Лечебная физкультура в работе
Лечебная физкультура в работе
С особыми детьми
(лекционный и практический материал
для родителей-тьюторов)
Веселая Лопань
Методические рекомендации разработаны в рамках реализации проекта «Школа тьюторской практики» для родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, финансируемого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (2014-2015 гг.)
Под общей редакцией директора ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» И.Е. Долгих.
Авторы-составители: специалисты отделения психолого-педагогической реабилитации ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
В сборник вошли теоретические и практические рекомендации родителям детей-инвалидов, рассматривающие методы и приемы, упражнения физиотерапии и лечебной физкультуры с целью домашней реабилитации детей с ОВЗ.
|
Лекция 1.
1. Виды неврологических заболеваний. Понятие ДЦП.
2. Признаки неврологических заболеваний (на примере ДЦП) у детей младшего возраста.
3. Классификация форм ДЦП.
4. Основные направления работы с неврологическими больными детского возраста на примере ДЦП.
Классификация форм ДЦП.
Классификация форм ДЦП по К.А. Семеновой:
1.Спастическая диплегия (болезнь Литтла). Наиболее часто встречающаяся форма (50%). Имеет место двустороннее, иногда асимметричное поражение или недоразвитие центрального двигательного нейрона. Двигательные нарушения-тетрапарез (поражены руки и ноги), нижние конечности поражены в значительно большей степени. Основной признак - повышение мышечного тонуса в конечностях с ограничением силы и объема движений в сочетании с сохраняющимися тоническими рефлексами. Тяжесть речевых, психических и двигательных расстройств варьируется в широких пределах, это связано с временем и силой воздействия вредных факторов.
2.Двойная гемиплегия.Самая тяжелая форма ДЦП. Тотальное поражение мозга, прежде всего больших полушарий. Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и ногах, либо руки поражены сильнее. Клинические проявления - преобладание ригидности мышц, усиливающейся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов.
3.Гемипаретическая форма ДЦП. Она характеризуется односторонним поражением одноименных (левых или правых) конечностей (руки и ноги). Имеет место поражение преимущественно одного полушария, его корковых отделов и ближайших подкорковых ядер. Нарушение корковых функций одного из полушарий проявляется в виде гемипареза. Эти дети обучаемы.
4.Гиперкинетическая форма ДЦП. Наблюдается у 20-25% больных. Эта форма связана с поражениями подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений - гиперкинезов. Гиперкинезы возникают непроизвольно, усиливаются при волнении, а также при утомлении и при попытках выполнения любого двигательного акта.
В 60-70% случаев дети обучаются самостоятельно ходить, однако произвольная двигательная активность, особенно тонкая моторика, в значительной степени нарушены.
5.Атонически-астатическая форма ДЦП. Имеет место поражение мозжечка и лобных отделов мозга. Двигательная патология: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений).
Интеллект варьирует от нормы до ЗПР и умственной отсталости различной степени тяжести.
4.Основные направления работы с неврологическими больными детского возраста на примере ДЦП.
Диагностировать наличие заболевания ЦНС должен врач невролог. Для постановки диагноза достаточно провести опрос родителей и осмотр ребенка. В некоторых случаях проводят дополнительно электроэнцефалографию для исследования деятельности головного мозга, электронейромиографию для определения мышечной работы, компьютерную томографию для исключения опухолевидных поражений головного мозга.
Лечение ДЦП начинаю сразу же после установки диагноза. Чем раньше начнется лечение, тем лучше прогноз. Лечение детского церебрального паралича должно быть комплексным и включать медикаментозную терапию, физиотерапию, диетотерапию, психотерапию, ортопедическую помощь. Подход к лечению каждого ребенка с ДЦП строго индивидуальный и зависит от тяжести заболевания.
Основная задача лечения детского церебрального паралича: максимально полное возможное развитие умений и навыков ребёнка и его коммуникативности.
