Практические (семинарские занятия) – 30 часов
СИЛЛАБУС
Курс изучения – 3
Семестр – V, VI
Лекции - 3 часа
Практические (семинарские занятия) – 30 часов
СРС – 46 часов
Форма контроля – экзамен
Объем учебных часов – 90 часов (2 кредита)
Силлабус разработан в соответствии с рабочей программой, составленной д.м.н. Турдалиевой Б.С., стар. преп. Рамазановой М.А., преп. Карибаевой И.К.
Обсужден и утвержден на заседании кафедры «Политика и управление здравоохранением»
от «___»_________2016 г., протокол №__________
Заведующий кафедрой,
д.м.н. _________________________________________________________________ Турдалиева Б.С.
Общие сведения.
Наименование вуза: Казахский Национальный Медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
Кафедра «Политика и управление здравоохранением»
Дисциплина: «Доказательная профилактическая медицина»
Специальность: 5В110400 «Медико-профилактическое дело»
Объем учебных часов – 90 часов
Курс и семестр изучения - 4 курс 7, 8 семестр
Сведения о преподавателях кафедры:
№ | Ф.И.О. преподавателя | Должность | Ученая степень, ученое звание | Научные интересы, достижения | |
1. | Турдалиева Ботагоз Саитовна | зав. кафедрой | д.м.н. | профессор | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 50 научных трудов. |
2. | Аимбетова Гульшара Ергазиевна | доцент | к.м.н. | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 42 научных трудов. | |
3. | Кошимбеков Мурат Кошимбекович | доцент | д.м.н. | доцент | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 60 научных трудов. |
4. | Алтынбекова Умитжан Асылбековна | доцент | к.м.н. | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 20 научных трудов. | |
5. | Байсугурова Венера Юрьевна | доцент | PhD | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 30 научных трудов. | |
6. | Кашафутдинова Гульжахан темирбулатовна | доцент | PhD | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 30 научных трудов. | |
7. | Рамазанова Маншук Анеровна | ст. преподаватель | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 10 научных трудов. | ||
8. | Карибаева Индира Казбековна | ст. преподаватель | PhD | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 20 научных трудов. | |
9. | Изекенова Айгульсум Кулынтаевна | преподаватель | PhD | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 20 научных трудов. | |
10. | Сагындыкова Зарина Равильевна | преподаватель | магистр | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 7 научных трудов. | |
11. | Игисенова Альфия Имангалиевна | преподаватель | магистр | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 5 научных трудов. | |
12. | Мендалиев Нурбол Асхатович | преподаватель | магистр | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. | |
13. | Уразаева Улпан Амангельдиевна | преподаватель | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. | ||
14. | Павлова Анастасия Петровна | преподаватель | магистр | специалист в области сестринского дела | |
15. | Аденова Арайлым Данияровна | преподаватель | магистр | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. | |
16. | Даришева Динара Асановна | преподаватель | магистр | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. | |
17. | Мартыкенова Дана Серикбаевна | преподаватель | магистр | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. | |
18. | Джумагазиева Орынгул Дженисбековна | преподаватель | магистр | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. | |
19. | Юсупова Наргиза Сайдахметовна | преподаватель | магистр | специалист в области сестринского дела | |
20. | Те Надежда Викторовна | преподаватель | магистр | специалист в области сестринского дела |
Контактная информация:
Местонахождение кафедры: ул. Толе би, 94. Учебный корпус 1, первый этаж, левое крыло. Телефон 338-70-90 (7167)
ПОЛИТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
Политика дисциплинызаключается в последовательном и целенаправленномосуществлении учебного процесса, основана на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе.
Требования к обучающимся
Обучающийся должен:
1) неукоснительно соблюдать Правила внутреннего распорядка и Кодекс чести студента КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова;
2) соблюдать Правила академической честности на всех этапах образовательного процесса;
3) посещать лекции, практические/лабораторные занятия в соответствии с расписанием, без опоздания; соблюдать установленное время перерыва.
