Очистительная клизма у детей старшего возраста.

Медицинская сестра:

- в кружку Эсмарха наливает воду комнатной температуры 22,0о-24,0°С;

- укладывает ребёнка на левый бок с согнутыми ногами к животу, под ребёнка подкладывает клеёнку, покрыв её пелёнкой, свободный край клеёнки должен спускаться в таз рядом с кушеткой (кроватью);

- открывает кран кружки Эсмарха, выпускает воздух из трубки и заполняет водой;

- смазывает наконечник вазелином;

- разводит ягодицы больного одной рукой, а другой - вводит наконечник в анальное отверстие, сначала вперёд по направлению к пупку и затем кзади параллельно копчику на глубину 5-10 см;

- приоткрывает вентиль, чтобы вода начала поступать в кишечник не очень быстро;

- после введения воды закрывает вентиль и осторожно извлекает наконечник, наблюдая за пациентом до очищения кишечника.

-

Гипертоническая клизма.

Используется чаще при атонических запорах.

Условия проведения:

- приготовить 5-10% раствор хлорида натрия или 20-30% раствор сульфата магния, резиновый баллон нужного размера, вазелин; перчатки, дезинфицирующий раствор;

- ввести в зависимости от возраста от 50 до 70 мл гипертонического раствора;

- пациент должен лежать после процедуры 20-30 минут, после чего наступает послабляющий эффект;

- не рекомендуется часто применять гипертонические клизмы т.к. они раздражают слизистую оболочку кишечника.

Методика проведения сифонной клизмы.

Условия проведения:

- проводит психологическую подготовку пациента к процедуре;

- необходимо присутствие врача, наблюдающего и контролирующего состояние ребёнка, так как это тяжёлая процедура для детей;

строго соблюдать правило: количество вводимой жидкости должно быть практически равно количеству выводимой жидкости.

Медицинская сестра:

- готовит резиновую трубку диаметром 0,8-1,0 см, заканчивающуюся наконечником, длиной 1,5 м;

- стеклянную воронку ёмкостью 400-500 мл; ёмкость с водой Т 37°С для промывания от 5 до 10 л в зависимости от возраста пациента; таз для промывных вод; вазелиновое масло; клеёнку, пеленку, перчатки;

- укладывает пациента на спину с приведёнными к животу ногами и слегка приподнятым тазовым концом;

- надевает перчатки;

- берёт трубку, присоединяет воронку, а другой конец смазывает вазелиновым маслом и вводит в прямую кишку на глубину 4-5 см;

- вслед за трубкой вводит указательный палец в прямую кишку и под его контролем проводит трубку глубже;

- удерживает воронку на уровне ягодиц, наливает в неё воду и медленно поднимает вверх, пока вода не уйдёт в кишечник;

- опускает воронку, чтобы жидкость вышла из кишечника и сливает содержимое в таз;

- повторяет эти действия до чистой воды, при этом исчезает вздутие кишечника;

- по окончании процедуры оставляет трубку в кишечнике на 15-20 минут, чтобы по ней отошла оставшаяся жидкость;

- медленно извлекает трубку;

- погружает зонд и воронку в дезинфицирующий раствор;

- снимает перчатки и наблюдает за состоянием пациента.

Взятие мазков со слизистой оболочки носа и зева на бактериологическое исследование

Условия проведения процедуры:

- данная процедура проводится утром до приёма пищи, до приёма лекарственных препаратов и полоскания рта и зева;

- при необходимости мазок из зева можно взять в течение дня, но не ранее, чем через 2-3 часа после приема пищи;

- для проведения процедуры у детей раннего возраста необходим помощник.

Оснащение:

- 2 стерильные сухие пробирки, внутри которых находится стерильный ватный тампон;

- штатив для пробирок, чистый шпатель.

Последовательность выполнения процедуры у ребёнка младшего возраста.

Медицинская сестра

- усаживает помощника с ребенком на руках лицом к свету; при этом помощник своими ногами фиксирует ноги ребенка, левой рукой фиксирует руки ребенка, правой - голову, положив ладонь на лоб ребенка и слегка запрокинув его голову;

- берет одну из пробирок в левую руку и слегка приподнимает большим пальцем кончик носа ребёнка;

- правой рукой достает за пробку тампон, не касаясь им стенок и краев пробирки;

- вводит тампон, не касаясь наружной поверхности носа, сначала в один, затем в другой носовой ход;

- осторожно, не касаясь краёв, наружной поверхности и стенок пробирки вводит тампон внутрь её, пробирку закрывает и ставит в штатив;

- с теми же предосторожностями достаёт тампон из 2-ой пробирки;

- пробирки доставляются с направлением в лабораторию.

Наши рекомендации