Исследование установления ограничений
Джайнотт и Либо (Ginott, Lebo, 1961) обнаружили, что терапевты различной ориентации придерживаются сходных взглядов на установление ограничений. Из 54 приводимых ими ограничений, несколько не использовались никогда и только для семи из 54 были найдены статистические значимые различия для терапевтов различных ориентации. Используя одну и ту же выборку терапевтов, Джайнотт и Либо (Ginott, Lebo, 1963) исследовали наиболее и наименее часто используемые ограничения. Они обнаружили, что наиболее широко используемые ограничения связаны с сохранением оборудования игровой комнаты, безопасностью и здоровьем, и физической угрозой для терапевта. Наименее используемые ограничения были связаны с символическим отреагированием. Повторение этого исследования Роденом, Кранцем и Лундом (Rhodon, Krang, Lund, 1981) привело к сходным результатам.
МакДаугол (McDougal, 1988) выбрала двадцать два параметра из списка исследования Джайнотта и Либо деятельности терапевтов в школьных и клинических условиях. Она обнаружила, что, как это ни удивительно, 45% клинических психологов разрешают родителям смотреть видеозаписи сеансов с их ребенком. Она также обнаружила, что наиболее часто используемые ограничения связаны с сохранностью оборудования игровой комнаты, безопасностью и здоровьем, и физической угрозой для терапевта.
Список ограничений, приведенный в работе Джайнотта и Либо (Ginott, Lebo, 1961, стр. 153-154) дается здесь в качестве примера некоторых сфер, в которых может понадобиться установление ограничений. Итак, не разрешается:
брать домой игрушки из игровой комнаты;
брать домой рисунок, который ребенок сделал во время сеанса;
брать домой то, что он слепил во время сеанса;
решать, войти ли в игровую комнату;
уходить из игровой комнаты, когда заблагорассудится;
надолго выключать свет;
наливать воду в ящик с песком;
насыпать в комнате кучу песка;
разбрасывать песок по комнате;
раскрашивать дешевые игрушки;
раскрашивать дорогие игрушки;
рисовать красками или карандашом на стенах и на двери;
рисовать красками или карандашом на мебели;
задерживаться в игровой комнате после окончания сеанса;
приводить приятеля;
приносить в игровую комнату еду или питье;
зажигать принесенные с собой спички;
курить;
поджигать вещи;
читать принесенные с собой книги;
делать уроки;
ломать дешевые игрушки;
ломать дорогие игрушки;
портить мебель и арматуру;
бить окна;
открывать дверь и окна и беседовать с прохожими;
использовать уничижающие слова, такие, как «ниггер» или «жид»;
богохульствовать;
выкрикивать ругательства в адрес прохожих;
писать на доске грязные слова;
рисовать или изготавливать непристойные объекты;
раскрашивать себе лицо:
разрисовывать красками себе одежду;
взрывать целую пачку пистонов за раз;
залезать на подоконники, расположенные высоко над землей;
бить терапевта;
брызгать в терапевта водой;
разрисовывать красками одежду терапевта;
сыпать песок в туфли терапевта;
швырять в терапевта песок;
швырять в комнате резиновые предметы;
швырять в комнате тяжелые предметы;
играя, связывать терапевта;
стрелять дротиками с присосками;
атаковать терапевта;
сидеть у терапевта на коленях;
обнимать терапевта на протяжении долгого времени;
целовать терапевта;
ласкать терапевта;
полностью раздеваться;
открыто мастурбировать;
пить грязную воду;
есть грязь, мел или краски;
справлять нужду на пол.
Глава 12
Типичные проблемы игровой терапии и что делать, если...
Отношения в игровой комнате с каждым ребенком организуются по-разному, носят творческий и волнующий характер. Поэтому невозможно предсказать, как, будет вести себя тот или иной ребенок на том или ином приеме. Начинающему терапевту полезно бывает попытаться предугадать, что станет делать ребенок, и заранее спланировать свою реакцию. Зная, как реагировать на неожиданное происшествие, терапевт может сохранять спокойствие и установку на принятие ребенка. Но, планируя заранее, что нужно сделать и как среагировать, терапевт не должен отказываться от творческих спонтанных поступков. Независимо от того, насколько часто используются те или иные реакции (вербальные или какие-то другие), они никогда не должны становиться дежурными, механическими. Терапевт всегда должен сопереживать ребенку, выражать в своих реакциях понимание и искренний интерес к его чувствам. Исходя из этого, вниманию терапевта предлагается описание некоторых распространенных затруднений, возникающих в игровой комнате, и примеры реакций, возможных в этих ситуациях