Глава 1. Лаборатория психотерапевта или по секрету всему свету.

В медицине издревле сложились взаимоотношения между носителем сакрального знания — врачом и страждущим от болезни — пациентом. Причем, врач всегда представлял собой некий образ человека, несущего таинство знаний и навыков владения и управления жизнью и смертью, здоровьем и болезнью. Шло время. Развивалось Человечество. Развивалась медицина. Несколько изменились отношения между субъектами лечебного процесса. Прогресс коснулся многих аспектов жизни. Люди живут в эпоху информационных технологий. Стала доступна научная литература, есть интернет. Требования к врачу изменились. Так же как и изменились взаимоотношения врач – пациент. Ранее предложенный вариант отношений «опекающего» врача с непререкаемым авторитетом и исполнительно-послушным пациентом («подопечным»), как предложенный макет взаимодействия, тоже значительно изменились, их отношения стали более партнерскими, равными. В психотерапии уже давно это заметили и слово «пациент» заменили на более прогрессивное понятие «клиента», то есть вторая сторона контакта - человек активно решающий свои проблем. Однако, не все так просто в этих взаимоотношениях. Клиент, понятие, конечно хорошее... Особенно, когда: "Клиент всегда прав!" Как в парикмахерской или кафе... Но кто тогда врач-психотерапевт: обслуживающий персонал оказывающий услугу? Нет ли в этом понятийном смысловом взаимодействии всё того же перекладывания ответственности заказчика (клиента) на исполнителя (психотерапевта)? Типа: Я заказывал одну стрижку, укладку (блюдо), а парикмахер мне испортил прическу (ужин)... Но ведь человеческая душа это не блюдо и даже не часть тела... Это намного глубиннее, интимнее. Это то, что даже перед собой не всегда открываешь. И вот это - самое сокровенное ты доверяешь специалисту, которому должен полностью довериться и принять. Но это явно не повар и не парикмахер.
В православии, в православной психотерапии есть понятие - "духовник", Не каждый священник может стать Вашим "духовником", - это священник, которому ты полностью доверяешь и открываешь свою душу и частицей души и одухотворённости он делится с тобой... Да... Да... Именно делится, частью себя, своих знаний и опыта, отдаёт тебе часть своей души... Как донор отдаёт частицу себя, своего тела. Да, не всегда реципиент готов принять и принимает часть донора. Часто бывает отторжение... Но именно это сравнение в отношениях психотерапевт и обратившийся за помощью к нему человек (готовый получать эту помощь) наиболее близко по смыслу и содержанию подходят отношение донор- реципиент...

По моему мнению, наступило время, когда в области психотерапии целесообразно по отношению к человеку, обратившемуся за помощью к специалисту-психотерапевту, и готовому на получение этой помощи (что не маловажно) ввести понятие реципиент, т. е.— «получающий, принимающий». Данный термин подразумевает более равноправные отношения в решении многих психотерапевтических задач, исключая патернализм (излишнюю опеку), несущий в себе перекладывание ответственности за решение личных проблем на плечи врача: «Вот я, доктор, со своими проблемами – лечите меня…». Это ведет реципиента к более активной жизненной позиции.

Я — простой практикующий врач стандартной городской поликлиники, и в моей работе часто приходится разъяснять обратившимся за помощью людям те или иные положения, отвечать на вопросы, связанные с коррекцией психических и поведенческих расстройств, которые зачастую лежат на поверхности и могут быть разрешены быстро и качественно, но только самими реципиентами. Решения проблем достигались несложными элементарными методами, например: такими как соблюдение режима дня или утренняя зарядка, соблюдение правил психогигиены и психопрофилактики, что многие мои реципиенты удивлялись, как они столько месяцев (лет) несмотря на явное знание и понимание, наличие «умных» книг и интернета сами не смогли придти к этому.

Неоднократно, мои реципиенты высказывали желание о возможности получения информации в печатном виде. И тогда возникла идея создания этой работы. Благодаря настойчивым просьбам моих реципиентов появилась эта книга, которую я им и посвящаю…

Хочу также выразить огромную благодарность моим оппонентам и критикам. Только благодаря их конструктивной критике, раздробленные и разбросанные идеи наконец-то сложились в единое целое подобие концепции, подобно тому, как разноцветные кусочки стекла из хаотично разбросанных осколков складываются в едино-целостную мозаичную картину.

