Этиопатогенез у речевых нарушений
Содержание
Специалистам от автора............................................................... 4
Родителям от автора......................................................................... 6
Этиопатогенез у речевых нарушений................................... 8
Диагностика и коррекция мышечных нарушений.... 25
Взаимосвязь работы логопеда с врачом................................................ 25
Общие рекомендации к проведению логопедического массажа....... 31
Проведение логопедического массажа................................................. 45
Выбор приемов воздействия на артикуляционный аппарат................ 45
Массаж лицевых и артикуляционных мышц.......................................... 57
Массаж мышц языка............................................................................... 60
Специфические приемы воздействия...................................................... 74
Гимнастический комплекс....................................................................... 77
Приложение 1 Анатомо-физиологические особенности строения мышц, обеспечивающих речепроизводство 114
Полость рта.......................................................................................... 116
Физиология артикуляционного аппарата............................................ 118
Шея......................................................................................................... 121
Нервы головы и шеи............................................................................... 122
Приложение 2 Основные приемы массажа................... 124
Приложение 3...................................................................................... 129
Приложение 4 Словарь.................................................................. 133
Специалистам от автора
В настоящее время все чаще встречаются сочетанные нарушения речи, осложняющие процесс коррекции звукопроизношения, поэтому многие логопеды встают перед необходимостью применения массажа языка.
Представленная в пособии авторская методика коррекции звукопроизношения Ю.В. Микляевой запатентована в 2002 г. и может применяться по отношению к детям, входящим в группу ФФН и ОНР. Также отмечена ее эффективность и даны положительные отзывы применения данной методики в работе с детьми, имеющими заикание, и детьми с ДЦП.
Новые возможности применения массажно-гимнастического комплекса в процессе работы над звукопроизношением позволяют расширить представления логопедов о комплексности воздействия, включении в работу всех групп мышц, которые оказывает влияние на состояние нарушенной функции речепроизводства.
Научные сведения, представленные в пособии, позволят лучше разобраться в:
• анатомии и физиологии периферического речевого аппарата;
• диагностических методах, позволяющих определить состояние мышечного тонуса различных групп мышц речевого аппарата;
• приемах массажных движений и установлении их последовательности в каждом конкретном случае.
Наиболее полно массаж используется в работе с детьми, имеющими детский церебральный паралич (ДЦП), однако его важность для постановки, автоматизации и даже дифференциации звуков в любой логопедической практике подчеркивается многими учеными в разных областях наук.
Теоретической предпосылкой для применения массажа служат работы М.Б. Эйдиновой, О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, С.А. Бортфельд, И.Н. Макаровой и других ученых. Между тем практики часто отмечают проблемы в выборе наиболее эффективной методики массажа и осуществлении его проведения. Общепринятым является такое распределение обязанностей, при котором общий массаж проводится только медицинским работником, а логопедический массаж осуществляется логопедом или дефектологом. При этом встает необходимость специальной подготовки к проведению массажа детям с разными речевыми нарушениями, определяемой спецификой этиопатогенеза, с которой не всегда знакомы специалисты, осуществляющие массаж. В связи с этим также встает вопрос об осуществлении контроля со стороны руководства образовательного учреждения.
В настоящем пособии предпринята попытка обобщить опыт проведения массажа и гимнастики в логопедической и медицинской практике, чтобы выявить наиболее эффективные формы и методы коррекции нарушений звукопроизношения у детей, имеющих изменения в мышечном аппарате, отвечающем за артикуляцию звуков, а также представить новую методику осуществления массажа и гимнастики, которую мы обозначили как комплекс «МиГ»,включающий в себя Массаж, Гимнастику и технические средства, облегчающие их применение. В связи с этим высказываем особую благодарность научному консультанту, д.мед.н. И.Н. Макаровой.
Следует отметить, что авторские массажные зонды могут быть заменены зондами, предлагаемыми другими авторами, например Е.В. Новиковой. Но их использование при этом требует строгого соотнесения с выполняемым массажным приемом, поэтому при применении других зондов просим соблюдать принцип оптимальности воздействия на мышцы языка.