К физиотерапевтическим методам лечения детского церебрального паралича относятся: лечебная физкультура, массаж, нейростимуляция нервных окончаний, электросон, иглорефлексотерапия, метод Войта, лечебные или пневмокостюмы.
Очень хорошие результаты наблюдаются при использовании у детей с этим заболевание иппотерапии. Иппотерапия – это использование в лечебных целей лошадей. Дети при уходе, кормлении, прогулках с лошадьми, чувствуют свою значимость, учатся оказывать помощь другим, а значит и себе, помимо всего прочего, это и прекрасная психотерапия. Непосредственно катание верхом развивает способность контролировать свои мышцы, удерживать равновесие.
Диетотерапия направлена на уменьшение эффектов от нерационального использования организмом больного ребенка энергетических запасов. Питание должно быть сбалансировано по содержанию питательных веществ, основных витаминов и микроэлементов с учетом затрат организма ребенка. Помимо объемов питания очень важно регулировать и кратность приема пищи. В рационе ребенка могут присутствовать витаминные комплексы, препараты, содержащие микроэлементы, биологически-активные добавки.
Психотерапия занимает очень важное место в лечении детей с детским церебральным параличом, так как помогает им справиться с серьезностью данного заболевания. Очень часто тяжелые заболевания сопровождаются депрессивными состояниями и могут приводить к суицидальным попыткам. Именно психотерапии отводится главная роль в профилактики психологических расстройств на фоне проявлений инвалидности.
Ортопедическая помощь направлена на улучшение жизнедеятельности детей, устранения дефектов, связанных с поражением конечностей ребенка. Существуют специальные тренажеры и ортопедические костюмы, позволяющие расслабить одни мышцы и заставить работать другие, на фоне лечения движение и походка ребенка с ДЦП выравниваются, ребенок учится контролировать свои движения и управлять ими самостоятельно. Это основа того, что ребенок с ДЦП будет нормально ходить и обслуживать себя.
Лекарственная терапия является довольно сложным разделом в лечении детского церебрального паралича. Так как симптоматика детского церебрального паралича довольно разнообразна, то и объем медикаментозной помощи может быть очень большим. Применяться в детской практике могут такие препараты, как сосудистые, ноотропные, миорелаксанты, аминокислоты. Сосудистые препараты способствуют улучшению мозгового кровообращения, а значит, улучшают питание нервных клеток головного мозга. Ноотропные препараты способствуют улучшению трофики головного мозга путем стимуляции доставки питательных веществ в клетки. Действие миорелаксантов направлено на снижение мышечного спазма в конечностях и уменьшения симптомов детского церебрального паралича. Аминокислоты способствуют расслаблению мышц и снижению нервной возбудимости ребенка.
Два раза в год ребенка с ДЦП должны госпитализировать для проведения курсов лечения. Существуют санатории или центры, специализирующиеся на лечении детей с ДЦП, эффект от них, как правило, нельзя не оценить. На фоне проводимого лечения наблюдается улучшение состояния, увеличивается объем движений в пораженной конечности, дети обретают новые двигательные навыки, однако полное излечение от заболевания возможно только при незначительных поражениях и рано начатом лечении. Несмотря на такой не совсем оптимистичный прогноз, очень важно проводить пожизненное лечение. Дважды в год необходимо проходить курс реабилитации в стационаре, а в домашних условиях проводить упражнения, направленные на развитие новых навыков и закрепления ранее полученных. Если не соблюдать эти условия, то это может привести к утрате уже изученных навыков, а значит и усугублению инвалидности.
Методы лечения ДЦП должны подбираться специалистами!
Программа реабилитации инвалидов всегда индивидуальна, это совместная работа врачей, психологов, родственников больного и его самого. Руки опускать нельзя никогда — сейчас для реабилитации инвалидов есть множество технических, медицинских, социальных методик, позволяющих больному человеку максимально интегрироваться в социум.
Лекция 2.
1. Из истории ЛФК.
2. Средства ЛФК.
3. Методы ЛФК.
4. Основные механизмы лечебного действия физических упражнений.
