Внешние угрозы национальной безопасности

*развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников;

*территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;

*вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;

*наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;

*вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников;

*действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

*дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах.

45.Специальные формирования здравоохранения. Понятие, состав, история создания.

В соответствии с федеральными законами «Об обороне» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» в стране при объявлении мобилизации создаются специальные формирования, предназначенные для выполнения специальных задач по обеспечению боевой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Для участия в медицинском обеспечении личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации (в период мобилизации и в военное время) в тылу страны создаются специальные формирования здравоохранения, которые предназначены, в первую очередь, для специализированного лечения наиболее тяжелых контингентов раненых и больных, их реабилитации, восстановления бое— и трудоспособности, а также для участия в проведении противоэпидемических мероприятий среди войск, осуществляющих передислокацию.

Специальные формирования здравоохранениясоздаются для использования в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, в состав Вооруженных Сил Российской Федерации не передаются. Они являются структурными подразделениями отраслевых органов управления (Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации) и подведомственными им (или находящимися в сфере их деятельности) учреждениями здравоохранения.

Что же представляют собой специальные формированиям здравоохранения?

Под специальными формированиями здравоохранения понимаются органы управления и медицинские учреждения, создаваемые в период мобилизации и военное время для выполнения задач по медицинскому обеспечению личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.

К специальным формированиям здравоохранения относятся:

1) органы управления специальными формированиями;

2) тыловые госпитали здравоохранения;

3) обсервационные пункты.

1. Органы управления специальными формированиями — это Главное управление по руководству специальными формированиями здравоохранения, которое создается в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также отделы и секторы по руководству специальными формированиями здравоохранения, которые создаются в органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

В структуре специальных формирований здравоохранения органы управления составляют около 6% от обшей их численности.

2. Тыловые госпитали здравоохраненияявляются специальными форми-рованиями здравоохранения, предназначенными для приема раненых и больных военнослужащих (далее — раненые и больные), поступающих из госпитальных баз фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), оказания им специализированной медицинской помощи, лечения до определившихся исходов и реабилитации.

Тыловые госпитали здравоохранения Российской Федерации(далее тыловые госпитали) являются неотъемлемой составной частью современной системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению.Из тыловых госпиталей раненые и больные, по завершению лечения, могут быть возвращены в строй, эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали для ветеранов войн или уволены из Вооруженных Сил Российской Федерации и направлены по месту жительства.

Тыловые госпитали здравоохранения составляют около 92% от обшей численности специальных формирований здравоохранения.

3. Обсервационные пунктыявляются противоэпидемическими учреждениями здравоохранения военного времени. Они предназначены для времен ной изоляции и обсервации следующих по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии и выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках и среди населения.

Обсервационные пункты составляют около 2% от общей численности специальных формирований здравоохранения.

Эта стройная система участия здравоохранения страны в медицинском обеспечении Вооруженных Сил формировалась на различных исторических этапах развития военного и гражданского здравоохранения.

46.Роль и место тыловых госпиталей здравоохранения в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий, задачи и организация.

Тыловые госпитали здравоохранения - предназначены для приема раненых и больных военнослужащих, поступающих из ГБ фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), оказания им СМП, лечения до определившихся исходов и реабилитации.

ТГЗ являются неотъемлемой составной частью современной системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначе­нию. Из ТГ раненые и больные, по завершению лечения, могут быть возвращены в строй, эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали для ветеранов войн или уволены из ВС и направлены по месту жительства. ТГ здравоохранения составляют около 92% от общей численности СФЗ.

В июне 1940 года, Народным Комиссаром здравоохранения СССР было утверждено «Положение о формировании эвакуационных госпита­лей», развертываемых органами здравоохранения СССР в военное время.

ЭГ в медицинском, административном и финансовом отношениях подчинялись органам управления гражданского здравоохра­нения по месту их развертывания, а в оперативном отношении — Народно­му Комиссариату обороны через его санитарные отделы военных округов, УРЭП, УМЭП.