Родителям от автора
Логопедический массаж — это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Многочисленные исследования показывают, что под воздействием массажа повышается эластичность мышечных волокон, объем, сила и сократительная функция, работоспособность мышц, поэтому пренебрегать данным методом не следует.
Если вашему ребенку уже делают логопедический массаж, то необходимо проконсультироваться со специалистом о возможности применения общего массажа, который может помочь логопеду в проведении коррекционно-логопедической работы. О том, к каким специалистам обратиться и какому виду массажа отдать предпочтение, можно прочитать в этой книге.
Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, которой при специальном обучении могут овладеть и родители. Однако не спешите с использованием массажа в домашних условиях — его успешно применяют специалисты в своей работе, а от родителей требуется намного большая помощь в исправлении недостатков звукопроизношения ребенка в быту. Эта помощь заключается в своевременном обращении к специалистам и осуществлении лечения в случае необходимости, проведении артикуляционной гимнастики, автоматизации и дифференциации звуков в повседневной жизни. Гимнастический комплекс, подробно и доступно изложенный в этой книге, родители могут использовать не только на занятиях с детьми, имеющими проблемы в развитии речи. Так, включение игровых приемов и упражнений в общение с малышом может предупредить возможные недостатки произношения, а кроме этого, и помочь решить проблемы, на первый взгляд не связанные с речью. Ведь, например, упражнения, направленные на укрепление жевательно-артикуляторных мышц, помогут ребенку лучше пережевывать пишу, что, в свою очередь, будет способствовать лучшему пищеварению и т.д. А ведь, как правило, дети с плохим звукопроизношением или быстро глотают непрожеванные куски, или долго и, если так можно выразиться, «некачественно» едят, последними выходят из-за стола, что в условиях детского сада или школы может привести и к дополнительным переживаниям ребенка. И в этом случае логопедический массаж и гимнастика к исправленному звукопроизношению попутно добавят и решение подобных проблем с приемом пищи.
Особую значимость имеет применение массажно-гимнастического комплекса детям с общим недоразвитием речи (ОНР), особенно с алалией, у которых после проведения курса заметно улучшается межанализаторная связь, что влияет не только на постановку и автоматизацию звуков, но и на коррекцию нарушений фонематического слуха, слоговой структуры слова и грамматического строя речи. Это связано с тем, что все задания предъявляются в игровой форме и преследуют выполнение нескольких коррекционных задач, что повышает внимание детей ко всем сторонам речи.
Массаж мышц языка
Классический массаж лучше проводить циклом в 10—20 процедур. Массаж языка не обязательно делать изо дня в день, можно ограничиться двумя-тремя процедурами в неделю, проводимыми подряд или через день. Циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. Если наблюдается ярко выраженное нарушение тонуса мышц языка, то массаж можно проводить более длительный срок.
Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента. Например, при болезненных ощущениях длительность воздействия сокращается за счет уменьшения количества повторяющихся приемов или их видов, когда малое число однотипных воздействий не приносит желательного результата. В младшем дошкольном возрасте длительность массажа составляет 5 мин, в среднем — 10 мин, в старшем — 15 мин. В любом случае первые сеансы короткие, затем постепенно увеличиваются. В случае необходимости можно продлить сеанс на 5—10 мин, но при этом необходимо следить за состоянием ребенка.
Не совсем верным является представление о том, что все постановочные зонды можно использовать в качестве массажных. Конфигурация зонда должна точно соответствовать выполняемому массажному приему. Технически приспособление должно удовлетворять следующим требованиям: не вызывать непривычных и неприятных тактильных ощущений, устойчиво фиксироваться во рту, не заполнять всю полость рта и не мешать свободным движениям языка (М.А. Пискунов). К сожалению, даже в отношении постановки звуков многие логопеды пользуются вариантом зондов Ф.А. Рау, которые по своему размеру предназначены для детей школьного возраста, что осложняет процесс постановки звуков для дошкольников, поэтому, используя их, следует соблюдать выше перечисленные требования.