Из истории ЛФК
В Древней Греции основоположник клинической медицины Гиппократ большую роль в лечении болезней отводил диете и лечебной гимнастике.
Физические упражнения с лечебной целью начали применяться в России еще в 16–17 вв. Об этом свидетельствуют сохранившиеся рукописные документы, так называемые лечебники.
Однако наука о лечебном применении физических упражнений стала развиваться в России со второй половины 18 века. В 1765 году в Петербургской Академии наук анатом академик Протасов А.П. прочитал лекцию «О необходимости движений для сохранения здоровья».
Профессор Забелин С.Г. (1775) рекомендовал специальные упражнения для здоровых и больных детей грудного возраста. Академик Буш И.П. указывал (1810) на необходимость выполнения специальных упражнений для предупреждения тугоподвижности суставов после повреждений. Профессор В. Кудрявцев (1843) рекомендовал специальную гимнастику при искривлении позвоночника. Н.И. Пирогов (1855) считал, что для борьбы с атрофией мышц конечностей при ранениях необходимо применять специальные упражнения. Большое значение придавали лечебному использованию физических упражнений основатели русской терапевтической школы С.П. Боткин и Г.А. Захарьин. За последние 100 лет лечебная физкультура, пройдя несколько этапов развития и становления, оформилась в самостоятельную лечебную и научную дисциплину. В 1928 году был принят термин «Лечебная физическая культура» .
В развитии ЛФК в России можно выделить четыре основных этапа.
I этап (1923-1939) – распространение и введение ЛФК в систему санаторно-курортного лечения.
II этап (1931-1941) – введение ЛФК в общую систему лечебно-профилактических методов с использованием дифференцированных методик при разных заболеваниях.
III этап (1941-1945) – знаменит широким использованием ЛФК в период ВОВ в госпиталях. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. лечебная физкультура применялась особенно широко для лечения повреждений опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы, ранений грудной клетки, черепа, брюшной полости.
IV этап, начавшийся с 1945 года, характеризуется дальнейшим широким внедрением ЛФК в систему лечебно-профилактических методов.
В настоящее время можно выделить современный, пятый этап развития ЛФК. Отчасти это копирование западных систем реабилитации, отчасти – естественный процесс, связанный с повышением роли средств физической культуры в современной медицине
Средства ЛФК.
Приложения.
Классификация средств, форм и методов ЛФК
Формы ЛФК | Средства ЛФК | Методы ЛФК | Способ проведения занятий ЛФК |
Утренняя гигиеническая гимнастика Лечебная гимнастика Дозированная ходьба· Производственная гимнастика Лечебное плавание Гидрокинезотерапия Механотерапия Трудотерапия, обучение бытовым навыкам и ходьбе Игры, спортивные игры · Туризм | ·Физические упражнения Физические упражнения в воде Ходьба Восхождения Занятия на тренажерах Плавание | При заболеваниях опорно-двигательной системы При заболеваниях сердечно-сосудистой системы При заболеваниях дыхательной системы При заболеваниях пищеварительной системы При нарушении осанки; При травмах При операциях на грудной клетке При беременности Обучение ходьбе с опорой на трость | Самостоятельные занятия |
Групповой 8-12 человек | |||
Малогрупповой (2-3 человека) | |||
Индивидуальные занятия |
Лекция 3
1. Общие противопоказания к занятиям ЛФК.
2. Противопоказания к применению отдельных групп упражнений при различных заболеваниях.
Лекция 4.
Шкала «APGAR»
Шкала «APGAR» применяется во многих странах мира для оценки состояния новорожденных. Создала эту систему Вирджиния Апгар (единственная в то время женщина-профессор) еще в 1952 году. Ребенка оценивают по пяти параметрам физического состояния. Оценки по шкале Апгар необходимы, скорее, для персонала, чтобы знать какое внимание уделять каждому ребенку. После введения такой системы оценивания, смертность новорожденных снизилась.
Для простоты запоминания пунктов шкалы, используют имя ее основателя.