Директивой ГШ от 13.02.1941 года была определена специализация госпитальных коек развертываемых в военное время в тылу страны, т. к. в тыл страны планировалось направлять тяжелораненых и раненых сред­ней степени тяжести, нуждавшихся в сложных хирургических операциях.

С началом ВОВ на территории страны развернулось формирование обширной сети ЭГ, объединённых под руководством управлений МЭП и РЭП вГБ тыла страны.

Все медицинское обслужи­вание раненых и больных в тыловых районах страны возлагалось на Народный Комиссариат здравоохранения, а в армейских и фронтовых районах на ГВСУ Красной Армии. Все УРЭПы и УМЭПы были подчинены ГВСУ Красной Армии.

При НКЗ СССР было организовано Главное управление эвакогоспита­лей, на которое было возложено руководство лечебной работой, учет сети ЭГ, разработка руководящих документов по лечебной работе и другим видам дея­тельности.

При каждом СЭГ полагалось создавать транспортные группы из транс­порта ЭГ, дислоцированных в данном населенном пункте, и транспорта, приписанного местными советскими органами.

В круг задач СЭГ входили:

— разгрузка прибывающих ВСП,

— доставка раненых и больных в ЭГ,

— доставка инвалидов — к месту жительства,

— сбор из ЭГ ра­неных и больных, подлежащих эвакуации в глубокий тыл и погрузки их на ВСП,

— проверка санитарного состояния проходящих транзитом ВСП, снятие с них нетранспортабельных раненых и инфекционных больных.

Укомплек­тованность ЭГ врачами составляла в первый период войны 95%, во второй — 88%, в третий — 91%. Однако, несмотря на довольно высокие показатели укомплектованности в целом, потребность ЭГ в хирургах в первом перио­де войны была удовлетворена только на 54,7%, нейрохирургах — на 63,6%, во врачах лечебной физкультуры — на 54,7%, во врачах-лаборантах — на 90,4%.

Удельный вес коек ЭГ в общей емкости коечной сети, развернутой для действующей армии в период ВОВ, колебался от 68% в 1941г. до 35% в 1944г.

Из ЭГ возвращено в строй 56% из общего числа поступивших раненых и больных. Уволено в отпуск — 44%, уволено вовсе — 36,5%, умерло — 1,5%.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что ЭГ, а ныне ТГЗ, являются важным звеном в системе ме­дицинского обеспечения войск и не утратили своей роли и значения в совре­менной системе ЛЭО раненых и больных в военное время.

Совместная работа гражданского и военного здравоохранения в годы ВОВ позволила добиться возвращения в строй 72,3% раненых и 90,6% больных.

Современные ТГ являются многопрофильными ЛУ военного времени, предназначены:

- для приема раненых и больных военнослужащих,

- оказания им 1-ой врачебной, К и СМП,

- лечения до определившихся исходов и реабилитации.

ТГЗ являются конечным этапом медэвакуации для большинства поступающих в них раненых и больных. Из них раненые и больные могут быть возвращены в строй, эвакуированы в госпитали инвалидов войны или уволены из ВС и направлены по месту жительства.

Структура коечного фонда ТГЗ определяться возможной структурой входящего потока раненых и больных, как из действующей армии, так и из войск ВО ВВ.

Эвакуации из ГБ фрон­тов в ТГЗ подлежат, раненые (Б), которые после окончания лечения не могут быть возвращены в строй, а также раненые (Б) нуждающиеся в длительном леч., превышающем установленные для ГБФ сроки.

В современных условиях, по данным учений и результатам специальных исследований, в случае применения сторонами ЯО, эвакуации в ТГЗ будут подлежать 30 — 45 % раненых и больных. При ведении операций с применением обычных видов оружия эти показатели могут равняться 50 — 70%.