К обработке массажных зондов, используемых для массажа мышц языка, применяются те же требования, что и к шпателям, а также постановочным зондам. В соответствии с приказом МЗ СССР № 720 от 31.07.78 г. и дополнением к нему № 408 от 12.07.89 они должны быть изготовлены из антикоррозийного (пищевого) материала ГОСТ 5632-72 п. 2.1. Перед употреблением зонды необходимо замочить на 2 ч в 3%-ном растворе хлорамина, затем вымыть проточной водой и подготовить следующий раствор. Залить 5 г стирального порошка «Биолот» 1 литром дистиллированной воды и нагреть до 50 градусов. Продержать в этом растворе зонды 15 мин, вымыть проточной водой и промыть дистиллированной, просушить и обработать в сухожаровом шкафу 1 час при температуре 180 градусов. Как показывает логопедическая практика, осуществление этой процедуры довольно трудоемко и отнимает много времени, поэтому в настоящее время используются более усовершенствованные способы термообработки зондов.
Е.В. Новикова предлагает для безопасности следующие материалы:
1) медицинский спирт (для дезинфицирования зондов, шпателей и т.п.),
2) стерильные салфетки 30x30 см,
3) гексорал (после массажа мышц полости рта ребенок может в целях гигиены прополоскать раствором рот),
4) защитную маску (применение ее желательно во избежание попадания капельной инфекции).
В классическом массаже движения зондами начинаются щадящими приемами в течение 1-3 минут. На основном этапе усиливается воздействие, движения становятся более глубокими. Каждый зонд имеет свою специфику воздействия на определенные мышцы языка, но принцип воздействия остается тем же. Круговые, спиралевидные или другие типы движений осуществляются от более поверхностного к более глубокому. Приемы растираний перемежаются щадящими легкими, поглаживающими движениями. Заключительный этап (в течение 1—3 минут) характеризуется снижением интенсивности специального воздействия, после чего проводятся дыхательные упражнения и пассивные движения.
Некоторые логопеды осуществляют массаж пальцами рук. Наиболее удобным для ребенка положением является положение лежа. При этом следует особо следить за чистотой рук, воздействие осуществлять через стерильные салфетки. Ногти должны быть коротко острижены, на пальцах не должно быть украшений.
Не рекомендуется делать массаж языка детям до 3 лет, пока он не сместился еще к глотке и корень не принял нормальные размеры. Если этот процесс задерживается на более длительный период, то не следует делать массаж задней части языка.
Курс рефлекторно-сегментарного массажа мышц языка по методике Ю.В. Микляевой включает от 7 до 10 процедур. Между курсами должен быть перерыв от 10 дней до 2-3 месяцев в зависимости от тяжести нарушения речи и состояния ребенка. Проведение курса более 10 процедур без перерыва может повлечь обратные изменения, поэтому его нужно строго дозировать. По сравнению с классическим массажем рефлекторно-сегментарный массаж обладает большей эффективностью, что доказано в медицинской науке и практике. Для усиления эффекта данный вид массажа рекомендуется употреблять в сочетании с гимнастикой и постизометрической релаксацией (ПИР).
Эффективность рефлекторно-сегментарного массажа объясняется тем, что при определенной последовательности воздействий в специально отведенных для этого местах происходит рефлекторное воздействие на нервную систему. Так, например, происходит стимуляция речевых центров головного мозга посредством активизации нервной проводимости двигательных и чувствительных путей, идущих от рецепторов мышц языка к зонам головного мозга. Кроме того, учеными отмечено, что стимуляция периферических звеньев речедвигательной системы с помощью массажных приемов способствует функциональному и анатомическому дозреванию ее корковых отделов.
За основу разработанного нами массажно-гимнастического комплекса «МиГ» были взяты не только рефлекторно-сегментарный массаж, но и приемы устранения мышечных синдромов, постизометрическая релаксация, артикуляционная гимнастика, традиционные методы и приемы постановки звуков. Методика классического массажа не использовалась нами в силу того, что его не рекомендуется сочетать с другими видами массажа.