APGAR:
A (appearance) - цветкожи;
P (pulse) - пульс;
G (grimace) – гримасы (мимика);
A (activity) - мускульная активность;
R (respiration) - дыхание.
Состояние младенца оценивается на 1 и 5 минуте жизни, поэтому записывают две цифры 8 - 9 или 7 - 8. Обычно, сумма балов на пятой минуте выше.
9 - 10 баллов - состояние новорожденного отличное, ребенок здоров, все системы жизнедеятельности работают нормально. Такой ребенок не нуждается во врачебной опеке.
7 - 8 баллов - хорошо. Поводов для беспокойства у медиков нет. Большинство детей получают эту оценку (часто подводит цвет кожицы и крик).
5 - 6 баллов - состояние удовлетворительное, но малышу требуется наблюдение. Ребенка, скорее всего, поместят в детское отделение, где он будет находиться, пока все системы организма не заработают слажено.
0 - 4 балла - состояние ребенка тяжелое. Принимаются реанимационные меры, врачи не спускают глаз с ребенка. В последующем малыш наблюдается у врача.
Оценка по шкале АПГАР является оценкой лишь физического состояния новорожденного, никак не умственного.
2. Уровни двигательного и речевого развития по К.А. Семёновой.
К.А. Семенова рекомендует выделение следующих уровней двигательного и речевого развития.
Нулевой уровень. Пациент не в состоянии самостоятельно удерживать позу сидя, стоя, поворачиваться в положении лежа, ползать, плохо удерживает голову. Активные движения верхних конечностей сохранены в минимальном объеме. Сохраняется влияние тонических рефлексов (всех или большинства). Отмечается выраженная дизартрия или анартрия. Интеллект резко снижен.
I уровень. Больной передвигается с посторонней помощью (подуровень Iа) или с опорой на ходунки (подуровень I6). Самообслуживание минимальное. Способен удерживать голову, сидеть с сохранением дефектной позы с дополнительной опорой. В положении стоя позу не удерживает. Сохраняется влияние всех или части тонических рефлексов. Дизартрия различной тяжести. Интеллект снижен.
II уровень.Больной передвигается с опорой на костыли или трости (подуровень IIa) или без опоры на короткие расстояния (подуровень Пб). Характерно наличие гиперкинезов, атаксии. Имеется незначительное ограничение самообслуживания за счет патологических установок в суставах верхних конечностей. Способен сидеть с сохранением дефектной позы. Может стоять с дополнительной поддержкой. Сохраняется умеренная дизартрия. Частично сохранено влияние тонических рефлексов. Интеллект может быть нормальным или слегка сниженным.
III уровень.Характеризуется дефектной ходьбой на короткие расстояния без дополнительной опоры (подуровень III а) или на значительные расстояния (подуровень III б). Локомоторная функция рук без значительных нарушений. Самообслуживание не нарушено, однако затруднена мелкая моторика кисти. Сохраняются патологические синергии, легкая дизартрия. Интеллект нормальный или слегка сниженный.
Основываясь на приведенной классификации двигательного и интеллектуального развития, можно оценить изменения состояния больного под влиянием курса реабилитационных мероприятий по четырехбалльной системе.
0 баллов — без изменений.
1 балл — положительная динамика отдельных двигательных навыков и отдельных двигательных актов. Функциональные возможности остаются без изменений и существенного влияния на двигательный стереотип.
2 балла — положительная динамика двигательных возможностей в пределах первоначального уровня. Существенное улучшение функции ходьбы или снижение патологической симптоматики (нормализация мышечного тонуса, снижение интенсивности гиперкинезов, атаксии, улучшение осанки и т.д.).
3 балла — положительная динамика, позволяющая отнести больного к более высокому уровню по сравнению с первоначальным.
При оценке состояния пациента до и после проводимого лечения, а также при проведении врачебного контроля обязательно отмечается динамика клинической симптоматики. Обращается внимание на влияние тонических рефлексов, мышечный тонус, мышечную силу, периферические рефлексы, наличие гиперкинезов, деформации стоп, укорочение конечностей, сохраненные двигательные функции и т.д.
