Если воля Твоя, вели мне ехать
Вероятно, едва ли можно удивляться тому, что в свете новых переживаний нечто более высокое и важное, чем деньги, имеющее отношение к служению Богу, стало привлекать Хадсона Тейлора. Тихая жизнь в Дрейнсайде меняла его отношение ко многим вещам. Той зимой были незабываемые моменты, когда Хадсон видел мир, как никогда раньше, глазами Самого Бога.
Несмотря на то, что Хадсон Тейлор был готов к необходимым жертвам, он не должен был отправляться в Китай без Божьего повеления. «Время его еще не пришло», — писала его мать, с благодарностью вспоминая водительство Божье в ответ на их молитвы. Для близких Хадсону людей, чье мнение он наиболее высоко ценил, было очевидно, что время ехать для него еще не пришло. Он еще был слишком молод. Ему нужны были дальнейшая подготовка и опыт в духовной сфере. Без сомнения, прекрасно, что в его сердце было желание оставить все и следовать за своим Господином, куда бы то ни было. Но направлял ли его Бог в Китай именно в это время? Его родители и друзья так не думали. Он много молился о том, чтобы — если есть воля Божья на его отъезд в Китай немедля — они это поняли и пожелали ему счастливого пути. Но все говорило об обратном. Хадсон не мог предпринять этот шаг, не пренебрегши советами друзей-христиан из Халла и своих родных и близких из Барнсли. А этого он делать не станет, ведь он имеет дело с Богом, который Сам может устранить побочные причины.
Итак, из всего этого Хадсон сделал вывод, что Божье время еще не пришло. Возможно, Бог вел его к другому шагу на пути подготовки к будущему, но, очевидно, Божьи намерения заключались не в том, чтобы отправить его в Китай прямо сейчас. Хадсону нелегко было прийти к такому заключению. Было нелегко отказаться от своих тщательно продуманных планов, и Хадсон понял, что даже то, что кажется посвящением, может основываться на своеволии. Тем не менее у него была возможность применить на практике важный принцип: «Послушание лучше жертвы» (1 Цар. 15:22). И Хадсон принял это с радостью, предоставив Господу позаботиться о результатах.
Теперь для Хадсона наступил период жизни, который ему запомнится надолго. И если бы не благодать Божья, которая все превращала в радость и мир, этот период стал бы временем болезненного беспокойства. Чем яснее Хадсон представлял, чего от него хочет Бог, тем более трудновыполнимым это казалось. Он был вполне уверен, что ему нужно, не медля, предупредить доктора Харди о своем увольнении и ехать в Лондон учиться медицине. Но все попытки найти подходящую работу оказались безрезультатными. Не имея средств, к которым можно было бы прибегнуть в случае необходимости (за исключением маленькой суммы денег, отложенной на приобретение одежды для поездки в Китай), почти не имея друзей в большом городе и не имея места, где остановиться, можно было бы опустить руки. Хадсон же напротив, вместо того что бы тратить время и силы на беспокойное обдумывание, смог предать все в руки Божьи и молиться с детской верой: «Уровняй предо мною путь Твой» (Пс. 5:9). Он не мог сказать, как все сложится, и потому лишь усерднее молился, будучи уверен, что в нужное время получит водительство от Бога.
А путь его тем временем стал проясняться. Его дядя в Лондоне предложил временно у него остановиться; Китайское евангелизационное общество, с которым он состоял в переписке по поводу миссионерства в Китае, предложило оплатить обучение, а на церковных собраниях, которые он посещал в Халле, Хадсон познакомился с несколькими христианами, живущими неподалеку от Сохо, района, где располагалось его будущее жилье. Поступили и другие предложения помочь, которые, хотя и не были приняты, подтвердили уверенность Хадсона в том, что он на правильном пути.
Господь позаботится
Когда Хадсон Тейлор в сентябре 1852 года прибыл в Лондон, никто и представить не мог, как все было для него ново и как отчаянно он нуждался в силе, которую может дать только Бог. Ни своей матери, ни даже сестре, которая в последнее время гостила у него в Дрейнсайде, Хадсон ни слова не сказал о решении, которое принял, покидая Халл, и которое сейчас, когда он приехал в город, занимало все его мысли. Его родители и друзья знали, что Хадсон поехал в Лондон, чтобы окончить учебу на врача и, по возможности, обеспечивать себя самостоятельно. Они знали также, что Китайское евангелизационное общество предложило ему финансовую поддержку, и сделали из этого вывод, что он в достаточной мере обеспечен, поскольку отклонил подобное предложение родных. И Хадсону не оставалось ничего другого, как вновь полагаться на Божьи обетования. У него в кармане было немного денег, и несколько фунтов было отложено на поездку в Китай. Было также предложение оплатить обучение и приглашение пожить в течение нескольких дней или недель у дяди-холостяка, пока Хадсон не освоится с ситуацией. Кроме этого, у него не было, с человеческой точки зрения, ничего общего с потребностями большого города, в котором он был почти чужим.