Подбор массажных приемов происходил таким образом, чтобы усилить воздействие на нервы, иннервирующие наружные и собственные мышцы языка. Для этого нами было учтено расположение и строение нервов: они парны (подъязычный и язычный нервы), расходятся симметрично в стороны от средней линии языка к его латеральным краям, поэтому все массажные приемы проводятся сначала на одной половине языка, затем — на другой. Выбор, с какой половины начать массаж, зависит от того, какая сторона является более слабой. Для этого еще на диагностическом этапе ребенку предлагается вытянуть язык вперед и удержать его несколько секунд — в случае нарушения мышечного тонуса он отклонится в более напряженную сторону.
Все массажные приемы выполняются только на одной половине языка, справа или слева. За этот период воздействия рефлекторно расслабляется и вторая половина языка, чем облегчается последующее воздействие на нее. Помимо этого, происходит усиление кровообращения в рядом расположенных зонах, что улучшает трофику, питание тканей и обменные процессы. Каждый массажный прием следует выполнять по направлению к лимфатическим узлам. Лимфатические сосуды языка заканчиваются в язычных лимфатических узлах, расположенных по бокам корня языка, откуда лимфа попадает в поднижнечелюстные и подбородочные узлы, а оттуда в заглоточные и шейные узлы. Таким образом, при массаже языка целесообразно выбрать направление от переднего отдела языка к заднему, массируя зоны снизу вверх, т.е. от кончика языка к максимально возвышенной точке его подъема, не заходя за ее пределы. Если известно место поражения нерва, то изначально его лучше не затрагивать, обходя стороной.
При появлении рвотного рефлекса зона воздействия обычно сокращается. Некоторым детям помогает сообщение вибрации на язык, пассивные и активные движения, направленные на формирование умения удержать язык в вытянутом положении при широко открытом рте. По мере угасания рвотного рефлекса зона воздействия увеличивается. В исключительных случаях массажные приемы осуществляются на ограниченном участке языка.
На практике также встречаются случаи смешанного тонуса языка, что объясняется повышением тонуса одних мышц и понижением — других. Направление массажных движений выбирается в зависимости от состояния тонуса мышц на данном участке языка. Например, при пониженном тонусе поперечных мышц языка, выражающемся в широком, распластанном языке, движения зондом осуществляются в направлении к средней линии языка; при гипертонусе, наоборот, в направлении в сторону, к боковому краю. Пониженный или повышенный тонус поперечных мышц может сочетаться с таким же тонусом продольных, что выражается в длине языка. Так, если язык с трудом выдвигается наружу, из-за чего кажется коротким, то движения зондом будут направлены как раз наружу. Однако большой ошибкой считается искусственное выдвижение языка вперед с усилием, т.е. его вытягивание, которое может привести к спазму и резкой боли. Лучше осуществить легкую вибрацию и очень медленно потягивать язык вперед, так, чтобы его можно было впоследствии удерживать при проведении массажа. В крайних случаях можно проводить некоторые массажные приемы без искусственного удержания языка. Ребенок сам пытается удержать его в течение нескольких секунд или даже минуты, за которые и производятся необходимые массажные приемы. При гипотонусе продольных мышц сократительная способность мышц мала, в результате чего появляется межзубное произношение. Соответственно массажные приемы будут направлены вглубь, к задней части языка.
Из-за различного патогенеза тонус разных групп мышц может отличаться, но при этом все равно будет наблюдаться преобладание пониженного или повышенного тонуса в каждом отделе языка: переднем, среднем и заднем.
Интенсивность воздействия во время проведения массажа должна уменьшаться в зависимости от чувствительности языка. При возникновении болевых ощущений сила воздействия уменьшается. Темп проведения массажных приемов также определяется состоянием мышц языка в каждом из его отделов. На напряженном участке языка легкое поглаживание и растирание осуществляется немного быстрее, чем в норме, а разминание и надавливание — в более медленном. На тонком, распластанном языке, наоборот, более легкие приемы делаются в медленном темпе, а глубокие приемы более кратковременны или делаются немного быстрее, в зависимости от чувствительности языка, поскольку гипотонус часто сочетается с болезненностью при глубоком воздействии.