Выбор критериев эффективности лечения и методов врачебного контроля должен быть обязательно дифференцирован в соответствии с возможностями больного, степенью имеющихся у него нарушений, т.е. с уровнем двигательного речевого и психического развития.
Например, детям с нулевым или I уровнем могут быть предложены следующие критерии:
поднимание, повороты, удержание головы в положениях на спине, животе, на боку;
повороты со спины на живот, вставание на четвереньки;
ползание;
сидение «по-турецки» или верхом на скамейке.
Исследование активных движений конечностей, туловища, головы, анализ и оценка двигательных нарушений в процессе лечения и на этапах реабилитации позволяют оценить динамику реабилитационных мероприятий и осуществлять врачебный контроль. При исследовании движений очень важно учитывать условия работы мышц или мышечных групп и выполняемые ими в данных условиях действия, а также правильно понимать реципрокные взаимоотношения мышц-антагонистов при анализе поз и движений.
Способы оценки работы мышц
Существует большое количество тестов для определения функционального состояния различных мышц и мышечных групп. Для оценки функционального состояния мышц туловища и шеи могут быть рекомендованы следующие тесты.
Для оценки мышц спины:
Положение больного лежа на животе, руки вытянуты вперед. Обследующий одной рукой фиксирует руки пациента, другой — таз. Пациент должен поднять голову и удерживать ее в этом положении до 5—10 с.
Лежа на животе или сидя. Обследующий произволу двумя пальцами надавливающее движение вдоль позвоночника с обеих сторон, пытаясь вызвать его выпрямление. При этом оцениваются двигательная реакция больного и длительность сохранения выпрямленного положения.
Силовая выносливость мышц спины определяется в исходном положении лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах ладонями вниз, первые пальцы на уровне плечевых суставов. Осуществляется поднимание головы и плеч с отрывом рук от опоры и удержание этого положения в течение 5—10 с.
Сохранение равновесия, в позе сидя «по-турецки», при легких толчках туловища в разных направлениях.
Сохранение осанки и равновесия в положении сидя с выпрямленной спиной, удерживая на голове мешочек с песком (вес 50 г). При этом отмечается длительность выполнения, которая составляет не менее 1 мин.
Для оценки мышц брюшного пресса:
Лежа на спине, ноги согнуты, стопы на опоре. Обследующий фиксирует согнутые ноги ребенка, который без помощи рук садится, приближая голову и туловище к коленям. Фиксируется количество повторений движений.
Лежа на спине, ноги согнуты в том же положении, туловище изогнуто вправо или влево. Обследуемый садится. Движения следует повторить 3—5 раз.
Наибольшей подвижностью обладают верхние конечности, играющие огромную роль при выполнении различных двигательных актов, в частности при ходьбе, беге, плавании и т.д. При оценке активных движений обращается внимание на степень трудности выполнения определенных действий, оценивается функция мышц и их утомляемость.
Характер и степень поражений верхних конечностей наглядно демонстрирует выполнение следующей пробы. Ребенок, сидя на стуле, должен отвести руки в стороны, а затем хлопнуть в ладоши над головой. При выполнении этого задания определяется необходимость измерения амплитуды движения во всех суставах или же можно ограничиться оценкой движений кисти или пальцев. Чем больше и серьезнее ограничены двигательные возможности, тем с большим трудом выполняется эта проба, особенно при спастических формах заболевания.
