Исследование установления ограничений

Джайнотт и Либо (Ginott, Lebo, 1961) обнаружили, что терапевты различной ориентации придерживаются сходных взглядов на установление ограничений. Из 54 приводимых ими ограничений, несколько не использовались никогда и только для семи из 54 были найдены статистические значимые различия для терапевтов различных ориентации. Используя одну и ту же выборку терапевтов, Джайнотт и Либо (Ginott, Lebo, 1963) исследовали наиболее и наименее часто используемые ограничения. Они обнаружили, что наиболее широко используемые ограничения связаны с сохранением оборудования игровой комнаты, безопасностью и здоровьем, и физической угрозой для терапевта. Наименее используемые ограничения были связаны с символическим отреагированием. Повторение этого исследования Роденом, Кранцем и Лундом (Rhodon, Krang, Lund, 1981) привело к сходным результатам.

МакДаугол (McDougal, 1988) выбрала двадцать два параметра из списка исследования Джайнотта и Либо деятельности терапевтов в школьных и клинических условиях. Она обнаружила, что, как это ни удивительно, 45% клинических психологов разрешают родителям смотреть видеозаписи сеансов с их ребенком. Она также обнаружила, что наиболее часто используемые ограничения связаны с сохранностью оборудования игровой комнаты, безопасностью и здоровьем, и физической угрозой для терапевта.

Список ограничений, приведенный в работе Джайнотта и Либо (Ginott, Lebo, 1961, стр. 153-154) дается здесь в качестве примера некоторых сфер, в которых может понадобиться установление ограничений. Итак, не разрешается:

брать домой игрушки из игровой комнаты;

брать домой рисунок, который ребенок сделал во время сеанса;

брать домой то, что он слепил во время сеанса;

решать, войти ли в игровую комнату;

уходить из игровой комнаты, когда заблагорассудится;

надолго выключать свет;

наливать воду в ящик с песком;

насыпать в комнате кучу песка;

разбрасывать песок по комнате;

раскрашивать дешевые игрушки;

раскрашивать дорогие игрушки;

рисовать красками или карандашом на стенах и на двери;

рисовать красками или карандашом на мебели;

задерживаться в игровой комнате после окончания сеанса;

приводить приятеля;

приносить в игровую комнату еду или питье;

зажигать принесенные с собой спички;

курить;

поджигать вещи;

читать принесенные с собой книги;

делать уроки;

ломать дешевые игрушки;

ломать дорогие игрушки;

портить мебель и арматуру;

бить окна;

открывать дверь и окна и беседовать с прохожими;

использовать уничижающие слова, такие, как «ниггер» или «жид»;

богохульствовать;

выкрикивать ругательства в адрес прохожих;

писать на доске грязные слова;

рисовать или изготавливать непристойные объекты;

раскрашивать себе лицо:

разрисовывать красками себе одежду;

взрывать целую пачку пистонов за раз;

залезать на подоконники, расположенные высоко над землей;

бить терапевта;

брызгать в терапевта водой;

разрисовывать красками одежду терапевта;

сыпать песок в туфли терапевта;

швырять в терапевта песок;

швырять в комнате резиновые предметы;

швырять в комнате тяжелые предметы;

играя, связывать терапевта;

стрелять дротиками с присосками;

атаковать терапевта;

сидеть у терапевта на коленях;

обнимать терапевта на протяжении долгого времени;

целовать терапевта;

ласкать терапевта;

полностью раздеваться;

открыто мастурбировать;

пить грязную воду;

есть грязь, мел или краски;

справлять нужду на пол.

Глава 12

Типичные проблемы игровой терапии и что делать, если...

Отношения в игровой комнате с каждым ребенком организуются по-разному, носят творческий и волнующий характер. Поэтому невозможно предсказать, как, будет вести себя тот или иной ребенок на том или ином приеме. Начинающему терапевту полезно бывает попытаться предугадать, что станет делать ребенок, и заранее спланировать свою реакцию. Зная, как реагировать на неожиданное происшествие, терапевт может сохранять спокойствие и установку на принятие ребенка. Но, планируя заранее, что нужно сделать и как среагировать, терапевт не должен отказываться от творческих спонтанных поступков. Независимо от того, насколько часто используются те или иные реакции (вербальные или какие-то другие), они никогда не должны становиться дежурными, механическими. Терапевт всегда должен сопереживать ребенку, выражать в своих реакциях понимание и искренний интерес к его чувствам. Исходя из этого, вниманию терапевта предлагается описание некоторых распространенных затруднений, возникающих в игровой комнате, и примеры реакций, возможных в этих ситуациях

Наши рекомендации