Очистительная клизма у детей старшего возраста.
Медицинская сестра:
- в кружку Эсмарха наливает воду комнатной температуры 22,0о-24,0°С;
- укладывает ребёнка на левый бок с согнутыми ногами к животу, под ребёнка подкладывает клеёнку, покрыв её пелёнкой, свободный край клеёнки должен спускаться в таз рядом с кушеткой (кроватью);
- открывает кран кружки Эсмарха, выпускает воздух из трубки и заполняет водой;
- смазывает наконечник вазелином;
- разводит ягодицы больного одной рукой, а другой - вводит наконечник в анальное отверстие, сначала вперёд по направлению к пупку и затем кзади параллельно копчику на глубину 5-10 см;
- приоткрывает вентиль, чтобы вода начала поступать в кишечник не очень быстро;
- после введения воды закрывает вентиль и осторожно извлекает наконечник, наблюдая за пациентом до очищения кишечника.
-
Гипертоническая клизма.
Используется чаще при атонических запорах.
Условия проведения:
- приготовить 5-10% раствор хлорида натрия или 20-30% раствор сульфата магния, резиновый баллон нужного размера, вазелин; перчатки, дезинфицирующий раствор;
- ввести в зависимости от возраста от 50 до 70 мл гипертонического раствора;
- пациент должен лежать после процедуры 20-30 минут, после чего наступает послабляющий эффект;
- не рекомендуется часто применять гипертонические клизмы т.к. они раздражают слизистую оболочку кишечника.
Методика проведения сифонной клизмы.
Условия проведения:
- проводит психологическую подготовку пациента к процедуре;
- необходимо присутствие врача, наблюдающего и контролирующего состояние ребёнка, так как это тяжёлая процедура для детей;
строго соблюдать правило: количество вводимой жидкости должно быть практически равно количеству выводимой жидкости.
Медицинская сестра:
- готовит резиновую трубку диаметром 0,8-1,0 см, заканчивающуюся наконечником, длиной 1,5 м;
- стеклянную воронку ёмкостью 400-500 мл; ёмкость с водой Т 37°С для промывания от 5 до 10 л в зависимости от возраста пациента; таз для промывных вод; вазелиновое масло; клеёнку, пеленку, перчатки;
- укладывает пациента на спину с приведёнными к животу ногами и слегка приподнятым тазовым концом;
- надевает перчатки;
- берёт трубку, присоединяет воронку, а другой конец смазывает вазелиновым маслом и вводит в прямую кишку на глубину 4-5 см;
- вслед за трубкой вводит указательный палец в прямую кишку и под его контролем проводит трубку глубже;
- удерживает воронку на уровне ягодиц, наливает в неё воду и медленно поднимает вверх, пока вода не уйдёт в кишечник;
- опускает воронку, чтобы жидкость вышла из кишечника и сливает содержимое в таз;
- повторяет эти действия до чистой воды, при этом исчезает вздутие кишечника;
- по окончании процедуры оставляет трубку в кишечнике на 15-20 минут, чтобы по ней отошла оставшаяся жидкость;
- медленно извлекает трубку;
- погружает зонд и воронку в дезинфицирующий раствор;
- снимает перчатки и наблюдает за состоянием пациента.
Взятие мазков со слизистой оболочки носа и зева на бактериологическое исследование
Условия проведения процедуры:
- данная процедура проводится утром до приёма пищи, до приёма лекарственных препаратов и полоскания рта и зева;
- при необходимости мазок из зева можно взять в течение дня, но не ранее, чем через 2-3 часа после приема пищи;
- для проведения процедуры у детей раннего возраста необходим помощник.
Оснащение:
- 2 стерильные сухие пробирки, внутри которых находится стерильный ватный тампон;
- штатив для пробирок, чистый шпатель.
Последовательность выполнения процедуры у ребёнка младшего возраста.
Медицинская сестра
- усаживает помощника с ребенком на руках лицом к свету; при этом помощник своими ногами фиксирует ноги ребенка, левой рукой фиксирует руки ребенка, правой - голову, положив ладонь на лоб ребенка и слегка запрокинув его голову;
- берет одну из пробирок в левую руку и слегка приподнимает большим пальцем кончик носа ребёнка;
- правой рукой достает за пробку тампон, не касаясь им стенок и краев пробирки;
- вводит тампон, не касаясь наружной поверхности носа, сначала в один, затем в другой носовой ход;
- осторожно, не касаясь краёв, наружной поверхности и стенок пробирки вводит тампон внутрь её, пробирку закрывает и ставит в штатив;
- с теми же предосторожностями достаёт тампон из 2-ой пробирки;
- пробирки доставляются с направлением в лабораторию.