Измерение амплитуды движений в суставах верхних конечностей проводится индивидуально и в определенной последовательности. При этом определяется степень выраженности мышечного тонуса, которую можно характеризовать по шестибалльной шкале:
0 баллов — резко выражен гипертонус мышц, стойкая контрактура сустава (анкилоз), полностью отсутствуют пассивные и активные движения;
1 балл — резко выражен гипертонус мышц, контрактура сустава, определяется незначительная амплитуда при пассивных движениях с максимальным усилием;
2 балла — значительный гипертонус мышц, контрактура сустава, при пассивных движениях выполняется до 50% физиологической амплитуды движений;
3 балла — умеренный гипертонус, пассивно осуществляются движения в объеме от 50 до 70% физиологической нормы;
4 балла — незначительный гипертонус, сохранен полный объем движений в суставе, имеется небольшое увеличение сопротивления пассивным движениям;
5 баллов — физиологический тонус, соответствующий уровню непораженной конечности.
При атонически-астатической форме заболевания тонус мышц, как правило, снижен, реже — не претерпевает существенных изменений.
Следует упомянуть, что ручная динамометрия у больных ДЦП нецелесообразна, поскольку не отражает истинного состояния мышц верхних конечностей. Гораздо показательнее оценка характера произвольных движений с учетом амплитуды, направления, силы, скорости, ритма и т.п.
Для оценки координации движений верхних конечностей и взаимодействия мышц-антагонистов могут рекомендоваться тестовые задания скоростного характера. Например, тест может выполняться больным лежа на спине или сидя, руки вдоль туловища. Движения каждой рукой выполняются отдельно с максимальной скоростью. Больной в течение 10—15 с. выполняет сгибание-разгибание в локтевом суставе, каждый раз касаясь пальцами плечевого сустава. При этом сгибание сочетается с супинацией предплечья, а разгибание — с его пронацией. Подсчитывается число выполненных за указанный период движений с учетом характера и выполнения.
Для оценки движений пальцев можно использовать следующий тест: с максимально возможной быстротой пациент сжимает пальцы в кулак и разжимает с максимальным выпрямлением и разведением. Подсчитывается количество движений за 10 с.
Для функциональной оценки возможностей верхних конечностей могут использоваться интегративные тесты.
1. Сгибание и разгибание в лучезапястном суставе. Ребенок, сидя на кресле, свешивает кисти рук с подлокотников и производит попеременное разгибание правой кисти, затем — левой. Всего производится 10 движений. Для здорового ребенка норма составляет 12—15 с. Во время выполнении задания отмечается наличие компенсаторных движений, интенсивность гиперкинезов и т.п.
2. Супинация-пронация предплечий. Выполняется 10 движений предплечьем за 40—50 с, что может рассматриваться как норма. Пациент должен отметить степень утомляемости, помимо этого оценивается скованность мышц плечевого пояса.
«Колечко» — тест для оценки манипулятивной функции кисти. Производится поочередное противопоставление цепного пальца всем остальным. Время выполнения его в норме составляет 6—7 с, причем обычно противопоставление мерного пальца второму и третьему осуществляется легче, чем четвертому и пятому.
Построение пирамиды из кубиков или одевание колец на вертикальный стержень. Тест заключается в захвате предмета и возможности его расположения в определенной последовательности. Регистрируется время выполнения теста.
С той же целью могут проводиться различные тестовые задания в виде шнурования, заплетения «косички» из нитяной пряжи, застегивание - расстегивание ряда пуговиц и т.д.
Одним из основных видов локомоции человека является ходьба, в которой участвуют не только мышцы нижних конечностей, но и другие мышцы тела. Однако разнообразные нарушения согласованной работы мышц, координации движений нижних конечностей играют ведущую роль в образовании порочных поз, ограничении подвижности и функции ходьбы.
Для оценки активных движений в суставах нижних конечностей можно применить следующий тест: в положении лежа на животе, пациент производит активное сгибание в коленном суставе с одновременным подошвенным сгибанием стопы. Степень нарушения координации определяется точностью выполнения этого задания, поскольку при его выполнении проявляется способность преодолевания сгибательной синергии.
Выполнение тестовых заданий скоростного характера с подсчетом количества движений за определенное время также может служить критерием оценки результатов лечения, а также врачебного контроля в процессе занятий ЛФК. С этими же целями проводится проба на выявление синкенезий, аналогично пробам для верхних конечностей.