Изучение души человека, свойств его психики и поведения идет с момента, когда появился человек разумный. Именно тогда и появились первые вопросы — «Кто Я?», «Кто они?», «Почему Я так поступил и мог ли Я поступить иначе?», «Почему они так ведут себя и что мне от них ожидать дальше?» Сегодня многие люди стали интересоваться не только своим душевным здоровьем при возникновении тех или иных проблем, но и вопросами профилактики и гигиены своего психического здоровья, вопросами, помогающими предполагать, строить планы в отношении себя и окружающих их людей.

Эта книга предназначена для людей, столкнувшихся с психическими и психологическими проблемами своих родственников, готовых, но не знающих, как помочь своим близким, а также для людей, интересующихся вопросами психотерапии, психологии и психогигиены. В ней изложено мое видение данного предмета, возникшее и сформированное на основе моих наблюдений, размышлений и опыта. Книга не претендует на научную публикацию и, возможно, изложенные здесь доводы могут показаться кому-то однобокими и незрелыми. Вновь хочу обратить внимание на то, что это всего лишь еще один взгляд из множества других, в ракурсе проблемы изучения психики во всем потоке разнообразных школ, учений и направлений.

Мне бы очень хотелось, чтобы эта работа помогла читателю ответить хотя бы на малую часть поставленных жизнью вопросов. И если хотя бы одному человеку она поможет в решении его задач, значит время, потраченное на подготовку этой книги, мной потрачено не зря!

Часть 1. ЦВЕТОК. Интегративная* психотерапевтическая модель личности (Схема №1 «ЦВЕТОК»)

Уже давно было замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением, по разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды, находятся в разных отношениях с окружающим миром. Вопрос о том, каковы основания этих различий, которые трудно было объяснить только различиями во влияниях внешней среды, издавна интересовал философов и врачей.

За весь период существования человека было создано много разнообразных теорий личности, различных течений и направлений, объясняющих рисунок поведения человека через аспекты его особенностей и индивидуальности. Зачастую эти схемы и теории создавались врачами или иными специалистами, занятыми вопросами исследования и лечения психопатологии человека. И, как правило, в поле зрения, в первую очередь попадали люди с расстройствами психики. Именно этот аспект накладывает определенный «налет болезни» на используемые понятия в психологии, психотерапии и психиатрии. Неслучайно практически вся терминология, используемая в освещении данного вопроса, носит специфический психиатрический контекст. Изучая личность человека на первый план выводилась его индивидуальность, иногда граничащая с патологией, что вносило определенную сумятицу в понимании основной проблемы в целом.

«В таком сложном, хрупком и тонком аппарате, каким является человеческая психика, можно у каждого найти те или другие подчас довольно диффузные, конституционально-психопатические черты». П.Б. Ганнушкин

В данной работе я хочу предложить взять за отправную точку некую эталонную форму личности для ее изучения. То есть рассматривать личность как изначально гармоничную, совершенную.

«Тогда свершится программа формирования совершенной личности в совершенном обществе». В.Н. Мясищев

Развитие личности человека носит волнообразно-поступательный характер. То есть развитие происходит неравномерно. Наверное, Вы часто замечали на своих или знакомых детях: еще вчера малыш-недотепа… а уже через короткий период времени стал рассудительный малый… Развитие ребенка идет подобно морским волнам… И особенно это заметно в детские годы, когда «всплески» выраженные и заметнее.

Каждый такой «всплеск волны» на предложенной схеме обозначен лепестком цветка, который обозначает определенные черты личности, в психологии обозначенные термином радикал*.

Радикал (от лат. radicalis — коренной,пучок) — в психологической практике под Р. понимается совокупность наиболее резко выраженных качеств и/или факторов в наблюдаемой общей картине состояния обследуемого, а также совокупность специфических черт личности. Если эти специфические особенности схожи, близки по значению и\или сопровождают друг друга, то они, чтобы все не перечислять, объединены понятием Радикал. (Так придумали психологи и психиатры, чтобы упростить себе задачу). Иными словами: Радикал это схематическое обобщение близких по проявлению, родственных и сопровождающих черт личности (пучок). Например: Жадность, скупердяйство и мелочность, как правило, всегда сопровождается недоверчивостью, скрытностью и подозрительностью, что, согласитесь, не совсем одно и тоже.