На основании научно - исследовательских работ и учений проведенных МЗ СССР, структуры вероятно входящего потока раненых и больных, с учетом современных достижений науки и требований по специализированному ле­чению боевой патологии и по согласованию с МО в 1986 году были утверждены новые виды и штаты ТГЗ.

ТГЗ подразделяются сейчас на шесть типов:

А). 4-е многопрофильных госпиталя (ба­зовый, нейрохирургический, травматологический, терапевтический).

Б). 2-а узко­специализированных госпиталя (кожно-венерологический и туберкулезный).

Коечная емкость ТГ установлена в объемах 400, 500, 600 коек.

В составе ТГ планируются к развертыванию следующие основные функ­циональные подразделения:

Все госпиталя имеют в своем составе следующие отд.: приемное отд., отделения анестезиоло­ги и реанимации, физиотерапевтическое, рентге­новское, лабораторное, лечебной физкультуры.

Кабинеты:функциональной диагностики, эндоскопический.

Кроме этого в составе госпиталей развертываются:

1. Базовый ТГ:

подвижное сортировочно - эвакуационное, хирургические (тора­кальное, абдоминальное, гнойной хирургии, нейрохирургическое, травма­тологическое, ожоговое, стоматологическое, гинекологическое), реанимации и интенсивной терапии, терапевтические отделения.

2. Нейрохирургический ТГ:

нейрохрургические, отоларингологическое, офталь­мологическое, челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, хирургическое с операционными блоками, психоневрологическое отделения.

3. Травматологический ТГ:

ожоговое, травматологические, хирургическое, гнойной хирургии, челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, хирургическое с операционными блоками, психоневрологическоеотделения.

4. Терапевтический ТГ:

кардиологическое, пульмонологическое, инфекционные, неврологическое, гастроэентерологическое, психиатрическое, психоневрологическое, общетерапевти­ческие, хирургическое, стоматологическое отделения.

5. Кожно-венерологический ТГ:

кожно-венерологические, хирургическое (с операционным бло­ком), стоматологическое, терапевтическоеотделения.

кабинеты:лазерной терапии.

6. Туберкулезный ТГ:

туберкулезные отд. легочно-хирургическое, для больных костно-суставным туберкулезом, для больных урогенитальным туберкулезом, легочные, хирургическое (с операци­онным блоком и стерилизационной), стоматологическоеотделения.

На ТГЗ возлагаются следующие задачи:

—прием, медицинская сортировка и санитарная обработ­ка поступающих раненых и больных, дезинфекция, дезинсекция и дезактивация их вещей, обмундирования и доставившего их транспорта;

—своевременное медицинское обследование поступивших раненых и больных, оказание им СМП, лечение до определившихся исходов и медреабилитация;

—проведение военно-врачебной экспертизы, и совместно с органами МСЭК медико-социальной экспертизы всех увольняемых из ВС;

—своевременная выписка из госпиталей раненых и больных по выздо­ровлении или перевод их по медпоказаниям в другие ТГ или реабилитационные центры;

—подготовка к эвакуации раненых (Б), подлежащих переводу в другие ЛУ;

—организация охраны госпиталя, а также его защиты от ОМП;

—материально-бытовое обеспечение раненых и больных;

—ведение медицинского, материального и финансового учета и отчет­ности;

—проведение специальной подготовки личного состава госпиталя;

На базовые ТГ— кроме того, возлагается:

— развертывание силами подвижного сортировочно-эвакуационного отделения на железнодорожных станциях, в портах и аэропортах эвакуационных приемников и организация разгрузки прибы­вающих санитарных транспортов;

—прием, медицинская сортировка, временное размещение и подготовка к дальнейшей эвакуации раненых и больных, подлежащих лечению в других ТГ, и организация их доставки в эти госпитали;

—оказание неотложных мероприятий КМП поступившим непрофильным раненым и больным, находящимся в нетранспортабельном состоянии, их временная госпитализация и лечение до восстановления транспортабельности.