Для логопедов, начинающих заниматься массажем языка, можем порекомендовать использовать рисунок, изображающий контур языка с нормальным мышечным тонусом. По мере зондового обследования на рисунке отмечаются изменения длины, толщины и ширины языка в каждой его части, а также делаются пометки о наличии мышечных синдромов (гипотония и гипертония, миофасциальные триггерные пункты, реактивные мышечные паттерны, синдром миофасциального спаяния). Начинающим усвоение массажа языка также следует порекомендовать сначала осуществить все методы диагностики и массажные приемы на ребенке с нормальным мышечным тонусом.
Приведем методику зондового обследования.
1. Вдоль средней линии языка проводится поверхностное поглаживание по всей длине языка (зонд «Горка» или «Мишка»): от возвышенной точки к кончику языка. Зонд как бы скользит по всей поверхности, не отрываясь от нее («Скатились с горки: ух! Давай еще раз!»). Второй раз сила давления увеличивается и оценивается реакция мышц на глубокое воздействие. При пониженном тонусе язык напрягается совсем немного, хотя в целом остается тонким и слабым; при повышенном — еще более напрягается, отталкивая зонд. Если в норме язык остается рыхлым, но упругим, т.е. восстанавливает свою форму и тонус при окончании давления на него, то в случае нарушения тонуса он может задерживаться в воссоздании своего начального положения, оставаясь слишком длинным или комом отодвигаясь назад.
Изменения тонуса следует отмечать знаками «>», «<» на индивидуальном рисунке, на котором можно выделить характер мышечного тонуса (в каждой части языка).
2. Отдельно слева и справа, от переднего отдела языка (не затрагивая кончика) к среднему, осуществляется надавливание зондом «Машина». Для этого необходимо войти в глубь мышцы так, чтобы у ребенка не возникло резкой, сильной боли, затем, оставаясь на этой глубине, продвинуть зонд в глубь рта, совершая без отрыва спиралевидные, круговые движения. То же осуществляется на другой половине языка. По мере продвижения выявляются максимально болевые точки, которые затем отмечаются на рисунке в виде небольших кружков.
При проведении спиралевидного растирания зондом «Машина» также можно выявить наличие другого мышечного синдрома — миофасциальное спаяние, которое на ощупь проявляется в виде тонкого уплотнения, ниточки, струны, при смещении которой может издаваться легкий хруст (не обязательно). На рисунке место их обнаружения обозначается небольшим отрезком.
Реактивные мышечные паттерны обнаруживаются при осуществлении повторных движений возникновением чувства слабости. Чем чаще ребенок пытается повторить определенный звук, тем более его артикуляция становится нечеткой. На рисунке рядом с изображением языка ставится галочка или сокращение названия синдрома (РМП).
Полученные данные нарушений мышечного тонуса помогают более точно определить план рефлекторно-сегментарного массажа и лечебной гимнастики.
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Создание мотивации к проведению массажа: «Массаж нужен, чтобы научиться хорошо говорить».
2. Создание игровой мотивации («Знакомство с волшебными палочками»).
3. Выявление представления о возможностях языка: «Что умеет делать язычок? Облизывать, рисовать в воздухе, лакать, как лакает киска, прыгать... Волшебные палочки тоже умеют это делать». (Игра «Зеркало» заключается в том, чтобы ребенок повторял движения зонда своим языком. В это время уточняются представления ребенка об основных движениях языка: убрать или спрятать язык, вытянуть, сделать узким, как жало, широким, как лопаточка, и др.) Затем предлагается подружиться с волшебными палочками и пригласить их к себе в гости, на язычок. Также объясняется необходимость употребления стерильной салфетки, которой логопед будет придерживать язык: «Когда приходят гости, то на стол застилается чистая скатерть. Вместо нее у нас будет эта салфетка (платок). Твой язычок сейчас будет как стол. Сможет он удержать продукты? Долго не сможет, поэтому я тебе буду помогать его удерживать». По очереди приходят зонды-игрушки и садятся за стол: «Ам-ам, как вкусно! Спасибо!»