ЦВЕТОК. Давайте на минуту представим личность человека в виде некоего цветка. Приятней ассоциировать (сравнивать) себя с цветком. Есть цветы огромные, привлекающие к себе внимание и радующие глаз. Есть цветы, паразитирующие на других растениях и отпугивающие своим внешним видом и запахом. Есть цветы вроде бы невзрачные, малозаметные, но приносящие огромную пользу всему рядом существующему. Существуют цветы, которые цветут лишь несколько часов, есть вечноцветущие. Насколько многообразен мир цветов, настолько разнообразен мир людей.

ПОЧВА. Зачатию и рождению человека предшествуют определенные события, которые в последствии могут и оказывают непосредственное влияние на формирование личности. Этот этап на данной схеме условно обозначен понятием — «почва». Подобно тому, как существуют различные виды почв (глинистая, суглинистая, чернозем и т. д.), которые оказывают качественные влияния на рост растений, так же существенна и «почва» в формировании личности. Кроме того, это понятие включает в себя и психологическую готовность будущих родителей стать таковыми, и имеющийся опыт родительства, и психологическую обстановку, сопровождавшую зачатие, период вынашивания и родов. Это отсутствие или наличие вредных факторов, таких как интоксикация, физические и психологические воздействия. Ясно, что каким бы ни было хорошим зерно, попав в каменистую, неблагоприятную почву, оно не даст ожидаемых здоровых всходов. В нашей модели мы рассмотрим идеальную «почву», подготовленную для идеального «цветка-личности».

ЗЕРНО. Генотип человека определяет предпосылки к развитию тех или иных психических особенностей. И эти особенности могут передаваться по наследству его потомству. Подобно тому, как из дубового желудя вырастает только дуб, а не сосна или береза, темперамент* человека тождественен его гормональному статусу и напрямую зависит от генетической составляющей, возникшей в результате сочетания генотипов обоих родителей. Таким образом, можно утверждать, что темперамент человека уже заложен в нем изначально, еще на уровне оплодотворённой яйцеклетки. Темперамент является величиной постоянной. Иными словами, человек рождается, живет и умирает с одним и тем же темпераментом. Темперамент служит тем скелетом или каркасом, на котором формируются психические надстройки характера и личности. Темперамент содержит в себе основные четыре составляющие (холерический, сангвинистический, флегматический, меланхолический) в разных «смешениях». Можно говорить о преобладании одного из компонентов, но нельзя говорить об отсутствии других. Например, в каждом человеке есть кровь, слизь и желчь. Так и все типы темпераментов присущи одной личности. У кого-то одна из жидкостей может преобладать над другими, но нельзя себе представить живого человека без какой либо одной из этих жидких составляющих. «Почва» влияет на это «Зерно». В нашей схеме мы договорились, что «Почва» и «Зерно» у нас идеально эталонные, и все это позволяет говорить об идеальном темпераменте (на схеме темперамент обозначен внутренней частью цветка). В своей работе «Конституциональные типы» К. Конрад предполагал, что различие в телосложении и их связь с темпераментом определяется существованием особых генов, доминирование которых и предопределяет развитие того или иного конституционального типа. К. Конрад одним из первых предположил, что психики новорожденного ребенка не является «tabula rasa» (лат. чистый лист), как до этого полагалось.

Глава 1. Лаборатория психотерапевта или по секрету всему свету. - student2.ru

РОСТОК.