4) систематически готовиться к практическим/лабораторным занятиям/семинарам;
5) сдавать задания по контролируемым темам СРО и рубежный контроль в сроки, определенные силлабусом по дисциплине;
6) своевременно отрабатывать пропущенные по уважительным причинам занятия, (при наличии письменного разрешения деканата);
7) соблюдать правила техники безопасности, асептики, антисептики, противоэпидемического режима;
8) иметь санитарную книжку с актуальным допуском (для обучающихся на клинических кафедрах);
9) бережно относиться к учебной и учебно-методической литературе кафедры, библиотечному фонду Университета, имуществу кафедры/клинической базы/ производственной базы: техническим средствам обучения, мебели, оборудованию, приборам, инструментам, реактивам, расходным материалам и т.д.;
10) соблюдать субординацию и основные принципы медицинской этики и деонтологии; в отношении всех участников образовательного процесса (ПГ1С, учебно-: вспомогательного персонала кафедр, младшего и среднего медицинского персонала1 клинических баз, пациентов и обучающихся);
11) открыто обсуждать конфликтные ситуации в группе, с участием завуча или заведующего кафедрой;
12) являться на экзамен в соответствии с расписанием, с зачетной книжкой.
Требования к дресс-коду:
Обучающийся обязан
1) придерживаться делового стиля одежды;
2) иметь аккуратную прическу, коротко остриженные ногти; (для девушек: яркий макияж и яркий лак на ногтях не допустимы);
3) иметь чистый, выглаженный медицинский халат (для клинических кафедр ~ хирургический костюм, колпак/шапочку, маску, сменную обувь).
Во время лекций/практических/лабораторных занятий обучающимся запрещается:
1) пользоваться мобильными устройствами / гаджетами;
2) выходить из учебной комнаты/аудитории (покидать рабочее место на клинической/производственной базе) без разрешения преподавателя;
3) покидать пределы клинической / производственной базы / учебного корпуса в медицинской/специальной одежде и сменной обуви.
Штрафные санкции:
1) При однократном нарушении политики дисциплины обучающийся получает предупреждение в устной форме от преподавателя.
2) При повторяющихся нарушениях политики дисциплины обучающийся предоставляет объяснительную на имя заведующего кафедрой.
3) При систематическом нарушении политики дисциплины заведующий кафедрой подает соответствующий рапорт в деканат.
4) За каждую пропущенную лекцию вычитается по 1 баллу из рейтинга рубежного контроля по соответствующему разделу.
5) За каждое невыполненное задание /отсутствие на занятии обучающийся получает «О» баллов.
Программа
Введение
Дисциплина изучает: понятие о профилактике; основные принципы и виды профилактики; иммунопрофилактику инфекционных болезней; вопросы вакцинации с позиции доказательной медицины; критерии оценки скрининга; факторы риска заболеваний, первичные и вторичные факторы риска; программы управления заболеваниями, основанные на доказательствах и доказательства эффективности затрат.
2.2 Цель дисциплины: формирование у студентов знаний основ доказательной профилактической медицины, формирование умений и навыков, которые позволят критически оценивать медицинскую информацию для рационального использования в дальнейшей практической деятельности.
2.3 Задачи обучения:
- дать студентам знания основных терминов ДПМ;
- научить основным навыкам использования базы ДПМ;
- дать студентам знания о профилактике и укреплении здоровья
- формировать навыки оценки рисков здоровью.
Пререквизиты:
Биостатистика, Основы доказательной медицины.
Постреквизиты:
Эпидемиология с основами дезинфекционного дела.