Но все это, несмотря на приближающуюся зиму, нисколько не беспокоило Хадсона. Потому что как в ближайшем, так и в отдаленном будущем Хадсон верил в один источник любого достатка. И если этот источник подведет, то лучше обнаружить это сейчас, в Лондоне, нежели в далеком Китае. Хадсон намеренно и добровольно отказался от всех возможных источников помощи, чтобы в сложных обстоятельствах полностью убедиться, что Бог может позаботиться о нем Сам, как Он и обещал. Ему нужен был именно Бог, живой Бог, и более сильная вера, чтобы постичь Его верность и обрести больше практического опыта в отношениях с Ним в сочетании с умением подчинять Его воле каждую нужду. Комфорт или дискомфорт, связанные с проживанием в Лондоне, наличие или недостаток средств к существованию казались Хадсону маловажными вещами в сравнении с более глубоким познанием Того, от Кого зависело все. Теперь, когда появилась неожиданная возможность испытать это знание на практике, Хадсон шел вперед с сильной уверенностью, что Господь, Который уже отвечал так великодушно на его маленькую веру, позаботится о нем.
О том, как он оказался в настоящем положении, Хадсон пишет следующее:
Приближался день, когда мне нужно было покинуть Халл и ехать обучаться медицине в лондонской больнице. У меня были все основания полагать, что пробыв в Лондоне некоторое время, я смогу приступить к делу всей моей жизни — отправиться в Китай. Но как бы я ни радовался тому, что Бог с удовольствием слушает и отвечает на молитвы, помогает Своему наполовину доверяющему, наполовину нерешительному дитя, я чувствовал, что для поездки в Китай мне необходима более развитая и испытанная способность полагаться на Его верность, а удивительная возможность для этого мне дана была свыше.
Мой дорогой отец предложил взять на себя все расходы, связанные с моим пребыванием в Лондоне. Однако я знал, что из-за недавних потерь такой шаг (как раз в то время, когда мой отъезд был определен) означал для него значительные расходы. Я недавно познакомился с членами Китайского евангелизационного общества — благодаря этой встрече впоследствии я и уехал в Китай — ив частности с его руководителем, уважаемым и горячо мной любимым Джорджем Пиарсом, который тогда работал на Лондонской фондовой бирже, а сейчас уже многие годы сам является миссионером. Не зная о предложении моего отца, комитет любезно предложил оплатить расходы, связанные с моим пребыванием в Лондоне. Когда я впервые получил эти предложения, я точно еще не знал, что мне делать. Я написал и отцу, и в комитет, что мне нужно несколько дней, чтобы помолиться, прежде чем принимать какое бы то ни было решение. В письме к отцу я упомянул, что мне поступило предложение от миссионерского общества, а руководителям комитета написал об обещанной со стороны отца помощи.
Когда впоследствии я в молитве просил у Бога водительства, мне стало ясно, что можно без труда отклонить оба предложения. Руководители миссионерского общества не будут знать, что я полностью положился на Божью помощь, а отец, в свою очередь, решит, что я принял другое предложение. Тогда я в обоих письмах ответил отказом и почувствовал, что теперь, когда никто не будет беспокоится на мой счет, я нахожусь в Божьих руках и что Тот, кто знает мое сердце и поддерживает во мне желание ехать в Китай, благословит мое стремление полагаться только на Него еще здесь, в родной стране.
Таким образом, Хадсон Тейлор должен был найти свое благословение, хотя его жизнь в Лондоне не проходила без испытаний. Хадсон ходил пешком по восемь миль в день до больницы и обратно, бывало, месяцами питался одним черным хлебом и яблоками; и при этом сомневался в прочности своих связей с единственным обществом, где были готовы отправить его в Китай без университетского образования. Тем не менее эти испытания помогли укрепить его веру и дали необходимую подготовку к поездке в Китай.
Вскоре дорога в Китай неожиданно для него открылась. Совсем недавно будущее казалось таким неопределенным, что Хадсон едва ли был способен сделать шаг вперед. Очень горячо он просил у Бога водительства, всем сердцем желая знать и исполнять Его волю. Как вдруг воссиял свет, причем там, откуда он меньше всего ожидал. Пришло время, и нужные обстоятельства создал Сам Бог, Который, как сказал древний пророк, помогает тем, кто на Него надеется (Ис. 64:4).