Наступает процесс рождения, который имеет свои закономерности и этапы, несмотря на сравнительно короткий эпизод в жизни человека, он также вносит дополнительные (и зачастую существенные) коррективы в дальнейшее формирование личности. Период беременности накануне родов — период спокойствия, когда плод находится в лоне матери в состоянии невесомости околоплодных вод. Ощущение комфорта сопровождается приглушенным ритмом сердца и перистальтики кишечника. На смену этому «райскому периоду» приходит другой период активизации — «период ада», когда все кипит и бурлит, гормоны, передаваемые по пуповине «зашкаливают», слышится учащенное сердцебиение матери, активизируется родовая деятельность. Все это заставляет плод двигаться. Этот короткий отрезок времени, внутренние и внешние факторы воздействия могут также играть огромную роль в жизни человека. Об этом подробно описано в работах величайшего ученого Станислава Гроффа (см. пренатальные матрицы С. Гроффа*).

Эмоциональный (инфантный*) лепесток (Э. Л.) (на схеме обозначен розовым цветом)

С момента рождения и до двух, двух с половиной лет отмечается полная зависимость младенца от матери и других окружающих его близких, эмоционально значимых людей. В этот период формируется и развивается (по усложнению) опыт реагирования на эмоционально значимые лица и события. Ребенок воспринимает окружающий мир через мир эмоций. С помощью эмоций он сигнализирует о своем состоянии. Если ему хорошо — он улыбается, если плохо — он плачет. Если кто-то плачет рядом, он тоже начинает плакать, если же слезы сменились на улыбку — он улыбается в ответ. Условно обозначим этот этап так — наибольший подъем, всплеск эмоциональной составляющей как субструктуры личности (радикал).

Эмотивное начало в человеке, включающее в себя все присущие ребенку импульсы, такие, как доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, определяется данным радикалом, который придает личности обаяние и теплоту. Однако у этого лепестка есть и другая сторона — капризность, легкомыслие, импульсивность. У сформированной личности Э. Л. чаще и наиболее показательно проявляется при общении в эмоционально значимых ситуациях, в общении с людьми. Это не только родные и близкие, от которых мы ждем поддержки и тепла. Это любые другие люди, которые вызывают эмоции, как положительные, так и отрицательные.

Наибольший всплеск развития лепестка происходит в возрасте от момента рождения до 2-3 лет. Четких временных границ всплеска лепестков (для всех) не существует. Все индивидуально, но в среднем всплеск развития завершается к 3 годам. В дальнейшем этот лепесток продолжает формироваться, структурироваться и усложняться под воздействием внешних (среда обитания) и внутренних (темперамент) факторов. Он сопровождает человека всю его жизнь и проявляется в виде наших эмоций. Этот открытый лепесток открыт вовне, в окружающий мир. Характеризуется как экстравертированный* элемент личности. Основным каркасом для формирования данного лепестка служит сангвинистическая составляющая темперамента.

«В ласковом общении с маленькими детьми взрослый сам себя ведет как ребенок, опять появляется любовная цепь оральной организации». З. Фрейд

Ребенок в этот период еще не дифференцирует себя как личность, он «сливается» с образом матери. Ведущий канал восприятия, как наиболее ранний — аудиальный (слуховой). Поэтому предпочтение в получении информации отдается интонации и модуляции речевого раздражителя. Ребенок может не понимать смысла сказанного, но хорошо понимает, когда его ругают или хвалят. Вот почему маленькие дети, так легко «заражаются» нецензурной бранью и повторяют «плохие» слова. Именно потому, что как правило, мат сопровождается экспрессивными эмоциями взрослых…

Лепесток Самоидентификации (истероформный*) (Л. С.) (на схеме обозначен желтым лепестком) Наибольший период формирования Л. С. приходится на возраст от двух, двух с половиной — пяти лет. В этот период ребенок уже формирует свои границы, отделяя себя от окружающего мира, появляются понятия — «Я, МОЁ» — «мои игрушки, мои вещи, моё место» и т. д.

Помните, как в сказке «Маша и медведи»: «Кто сидел на моем стульчике? Кто ел из моей миски? Кто спал в моей кроватке?» Ребёнок начинает требовать к себе повышенного внимания. Появляются элементы эгоцентризма и экстравагантности, соответствующие данному лепестку.