Тематический план
Всего часов | Лекции | Практические занятия | СРСП | СРС | Форма контроля |
- | Экзамен |
Тематический план практических занятий
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения | Объем учебных часов |
Введение в доказательную профилактическую медицину. | освещение и анализ теоретических материалов, работа в малых группах, презентация | 3 часа | |
Понятие о профилактике. Основные принципы профилактики и виды. | освещение и анализ теоретических материалов, работа в малых группах, обратная связь студент-преподаватель: контроль знаний по предыдущим темам, закрепление новой темы, презентация | 3 часа | |
Иммунопрофилактика и иммунотерапия инфекционных болезней. | освещение и анализ теоретических материалов, работа в малых группах, обратная связь студент-преподаватель: контроль знаний по предыдущим темам, закрепление новой темы, презентация | 3 часа | |
Особенности вакцинопрофилактики в РК с позиции доказательной медицины. | освещение и анализ теоретических материалов, работа в малых группах, обратная связь студент-преподаватель: контроль знаний по предыдущим темам, закрепление новой темы, презентация | 3 часа | |
Национальная скрининговая программа в Казахстане. Рубежный контроль. | освещение и анализ теоретических материалов, работа в малых группах, обратная связь студент-преподаватель: контроль знаний по предыдущим темам, закрепление новой темы, презентация | 3 часа | |
Критерии, используемые для оценки скрининга: чувствительность, специфичность, ошибки, стоимость и распространенность. | освещение и анализ теоретических материалов, работа в малых группах, обратная связь студент-преподаватель: контроль знаний по предыдущим темам, закрепление новой темы, презентация | 3 часа | |
Факторы риска заболеваний. Первичные и вторичные факторы риска заболеваний. | освещение и анализ теоретических материалов, работа в малых группах, обратная связь студент-преподаватель: контроль знаний по предыдущим темам, закрепление новой темы, презентация | 3 часа | |
Доказательная профилактика в здравоохранении | освещение и анализ теоретических материалов, работа в малых группах, обратная связь студент-преподаватель: контроль знаний по предыдущим темам, закрепление новой темы, презентация | 3 часа | |
Программы управления заболеваниями, основанные на доказательствах. | освещение и анализ теоретических материалов, работа в малых группах, обратная связь студент-преподаватель: контроль знаний по предыдущим темам, закрепление новой темы, презентация | 3 часа | |
Доказательства эффективности и эффективность затрат на вмешательства. | освещение и анализ теоретических материалов, работа в малых группах, обратная связь студент-преподаватель: контроль знаний по предыдущим темам, закрепление новой темы, презентация | 3 часа |
Тематический план самостоятельной работы студентов с преподавателем (СРСП)
№ п/п | Тема | Форма проведения | Объем учебных часов |
Проблемы внедрения скрининговых программ с позиции доказательной медицины. | Устный опрос, работа в малых группах, презентации | ||
Политика здравоохранения, основанная на доказательствах | Устный опрос, работа в малых группах, презентации | ||
Проект ВОЗ «Школы, способствующие укреплению здоровья». | Устный опрос, работа в малых группах, презентации | ||
Проект ВОЗ «Больницы, способствующие укреплению здоровья» | Устный опрос, работа в малых группах, презентации | ||
Программа ВОЗ «Здоровье-2020». | Устный опрос, работа в малых группах, презентации | ||
Социальные детерминанты здоровья. | Устный опрос, работа в малых группах, презентации | ||
Доказательная профилактика хронических неинфекционных заболеваний. | Устный опрос, работа в малых группах, презентации |
Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС)
№ п/п | Тема | Форма проведения | Объем учебных часов |
Актуальные вопросы профилактической медицины с позиции доказательной медицины. | Презентация, написание реферата | ||
Правовые основы деятельности специалистов госсанэпидслужбы | Презентация, написание реферата | ||
Проблемы анализа результатов скрининговых программ | Презентация, написание реферата | ||
Проект ВОЗ «Здоровые города». | Презентация, написание реферата | ||
Проект ВОЗ «Здоровые университеты». | Презентация, написание реферата | ||
Проект ВОЗ «Здоровые рабочие места». | Презентация, написание реферата | ||
Проект ВОЗ «Здоровые аулы». | Презентация, написание реферата | ||
Государственная программа реформирования системы здравоохранения «Денсаулық» на 2016-2019 годы. | Презентация, написание реферата | ||
Модели формирования здорового образа жизни. | Презентация, написание реферата | ||
Проблема недостоверных публикаций. | Презентация, написание реферата | ||
Составление своей базы данных медицинской информации. | Презентация, написание реферата | ||
Перспективы использования доказательной медицины специалистами госсанэпидслужбы. | Презентация, написание реферата | ||
Научные исследования и доказательная медицина. | Презентация, написание реферата | ||
Методы и пути развития доказательной медицины в медико-профилактическом деле. | Презентация, написание реферата | ||
Научные исследования и доказательная профилактическая медицина. | Презентация, написание реферата | ||
Доказательства для обеспечения принятия решений специалистами госсанэпидслужбы. | Презентация, написание реферата |
Литература основная и дополнительная.