В помещении Китайского евангелизационного общества (КЕО) сидел один из секретарей и писал письмо. События в Китае менялись с пугающей быстротой. После завоевания Нанкина тайпины брали штурмом все очаги сопротивления в центральных и северных провинциях, пока сам Пекин едва не оказался в их руках. Казалось, ничто не может спасти гибнущую династию, если не вмешаются иностранные государства. Британский представитель сэр Джордж Бонхэм после визита в Нанкин отозвался очень одобрительно о повстанцах. «Восставшие являются христианами», — появилось сообщение в газете «Норт Чайна Геральд» от седьмого мая. Казалось, что религиозный аспект усиливается по мере усиления движения.
Все это означало только одно: если Пекин будет завоеван, то вековая изоляция прекратится, и Китай тотчас же станет открытым для Евангелия. Реальная возможность этого создала мощный стимул для миссионерских усилий. Повсюду сердца христиан воспламенились. Необходимо было что-то делать, чтобы встретить великий переломный момент, причем делать уже сейчас! И некоторое время деньги рекой лились в кассы.
В свете этих новых событий руководители комитета КЕО пересмотрели свою позицию. До сих пор их единственным представителем в Китае был немецкий миссионер Лобшайд, который трудился неподалеку от Кантона. Они давно хотели послать ему помощника и, к тому же, решив подготовиться к грядущим переменам, послали двух людей в Шанхай. Деньги не были проблемой, потому что за последние несколько месяцев их приток заметно увеличился, но подходящих людей было найти не так просто.
Так обстояли дела 4 июня 1853 года, когда мистер Бэрд, секретарь КМО, сидя в своем кабинете, писал письмо следующего содержания человеку, которому они имели все основания доверять, молодому студенту-медику Хадсону Тейлору.
Милостивый государь, если Вы решительно настроены ехать в Китай и отказаться от приобретения квалификации хирурга, я бы Вам настоятельно порекомендовал не терять времени и готовиться к отъезду. Сейчас нам нужны по-настоящему преданные люди, и я верю, что Ваше сердце право перед Богом и Ваши мотивы чисты, поэтому Вам не нужно медлить... Если Вы считаете правильным выразить свою готовность, я буду очень рад положить Ваше заявление перед руководством комитета. Это важный шаг, который требует серьезных молитв. Но Бог даст Свое водительство. Делайте все, что в Ваших силах, и не теряйте времени.
Предложение было для Хадсона Тейлора неожиданным. Китай в течение трех с половиной лет неизменно присутствовал в его мыслях, и новость о скором отплытии казалась восхитительной. Однако возникали вопросы, связанные с его будущим, и Хадсон был не уверен, следует ли ему поддерживать контакт с каким бы то ни было миссионерским обществом. Бэрд, судя по всему, был настроен доброжелательно и хотел помочь, поэтому молодому человеку было что рассказать Богу.
Как удивительно все изменилось. Возможно ли, что все, что когда-то являлось преградой на его пути в Китай, исчезло? Что миссионерская организация не только готова, но и горячо желает отправить его туда? Тогда, без сомнения, Божье время наступило, и ему нельзя отступать. На следующий день Хадсон писал матери:
Мистер Бэрд устранил большинство препятствий и возражений, которые не давали мне покоя, и, я думаю, будет правильным принять его предложение и представить свою кандидатуру на рассмотрение комитета. Тем не менее, я буду ждать твоего ответа и полагаюсь на твои молитвы. Если мне позволят ехать сразу же, следует ли мне перед отъездом приехать домой? Я всем сердцем хочу увидеть вас на прощание, и вы, конечно, желаете того же; но я почти уверен, что легче будет не видеться вообще, чем, увидевшись, расстаться навсегда. Но нет, не навсегда!
Что наша жизнь? Она пройдет!
Зачем же избегать креста?
Последуй по Его стопам,
Будь мудр и не считай потерь,
И Он улыбкой наградит все то, что терпим мы теперь!
Заканчиваю свое письмо и надеюсь получить ответ как можно скорее. Молись за меня постоянно. Говорить о том, что нужно оставить все ради Христа, легко, но когда слова нужно подтвердить делом — это возможно только если мы имеем «полноту в Нем» (Кол. 2:17). Бог да благословит тебя и пребудет с тобою, моя милая, милая мамочка, и да поможет тебе осознать, как драгоценен Иисус, чтобы ты желала только одного — «познать Его» даже «в страданиях Его» (Фил. 3:10).
Позже он писал сестре:
Молись за меня, дорогая Амелия, чтобы Тот, Кто обещал восполнить всякую нашу нужду, был со мной в этот трудный, хотя и долгожданный час. Когда мы смотрим на себя, мы видим, как мало в нас любви, как ограниченно наше служение и как медленно мы двигаемся к совершенству. Как же освежающе действует на душу то время, когда мы обращаемся и смотрим на Него, вновь погружаясь в «источник... для омытия греха и нечистоты» (Зах. 13:1), когда вспоминаем, что мы приняты в Возлюбленном, «Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением, и искуплением» (1 Кор. 1:30). О, полнота Христа, полнота Христа!
Глава 3