Желание показать свою индивидуальность. В нашей идеальной модели этот лепесток идеален и отвечает за восприятие мира через проекцию самого себя. Иными словами, основная фабула этого лепестка: «Этот мир существует, пока в нем существую Я!» На высоте всплеска развития этого лепестка поведение ребенка, как формирующейся личности, может носить усиленный демонстративный, требующий сверхповышенного внимания к себе характер. Основным фундаментом, каркасом для формирования данного лепестка является холерический элемент темперамента. В процессе жизни этот лепесток, как и все остальные, структурируется, развивается и усложняется под воздействием внутренних (реализация особенностей темперамента) и внешних воздействующих факторов. Этапы развития лепестка самоидентификации очень детально отображены в работах Гордона Олпорта*. У сформированной личности Л. С. может быть проиллюстрирован поведением в группе людей. Это может быть и компания друзей и рабочий коллектив. Люди с выраженным лепестком самоидентификации как правило эксцентричные, интересные собеседники привлекающие к себе повышенное внимание окружающих. В Лепестке Самоидентификации, также как и в Эмоциональном, преобладают аффективные формы реагирования над рассудочными (когнитивными). Является экстровертированной (направленной вовне) составляющей личности. Одним из ведущих проявлений данного лепестка является сексуальность человека как проявление самоидентификации, и период всплеска выпадает на этап развития, обозначенный З. Фрейдом как генитальный или фаллический. Именно в этот период особенно четко происходят гендерные (полоролевые)рисунки поведения. Недаром, в дореволюционной России всех малышей до этого периода наряжали «как девочек». Девочка подросла и для привлечения внимания теперь просит одеть ей красивое платье и повязать привлекающий внимание бант. Мальчики же просят барабан или какую-нибудь «шумную» игрушку, с точно такой же целью – привлечь к себе внимание. Наряду с уже имеющимся, развитым каналом восприятия — аудиальным (слуховым) происходит всплеск развития и усиления вкусового и обонятельного канала восприятия информации об окружающем мире. Происходит усиление «вкусовой и запаховой памяти». В этот период могут резко меняться пищевые и запаховые предпочтения. Это, как раз, фраза оттуда: «запах и вкус из детства».

Конструктивный (эпилептиформный*) лепесток. (К. Л.) (на схеме обозначен зеленым лепестком)

Последующим, более сложным, более структурированным этапом является формирование конструктивного лепестка, который наиболее интенсивно развивается в возрасте от трех с половиной, четырех лет, и всплеск развития длится до семи, семи с половиной лет. Именно в этот период к ребенку начинают предъявлять определенные требования — следить за собой, своими вещами, выполнять определенные обязанности — убирать игрушки, быть аккуратным и т. д. Этот период выпадает на посещение ДДУ, начальной школы, что ведет за собой соблюдение определенного регламента времени, распорядка дня, воспитывает у ребенка чувство ответственности. Получение и усвоение информации, как нужно и как нельзя вести себя в той или иной ситуации, включающие в себя наставления, поучения, правила поведения, социальные нормы и запреты. Хорошо описано в стихотворении В. В. Маяковского: «Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха: — Что такое хорошо и что такое плохо?»

У взрослой, сформированной личности этот лепесток наиболее ярко проявляется в работе, отношении к ней, умении быть конструктивным, структурированным. Этот лепесток является внутренним «Кодексом Чести», сводом внутренних законов и правил личности. Лепесток внутренней конституции, внутреннего самопорядка и самоорганизации.

Его формирование, как и всех остальных, проходит в течение всей жизни индивидуума, и здесь преобладает логическое мышление, через причинно-следственные связи. Основным каркасом данного лепестка является меланхолическая часть темперамента.

Понятно, что при доминировании меланхолических черт будет усилено развитие конструктивного лепестка. Период развития и всплеска данного лепестка по теории Фрейда соответствует анальному этапу. К аудиальному (слуховому) и обонятельно-вкусовому восприя- тию активно присоединяется и усиленно развивается осязательный канал. Важным компонентом получения информации об окружающем мире становится стремление все пощупать, прикоснуться… Моторика движений и прикосновений становится более точной, направленной и инструментальной, развивается «тактильная память».

Именно этот лепесток характеризует Вас и Ваше отношение к режиму дня, выполнение психотерапевтических заданий и рекомендаций, соблюдений правил ЗОЖ (здорового образа жизни) и многого другого, что структурирует Вашу жизнь.