Основная
1. Т.Гринхальк. Основы доказательной медицины. Пер. с англ. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 240 с.
2. Lloyd F. Novick. Preventive medicine handbook. SUNY Upstate Medical University College of Medicine. – 2010.- 44 p.
Дополнительная
- Pubmed – http://www.ncbi.nlm.nih.gov/Pubmed
- Medline – http://www.bmn.com/
- https://www.uspreventiveservicestaskforce.org/
- http://www.cochranelibrary.com/
- http://www.who.int/en/
ЧЕК-ЛИСТ
Критерии оценки практического занятия
Ф.И.О. студента _____________________
№ п/п | Критерии оценки | Уровень, оценка в баллах | |||
Превосходно | Приемлемо | Требует коррекции | Неприемлемо | ||
Уровень понимания темы | 7,5 | ||||
Умение мыслить логический | 7,5 | ||||
Соответствие излагаемого материала поставленным вопросам | 7,5 | ||||
Наличие в ответе всех необходимых теоретических фактов | 7,5 | ||||
Иллюстрация ответа правильно подобранными примерами | 7,5 | ||||
Культура речи | 7,5 | ||||
Умение ориентироваться в стрессовых (конфликтных) ситуациях при проведении ролевых или деловых игр | 7,5 | ||||
Навык точной и конкретной передачи информации | 7,5 | ||||
Навык выражения своей точки зрения, своей позиции | 7,5 | ||||
Умение ответить на вопросы преподавателя по ходу выполнения задания | 7,5 | ||||
Итого баллов |
ЧЕК-ЛИСТ
Критерии оценки самостоятельной работы студента под руководством преподавателя (СРСП)
Ф.И.О. студента _____________________
№ п/п | Критерии оценки | Уровень, оценка в баллах | |||
Превосходно | Приемлемо | Требует коррекции | Неприемлемо | ||
Уровень понимания темы | 7,5 | ||||
Умение мыслить логический | 7,5 | ||||
Соответствие излагаемого материала поставленным вопросам | 7,5 | ||||
Наличие в ответе всех необходимых теоретических фактов | 7,5 | ||||
Иллюстрация ответа правильно подобранными примерами | 7,5 | ||||
Культура речи | 7,5 | ||||
Владение профессиональной терминологией | 7,5 | ||||
Навык точной и конкретной передачи информации | 7,5 | ||||
Навык выражения своей точки зрения, своей позиции | 7,5 | ||||
Умение сделать обоснованные выводы | 7,5 | ||||
Итого баллов |
ЧЕК-ЛИСТ
Критерии оценки коммуникативных навыков студента
Ф.И.О. студента _____________________
Шкала оценки: 10 = отлично, 5 = хорошо, удовлетворительно, 0 = неудовлетворительно, не выполнено.