Для обес­печения гарантированного развертывания ТГЗ (и СФЗ в целом) в период мобилизации и выполнения задач по пред­назначению в ВВ необходима их заблаговременная подготовка в мирное время.

В ходе мо­билизационной подготовки решаются следующие основные во­просы:

1. Комплектование СФЗ личным составом;

2.Материальное, техническое и финансовое обеспечение СФЗ;

3.Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначаемых для развертывания СФЗ.

47.Задачи и структура обсервационных пунктов здравоохранения РФ, порядок обсервации.

Обсервационные пункты здравоохранения РФ пред­назначены для:

1. Временной изоляции и обсервации следующих по железно­дорожным, водным и воздушным путям сообщения воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии,

2. Выполнения функций противоэпи­демических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфек­ц. заболеваний в войсках и среди населения.

Данные пункты формируются при объявлении мобилизации или по особому распоряжению Правительства, приписываются к местным (распределительным) ЭП, которые осуществляют оперативное руководство и контроль за их работой.

Непосредственное руководство обсервационными пунктами осуществляют отделы (секторы) по руководству ТГ органов управле­ния здравоохранением субъектов РФ.

На обсервационные пункты возлагаются следующие задачи:

- прием, полная санитарная обработка воинских контингентов, посту­пающих в обсерватор, с обязательной дезинфекцией обмундирования и дру­гих вещей;

- медицинское наблюдение за обсервируемым личным составом с целью своевременного выявления инфекционных больных, их изоляция и госпитализация в ближайшие ин­фекционные больницы (отделения);

- лабобследования с целью выявления бак­терионосителей (по показаниям);

- проведение по эпидпоказаниям профилактических прививок;

- материальное обеспечение обсервируемых и выплата им денежного до­вольствия за время пребывания в обсерваторе;

- проведение санитарно-просвети­тельной и культурно-досуговой работы;

- организация заключительного медицинско­го осмотра и санитарной обработки обсервируемых по окончанию обсервации.

Обсервационный пункт состоит из:

1. управления;

2. приемно-диагностического отделения с изо­лятором на 50 коек,

3. бактериологической лаборатории,

4. дезинфекционного отделения);

5. подразделений обеспечения (аптеки, столовой, склада и хозяйственно­го отделения).

Всего личного состава - 77 человек, из низ 3 в/сл. Имеет 3 ед. техники.

Здания для обсервационного пункта отводятся заблаговре­менно в мирное время вблизи от железнодорожных станций, портов, пристаней, аэродромов, стратегических авто­мобильных дорог и приспосабливаются в соответствии с общими требова­ниями.

При отводе зданий под обсервационные пункты, должны предусматриваться помещения для временного разме­щения (на 2000 человек) воинских контингентов, подлежащих обсервации.

Порядок обсервации.

Обсервации подвергаются воинские контингенты, (следующие по желез­нодорожным, водным и воздушным путям сообщения), при наличии среди них более 2% однородных или 5% разнородных инфекционных заболеваний, а также при обнаружении хотя бы одного случая опасных высококонтагиозных заболеваний.

Воинские контингенты подлежат обсервации распоряжением командую­щего войсками ВО, по территории которого следуют воинские транспорты, по представлению НМС на осно­вании донесений начальника эшелона, командира воздушного, морского судна, начальника аэродрома, порта.

Распоряжение о задержке воинского транспорта и направление его на обсервацию дается коменданту станции (аэропорта, порта) и нач. гарнизона.

Одновременно ставит­ся в известность соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ, его орган управления здравоохранением и ЭП (местный или распределительный), к которому приписан обсервационный пункт.

Орган управления здравоохранением субъекта РФ приводит обсервационный пункт в состояние готовности к работе.

Для приема эшелона на обсервацию назначается комиссия в составе: представителя штаба ВО, начальника обсер­вационного пункта, гарнизонного врача, начальника эшелона, врача эшело­на и представителя органа управления здравоохранением субъекта РФ.