Творческий (шизоформный*) лепесток. (Т. Л.) (на схеме обозначен фиолетовым цветом)

В возрасте от 7 до 12 лет, наиболее интенсивно развивается творческий потенциал. Это наиболее высокоорганизованный и сложный элемент личности позволяет мыслить образами и символами, ведет к нестандартности мышления, включает в себя элементы творчества в решении проблем. Именно в этом возрасте у детей появляется интерес к философским, религиозным вопросам, к метафорическому изложению, фантастической литературе. Ослабление данного радикала ведет к недостаточности абстрактного мышления, отсутствию «творческой жилки». Важным элементом в развитии этого лепестка является абстрактное мышление. Этот лепесток по существу отличает человека от других существ. Человек разумный <=>Человек творческий. В этот период развития ребенок уже способен получать (и что немаловажно – использовать!) культуральный опыт из фильмов, литературы и других художественных произведений. Наряду с уже достаточно развитыми слуховым (аудиальным), запахово-вкусовым и осязательным (тактильным) каналами восприятия усиливается зрительное (визуальное) восприятие. Ребенок более четко воспринимает различие в знаках, появляется готовность к чтению и возможность получения большего количества информации через зрительный анализатор с учетом малейших деталей и выделению ранее «не замечаемых» элементов отличия. Если эмоциональный и лепесток самоидентификации направлены вовне, в окружающий мир и являются экстровертированными, то творческий и лепесток конструктивности направлены внутрь личности — интроверсию. Первые два лепестка отвечают за чувственно-эмоциональную сферу жизнедеятельности, а два последних — за мыслительные функции, причем конструктивный за конкретное, а творческий за абстрактное мышление.

Особое внимание я хочу обратить на то, что в структуре каждой личности есть все вышеназванные составляющие. Процесс их формирования происходит на протяжении всей жизни под воздействием внутренних факторов — темперамента и внешних факторов — воздействия социума и других воздействий. Весь контур цветка и представляет собой личность человека. Иными словами — «Чем круглее круг, тем гармоничнее личность». Однако такая модель может существовать только в идеале! Практически невозможно создать цветок идеальной круглой формы. И как два, казалось бы, два абсолютно одинаковых цветка, взращенных в одинаковых условиях и из одинаковых семян, все же они будут отличаться друг от друга. Воздействие внешних факторов будут влиять на формирование в период всплеска того или иного лепестка, усиливая или замедляя их рост. Имеются определенные этапы развития личности. Можно условно выделить три основных:

1. Этап бутона. К двенадцати годам, в период окончания «всплеска» творческого лепестка и относительное структурирование остальных, происходит первичное формирование личности. В этот период основные лепестки сформированы, но еще до конца не зрелы и подвержены воздействию внешних факторов.

2. Этап распустившегося цветка. Стадия зрелой личности наступает в возрасте 30–40 лет. В этот возрастной период лепестки наиболее устойчивы к воздействию извне и определяют сформированную личность с акцентом на тот или иной лепесток.

3. Увядание. Фаза редукции (обратного развития) возникает после 60–70 лет, в этот период идет сворачивание всех лепестков — «период увядания». Таким образом, в пожилом возрасте, вначале происходит «всплеск-застревание» на уровне творческого лепестка: человек становится более суеверным, религиозным, усиливается абстрактность восприятия окружающего. Этог может выливаться и позитивно: пожилой человек начинает интересоваться вопросами философии. Писать стихи, мемуары, рисовать картины, рукодельничать, творить.

4. Гербарий..(mementō morī) . Этот этап также очень важен, преимущественно для оставшихся, как назидание: "Помните каким он парнем был...". Где-то читал, что души ушедших из этого мира выглядят такими, какими их запомнили. И это не только фотографии из «семейного альбома». И наверное, каждому не маловажно, какая о нем останется память.

Если этот лепесток в зрелом возрасте был не гипертрофирован, наступает следующая фаза обратного развития: в рамках лепестка конструктивности пожилой человек может стать более педантичным, излишне расчетливым, отмечается повышенная требовательность к окружающим, «ворчливость», обидчивость и т. д.

В дальнейшем, появляется некая демонстративность, требование признания былых заслуг, и все то, что связано с лепестком самоидентификации. «- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы!»

