Использование исследований с целью совершенствования сестринской практики и качества медицинской помощи
Качество – это совокупность свойств и характеристик услуги, которые придают ему способность удовлетворять существующие или предполагаемые потребности. Определение «качества медицинской помощи имеет значение не только для развития сестринского дела, но и для совершенствования сестринской практики, так как формулирует основные характеристики качества. С точки зрения пациента (семьи, общества), качество сестринской помощи – это такие свойства услуги, благодаря которым пациент остается доволен оказанием сестринской помощи в целом, как результатом, так и процессом её оказания. А это значит, что условия, в которых производилось сестринское вмешательство, профессионализм медицинских сестер, их личностные качества, профессиональное общение и результат помощи соответствовали ожиданиям пациента. С точки зрения учреждения здравоохранения, качество сестринской помощи – это выполнение функциональных обязанностей в строгом соответствии с нормативно-правовой документацией, что означает профессиональную компетентность медицинских сестер, умение работать в команде, создавать и поддерживать позитивную производственную среду и обеспечивать инфекционную безопасность. Понятие качества включает внутреннюю и внешнюю составляющие. Внутренняя составляющая качества – это характеристики, внутренне присущие услуге. Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Существует несколько классификаций видов контроля медицинской деятельности, ее объемов и качества.
В зависимости от этапов управления процессом (временной характеристики) выделяют следующие виды контроля:предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль предусматривает создание определенных правил, протоколов до начала работ. Он затрагивает три основные сферы организации: персонал, материалы и финансы. Предварительный контроль на уровне персонала включает осуществление продуманной системы найма на работу, дополнительного обучения и последующего повышения квалификации. Предварительный контроль используемых ресурсов означает установление организацией стандартов качества и проведение проверок на соответствие им поступающих материалов. Бюджет, определяя лимиты денежных затрат, должен гарантировать в будущем необходимый объем средств.
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Обратная связь при таком виде контроля используется для оперативного решения возникающих проблем.
Заключительный контроль проводится после завершения работы, что не позволяет отреагировать на выявленные проблемы в момент их появления. Однако у заключительного контроля есть две важные функции: воздействие на планирование для предупреждения новых проблем и формирование мотивации.
Особенностью концепции непрерывного повышения качества является отказ от заключительного контроля как ненужного при условии правильного осуществления всех этапов процесса. Однако в сферах деятельности, тесно связанных с обеспечением безопасности, здоровья и жизнедеятельности человека, заключительный контроль может быть весьма необходим и целесообразен.
Независимо от вида контроля в процедуре его всегда заключены три этапа деятельности:
> создание стандарта и выработка требований и критериев должной работы;
> сопоставление с выработанными стандартами и критериями реальных результатов;
> принятие решения о необходимых действиях по итогам контроля.
Действия администрациив ответ на результаты контроля могут быть следующими: внесение изменений в организацию работы; изменение стандартов; невмешательство в систему.
Эффективный контроль должен:
- иметь стратегическую направленность, то есть отражать приоритеты организации;
- быть ориентированным на результаты, то есть на те аспекты деятельности, которые могут быть реально улучшены;
- быть адекватным (характер контроля должен соответствовать контролируемому виду деятельности например, нельзя контролировать качество лечения по количеству принятых пациентами таблеток);
- быть своевременным, то есть должен быть установлен соответствующий
- интервал между проводимыми проверками;
- быть гибким, простым и экономичным.
В практике имеют место и другие классификации видов контроля медицинской деятельности и качества медицинской помощи.
В зависимости от участников системы управления качеством медицинской помощи контроль можно разбить на следующие классы:
1. государственный контроль;
2. профессиональный контроль: внутренний (ведомственный), внешний (вневедомственный), независимый (в том числе аудиторский);
3. общественный контроль;
4. контроль пациента.
Существует классификация видов контроля со стороны потребителя
- медицинских услуг и организаций, защищающих права потребителя;
1. контроль пациента;
2. контроль страховой компании;
3. контроль общества защиты потребителей;
4. конституционный контроль.
Как было сказано выше, в нормативно-правовых документах выделены два вида контроля: вневедомственный и ведомственный контроль качества медицинской помощи.
При осуществлении любого вида контроля проводится оценка объема и качества. Объектами контроля могут быть: медицинская помощь, взаимодействие пациента и медицинских работников, а также взаимодействие пациента с другими субъектами системы.
Субъектами (участниками) системы контроля являются: лицензионно-аккредитационные комиссии (ЛАК), территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации, профессиональные медицинские ассоциации, фонды социального страхования, органы управления здравоохранением, лечебно-профилактические учреждения.
Пути оценки качества медицинской помощи как способы его достижения. Лицензирование и аккредитация.Работа по лицензированию и аккредитации в лечебно-профилактических учреждениях началась с выходом закона «О медицинском страховании граждан РФ».
Лицензия - юридическое (государственное) разрешение на осуществление определенных видов деятельности и услуг, выданное конкретным медицинским учреждениям и юридическим лицам. Основная цель лицензирования - определение возможности и адекватности выполнения функций и видов деятельности учреждений и отдельных лиц уровню ресурсно-профессионального обеспечения (медицинский персонал, материально-техническое оснащение, финансирование).
Лицензирование осуществляет лицензионная комиссия, образованная органами местной, исполнительной власти соответствующего уровня. В состав комиссии входят представители органов управления здравоохранением, медицинских профессиональных ассоциаций, общественных организаций или объединений, высших медицинских учебных заведений, а также ведущие специалисты различных медицинских учреждений системы здравоохранения.
Для проведения лицензирования лечебно-профилактических учреждений лицензионные комиссии формируют группы экспертов по профессиональным профилям и направлениям.
В настоящее время существует правовая и организационная технология проведения лицензирования.
Аккредитация - система оценки качества организационных процессов и их исполнения внешними структурами (инспекциями) на основе установленных стандартов. Основная цель аккредитации - определить соответствие организационных и технологических процессов в организации
установленным стандартам, помочь организации в улучшении деятельности, дать соответствующие рекомендации.
Первые ранние модели аккредитации (США) рассматривали, в основном, организационные процессы как основное средство обеспечения качества клинической практики. Например, создание организации врачей и хирургов, имеющих привилегию практиковать в госпитале, для ограничения штата врачей и хирургов, установление правил, положений и политики, регулирующих работу профессионалов-врачей и так далее.
В 1980-90 годах произошли изменения во взглядах на причины последствий и результатов процессов, были введены стандарты и сделан больший уклон в сторону технологического процесса оказания медицинской помощи и его результата. С введением требований непрерывного повышения качества медицинской помощи система аккредитации изменила подходы к оценке качества в сторону увеличения внимания пациенту (гарантий, прав пациентов, взаимосвязи процессов и результатов).
Последние рекомендации по организации аккредитации: меньше внимания уделять внутренним задачам организации; стремиться к созданию комплексных систем обслуживания пациентов; менять стандарты с учетом клинической практики; учитывать вклад клинической практики в организационную структуру системы здравоохранения и др.