Комиссия составляет акт в двух экземплярах о санитарно— эпидемиоло­гическом состоянии эшелона.

После приема воинского эшелона на обсервацию производится медосмотр всего обсервируемого личного состава с привлечением ме­дсостава эшелона.

Инфекционные больные (с выраженной клиникой заболевания) направ­ляются в стационарные ЛУ, выделяемые для этой цели ор­ганом управления здравоохранением субъекта РФ. Боль­ные с подозрением на инфекционное заболевание помещаются в изолятор.

Весь остальной личный состав эшелона подвергается полной санитарной обработке, после чего размещается в специально предназначенных зданиях. Лица, бывшие в контакте с больными, размещаются изолированно.

Дезинфекция транспортных средств, на которых следовали обсервируемые, производится по распоряжению ведомственной медслужбы ее силами и сред-ми.

Санитарная обработка обсервируемого личного состава проводится сила­ми и средствами обсервационного пункта. Все обсервируемые подвергаются ежедневному медицинскому ос­мотру и термометрии.

Срок обсервации устанавливается в зависимости от характера инфекции начальником медицинской службы военного округа (фронта).

После отправки обсервируемрого личного состава помещение ОП, а также все оборудование подвергается тщательной уборке и дезинфекции силами и ср-ми ОП.

Расформирование обсервационного пункта проводится в порядке, уста­новленном для специальных формирований здравоохранения РФ.

48.Типы, задачи и организация тыловых госпиталей здравоохранения.

Тыловые госпитали здравоохранения (ТГЗ) предназначены для 1) приема раненых и больных военнослужащих, поступающих из ГБ фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), 2) оказания им специализированной мед помощи, 3) лечения до окончательного исхода и 4) реабилитации.

ТГЗ являются неотъемлемой составной частью современной системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению. Из ТГЗ раненые и больные, по завершению лечения, могут быть: 1) возвращены в строй, 2) эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали для ветеранов войн или 3) уволены из ВС и направлены по месту жительства.

Задачи ТГЗ:

1. прием, медицинская сортировка и санитарная обработка поступающих раненых и больных, дезинфекция, дезинсекция и дезактивация их вещей, обмундирования и доставившего их транспорта;

2. своевременное медицинское обследование поступивших раненых и больных, оказание им специализированной мед помощи, лечение до определившихся исходов и мед реабилитация;

3. проведение военно-врачебной экспертизы, и совместно с органами МСЭК медико-социальной экспертизы всех увольняемых из ВС;

4. своевременная выписка из госпиталей раненых и больных по выздоровлении или перевод их по мед показаниям в другие ТГ или реабилитационные центры;

5. подготовка к эвакуации раненых (больных), подлежащих переводу в другие ЛУ;

6. организация охраны госпиталя, а также его защиты от ОМП;

7. материально-бытовое обеспечение раненых и больных;

8. ведение медицинского, материального и финансового учета и отчетности;

9. проведение специальной подготовки личного состава госпиталя;

На базовые ТГ кроме того, возлагается:

10. развертывание силами подвижного сортировочно-эвакуационного отделения на железнодорожных станциях, в портах и аэропортах эвакуационных приемников и организация разгрузки прибывающих санитарных транспортов;

11. прием, медицинская сортировка, временное размещение и подготовка к дальнейшей эвакуации раненых и больных, подлежащих лечению в других ТГ, и организация их доставки в эти госпитали;

12. оказание неотложных мероприятий квалифицированной мед помощи поступившим непрофильным раненым и больным, находящимся в нетранспортабельном состоянии, их временная госпитализация и лечение до восстановления транспортабельности.

ТГЗ подразделяются на шесть типов:

Многопрофильные госпитали:

1. базовый;

2. нейрохирургический;

3. травматологический;

4. терапевтический;

Б) Узкоспециализированные госпитали:

5. кожно-венерологический;

6. туберкулезный.

Коечная емкость ТГЗ установлена в объемах 400, 500, 600 коек

49.Основные принципы и способы защиты населения.