У больных гиперкинетической и атаксически-астатической формами ДЦП могут быть применены следующие пробы.
1. Подсчет непроизвольных движений за 30 или 60 с,
причем пациент может находиться в различных исходных
положениях. Полученные результаты позволяют определить
дальнейшую методику занятий ЛФК, определить оптимальную позу и те движения, при которых происходит затухание гиперкинезов.
2. Тест на удержание равновесия без дополнительной поддержки на одной и другой ноге. Этот тест характеризует стояние вестибулярного аппарата. Большое значение в выполнении этого теста имеет состояние стоп, поскольку их деформации оказывают влияние на количественные и качественные показатели проводимого теста.
Помимо этого в качестве тестового задания, проводимого на этапах лечения, может быть определение числа приседаний, выполняемых за 10 с. Такое тестовое задание является одним из самых сложных. Более или менее полноценное выполнение этого теста может служить показателем высокой эффективности лечебных мероприятий.
При биомеханической оценке ходьбы в качестве тестов для оценки эффективности обучения может быть использована ходьба по следовой дорожке с соблюдением ритма, скорости, направления движения, с ритмичными движениями рук и т.д.; ходьба с преодолением преград, по узкой доске, по коврикам различной жесткости и упругости с сохранением равновесия.
Одним из критериев контроля может служить тест на удержание равновесия в положении стоя. При этом учитывается время удерживания позы стоя, миграция центра масс, компенсаторные движения и т.д.
В настоящее время статическая стабилография используется в клинической практике для оценки особенностей статики тела при различных формах ДЦП и влияния лечебных факторов.
Функциональные особенности кардиореспираторной системы, несомненно, должны учитываться при осуществлении физкультурных занятий, занятиях ЛФК, спортивных игр и т.д. Необходимо контролировать ЧСС, артериальное давление, частоту дыхания и другие показатели.
Выбор методов и критериев врачебного контроля больных ДЦП во многом зависит от клинического состояния, формы заболевания, выраженности патологической симптоматики, степени нарушения основных жизнеобеспечивающих систем организма и других критериев, в целом определяющих тактику восстановительного лечения и, соответственно, требующих объективного контроля. Применение современных диагностических методов позволяет объективно подойти к формированию физиологических двигательных функций, повышению психоэмоционального статуса и, как результат, достижению определенного уровня социальной адаптации.
Приложение 1
Значимость в баллах клинических показателей при детских церебральных параличах (НИИ травматологии и ортопедии им. Г.И. Турненра) (Шапкова Л.В., 2004).
№ | Клинические показатели | Оценка степени выраженности показателей в баллах | ||||
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | ||
1. | Способность самостоя-тельного передвижения | Ребенок лишен возможности самостоятельно передвигаться. | Ребенок может удерживаться в положении сидя. Стоит с поддержкой в неправильной позе. Шаг не сформирован, не ходит | Ребенок сидит с круглой спиной, сам присаживается, сам встает, стоит у опоры, ходит с поддержкой, походка деформирована. | Стоит и ходит самостоятельно, но с опорой. Походка неправильная, но может пройти большие расстояния. | Практически возможны все движения, сам ходит. |
Произволь-ные движения рук | Отсутствуют или резко снижены. Отсутствуют хватательные реакции и реакции опоры. | Предметы руками не берет или берет с патологической установкой кистей, не удерживает. Не тянется к игрушке | Установка и движения рук неправильные, имеет место патологическая активность пронаторов и сгибателей предплечья и кисти. | Произвольные движения рук в полном или почти полном объеме | Производит сложные движения руками | |
Состояние рефлектор-ной сферы | Выражены все патологические рефлексы, формирующие все патологические установки конечностей | Выражены тонические рефлексы, формирующие патологические установки в конечностях | С трудом преодолевает отдельные патологические установки | Легко преодолевает отдельные патологические установки | ||