Можно инсценировать сказку «Колобок», в которой зонды-персонажи будут передвигаться по языку, как по дорожке. В финале сказки в качестве лисы может выступить сам ребенок, который попытается съесть колобка, севшего на нос лисы (сделать попытку дотянуться до кончика носа).
4. Коррекция мышечных синдромов, которые мешают проведению массажа и постановке звуков.
Мышечные синдромы | Прием коррекции | Зонд |
Миофасциальные триггерные точки (МФТТ) | Мягкое прерывистое надавливание на МФТТ в течение 30 с, затем мышца возвращается в нормальное положение после небольшого ее сопротивления для активизации антагониста. | «Машина» или «Шарик» |
Хронические МФТТ, реактивные мышечные паттерны (РМП) | Техника напряжения и противонапряжения. Втечение 40—50 спроизводится: — ротация («Нарисуем языком круг»), — флексия («Собачка высунула язык»), — экстензия («Дотянемся до носа») языка. Ребенок вставляет язык в зонд «Крокодил», которым логопед осуществляет вышеуказанные направления движений при широко открытом рте. Затем проводится прерывистое надавливание массажным зондом «Зайчик» или постановочным зондом «Шарик». | «Крокодил» «Шарик» или «Зайчик» |
Миофасциальные спаяния | Интенсивное разглаживание мышцы от начала к концу или наоборот в течение нескольких минут. После процедуры проводится повторное тестирование с целью определения восстановления силы мышцы и устранения ее болезненности. | «Машина» |
Если зондовое воздействие оказывается недостаточным, необходимо говорить с родителями о проведении консультации у психоневролога для решения вопроса о необходимости дополнительных мер.
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Специальный зондовый массаж направлен на активизацию центральной нервной системы и восстановление мышечного тонуса. Для проведения основного этапа составляется план массажа.
I. Плоскостное поверхностное поглаживание всего языка зондом № 1а «Горка» (рис. 5) или постановочным зондом № 1б «Мишка» (рис. 6).
II. Массаж одной половины языка.
1. Спиралевидное растирание зондом №2 «Машина» с 3 линиями прикосновения («Едет-едет легковая машина»). Зонд описывает круг за кругом вдоль средней линии языка. Каждый круг накладывается на предыдущий (рис. 7).
При гипотонусе мышц в переднем отделе короткие движения зондом лучше осуществлять в направлении от себя, а при гипертонусе — в направлении к себе. Таким образом, массаж осуществляется порциями, но направление от переднего отдела к заднему сохраняется (исключение составляют легкие, поверхностные движения).
2. Штрихование зондом № 2 «Машина» с 2 линиями прикосновения («Покатались на велосипеде»). Движения короткие, направлены по косой линии от боковых отделов к середине — при широком языке (рис. 8а), от середины к боковым отделам — при узком языке (рис. 8б).
3. Пиление зондом № 2 «Машина» с 3—2 линиями прикосновения («Грузовая машина поехала»). Движения похожи на предыдущие, но осуществляются параллельно средней линии языка. При повторе приема давление на язык немного увеличивается (рис. 9).
4. Надавливание на центральную максимально возвышенную точку задней части языка зондом № 3 «Собачка» и фиксация данного положения в течение 5—10 с («Собачка гавкнула: "Гав!" Не укусила тебя? Нет, она добрая».) (рис. 10).
5. Растяжение в поперечном направлении («Канат»). Язык захватывается пальцами с боковых краев и растягивается в направлении, перпендикулярном средней линии языка. Растяжение делается в 3 приема: в переднем, переднесреднем и среднем отделе языка (снизу вверх) (рис. 11).
6. Растяжение в продольном направлении. Зонд № 4 «Рыбка» располагается в горизонтальном положении около губ ребенка. Язык максимально просовывается между параллельно идущими ребрами зонда, его кончик слегка придерживается платком. После этого зонд проворачивается вокруг своей оси (по часовой стрелке) таким образом, чтобы вслед за ним растянулась внутренняя поверхность языка и язык вернулся в обычное положение. Аналогичным образом движение зонда осуществляется против часовой стрелки, растягивая переднюю поверхность языка (рис. 12).