Защита населения в ЧС представляет собой комплекс мероприятий, про-

водимых с целью не допустить или максимально снизить поражение людей.

Объем и характер защитных мероприятий определяется особенностями соот-

ветствующих объектов, а также вероятной обстановкой, которая может сло-

житься в результате стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф или

применения противником современного оружия.

К основным принципам защиты населения относятся:

1) защита населения на всей территории страны;

2) дифференцированная защита населения с учетом размещения произ-

водительных сил и объектов государственного значения;

3) заблаговременное планирование и проведение защитных мероприя-

4) увязка плана защитных мероприятий с планом экономического и соци-

ального развития РБ.

Применяются три основных способа защиты населения:

1) эвакуация населения;

2) укрытие населения в защитных сооружениях;

3) использование населением средств индивидуальной защиты.

Корме того, с целью защиты населения проводится:

4) всеобщее обязательное обучение населения способам защиты;

5) организуется своевременное оповещение населения о возникшей уг-

6) осуществляется защита продовольствия, воды, сельскохозяйственных

животных и растений от заражения радиоактивными веществами, СДЯВ. ОВ и

биологическими средствами.

Ведется радиационная, химическая и биологическая разведка, а также

дозиметрический и лабораторный химический и биологический контроль.

Планируются профилактические противопожарные, противоэпидемические и

санитарно-гигиенические мероприятия, аварийно-спасательные и другие не-

отложные работы в очагах поражения, санитарная обработка людей, обезза-

раживание техники, одежды, обуви, территории, зданий и сооружений.

50. Классификация и характеристика коллективных средств защиты, санитарно-гигиенические требования (нормы).

К средствам коллективной защиты населения относятся защитные сооружения: убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия.

Убежища- это защитные сооружения герметического типа, защищающие от всех пора­жающих факторов ЧС мирного и военного времени. В убежище укрывающиеся люди не ис­пользуют средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания.

Основные требования к убежищам:

наличие равнопрочных ограждающих конструкций,

выдерживающих заданные нагрузки от ударной волны,

наличие систем жизнеобеспечения и ФВУ,

экономичность.

Типовое убежище состоит из основных и вспомогательных помещений.

К основным относятся:

помещения для укрываемых людей,

пункт управления

медицинский пост (пункт).

К вспомогательным относятся:

помещения для фильтровентиляционной установки (ФВУ),

санитарного узла,

дизельной электростанции,

продовольственного склада.

В убежище оборудуются тамбур-шлюзы и тамбуры, электрощитовая, а в ряде случае - артезианская скважина, станция перекачки, балонная.

В убежищах мед. учреждений дополнительно предусматриваются:

помещений для размещения больных,

операционная-перевязочная,

предоперационная-стерилизационная,

процедурная-перевязочная,

буфетная,

санитарная комната,

посты медсестер.

Убежище должно иметь не менее двух входов, расположенных в противоположных его концах. Встроенное убежище должно иметь аварийный выход.

Фильтровентиляционная система должна работать в двух режимах: чистой вентиляции и фильтровентиляции. В первом режиме воздух очищается от грубодисперсной радиоактивной пыли, во втором - от остальных радиоактивных осадков, а также от АОХВ и БС.

При расположении убежища в месте, где возможен сильный пожар или загазованность АОХВ, может предусматриваться режим полной изоляции помещений убежища с регенерацией воздуха в них.

Если убежище загерметизировано надежно, то после закрывания дверей и приведения фильтровентиляционного агрегата в действие давление воздуха внутри убежища становится несколько выше атмосферного (образуется так называемый воздушный подпор).

В убежище оборудуются различные системы жизнеобеспечения. Электроснабжение обычно осуществляется от внешней электросети, а при необходимости и от автономного электроисточника - защищенной дизельной электростанции. Убежище должно иметь телефонную связь и репродукторы, подключенные к радиотрансляционной сети.

