - 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше (для терапевтического участка, расположенного в сельской местности, - 1300 человек взрослого населения);
- на участке врача общей практики - 1200 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;
- на участке семейного врача - 1500 человек взрослого и детского населения;
- на комплексном участке - 2000 и более человек взрослого и детского населения.
19. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, с длительной сезонной изоляцией, а также в местностях с низкой плотностью населения участки могут быть сформированы с меньшей численностью прикрепленного населения, с сохранением штатных должностей врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых, медицинских сестер врача общей практики, фельдшеров (акушеров) в полном объеме.
20. В зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях обеспечения ее доступности могут формироваться постоянно действующие медицинские бригады, состоящие из врача-терапевта участкового, фельдшеров, акушеров и медицинских сестер, с распределением между ними функциональных обязанностей по компетенции, исходя из установленных штатных нормативов, предназначенных для расчета количества должностей, предусмотренных для выполнения медицинской организацией возложенных на нее функций.
21. Первичная специализированная медико-санитарная помощь организуется в соответствии с потребностями населения в ее оказании, с учетом заболеваемости и смертности, половозрастного состава населения, его плотности, а также иных показателей, характеризующих здоровье населения.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается по направлению медицинских работников, оказывающих первичную доврачебную и первичную врачебную медико-санитарную помощь, а также при самостоятельном обращении пациента в медицинскую организацию.
22. Для оказания медицинской помощи больным с острыми хроническими заболеваниями и их обострениями, нуждающимся в стационарном лечении, но не направленным для оказания стационарной медицинской помощи в медицинскую организацию, может организовываться стационар на дому при условии, что состояние здоровья больного и его домашние условия позволяют организовать медицинскую помощь и уход на дому.
Отбор больных для лечения в стационаре на дому проводится по представлению врачей участковых терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) и врачей-специалистов.
При организации стационара на дому осуществляется ежедневное наблюдение больного врачом-специалистом и медицинской сестрой, проведение лабораторно-диагностических обследований, медикаментозной терапии, различных процедур, а также консультации врачей-специалистов по профилю заболевания.
В субботние, воскресные и праздничные дни наблюдение за больными может осуществляться дежурными врачами и медицинскими сестрами, а также службой неотложной медицинской помощи. При ухудшении течения заболевания больной должен быть незамедлительно переведен в круглосуточный стационар.
Лечебно-профилактические учреждения
Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) это медицинские учреждения — специализированные лечебно-профилактические заведения, в которых людям с теми или иными заболеваниями оказывается полный спектр медицинских услуг: диагностика, лечение, реабилитация после перенесенных болезней.
Как правило, медицинское обслуживание населения в России состоит из нескольких систем:
1. Терапевтические медицинские учреждения,
2. Хирургические и травматологические учреждения.
3. Педиатрические медицинские учреждения,
4. Профилактические медицинские учреждения — санатории и профилактории,
5. Специальные медицинские учреждения — отделения экспертизы, станции и отделения скорой медицинской помощи, медицинские службы спасения, отделения и станции переливания крови,
6. Родильные дома.
По своим функциям и задачам ЛПУ делятся на два типа: амбулатории и стационары. К учреждениям амбулаторного типа относятся амбулатории, поликлиники, здравпункты, диспансеры, станции скорой помощи, женские консультации, медико-санитарные части (МСЧ). (см рис.)
Основными задачами ЛПУ являются:
1. Повышение качества и объема профилактической работы.
2. Своевременное и качественное обследование, лечение и реабилитация больных в амбулаторных, стационарных условиях и на дому.
3. Усиление взаимодействия и преемственности с другими ЛПУ и санитарно-профилактическими учреждениями.
4. Повышение качества и оперативности медицинского ухода и сервисного обслуживания больных.
5. Оптимизация планово-финансовой и хозяйственной деятельности.
6. Развитие материально-технической базы.
7. Социальное развитие коллектива.
8. Своевременное внедрение достижений научно-технического прогресса.
9.Обеспечение готовности к работе в экстремальных условиях.