7. Смещение мышц от средней линии языка к боковому краю зондом № 5 «Лопата». Зонд располагается на средней линии языка, осуществляется надавливание и смещение мышц к боковому краю (рис. 13).
8. Смещение мышц к средней линии (обратно). Зонд № 4 «Рыбка» располагается в горизонтальном положении около губ ребенка. Язык просовывается между параллельно идущими ребрами зонда и удерживается платком. Затем логопед осуществляет давление на боковой край языка концевым отделом зонда и прокатывает зонд к кончику языка по всей боковой поверхности языка («Ловись, рыбка, большая и маленькая») (рис.
14).
III. Массаж второй половины языка.
IV. Воздействие на срединную линию и обе половины языка одновременно.
1. Зонд № 5 «Лопата» (рис. 15) располагается на срединной линии языка. Осуществляются короткие растирающие движения вверх и вниз, перпендикулярные средней линии («Стирка»). Эти же движения можно осуществить концевым отделом зонда № 4 «Рыбка» (рис. 16), также осуществляя короткие движения вверх и вниз, а при болезненности языка можно дать направление вправо-влево.
2. Отрывистое надавливание зондом № 6 «Зайчик» по обе стороны средней линии языка такое, чтобы средняя линия проходила между ушками «зайчика» (рис. 17).
3. Язык размещается в зонде № 7 «Крокодил Гена» и остается там во время различных движений, которые взрослый выполняет зондом: вправо, влево, вниз, вверх, круговые движения. Затем ребенок сам выталкивает зонд изо рта языком (рис. 18).
При проявлении рвотного рефлекса используется зонд № 1 с обширной поверхностью, поскольку раздражение одновременно большого количества нервных окончаний подавляет рвотный рефлекс. Движения зондом начинаются с кончика языка, охватывая постепенно всю его спинку. Необходимо следить за тем, чтобы зонд не отрывался от поверхности языка. Продвижение вперед запрещается, пока зона воздействия не будет увеличена.
Гимнастический комплекс
Использование постизометрической релаксации (ПИР) полезно тем, что расслабление мышц плечевого пояса и шеи расширяет физиологические возможности дыхательного аппарата, при этом рефлекторно снижается тонус корня языка, активизируются движения нижней челюсти.
Постизометрическая релаксация (ПИР):
1. Ребенок сидит. Правая рука специалиста располагается на затылке. Ребенку предлагают немного наклонить голову вперед, сделать вдох и отклонить голову назад. При этом рука взрослого оказывает сопротивление, противодействие этому движению. Упражнение избирательно активизирует затылочные мышцы и способствует опусканию спинки языка.
2. Ребенок сидит. Рука специалиста располагается на лбу. Ребенку предлагают сделать вдох и наклонить голову вперед и вниз, в то время как рука взрослого оказывает этому движению противодействие. Упражнение избирательно активизирует грудино-ключично-сосцевидные мышцы и способствует поднятию спинки языка.
3. Ребенок сидит. Рука специалиста располагается на височной части головы слева. Ребенку предлагают сделать вдох и повернуть голову влево, в то время как рука взрослого противодействует этому движению. Упражнение избирательно активизирует левую грудино-ключично-сосцевидную мышцу. Аналогичные действия осуществляются с противоположной стороны, активизируя правую грудино-ключично-сосцевидную мышцу и повышая тонус языка в поперечном направлении.
4. Ребенок сидит. Рука специалиста располагается на височной части головы слева (справа). Ребенку предлагают сделать вдох и наклонить голову влево (вправо) и вниз, словно «прижать к плечу», в то время как рука взрослого противодействует этому движению. Упражнение способствует расслаблению мышц языка в поперечном направлении.
Применение ПИР языка с помощью зонда заключается в том, что язык приводится в определенное положение (крайнее верхнее, нижнее, боковое). Ребенок оказывает сопротивление ручке зонда или шпателя в течение 3—5 с, осуществляя противоположное движение. При выполнении этих движений используются игры: «Подними зайчика», «Опусти зайчика», «Победи волка», «Кто сильнее?» и т.д.