Водоснабжение и канализация убежища обеспечиваются на базе общих водопроводных и канализационных сетей. Помимо этого, в убежище предусматриваются аварийные запасы воды и приемники фекальных вод, которые должны работать независимо от состояния внешних сетей. Отопление осуществляется от общей отопительной сети.

В помещениях убежища размещаются дозиметрические приборы, приборы химической разведки, защитная одежда, средства тушения пожара, аварийный запас инструментов, средства аварийного освещения, запас продовольствия и воды, медицинское имущество.

Для медико-санитарного обеспечения в защитных сооружениях вместимостью до 150 чел. работают 2 сандружинницы, в сооружениях вместимостью до 600 чел. предусмотрен санитарный пост (4 сандружинницы или 1 медицинская сестра и 3 сандружинницы), при вместимости более 600 чел. - врачебный медицинский пункт (1 врач и 4 сандружинницы в смену при двухсменной работе). Для санитарного поста необходима площадь не менее 2 м2, для врачебного медицинского пункта - 9 м2.

В городах для укрытия нетранспортабельных больных при больницах, имеющих убежища, развертываются стационары для нетранспортабельных. В них на каждые 50 коек положено 2 врача, 3 дежурные медицинские сестры, 2 медицинские сестры для операционно-перевязочной, 1 медицинская сестра для процедурной-перевязочной и 4 санитарки. На каждые 50 последующих больных добавляется половина указанной численности персонала.

Противорадиационные укрытия- это сооружения, защищающие людей от ионизирую­щего излучения, заражения радиоактивными веществами, аэрозолей биологических средств.

ПРУ может быть размещено в специально оборудованном подвале, а при определенных условиях (например, высоком уровне грунтовых вод) - в цокольных этажах зданий. Предпочтительнее полное заглубление ПРУ.

В ПРУ предусматривают основные и вспомогательные помещения. Основные помещения: помещения для укрываемых людей, медицинского поста (медпункта). Вспомогательные: санузел, вентиляционная камера, комната для хранения загрязненной верхней одежды.

Приспособление помещений под ПРУ включает усиление ограждающих конструкций для защиты от попадания радиоактивной пыли и действия ударной волны, их герметизацию, устройство вентиляции, оборудование санузлов и водопровода, установку нар для сидения и лежания.

Защитные свойства ПРУ от ионизирующего излучения оцениваются по коэффициенту ослабления радиационного излучения, который показывает, во сколько раз ПРУ уменьшает уровень радиации по сравнению с открытой местностью, а следовательно, и дозу облучения укрываемых людей. ПРУ устраиваются так, чтобы коэффициент ослабления был наибольшим. Все ПРУ в городах в зависимости от коэффициента ослабления делятся на три группы: к 1-й группе относятся укрытия с коэффициентом ослабления от 200 и выше, ко 2-й группе - от 100 до 200, к 3-й группе - от 50 до 100. Подвалы в деревянных домах ослабляют радиацию в 7-12 раз, в каменных зданиях - в 200-300 раз, средняя часть подвала каменного здания в несколько этажей - до 500 раз. В качестве ПРУ могут быть использованы также надземные этажи зданий и сооружений. Наиболее пригодны для этого внутренние помещения каменных зданий с капитальными стенами и небольшой площадью проемов. Первый и последний этажи ослабляют радиацию в меньшей степени. В сельской местности особое внимание должно уделяться использованию в качестве ПРУ погребов, подвалов, а также овощехранилищ и свободных силосных ям. Противорадиационные укрытия для учреждений здравоохранения должны иметь следующие основные помещения: для размещения больных и выздоравливающих, медицинского и обслуживающего персонала, процедурную (перевязочную), буфетную и посты медицинских сестер (см. табл.).

Больных, медицинский и обслуживающий персонал следует размещать в отдельных комнатах (за исключением постов дежурного персонала). В ПРУ больниц хирургического профиля надо развертывать операционно-перевязочную и предоперационно-перевязочную палаты. Для тяжелобольных следует предусматривать санитарную комнату.