И наконец, «прощальный всплеск» эмоционального лепестка— выраженная эмоциональная лабильность и детский рисунок поведения. Как говорится в народной поговорке: «Старый то же, что и малый…»

Если же в период зрелой личности какой-либо лепесток преобладал над другими, чаще всего происходит «застревание» на этом лепестке в редукционный период, ведущее к выраженному «заострению» черт характера, который в зрелом возрасте был компенсирован другими лепестками. Такая декомпенсация в пожилом возрасте приводит к деформации личности и как следствие — развитию психических и поведенческих расстройств.

Все возрастные периоды весьма условны и напрямую зависят от внутренних (наследственность, темперамент) и внешних предпосылок (образ жизни и среда обитания).

Два первых лепестка, всплеск формирования которых происходит раньше, являются «женской» частью цветка, а два последних — «мужской». Увеличение «женской» части личности по сравнению с «мужской», и наоборот, не деформирует личность, а придает ей гендерную (полоролевую) особенность. Подобно тому, как женская и мужская энергия «инь» и «ян» в мандале (изображена в центре схемы).

Внутренняя часть цветка — темперамент служит основой, каркасом для формирования надстроек — характера, который и определяет в дальнейшем личность человека. Интенсивность и формы воздействия извне, а также генотипическая предрасположенность в виде темперамента и создает дальнейшую индивидуальность.

Если темперамент — величина достаточно постоянная и сопровождает человека на протяжении всей его жизни, то характер весьма динамичен и может меняться под воздействием внешних и внутренних факторов и обстоятельств. Чаще всего тот или иной лепесток либо уменьшен, либо увеличен. В таком случае при увеличении форма круга немного искажается, становится эллипсоидной. И в этих случаях психологи говорят об акцентуации характера, и таких людей в популяции большинство (см. К. Леонгард «Акцентуации личности»).

Когда происходит наложение характера на темперамент, несоответствие соотношений приводит к внутриличностному конфликту, который взаимосвязан с внешним поведением и провоцирует межличностные конфликты или невроз. Например, при выраженном холерическом темпераменте и, соответственно, гипертрофированном лепестке самоидентификации, при подавлении последнего окружающей средой (армия или места лишения свободы), может произойти «нервный срыв» в форме агрессивного или аутоагрессивного поведения.

Иногда тот или иной лепесток явно выступает за линию круга, и тогда схематичный круг деформируется, что соответствует понятию деформации личности. Эти типы достаточно подробно изучены и описаны специалистами-психопатологами. В данной работе детально разбирать эти психотипы не имеет смысла. Интересно, что увеличение эмоционального лепестка ведет к снижению — «перетягиванию» конструктивного, и наоборот. То есть чем конструктивнее личность, тем более она эмоционально сдержаннее.

Контакт двух личностей с одинаково гипертрофированными лепестками вряд ли будет продуктивным, они как две одинаково заряженные частицы будут отталкиваться друг от друга. Притя гиваться друг к другу будут две разноплановые личности с разными доминирующими лепестками, как бы дополняя друг друга. При наложении, как на кальке, они будут дополнять друг друга, стремясь к гармоничному, общему кругу. Например, для «идеального» мужчины с гипертрофированными маскулинными(соответствующим стандартам мужского) творческим и конструктивным лепестком будет более продуктивным и гармоничным контакт с «идеальной» женщиной, в личности которой доминируют лепесток эмоциональный и самоидентификации, которые определяются такими понятиями как «милая и неповторимая (единственная)».

Выбор четырех лепестков не случаен. Четверичная система существует столько же, сколько существует человек — четыре стихии, четыре времени года, четыре стороны света, четыре темперамента, описанных Галеном и Кантом. Все типы личностей, описанные ранее, тоже кратны четырем. Специалистами соционики предложены 16 архетипов личности, но все они в той или иной степени являются проявлением основных четырех предложенных выше, но в разной пропорции и смешении. Предложенная в данной работе модель иллюстрирует, что вариантов может быть четыре в четвертой степени (то есть 256), а с учетом разного уровня, интенсивности выраженности или приглушенности тех или иных лепестков и того больше, но всегда будет кратна четырем.