Коммуникативные навыки:
1. Представляет тему проекта, студент составляет клиническую задачу | |||
2. Студент формулирует проблему (лечение, диагностика, прогноз, факторы риска, профилактика и др.) по принципу PICO и объясняет что означает каждый пункт | |||
3. Студент описывает как проводил поиск информации в интернете, какие использовал ключевые слова | |||
4. Называет название выбранной для анализа статьи, источник публикации (название журнала, номер выпуска, год, страницы) | |||
5. Называет авторов статьи и место проведения исследования | |||
6. Объясняет критерии выбора именно этого исследования (на сколько подходит для решения поставленной проблемы, доступность бесплатного доступа, место в иерархии доказательств и др.) | |||
7. Студент описывает дизайн исследования, методы исследования (для РКИ: количество людей в основной и контрольной группе, критерии включения и исключения, какая проводилась интервенция, как оценивали результаты, сколько времени длилось) | |||
8. Описывает результаты исследования. | |||
9. Студент суммирует сказанное и делает заключение можно ли использовать полученные данные на практике для решения конкретной проблемы (Умение разрешать проблемы/принимать решения) | |||
10. Зрелость сужденией, уверенность | |||
Сумма баллов | |||
Заметки |
ЧЕК-ЛИСТ
Критерии оценки реферата
Ф.И.О. студента _____________________
№ п/п | Критерий | Уровень, оценка в баллах | ||||||||
Превос-ходно | Приемлемо | Требует коррекции | Неприем-лемо | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | ||
1. | Соответствие содержания реферата теме, плану реферата и поставленным задачам | 9,75 | 6,5 | |||||||
2. | Полнота и логичность раскрытия темы | 9,75 | 6,5 | |||||||
3. | Умение обобщать материал, делать выводы | 9,75 | 6,5 | |||||||
4. | Умение работать с источниками информации | 9,75 | 6,5 | |||||||
5. | Умение отвечать на вопросы по реферату | |||||||||
6. | Соответствие оформления реферата требованиям кафедры. | |||||||||
7. | Качество и полнота иллюстраций. | |||||||||
8. | Подбор литературы | |||||||||
Итого |
Итоговый контроль
Итоговый контроль E - экзамен состоит из двух этапов:
1) тестирование
2) устный по экзаменационным билетам
E= ( t*06)+(E1*0,2+E2*0,2)
Технология проведения и оценка экзамена:
На тестировании студенту предоставляется 40 тестовых заданий, т.е. каждое задание соответствует 2,5 баллам или процентам.
В экзаменационную ведомость выставляется итоговая оценка по дисциплине в цифровом и буквенном эквиваленте баллов согласно приведенной ниже таблице.
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | Процентное содержание % | Оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95-100 | ОТЛИЧНО |
А- | 3,67 | 90-94 | |
В+ | 3,33 | 85-89 | ХОРОШО |
В | 3,0 | 80-84 | |
В- | 2,67 | 75-79 | |
С+ | 2,33 | 70-74 | УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО |
С | 2,0 | 65-69 | |
С- | 1,67 | 60-64 | |
D+ | 1,33 | 55-59 | |
D | 1,0 | 50-54 | |
F | 0-49 | НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО |
Рекомендуемая литература:
Основная
3. Т.Гринхальк. Основы доказательной медицины. Пер. с англ. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 240 с.
4. Lloyd F. Novick. Preventive medicine handbook. SUNY Upstate Medical University College of Medicine. – 2010.- 44 p.
Дополнительная
- Pubmed – http://www.ncbi.nlm.nih.gov/Pubmed
- Medline – http://www.bmn.com/
- https://www.uspreventiveservicestaskforce.org/
- http://www.cochranelibrary.com/
- http://www.who.int/en/
СИЛЛАБУС
Курс изучения – 3
Семестр – V, VI
Лекции - 3 часа
Практические (семинарские занятия) – 30 часов
СРС – 46 часов
Форма контроля – экзамен
Объем учебных часов – 90 часов (2 кредита)
Силлабус разработан в соответствии с рабочей программой, составленной д.м.н. Турдалиевой Б.С., стар. преп. Рамазановой М.А., преп. Карибаевой И.К.
Обсужден и утвержден на заседании кафедры «Политика и управление здравоохранением»
от «___»_________2016 г., протокол №__________
Заведующий кафедрой,
д.м.н. _________________________________________________________________ Турдалиева Б.С.
Общие сведения.
Наименование вуза: Казахский Национальный Медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова