Внешние угрозы национальной безопасности
*развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников;
*территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;
*вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
*наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;
*вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников;
*действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
*дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах.
45.Специальные формирования здравоохранения. Понятие, состав, история создания.
В соответствии с федеральными законами «Об обороне» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» в стране при объявлении мобилизации создаются специальные формирования, предназначенные для выполнения специальных задач по обеспечению боевой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для участия в медицинском обеспечении личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации (в период мобилизации и в военное время) в тылу страны создаются специальные формирования здравоохранения, которые предназначены, в первую очередь, для специализированного лечения наиболее тяжелых контингентов раненых и больных, их реабилитации, восстановления бое— и трудоспособности, а также для участия в проведении противоэпидемических мероприятий среди войск, осуществляющих передислокацию.
Специальные формирования здравоохранениясоздаются для использования в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, в состав Вооруженных Сил Российской Федерации не передаются. Они являются структурными подразделениями отраслевых органов управления (Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации) и подведомственными им (или находящимися в сфере их деятельности) учреждениями здравоохранения.
Что же представляют собой специальные формированиям здравоохранения?
Под специальными формированиями здравоохранения понимаются органы управления и медицинские учреждения, создаваемые в период мобилизации и военное время для выполнения задач по медицинскому обеспечению личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.
К специальным формированиям здравоохранения относятся:
1) органы управления специальными формированиями;
2) тыловые госпитали здравоохранения;
3) обсервационные пункты.
1. Органы управления специальными формированиями — это Главное управление по руководству специальными формированиями здравоохранения, которое создается в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также отделы и секторы по руководству специальными формированиями здравоохранения, которые создаются в органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
В структуре специальных формирований здравоохранения органы управления составляют около 6% от обшей их численности.
2. Тыловые госпитали здравоохраненияявляются специальными форми-рованиями здравоохранения, предназначенными для приема раненых и больных военнослужащих (далее — раненые и больные), поступающих из госпитальных баз фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), оказания им специализированной медицинской помощи, лечения до определившихся исходов и реабилитации.
Тыловые госпитали здравоохранения Российской Федерации(далее тыловые госпитали) являются неотъемлемой составной частью современной системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению.Из тыловых госпиталей раненые и больные, по завершению лечения, могут быть возвращены в строй, эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали для ветеранов войн или уволены из Вооруженных Сил Российской Федерации и направлены по месту жительства.
Тыловые госпитали здравоохранения составляют около 92% от обшей численности специальных формирований здравоохранения.
3. Обсервационные пунктыявляются противоэпидемическими учреждениями здравоохранения военного времени. Они предназначены для времен ной изоляции и обсервации следующих по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии и выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках и среди населения.
Обсервационные пункты составляют около 2% от общей численности специальных формирований здравоохранения.
Эта стройная система участия здравоохранения страны в медицинском обеспечении Вооруженных Сил формировалась на различных исторических этапах развития военного и гражданского здравоохранения.
46.Роль и место тыловых госпиталей здравоохранения в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий, задачи и организация.
Тыловые госпитали здравоохранения - предназначены для приема раненых и больных военнослужащих, поступающих из ГБ фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), оказания им СМП, лечения до определившихся исходов и реабилитации.
ТГЗ являются неотъемлемой составной частью современной системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению. Из ТГ раненые и больные, по завершению лечения, могут быть возвращены в строй, эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали для ветеранов войн или уволены из ВС и направлены по месту жительства. ТГ здравоохранения составляют около 92% от общей численности СФЗ.
В июне 1940 года, Народным Комиссаром здравоохранения СССР было утверждено «Положение о формировании эвакуационных госпиталей», развертываемых органами здравоохранения СССР в военное время.
ЭГ в медицинском, административном и финансовом отношениях подчинялись органам управления гражданского здравоохранения по месту их развертывания, а в оперативном отношении — Народному Комиссариату обороны через его санитарные отделы военных округов, УРЭП, УМЭП.
Директивой ГШ от 13.02.1941 года была определена специализация госпитальных коек развертываемых в военное время в тылу страны, т. к. в тыл страны планировалось направлять тяжелораненых и раненых средней степени тяжести, нуждавшихся в сложных хирургических операциях.
С началом ВОВ на территории страны развернулось формирование обширной сети ЭГ, объединённых под руководством управлений МЭП и РЭП вГБ тыла страны.