Таким образом, два абсолютно одинаковых психотипа встретить практически невозможно. Выделение по группам весьма условно. Даже если предположить, что будет клонирован человек из ДНК Наполеона, вряд ли он станет таковым, потому что невозможно создать полностью идентичные условия для его развития.

Сводная таблица архетипов личности

или попытка связать не совсем связуемое:

По лепесткам эмоциональ-ный самоиденти-фикации конструктив-ный творческий
  инфантный истероидный эпилептоид-ный шизоидный
По Эрику Берну Археопсихе адаптирован-ный ребенок Археопсихе бунтующий ребенок Экстеропсихе контролирую-щий родитель Экстеропсихе заботящийся родитель
Зигмунд Фрейд Id оральный   Id фалический Super Ego анальный Super Ego латентный
К.Г.Юнг Экстраверт установка бессознательного Экстраверт установка сознания Интраверт установка сознания Интраверт установка бессознательного
А.Г.Иванов-Смоленский лабильный возбудимый инертный тормозной
И.П.Павлов Сильный уравновешен-ный, подвижный Сильный неуравновешенный, возбудимый Сильный уравновешен-ный, инертный Слабый
К.Конрад Циклотимик Спиритисти-ческий Вискозный Шизотимик
У.Шелдон Висцеро-тоник Сомато- тоник   Церебро- тоник
Э.Кречмер Циклотимик (пикник)   Иксотимик Шизотимик (лепто-соматимк)
Али Ибн Сина (Авиценна) Горячий, влажный Горячий, сухой Холодный, сухой Холодный, влажный
Гиппократ, Галлен,   Преобладание сангвинисти-ческого Преобладание холерического Преобладание меланхоличес-кого Преобладание флегматичес-кого
И.Кант Сангвиник Холерик Меланхолик Флегматик

Профориентация.

Люди с увеличенным (гипертрофированным) эмоциональным лепестком становятся хорошими воспитателями, педагогами. Они хорошо ладят с детьми, они всегда «на одной эмотивной волне», что позволяет им налаживать контакт с малышами. Этот лепесток сочетаем с увеличенными лепестками самоидентификации и творческим, но находится в относительной конфронтации с конструктивным лепестком. Ситуации повышенной ответственности для таких людей могут провоцировать внутренний конфликт и как следствие — невротические состояния и срывы.

Люди с увеличенным лепестком самоидентификации театральны, эксцентричны и эгоцентричны. Чаще всего из них получаются хорошие актеры, политические деятели. То есть люди, постоянно находящиеся «на виду», в той части производственной сферы, где они всегда находятся в центре внимания. Этот лепесток очень хорошо сочетается с увеличенным лепестком творчества и эмоций. Находится в относительной конфронтации с лепестком конструктивности за счет снижения требований к себе — «расширением внутреннего кодекса». Сложно себе представить человека с гипертрофированным лепестком самоидентификации, выполняющим необходимую, сложную, но рутинную работу. Особенно если эта работа малопрестижна и не связана с общественным вниманием. Увеличенный конструктивный лепесток личности дает эффект повышенной ответственности, контроля к себе и окружающим. Здесь в большей степени работает «железная логика». Эта категория людей наиболее продуктивна в работах, требующих повышенного внимания — работе с документами, деньгами и цифрами. Если конструктивный лепесток находится в сочетании с увеличенным творческим, то дает высокую продуктивность— «творческий потенциал»,но он слабо сочетаем с гипертрофированным лепестком самоидентификации и совсем не сочетаем с лепестком эмоциональным, является его антагонистом. Увеличение конструктивного лепестка ведет к уменьшению эмоционального и наоборот.

Творческий лепесток, при его увеличении, предопределяет выбор профессий, связанных с творческой деятельностью, умением мыслить нестандартно. Как правило, это философы, люди научного круга. Этот лепесток сочетаем со всеми лепестками. Однако, в некоторых случаях, в зависимости от степени выраженности, может вступать в некоторую конфронтацию с лепестком конструктивности, приводя к некоторой деструктуризации (несобранности). Например: практически невозможно заставить работать творческого человека по графику «выполняя план» и соблюдая

Наши рекомендации