Укрытия простейшего типа- это щели, траншеи, землянки. На их возведение не требу­ется много времени, но они могут эффективно защищать людей от определенных факторов ЧС.

Простейшие сооружения открытого типа (траншеи, щели) снижают потери от обычных средств поражения и ударной волны ядерного взрыва, частично от светового излучения и проникающей радиации. Эти сооружения используются для укрытия раненых и больных, но они не эффективны в отношении защиты от 0В и бак. средств.

Простейшие сооружения закрытого типа (блиндажи, землянки) обеспечивают более надежную защиту. Они должны быть герметизированы и могут быть вентилируемыми и невентилируемыми. Время возможного пребывания людей в невентилируемых сооружениях весьма ограничено и не превышает 1 часа.

Укрытия простейшего типа строятся при непосредственной угрозе или возникновении ЧС. Наиболее доступными простейшими укрытиями являются щели.

Щель может быть открытая или перекрытая. Вероятность поражения людей воздушной ударной волной в открытой щели уменьшается в 1,5-2 раза по сравнению с нахождением на открытой местности, возможность облучения людей в результате радиоактивного загрязнения местности становится меньше в 2-3 раза. В перекрытой щели защита людей от светового излучения будет полной, воздействие от ударной волны ослабляется в 2,5-3 раза, а от проникающей радиации и излучения на радиоактивно загрязненной местности при толщине грунтовой обсыпки поверх перекрытия 60-70 см - в 200-300 раз.

Щели строятся силами населения из подручных средств и строительных материалов промышленного изготовления. Первоначально создаются открытые щели и траншеи глубиной 180-200 см, шириной по верху 100-120 см, по дну - 80 см. В последующем они должны совершенствоваться и превращаться в перекрытые щели, а затем в ПРУ. Вместимость - от 20 до 60 чел.

В простейших укрытиях следует находиться в СИЗ: в открытых - в защитной одежде и противогазах (респираторах), в перекрытых - в противогазах (респираторах).

Строят щели вне зон возможных завалов и затопления (на расстоянии от наземных зданий, равном половине их высоты плюс 3 м, а при наличии свободной территории - дальше). В городах лучше всего строить щели в скверах, на бульварах и в больших дворах, где не проложены инженерные сети. В сельской местности - в садах, на огородах, пустырях. Нельзя строить щели вблизи взрывоопасных цехов и складов, резервуаров с АОХВ, возле электрических линий высокого напряжения, магистральных газопроводов.

При следовании в защитные сооружения укрываемые обязаны иметь при себе двухсуточный запас продуктов питания, принадлежности туалета, необходимые личные вещи, документы и СИЗ.

Защитные сооружения классифицируются: по назначению, месту расположения, по вре­мени возведения, по защитным свойствам и по вместимости.

По назначению различают защитные сооружения общего назначения (для защиты населе­ния в городах и сельской местности) и специального назначения - для размещения органов управления, систем оповещения и связи, лечебных учреждений.

По месту расположения различают встроенные и отдельно стоящие. Встроенные со­оружения располагаются в подвальных и цокольных этажах зданий. Они имеют большое распространение, их строительство экономически более целесообразно. Отдельно стоящие защитные сооружения располагаются вне зданий. По времени возведения различают возво­димые заблаговременно, которые представляют собой капитальные сооружения из долго­вечных несгораемых материалов, и быстро возводимые, сооружаемые в особый период при угрозе чрезвычайной ситуации с применением подручных материалов.

По защитным свойствам убежища делятся на 5 классов. Защитные свойства определяют­ся способностью убежища, его ограждающих конструкций выдержать определенную вели­чину избыточного давления ударной волны.

По вместимости различают убежища малой вместимости (до 600 чел.), средней вмести­мости (600-2000 чел.) и большой вместимости (более 2000 чел.).

Защитные сооруже­ни<

Наши рекомендации