Тонус мышц | Тяжелые нарушения по типу спастичности или ригидности мозжечковой дистонии, гипотонии выражены во всех мышцах тела | Легкие нарушения того же характера. | Повышен в отдельных группах мышц верхних и нижних конечностей, преодолевается с трудом при движениях. | Патология мышечного тонуса легко преодолима при движениях | Не изменен | |
Гиперкине-зы | Выражены | Незначительно выражены | Могут произвольно подавляться | Отсутствуют | ||
Атаксия верхних и нижних конечностей | Выражены | Незначительно выражена | Отсутствует | |||
Контракуры | Множествен-ные, стойкие в верхних и нижних конечностях | Органические контрактуры суставов нижних конечностей | Контрактуры крупных суставов, но больше - функциональные | Контрактуры в отдельных суставах, но они не препятствуют передвижению | Возможны остаточные легкие деформации в отдельных преимущественно мелких суставах пальцев рук, стоп. | |
Способность к самообслу-живанию | Себя не обслуживает | Примитивно обслуживает себя (держит ложку, надевает некоторые предметы одежды) | Частично себя обслуживает – не застегивает пуговицы, не шнурует обувь | Не может исполнять отдельные сложные движения в процессе самообслуживания | Самообслуживание полное | |
Речь | Непонятна окружающим | Та или иная форма дизартрии, задержка речевого развития. | Речевые нарушения заметны всем, но речь его понятна окружающим. | Нарушения речи не заметны для окружающих, но четко выявляются при специальном обследовании | Соответствует норме | |
Зрительно-пространственное восприятие. | Грубые нарушения | Выраженный локальный эффект зрительно-пространственного восприятия с трудом поддающийся коррекции | Нарушения зрительно-пространственного восприятия, корригирующиеся в ходе школьного обучения. | Легкие нарушения зрительно-пространственного восприятия, выявляемые в при тестировании | Соответствует норме. | |
Мышление | Доступны только простейшие обобщения | Развито только конкретное мышление | Уровень развития абстрактно-логического мышления отстает от возраста. | Испытывает трудности при освоении отдельных логических операций | Соответствует норме. | |
Задержка психическо-го развития | Грубая задержка психического развития | Выраженная задержка психического развития с пространственными нарушениями | Задержка психического развития, с одним или несколькими нарушениями корковых функций | Легкая задержка психического развития | ||
Недоразвитие интеллекту-альной сферы (по типу олигофрении) | Грубая дебильность, осложненная нарушением корковых функций | Умеренная дебильность | Легкая дебильность, осложненная нарушением корковых функций | Легкая дебильность с неврозоподобными проявлениями | ||
Успевае-мость в школе (массовой, вспомогательной) | Отстает по всем предметам школьной программы | Отстает по большинству предметов школьной программы | Отстает по отдельным предметам | Успевает удовлетворительно | Успевает хорошо | |
Нарушения поведения и эмоциональной сферы | Психопатоподобное поведение, постоянные конфликтные ситуации, на поддающиеся коррекции | Выраженные эмоциональноволевые нарушения в виде расторможенности, страхов или сниженного настроения. Частые конфликтные ситуации с трудом корригируются. | Эмоционально-волевые нарушения выражены умерено. Отдельные конфликтные ситуации хорошо корригируются. | Проявление нарушений эмоциональноволевой сферы и поведения обусловлены ситуацией и легко корригируются. | Отсутствуют | |
Судорож-ный синдром | Полиморфные приступы более 4 -5 раз в месяц с изменениями личности по эпилептическому типу | Полиморфные припадки более 4 – 5 раз в месяц без изменений личности | Припадки с частотой 1 раз в месяц и реже. | Припадки в анамнезе, эпизодические, редкие. | ||
Гипергеп-лионный синдром (по клиническим данным) | Выражен, проявления постоянные, не зависит от физической и умственной нагрузки, включая школьную в ЛФК. | Проявления после незначительной физической или умственной нагрузки | Проявления после значительной физической и умственной нагрузки | Эпизодические проявления после значительной физической или умственной нагрузки | ||
Нарушения слуха | Больной не слышит обращенную речь Наши рекомендации
|