Ст. преподавателем цикла кинологии майором милиции Ялаловым А.Ф.
План-конспект одобрен
На заседании цикла кинологии
Протокол №_________
«_____»_______________2011 года.
УФА 2011 г.
Содержание занятия:
1. Вводная часть (10) минут:
Проверка наличия личного состава, объявляет тему занятия и порядок проведения.
2. Основная часть (60) минут:
Рассмотрение вопросов данной темы и конспектирование их слушателями.
Заключительная часть (10) минут.
Преподаватель подводит итоги занятия, отмечая положительные либо негативные моменты в действиях слушателей, указывает ошибки, отвечает на вопросы.
Контрольные вопросы, подлежащие рассмотрению на занятии:
Учебный вопрос № 1 – Определение степени развития активно-оборонительной реакции, добычной и охотничьей реакций поведения.
Время 30 минут.
Смелые, умеренно-злобные собаки спокойно относятся к чужим людям. Однако при имитации нападения на нее или хозяина такое животное без колебаний кидается на «обидчика». Смелое животное свободно ведет себя в любой обстановке.
Учебный вопрос №2 – Определение типа высшей нервной деятельности.
Время 15 минут
В процессе дрессировки собаки и в результате применения никоторых простых испытаний можно выявить отдельные типологические свойства высшей нервной деятельности служебной собаки.
Учебный вопрос №3 - Определение физических данных на способность работать в защитном разделе.
Время 15 минут
Собака не должна иметь лишний вес или быть худой, у нее должна быть отлично развита мускулатура. Для гармоничного психического и физического развития необходимы разнообразные, дозированные, специально подобранные физические нагрузки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Е. Н. Мычко В. А. Беленький Ю. А. Журавлев М. Н. Сотская. Поведение собаки.
2. Гриценко В.В..Теоретические основания дрессировки.
3. Карен Прайор. Дрссировка собак с помощью кликера.
4. Карен Прайор. Кликер-тренинг.
5. Карен Прайор. Не рычите на собаку.
6. Джон Фишер. О чем думает ваша собака.
7. Б. Скиннер. Что такое бихевиоризм.
8. В.В. Гриценко. Воспитание собаки-защитника.
9. Хельмут Райзер. Защитная собака.
10. Андреев Л. А., Васильев В. В., Васильев М. Ф. и др. Служебное собаководство. (Руководство по подготовке специальных служебных собак.) М.: Сельхозгиз, 1944.
11. Иньков Н. М. и др. Основы служебного собаководства. М.: Сельхозгиз, 1958.
12. Арасланов Ф. С. и др. Дрессировка служебных собак. Алма-Ата: Кайнар, 1987.
13. Мак. Фарленд Д. Поведение животных: Психоэтология, этология, эволюция. М.: Мир, 1988.
14. Лобачев В. С. Словарь собаковода. М.: 1996.
Введение.
Пригодность служебной собаки определяется на основании изучения морфологических и физиологических признаков, а также устных и документальных сведений о ее происхождении, поведении, условиях содержания, перенесенных болезней и т. п.
При приобретении собаки для подготовки к защитному разделу необходимо определить:
Морфологические признаки (экстерьер) - это строение тела животного и отдельных его частей (головы, шеи, туловища, конечностей).
Физиологические признаки - это состояние здоровья, физическая тренированность, а также рабочие качества: чутье, злоба, активность, устойчивость, к сильным раздражителям.
Известно, что как экстерьерные, так и служебные качества могут в той или иной степени передаваться по наследству. Поэтому важное значение при выборе собаки имеет ее происхождение. Происхождение собаки можно проследить по родословной карте, где указываются служебные достоинства ее предков. В случае отсутствия родословной эти и другие данные узнаются у владельца собаки или инструктора служебного собаководства, (если она проходит или проходила курс дрессировки на площадке). На формирование организма животного в большей степени влияют условия содержания кормления и воспитания. Собаки, которые с раннего возраста выращиваются на свежем воздухе, во дворе или в просторном вольере, правильно питаются и воспитываются – вырастают всесторонне физически развитыми, обладают крепкой нервной системой, хорошей работоспособностью и устойчивостью к инфекционным заболеваниям. Все указанные свойства имеют чрезвычайно важное значение, так как животное в дальнейшем будет находиться в условиях группового содержания и подвергаться большим нервным и физическим нагрузкам. И наоборот, животное, выращенное в тепличных условиях, не имеющее возможности постоянно двигаться и получать достаточно информации о внешнем мире вырастают мало активными, трусливыми, и физически слабыми. Такие собаки непригодны для служебного использования.
1. Определение степени развития активно-оборонительной реакции, добычной и охотничьей реакций поведения.
Психические свойства собак определяются по поведению животного в тех или иных специально создаваемых ситуациях. Наиболее часто встречаемый у собак психический недостаток, исключающий возможность их служебного использования, — трусость. Трусливое животное при подходе проверяющего жмется к ноге хозяина, оно пугается «угрожающих» жестов, резких движений чужого человека. Следует учитывать, что некоторые животные, вполне уверенно ведущие себя в месте своего постоянного пребывания (во дворе, в квартире), проявляют трусость в новой, незнакомой обстановке. Поэтому проверяющий обязательно должен увидеть поведение собаки на оживленных улицах с наличием транспортных средств, работающих механизмов.
Плохо поддаются дрессировке чрезмерно злобные собаки. Такие животные, находясь на коротком поводке рядом с хозяином, при подходе чужого человека без всякой причины начинают вырываться, делают попытки напасть на незнакомца. Чрезмерно злобные собаки с трудом привыкают к новому хозяину и не всегда могут быть использованы даже в караульной службе.
Смелые, умеренно-злобные собаки спокойно относятся к чужим людям. Однако при имитации нападения на нее или хозяина такое животное без колебаний кидается на «обидчика». Смелое животное свободно ведет себя в любой обстановке.
Если у собаки отсутствуют указанные выше отрицательные качества (трусость, безудержная злоба), ее подвергают более серьезной проверке.
Хозяин привязывает собаку к столбу или дереву, а затем покидает ее и прячется в укрытии, расположенном в 10—20 м от животного. Проверяющий выходит из укрытия с палкой в руке и, угрожающе помахивая ею, движется к собаке. Смелая злобная собака, оставшись без хозяина, без страха наблюдает за приближающимся человеком. При этом она активно облаивает проверяющего или молча, внимательно следит за его действиями.
После подхода человека на близкое расстояние животное делает попытки наброситься на «врага». Когда проверяющий замахивается на собаку тряпкой или одеждой, собака захватывает указанные веши в пасть и треплет их. В момент нападения собаки на человека - хозяин собаки (или другое лицо, находящееся в укрытии) производит 1-2 выстрела из стартового пистолета. Если выстрелы использовались при изучении поисковых качеств собаки, то повторно реакция собаки на громкий звук уже не проверяется. Собаки с крепкой нервной системой (устойчивой к неблагоприятным влияниям, стрессам), услышав звук выстрела, не прекращают своих действий или возобновляют их после короткой остановки.
Собаки, испытывающие страх перед угрозами со стороны незнакомого человека, проявляющие сильное беспокойство после выстрела, для служебного использования непригодны.