Артикуляционная гимнастика может быть активной, активно-пассивной и пассивной. При активной гимнастике ребенок самостоятельно осуществляет ряд движений языком и губами, при активно-пассивной форме — ему в этом помогает взрослый (например, с помощью зонда поддерживает язык в определенном положении или увеличивает амплитуду движений). Пассивная гимнастика применяется в тех случаях, когда ребенок не может осуществить необходимое движение, например, из-за недостатка кинестетических ощущений или нарушения иннервации мышц. Так, взрослый может показать ребенку, как складывать губы трубочкой, нажимая на щеки около уголков губ. Такое пассивное движение стимулирует ребенка к самостоятельному действию. Однако нельзя долго останавливаться на этапе пассивной и активно-пассивной гимнастики, поскольку даже при ограниченных возможностях необходимо выработать навык функциональных для произнесения звуков движений. В результате таких тренировок формируются полнота объема движения, его точность, интенсивность выполнения, дифференцированное включение в движение определенных мышц и т.п.
Приведем принципы пассивной гимнастики органов артикуляции, разработанные О.В. Правдиной и А.Г. Ипполитовой:
• Пассивная гимнастика с механической помощью (зонды, шпатели) проводится с обязательным визуальным контролем.
• Движения производятся плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки.
• Когда пассивные движения станут более свободными, механическая помощь отбрасывается.
• Ребенок должен самостоятельно удержать полученное положение языка и губ. Это создает возможность для перехода к активной гимнастике, произвольным движениям.
Помимо артикуляционной гимнастики, следует использовать гимнастику, направленную на тренировку мышц шеи, плечевого пояса и мимических мышц. М.Е. Хватцев предлагает проводить занятия по следующей схеме:
1. Вначале осуществляются грубые, диффузные движения (например, при открытой гнусавости — поворачивание шеи, раскрывание и закрывание рта, вдох и выдох).
2. Выработка более дифференцированных движений в этой же области (дифференцировка движений правой половины лица от левой, верхней части лица от средней и нижней и т.д.). Можно осуществлять движения под такт, отбиваемый рукой. Это позволяет ограничить длительность движений и пауз между ними определенной длительностью, что позволяет мышцам работать более функционально.
3. Аналогичным образом вырабатываются и тренируются движения собственно звукопроизносительных органов: губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц.
Гимнастику при общем нарушении моторики начинают с общих движений тела (ходьба, движения рук, ног и туловища).
Предлагаем ознакомиться с адаптированным к дошкольникам игровым вариантом гимнастики, сочетающим в себе общие движения с артикуляционными движениями.
УПРАЖНЕНИЯ МЫШЦ ШЕИ
1. Поворачивать голову в стороны: вдох носом, выдох ртом. Затем сочетать поворот головы с открыванием рта. Можно сочетать движения с произнесением звука л.
2. Нагибать голову вниз (выдох носом), поднять прямо и откинуть назад (вдох), снова прямо (выдох ртом). Затем во время опускания головы произносить йотированные звуки.
3. Поворачивать голову в стороны: налево (выдох носом), прямо (вдох ртом), направо (выдох носом), прямо (вдох ртом). Затем при поворотах вытягивать язык в направлении к подбородку и снова убирать в ротовую полость. Можно сочетать движение в стороны с произнесением звука с.
4. Вращать голову слева направо и наоборот (но не по кругу). Вдох носом, выдох ртом на полном повороте. Можно проговаривать при вращении головы переднеязычные звуки.
5. Поворот головы вправо, одновременное отведение правой руки в сторону до уровня плеча — вдох, возвращение в исходное положение — выдох. То же самое с поворотом головы влево и одновременным отведением левой руки.
ГИМНАСТИКА ГУБ И ЩЕК
1-й комплекс направлен на вовлечение в движение групп мышц (определенных и соседних).
1) «Надутый шарик». Надувание обеих щек одновременно.
2) «Сдутый шарик». Втягивание щек в ротовую полость между зубами.
3) «Полоскаем рот». Перегонка воздуха из одной щеки в другую.
4) «Поцелуй». Сомк