Все медицинское обслуживание раненых и больных в тыловых районах страны возлагалось на Народный Комиссариат здравоохранения, а в армейских и фронтовых районах на ГВСУ Красной Армии. Все УРЭПы и УМЭПы были подчинены ГВСУ Красной Армии.
При НКЗ СССР было организовано Главное управление эвакогоспиталей, на которое было возложено руководство лечебной работой, учет сети ЭГ, разработка руководящих документов по лечебной работе и другим видам деятельности.
При каждом СЭГ полагалось создавать транспортные группы из транспорта ЭГ, дислоцированных в данном населенном пункте, и транспорта, приписанного местными советскими органами.
В круг задач СЭГ входили:
— разгрузка прибывающих ВСП,
— доставка раненых и больных в ЭГ,
— доставка инвалидов — к месту жительства,
— сбор из ЭГ раненых и больных, подлежащих эвакуации в глубокий тыл и погрузки их на ВСП,
— проверка санитарного состояния проходящих транзитом ВСП, снятие с них нетранспортабельных раненых и инфекционных больных.
Укомплектованность ЭГ врачами составляла в первый период войны 95%, во второй — 88%, в третий — 91%. Однако, несмотря на довольно высокие показатели укомплектованности в целом, потребность ЭГ в хирургах в первом периоде войны была удовлетворена только на 54,7%, нейрохирургах — на 63,6%, во врачах лечебной физкультуры — на 54,7%, во врачах-лаборантах — на 90,4%.
Удельный вес коек ЭГ в общей емкости коечной сети, развернутой для действующей армии в период ВОВ, колебался от 68% в 1941г. до 35% в 1944г.
Из ЭГ возвращено в строй 56% из общего числа поступивших раненых и больных. Уволено в отпуск — 44%, уволено вовсе — 36,5%, умерло — 1,5%.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что ЭГ, а ныне ТГЗ, являются важным звеном в системе медицинского обеспечения войск и не утратили своей роли и значения в современной системе ЛЭО раненых и больных в военное время.
Совместная работа гражданского и военного здравоохранения в годы ВОВ позволила добиться возвращения в строй 72,3% раненых и 90,6% больных.
Современные ТГ являются многопрофильными ЛУ военного времени, предназначены:
- для приема раненых и больных военнослужащих,
- оказания им 1-ой врачебной, К и СМП,
- лечения до определившихся исходов и реабилитации.
ТГЗ являются конечным этапом медэвакуации для большинства поступающих в них раненых и больных. Из них раненые и больные могут быть возвращены в строй, эвакуированы в госпитали инвалидов войны или уволены из ВС и направлены по месту жительства.
Структура коечного фонда ТГЗ определяться возможной структурой входящего потока раненых и больных, как из действующей армии, так и из войск ВО ВВ.
Эвакуации из ГБ фронтов в ТГЗ подлежат, раненые (Б), которые после окончания лечения не могут быть возвращены в строй, а также раненые (Б) нуждающиеся в длительном леч., превышающем установленные для ГБФ сроки.
В современных условиях, по данным учений и результатам специальных исследований, в случае применения сторонами ЯО, эвакуации в ТГЗ будут подлежать 30 — 45 % раненых и больных. При ведении операций с применением обычных видов оружия эти показатели могут равняться 50 — 70%.
На основании научно - исследовательских работ и учений проведенных МЗ СССР, структуры вероятно входящего потока раненых и больных, с учетом современных достижений науки и требований по специализированному лечению боевой патологии и по согласованию с МО в 1986 году были утверждены новые виды и штаты ТГЗ.
ТГЗ подразделяются сейчас на шесть типов:
А). 4-е многопрофильных госпиталя (базовый, нейрохирургический, травматологический, терапевтический).
Б). 2-а узкоспециализированных госпиталя (кожно-венерологический и туберкулезный).
Коечная емкость ТГ установлена в объемах 400, 500, 600 коек.
В составе ТГ планируются к развертыванию следующие основные функциональные подразделения:
Все госпиталя имеют в своем составе следующие отд.: приемное отд., отделения анестезиологи и реанимации, физиотерапевтическое, рентгеновское, лабораторное, лечебной физкультуры.
Кабинеты:функциональной диагностики, эндоскопический.
Кроме этого в составе госпиталей развертываются:
1. Базовый ТГ:
подвижное сортировочно - эвакуационное, хирургические (торакальное, абдоминальное, гнойной хирургии, нейрохирургическое, травматологическое, ожоговое, стоматологическое, гинекологическое), реанимации и интенсивной терапии, терапевтические отделения.
2. Нейрохирургический ТГ:
нейрохрургические, отоларингологическое, офтальмологическое, челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, хирургическое с операционными блоками, психоневрологическое отделения.
3. Травматологический ТГ:
ожоговое, травматологические, хирургическое, гнойной хирургии, челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, хирургическое с операционными блоками, психоневрологическоеотделения.
4. Терапевтический ТГ:
кардиологическое, пульмонологическое, инфекционные, неврологическое, гастроэентерологическое, психиатрическое, психоневрологическое, общетерапевтические, хирургическое, стоматологическое отделения.
5. Кожно-венерологический ТГ:
кожно-венерологические, хирургическое (с операционным блоком), стоматологическое, терапевтическоеотделения.
кабинеты:лазерной терапии.
6. Туберкулезный ТГ:
туберкулезные отд. легочно-хирургическое, для больных костно-суставным туберкулезом, для больных урогенитальным туберкулезом, легочные, хирургическое (с операционным блоком и стерилизационной), стоматологическоеотделения.
На ТГЗ возлагаются следующие задачи:
—прием, медицинская сортировка и санитарная обработка поступающих раненых и больных, дезинфекция, дезинсекция и дезактивация их вещей, обмундирования и доставившего их транспорта;
—своевременное медицинское обследование поступивших раненых и больных, оказание им СМП, лечение до определившихся исходов и медреабилитация;
—проведение военно-врачебной экспертизы, и совместно с органами МСЭК медико-социальной экспертизы всех увольняемых из ВС;
—своевременная выписка из госпиталей раненых и больных по выздоровлении или перевод их по медпоказаниям в другие ТГ или реабилитационные центры;
—подготовка к эвакуации раненых (Б), подлежащих переводу в другие ЛУ;
—организация охраны госпиталя, а также его защиты от ОМП;
—материально-бытовое обеспечение раненых и больных;
—ведение медицинского, материального и финансового учета и отчетности;
—проведение специальной подготовки личного состава госпиталя;
На базовые ТГ— кроме того, возлагается:
— развертывание силами подвижного сортировочно-эвакуационного отделения на железнодорожных станциях, в портах и аэропортах эвакуационных приемников и организация разгрузки прибывающих санитарных транспортов;
—прием, медицинская сортировка, временное размещение и подготовка к дальнейшей эвакуации раненых и больных, подлежащих лечению в других ТГ, и организация их доставки в эти госпитали;
—оказание неотложных мероприятий КМП поступившим непрофильным раненым и больным, находящимся в нетранспортабельном состоянии, их временная госпитализация и лечение до восстановления транспортабельности.
Для обеспечения гарантированного развертывания ТГЗ (и СФЗ в целом) в период мобилизации и выполнения задач по предназначению в ВВ необходима их заблаговременная подготовка в мирное время.
В ходе мобилизационной подготовки решаются следующие основные вопросы:
1. Комплектование СФЗ личным составом;
2.Материальное, техническое и финансовое обеспечение СФЗ;
3.Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначаемых для развертывания СФЗ.
47.Задачи и структура обсервационных пунктов здравоохранения РФ, порядок обсервации.
Обсервационные пункты здравоохранения РФ предназначены для:
1. Временной изоляции и обсервации следующих по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии,
2. Выполнения функций противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекц. заболеваний в войсках и среди населения.
Данные пункты формируются при объявлении мобилизации или по особому распоряжению Правительства, приписываются к местным (распределительным) ЭП, которые осуществляют оперативное руководство и контроль за их работой.
Непосредственное руководство обсервационными пунктами осуществляют отделы (секторы) по руководству ТГ органов управления здравоохранением субъектов РФ.
На обсервационные пункты возлагаются следующие задачи:
- прием, полная санитарная обработка воинских контингентов, поступающих в обсерватор, с обязательной дезинфекцией обмундирования и других вещей;
- медицинское наблюдение за обсервируемым личным составом с целью своевременного выявления инфекционных больных, их изоляция и госпитализация в ближайшие инфекционные больницы (отделения);
- лабобследования с целью выявления бактерионосителей (по показаниям);
- проведение по эпидпоказаниям профилактических прививок;
- материальное обеспечение обсервируемых и выплата им денежного довольствия за время пребывания в обсерваторе;
- проведение санитарно-просветительной и культурно-досуговой работы;
- организация заключительного медицинского осмотра и санитарной обработки обсервируемых по окончанию обсервации.
Обсервационный пункт состоит из:
1. управления;
2. приемно-диагностического отделения с изолятором на 50 коек,
3. бактериологической лаборатории,
4. дезинфекционного отделения);
5. подразделений обеспечения (аптеки, столовой, склада и хозяйственного отделения).
Всего личного состава - 77 человек, из низ 3 в/сл. Имеет 3 ед. техники.
Здания для обсервационного пункта отводятся заблаговременно в мирное время вблизи от железнодорожных станций, портов, пристаней, аэродромов, стратегических автомобильных дорог и приспосабливаются в соответствии с общими требованиями.
При отводе зданий под обсервационные пункты, должны предусматриваться помещения для временного размещения (на 2000 человек) воинских контингентов, подлежащих обсервации.
Порядок обсервации.
Обсервации подвергаются воинские контингенты, (следующие по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения), при наличии среди них более 2% однородных или 5% разнородных инфекционных заболеваний, а также при обнаружении хотя бы одного случая опасных высококонтагиозных заболеваний.
Воинские контингенты подлежат обсервации распоряжением командующего войсками ВО, по территории которого следуют воинские транспорты, по представлению НМС на основании донесений начальника эшелона, командира воздушного, морского судна, начальника аэродрома, порта.
Распоряжение о задержке воинского транспорта и направление его на обсервацию дается коменданту станции (аэропорта, порта) и нач. гарнизона.
Одновременно ставится в известность соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ, его орган управления здравоохранением и ЭП (местный или распределительный), к которому приписан обсервационный пункт.
Орган управления здравоохранением субъекта РФ приводит обсервационный пункт в состояние готовности к работе.
Для приема эшелона на обсервацию назначается комиссия в составе: представителя штаба ВО, начальника обсервационного пункта, гарнизонного врача, начальника эшелона, врача эшелона и представителя органа управления здравоохранением субъекта РФ.
Комиссия составляет акт в двух экземплярах о санитарно— эпидемиологическом состоянии эшелона.
После приема воинского эшелона на обсервацию производится медосмотр всего обсервируемого личного состава с привлечением медсостава эшелона.
Инфекционные больные (с выраженной клиникой заболевания) направляются в стационарные ЛУ, выделяемые для этой цели органом управления здравоохранением субъекта РФ. Больные с подозрением на инфекционное заболевание помещаются в изолятор.
Весь остальной личный состав эшелона подвергается полной санитарной обработке, после чего размещается в специально предназначенных зданиях. Лица, бывшие в контакте с больными, размещаются изолированно.
Дезинфекция транспортных средств, на которых следовали обсервируемые, производится по распоряжению ведомственной медслужбы ее силами и сред-ми.
Санитарная обработка обсервируемого личного состава проводится силами и средствами обсервационного пункта. Все обсервируемые подвергаются ежедневному медицинскому осмотру и термометрии.
Срок обсервации устанавливается в зависимости от характера инфекции начальником медицинской службы военного округа (фронта).
После отправки обсервируемрого личного состава помещение ОП, а также все оборудование подвергается тщательной уборке и дезинфекции силами и ср-ми ОП.
Расформирование обсервационного пункта проводится в порядке, установленном для специальных формирований здравоохранения РФ.
48.Типы, задачи и организация тыловых госпиталей здравоохранения.
Тыловые госпитали здравоохранения (ТГЗ) предназначены для 1) приема раненых и больных военнослужащих, поступающих из ГБ фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), 2) оказания им специализированной мед помощи, 3) лечения до окончательного исхода и 4) реабилитации.
ТГЗ являются неотъемлемой составной частью современной системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению. Из ТГЗ раненые и больные, по завершению лечения, могут быть: 1) возвращены в строй, 2) эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали для ветеранов войн или 3) уволены из ВС и направлены по месту жительства.
Задачи ТГЗ:
1. прием, медицинская сортировка и санитарная обработка поступающих раненых и больных, дезинфекция, дезинсекция и дезактивация их вещей, обмундирования и доставившего их транспорта;
2. своевременное медицинское обследование поступивших раненых и больных, оказание им специализированной мед помощи, лечение до определившихся исходов и мед реабилитация;
3. проведение военно-врачебной экспертизы, и совместно с органами МСЭК медико-социальной экспертизы всех увольняемых из ВС;
4. своевременная выписка из госпиталей раненых и больных по выздоровлении или перевод их по мед показаниям в другие ТГ или реабилитационные центры;
5. подготовка к эвакуации раненых (больных), подлежащих переводу в другие ЛУ;
6. организация охраны госпиталя, а также его защиты от ОМП;
7. материально-бытовое обеспечение раненых и больных;
8. ведение медицинского, материального и финансового учета и отчетности;
9. проведение специальной подготовки личного состава госпиталя;
На базовые ТГ кроме того, возлагается:
10. развертывание силами подвижного сортировочно-эвакуационного отделения на железнодорожных станциях, в портах и аэропортах эвакуационных приемников и организация разгрузки прибывающих санитарных транспортов;
11. прием, медицинская сортировка, временное размещение и подготовка к дальнейшей эвакуации раненых и больных, подлежащих лечению в других ТГ, и организация их доставки в эти госпитали;
12. оказание неотложных мероприятий квалифицированной мед помощи поступившим непрофильным раненым и больным, находящимся в нетранспортабельном состоянии, их временная госпитализация и лечение до восстановления транспортабельности.
ТГЗ подразделяются на шесть типов:
Многопрофильные госпитали:
1. базовый;
2. нейрохирургический;
3. травматологический;
4. терапевтический;
Б) Узкоспециализированные госпитали:
5. кожно-венерологический;
6. туберкулезный.
Коечная емкость ТГЗ установлена в объемах 400, 500, 600 коек
49.Основные принципы и способы защиты населения.
Защита населения в ЧС представляет собой комплекс мероприятий, про-
водимых с целью не допустить или максимально снизить поражение людей.
Объем и характер защитных мероприятий определяется особенностями соот-
ветствующих объектов, а также вероятной обстановкой, которая может сло-
житься в результате стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф или
применения противником современного оружия.
К основным принципам защиты населения относятся:
1) защита населения на всей территории страны;
2) дифференцированная защита населения с учетом размещения произ-
водительных сил и объектов государственного значения;
3) заблаговременное планирование и проведение защитных мероприя-
4) увязка плана защитных мероприятий с планом экономического и соци-
ального развития РБ.
Применяются три основных способа защиты населения:
1) эвакуация населения;
2) укрытие населения в защитных сооружениях;
3) использование населением средств индивидуальной защиты.
Корме того, с целью защиты населения проводится:
4) всеобщее обязательное обучение населения способам защиты;
5) организуется своевременное оповещение населения о возникшей уг-
6) осуществляется защита продовольствия, воды, сельскохозяйственных
животных и растений от заражения радиоактивными веществами, СДЯВ. ОВ и
биологическими средствами.
Ведется радиационная, химическая и биологическая разведка, а также
дозиметрический и лабораторный химический и биологический контроль.
Планируются профилактические противопожарные, противоэпидемические и
санитарно-гигиенические мероприятия, аварийно-спасательные и другие не-
отложные работы в очагах поражения, санитарная обработка людей, обезза-
раживание техники, одежды, обуви, территории, зданий и сооружений.
50. Классификация и характеристика коллективных средств защиты, санитарно-гигиенические требования (нормы).
К средствам коллективной защиты населения относятся защитные сооружения: убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия.
Убежища- это защитные сооружения герметического типа, защищающие от всех поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. В убежище укрывающиеся люди не используют средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания.
Основные требования к убежищам:
наличие равнопрочных ограждающих конструкций,
выдерживающих заданные нагрузки от ударной волны,
наличие систем жизнеобеспечения и ФВУ,
экономичность.
Типовое убежище состоит из основных и вспомогательных помещений.
К основным относятся:
помещения для укрываемых людей,
пункт управления
медицинский пост (пункт).
К вспомогательным относятся:
помещения для фильтровентиляционной установки (ФВУ),
санитарного узла,
дизельной электростанции,
продовольственного склада.
В убежище оборудуются тамбур-шлюзы и тамбуры, электрощитовая, а в ряде случае - артезианская скважина, станция перекачки, балонная.
В убежищах мед. учреждений дополнительно предусматриваются:
помещений для размещения больных,
операционная-перевязочная,
предоперационная-стерилизационная,
процедурная-перевязочная,
буфетная,
санитарная комната,
посты медсестер.
Убежище должно иметь не менее двух входов, расположенных в противоположных его концах. Встроенное убежище должно иметь аварийный выход.
Фильтровентиляционная система должна работать в двух режимах: чистой вентиляции и фильтровентиляции. В первом режиме воздух очищается от грубодисперсной радиоактивной пыли, во втором - от остальных радиоактивных осадков, а также от АОХВ и БС.
При расположении убежища в месте, где возможен сильный пожар или загазованность АОХВ, может предусматриваться режим полной изоляции помещений убежища с регенерацией воздуха в них.
Если убежище загерметизировано надежно, то после закрывания дверей и приведения фильтровентиляционного агрегата в действие давление воздуха внутри убежища становится несколько выше атмосферного (образуется так называемый воздушный подпор).
В убежище оборудуются различные системы жизнеобеспечения. Электроснабжение обычно осуществляется от внешней электросети, а при необходимости и от автономного электроисточника - защищенной дизельной электростанции. Убежище должно иметь телефонную связь и репродукторы, подключенные к радиотрансляционной сети.
Водоснабжение и канализация убежища обеспечиваются на базе общих водопроводных и канализационных сетей. Помимо этого, в убежище предусматриваются аварийные запасы воды и приемники фекальных вод, которые должны работать независимо от состояния внешних сетей. Отопление осуществляется от общей отопительной сети.
В помещениях убежища размещаются дозиметрические приборы, приборы химической разведки, защитная одежда, средства тушения пожара, аварийный запас инструментов, средства аварийного освещения, запас продовольствия и воды, медицинское имущество.
Для медико-санитарного обеспечения в защитных сооружениях вместимостью до 150 чел. работают 2 сандружинницы, в сооружениях вместимостью до 600 чел. предусмотрен санитарный пост (4 сандружинницы или 1 медицинская сестра и 3 сандружинницы), при вместимости более 600 чел. - врачебный медицинский пункт (1 врач и 4 сандружинницы в смену при двухсменной работе). Для санитарного поста необходима площадь не менее 2 м2, для врачебного медицинского пункта - 9 м2.
В городах для укрытия нетранспортабельных больных при больницах, имеющих убежища, развертываются стационары для нетранспортабельных. В них на каждые 50 коек положено 2 врача, 3 дежурные медицинские сестры, 2 медицинские сестры для операционно-перевязочной, 1 медицинская сестра для процедурной-перевязочной и 4 санитарки. На каждые 50 последующих больных добавляется половина указанной численности персонала.
Противорадиационные укрытия- это сооружения, защищающие людей от ионизирующего излучения, заражения радиоактивными веществами, аэрозолей биологических средств.
ПРУ может быть размещено в специально оборудованном подвале, а при определенных условиях (например, высоком уровне грунтовых вод) - в цокольных этажах зданий. Предпочтительнее полное заглубление ПРУ.
В ПРУ предусматривают основные и вспомогательные помещения. Основные помещения: помещения для укрываемых людей, медицинского поста (медпункта). Вспомогательные: санузел, вентиляционная камера, комната для хранения загрязненной верхней одежды.
Приспособление помещений под ПРУ включает усиление ограждающих конструкций для защиты от попадания радиоактивной пыли и действия ударной волны, их герметизацию, устройство вентиляции, оборудование санузлов и водопровода, установку нар для сидения и лежания.
Защитные свойства ПРУ от ионизирующего излучения оцениваются по коэффициенту ослабления радиационного излучения, который показывает, во сколько раз ПРУ уменьшает уровень радиации по сравнению с открытой местностью, а следовательно, и дозу облучения укрываемых людей. ПРУ устраиваются так, чтобы коэффициент ослабления был наибольшим. Все ПРУ в городах в зависимости от коэффициента ослабления делятся на три группы: к 1-й группе относятся укрытия с коэффициентом ослабления от 200 и выше, ко 2-й группе - от 100 до 200, к 3-й группе - от 50 до 100. Подвалы в деревянных домах ослабляют радиацию в 7-12 раз, в каменных зданиях - в 200-300 раз, средняя часть подвала каменного здания в несколько этажей - до 500 раз. В качестве ПРУ могут быть использованы также надземные этажи зданий и сооружений. Наиболее пригодны для этого внутренние помещения каменных зданий с капитальными стенами и небольшой площадью проемов. Первый и последний этажи ослабляют радиацию в меньшей степени. В сельской местности особое внимание должно уделяться использованию в качестве ПРУ погребов, подвалов, а также овощехранилищ и свободных силосных ям. Противорадиационные укрытия для учреждений здравоохранения должны иметь следующие основные помещения: для размещения больных и выздоравливающих, медицинского и обслуживающего персонала, процедурную (перевязочную), буфетную и посты медицинских сестер (см. табл.).
Больных, медицинский и обслуживающий персонал следует размещать в отдельных комнатах (за исключением постов дежурного персонала). В ПРУ больниц хирургического профиля надо развертывать операционно-перевязочную и предоперационно-перевязочную палаты. Для тяжелобольных следует предусматривать санитарную комнату.
Укрытия простейшего типа- это щели, траншеи, землянки. На их возведение не требуется много времени, но они могут эффективно защищать людей от определенных факторов ЧС.
Простейшие сооружения открытого типа (траншеи, щели) снижают потери от обычных средств поражения и ударной волны ядерного взрыва, частично от светового излучения и проникающей радиации. Эти сооружения используются для укрытия раненых и больных, но они не эффективны в отношении защиты от 0В и бак. средств.
Простейшие сооружения закрытого типа (блиндажи, землянки) обеспечивают более надежную защиту. Они должны быть герметизированы и могут быть вентилируемыми и невентилируемыми. Время возможного пребывания людей в невентилируемых сооружениях весьма ограничено и не превышает 1 часа.
Укрытия простейшего типа строятся при непосредственной угрозе или возникновении ЧС. Наиболее доступными простейшими укрытиями являются щели.
Щель может быть открытая или перекрытая. Вероятность поражения людей воздушной ударной волной в открытой щели уменьшается в 1,5-2 раза по сравнению с нахождением на открытой местности, возможность облучения людей в результате радиоактивного загрязнения местности становится меньше в 2-3 раза. В перекрытой щели защита людей от светового излучения будет полной, воздействие от ударной волны ослабляется в 2,5-3 раза, а от проникающей радиации и излучения на радиоактивно загрязненной местности при толщине грунтовой обсыпки поверх перекрытия 60-70 см - в 200-300 раз.
Щели строятся силами населения из подручных средств и строительных материалов промышленного изготовления. Первоначально создаются открытые щели и траншеи глубиной 180-200 см, шириной по верху 100-120 см, по дну - 80 см. В последующем они должны совершенствоваться и превращаться в перекрытые щели, а затем в ПРУ. Вместимость - от 20 до 60 чел.
В простейших укрытиях следует находиться в СИЗ: в открытых - в защитной одежде и противогазах (респираторах), в перекрытых - в противогазах (респираторах).
Строят щели вне зон возможных завалов и затопления (на расстоянии от наземных зданий, равном половине их высоты плюс 3 м, а при наличии свободной территории - дальше). В городах лучше всего строить щели в скверах, на бульварах и в больших дворах, где не проложены инженерные сети. В сельской местности - в садах, на огородах, пустырях. Нельзя строить щели вблизи взрывоопасных цехов и складов, резервуаров с АОХВ, возле электрических линий высокого напряжения, магистральных газопроводов.
При следовании в защитные сооружения укрываемые обязаны иметь при себе двухсуточный запас продуктов питания, принадлежности туалета, необходимые личные вещи, документы и СИЗ.
Защитные сооружения классифицируются: по назначению, месту расположения, по времени возведения, по защитным свойствам и по вместимости.
По назначению различают защитные сооружения общего назначения (для защиты населения в городах и сельской местности) и специального назначения - для размещения органов управления, систем оповещения и связи, лечебных учреждений.
По месту расположения различают встроенные и отдельно стоящие. Встроенные сооружения располагаются в подвальных и цокольных этажах зданий. Они имеют большое распространение, их строительство экономически более целесообразно. Отдельно стоящие защитные сооружения располагаются вне зданий. По времени возведения различают возводимые заблаговременно, которые представляют собой капитальные сооружения из долговечных несгораемых материалов, и быстро возводимые, сооружаемые в особый период при угрозе чрезвычайной ситуации с применением подручных материалов.
По защитным свойствам убежища делятся на 5 классов. Защитные свойства определяются способностью убежища, его ограждающих конструкций выдержать определенную величину избыточного давления ударной волны.
По вместимости различают убежища малой вместимости (до 600 чел.), средней вместимости (600-2000 чел.) и большой вместимости (более 2000 чел.).
Защитные сооружени<