Лечебно-профилактическое учреждение обеспечивает:
- экстренную и неотложную медицинскую помощь всем обратившимся больным и пострадавшим;
- тесное взаимодействие с другими ЛПУ и службами здравоохранения в оказании медицинской помощи населению;
К лечебно-профилактическим учреждениям относятся
Больницы |
Санаторий |
Госпиталь |
Хосписы |
Клиника |
Стационары |
Диспансеры |
Амбулатории |
Поликлиника |
Женская консультация |
Здравпункты ФАП |
Станция скорой помощи |
Медико-санитарная часть |
- постоянное совершенствование форм и методов взаимодействия с другими ЛПУ, профилактической работы, диспансеризации населения, диагностики и лечения больных, исходя из потребностей населения и реальных условий хозяйствования;
- комфортные бытовые и психоэмоциональные условия на амбулаторном приеме и в стационаре;
- соблюдение персоналом норм этики и деонтологии;
- своевременное и качественное проведение лечебно-диагностических процедур, врачебных назначений, манипуляций и т.д.;
- высокое качество ухода за больными;
- высокое качество, рациональность и безопасность диетического питания для стационарных больных;
- соблюдение санитарных норм и правил устройства, оборудования и эксплуатации для лечебных учреждений, а также требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов;
- бесперебойную работу медицинской аппаратуры, машин и механизмов, инженерно-технических коммуникаций и сооружений;
- рациональное использование трудовых, финансовых и материальных ресурсов;
- бесперебойное снабжение необходимыми средствами и материалами медицинского и хозяйственного назначения;
- соблюдение правил и норм техники безопасности, охраны труда и противопожарной безопасности.
В городах указанная помощь оказывается территориальными поликлиниками для взрослых и детскими поликлиниками, врачебными амбулаториями, медсанчастями, женскими консультациями, врачебными и фельдшерскими здравпунктами. В сельской местности первым звеном в системе этой помощи являются лечебно-профилактические учреждения сельского врачебного участка: фельдшерско-акушерский пункт, здравпункт, амбулатория ВОП, участковая больница, врачебная амбулатория. Для жителей районного центра основным учреждением, оказывающим ПСМП, является поликлиника центральной районной больницы.
Для оказания скорой медицинской помощи в городах создана широкая сеть соответствующих станций (подстанций); в сельских административных районах организованы отделения скорой медицинской помощи при центральных районных больницах. Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий возлагается на санитарно-эпидемиологическую службу при непосредственном участии врачей и средних медработников территориальных и производственных врачебных участков.
С Т А Ц И О Н А Р Ы
Больница
Больница — лечебно-профилактическое учреждение, осуществляющее диагностику и лечение пациентов, которые нуждаются в госпитализации с целью круглосуточного лечения и ухода. Выделяют: однопрофильные (только один профиль заболеваний), многопрофильные (в составе больницы имеются отделения для лечения пациентов различного профиля); районные, городские и краевые (областные, республиканские).
Уровень оказания помощи. Третий - четвертый.
Основные признаки. Стационарность, территориальность.
Тип оплаты. Обязательное медицинское страхование (необходим паспорт и действующий полис), добровольное медицинское страхование (требуется паспорт, полис и лист согласования объема обследования и лечения со страховщиком), личные денежные средства (требуется паспорт).
В какой ситуации обращаться. В больницу следует обращаться больным, которые нуждаются в круглосуточном лечении и уходе.
Клиника
Клиника — больница, в которой проводится преподавательская и научно-исследовательская работа. Характеризуется высоким потенциалом медицинского персонала и оснащенностью современным лечебно-диагностическим оборудованием.
Уровень оказания помощи. Третий - четвертый.
Основные признаки. Стационарность, наличие кафедр медицинского ВУЗа.
Тип оплаты. Обязательное медицинское страхование (необходим паспорт и действующий полис), добровольное медицинское страхование (требуется паспорт, полис и лист согласования объема обследования и лечения со страховщиком), личные денежные средства (требуется паспорт).
В какой ситуации обращаться. В клинику следует обращаться больным, которые нуждаются в круглосуточном лечении и уходе, особенно пациентам с диагностически сложными случаями или требующим сложного лечения.
Госпиталь
Госпиталь - лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медицинскую помощь военнослужащим и инвалидам войны, которые нуждаются в госпитализации с целью круглосуточного лечения и ухода. Выделяют гарнизонные, окружные, видов вооружённых сил и центральные госпитали.
Уровень оказания помощи. Третий.
Основные признаки. Стационарность, военнослужащие.
Тип оплаты. Бесплатно для военнослужащих и инвалидов войны (требуется военный билет).