Общие противопоказания к занятиям ЛФК.
Существует перечень постоянных противопоказаний к применению лечебной физкультуры, который включает в себя следующие факторы.
· Инфекционные болезни и интоксикации.
· Повышенная температура тела.
· Кровотечение.
· Острый период различных заболеваний, включая тромбозы, нарушения проводимости коронарных сосудов, ухудшение кровообращения мозга.
· Злокачественные опухоли и метастазы (до применения радикальных методов).
· Инородное тело, находящееся в непосредственной близости основных сосудов и нервных стволов.
· Прогрессирующая сердечнососудистая недостаточность.
· Выраженная форма олигофрении.
· Тяжелые психические заболевания.
· Общая слабость, утомляемость, выраженные болевые ощущения.
· Эмболия, тромбоз.
· Декомпенсация кровообращения или дыхания.
2. Противопоказания к применению отдельных групп упражнений при различных заболеваниях.
* При патологиях развития тазобедренных суставов запрещаются:
- бег;
- прыжки и спрыгивания;
- приседания;
- ходьба по ступеням (лестнице);
- длительная опора или любая опора (в зависимости от этапа лечения) на пораженную конечность.
- занятия на вертикализирующих тренажерах.
* При нарушениях осанки запрещаются упражнения, дающие осевую нагрузку на позвоночный столб.
* При угрозе судорожных синдромов запрещается применение статических упражнений с задержкой дыхания. Так же не рекомендуется быстрая смена исходных положений, резкие наклоны.
* При прогрессирующем ухудшении зрения не применяются длительные статические нагрузки, упражнения на развитие силы и силовой выносливости.
Лекция 4.
Основные методы оценки физического состояния и уровня развития двигательных навыков.
1. Шкала «APGAR»
2. Уровни двигательного и речевого развития по К.А. Семёновой.
3. Оценка объёма движений в суставах конечностей.
4. Способы оценки работы мышц.
Шкала «APGAR»
Шкала «APGAR» применяется во многих странах мира для оценки состояния новорожденных. Создала эту систему Вирджиния Апгар (единственная в то время женщина-профессор) еще в 1952 году. Ребенка оценивают по пяти параметрам физического состояния. Оценки по шкале Апгар необходимы, скорее, для персонала, чтобы знать какое внимание уделять каждому ребенку. После введения такой системы оценивания, смертность новорожденных снизилась.
Для простоты запоминания пунктов шкалы, используют имя ее основателя.
APGAR:
A (appearance) - цветкожи;
P (pulse) - пульс;
G (grimace) – гримасы (мимика);
A (activity) - мускульная активность;
R (respiration) - дыхание.
Состояние младенца оценивается на 1 и 5 минуте жизни, поэтому записывают две цифры 8 - 9 или 7 - 8. Обычно, сумма балов на пятой минуте выше.
9 - 10 баллов - состояние новорожденного отличное, ребенок здоров, все системы жизнедеятельности работают нормально. Такой ребенок не нуждается во врачебной опеке.
7 - 8 баллов - хорошо. Поводов для беспокойства у медиков нет. Большинство детей получают эту оценку (часто подводит цвет кожицы и крик).
5 - 6 баллов - состояние удовлетворительное, но малышу требуется наблюдение. Ребенка, скорее всего, поместят в детское отделение, где он будет находиться, пока все системы организма не заработают слажено.
0 - 4 балла - состояние ребенка тяжелое. Принимаются реанимационные меры, врачи не спускают глаз с ребенка. В последующем малыш наблюдается у врача.
Оценка по шкале АПГАР является оценкой лишь физического состояния новорожденного, никак не умственного.
2. Уровни двигательного и речевого развития по К.А. Семёновой.
К.А. Семенова рекомендует выделение следующих уровней двигательного и речевого развития.
Нулевой уровень. Пациент не в состоянии самостоятельно удерживать позу сидя, стоя, поворачиваться в положении лежа, ползать, плохо удерживает голову. Активные движения верхних конечностей сохранены в минимальном объеме. Сохраняется влияние тонических рефлексов (всех или большинства). Отмечается выраженная дизартрия или анартрия. Интеллект резко снижен.
I уровень. Больной передвигается с посторонней помощью (подуровень Iа) или с опорой на ходунки (подуровень I6). Самообслуживание минимальное. Способен удерживать голову, сидеть с сохранением дефектной позы с дополнительной опорой. В положении стоя позу не удерживает. Сохраняется влияние всех или части тонических рефлексов. Дизартрия различной тяжести. Интеллект снижен.
II уровень.Больной передвигается с опорой на костыли или трости (подуровень IIa) или без опоры на короткие расстояния (подуровень Пб). Характерно наличие гиперкинезов, атаксии. Имеется незначительное ограничение самообслуживания за счет патологических установок в суставах верхних конечностей. Способен сидеть с сохранением дефектной позы. Может стоять с дополнительной поддержкой. Сохраняется умеренная дизартрия. Частично сохранено влияние тонических рефлексов. Интеллект может быть нормальным или слегка сниженным.
III уровень.Характеризуется дефектной ходьбой на короткие расстояния без дополнительной опоры (подуровень III а) или на значительные расстояния (подуровень III б). Локомоторная функция рук без значительных нарушений. Самообслуживание не нарушено, однако затруднена мелкая моторика кисти. Сохраняются патологические синергии, легкая дизартрия. Интеллект нормальный или слегка сниженный.
Основываясь на приведенной классификации двигательного и интеллектуального развития, можно оценить изменения состояния больного под влиянием курса реабилитационных мероприятий по четырехбалльной системе.
0 баллов — без изменений.
1 балл — положительная динамика отдельных двигательных навыков и отдельных двигательных актов. Функциональные возможности остаются без изменений и существенного влияния на двигательный стереотип.
2 балла — положительная динамика двигательных возможностей в пределах первоначального уровня. Существенное улучшение функции ходьбы или снижение патологической симптоматики (нормализация мышечного тонуса, снижение интенсивности гиперкинезов, атаксии, улучшение осанки и т.д.).
3 балла — положительная динамика, позволяющая отнести больного к более высокому уровню по сравнению с первоначальным.
При оценке состояния пациента до и после проводимого лечения, а также при проведении врачебного контроля обязательно отмечается динамика клинической симптоматики. Обращается внимание на влияние тонических рефлексов, мышечный тонус, мышечную силу, периферические рефлексы, наличие гиперкинезов, деформации стоп, укорочение конечностей, сохраненные двигательные функции и т.д.
Выбор критериев эффективности лечения и методов врачебного контроля должен быть обязательно дифференцирован в соответствии с возможностями больного, степенью имеющихся у него нарушений, т.е. с уровнем двигательного речевого и психического развития.
Например, детям с нулевым или I уровнем могут быть предложены следующие критерии:
поднимание, повороты, удержание головы в положениях на спине, животе, на боку;
повороты со спины на живот, вставание на четвереньки;
ползание;
сидение «по-турецки» или верхом на скамейке.
Исследование активных движений конечностей, туловища, головы, анализ и оценка двигательных нарушений в процессе лечения и на этапах реабилитации позволяют оценить динамику реабилитационных мероприятий и осуществлять врачебный контроль. При исследовании движений очень важно учитывать условия работы мышц или мышечных групп и выполняемые ими в данных условиях действия, а также правильно понимать реципрокные взаимоотношения мышц-антагонистов при анализе поз и движений.