Логические основания для выбора игрушек и игровых материалов
Тридцать лет назад Джайнотт (Ginott, 1961) указывал, что в литературе содержится очень мало указаний на то, как выбирать подходящие игрушки и игровые материалы для использования в игровой терапии. Эта ситуация сохранилась и сейчас. Поэтому в этой главе я считал своей основной задачей изложить подробные указания, которыми терапевт может воспользоваться при отборе игрушек и игрового материала, который послужит для детей той средой, которая позволила бы им выражать свои чувства, исследовать отношения и познавать себя.
Некоторые общие соображения, которыми следует руководствоваться, состоят в том, что игрушки должны быть долговечными и должны говорить ребенку скорее: «В игре будь самим собой», чем «Будь осторожен». Игрушки и материалы должны предоставлять ребенку широкие возможности в выборе средств экспрессии. Игрушки не должны быть сложными; их следует использовать в соответствии с возрастом, чтобы попытки самовыражения не вызывали у детей фрустрации. Ни одна игрушка не должна провоцировать ребенка на обращение за помощью к терапевту. Многие дети, нуждающиеся в игровой терапии, изначально склонны к зависимому поведению, и такое поведение не следует поощрять. Дети должны быть в состоянии сами играть с игрушкой. Многие игры не отвечают этому критерию и по самой своей природе требуют прямого вовлечения терапевта, часто в роли соперника. Таким образом, терапевт невольно оказывается в таком положении, когда он либо все время выигрывает у ребенка, либо обманывает его, позволяя выигрывать ему. Дети обычно чувствуют цену такого выигрыша и поэтому не испытывают удовлетворения, так необходимого для формирования позитивного самовосприятия.
Выбор игрушек и игровых материалов должен быть сознательным, базирующимся на серьезных логических основаниях, и всегда следует принимать во внимание основную идею: в первую очередь в работе с детьми использовать игровую терапию, тем самым, признавая тот факт, что уровень развития ребенка естественным образом выражается в его игре и активности. Как уже указывалось, игрушки ребенка – слова, а игра – его язык. Таким образом, следует выбирать такие игрушки и материалы (слова), которые облегчили бы экспрессию ребенка, обеспечив ему широкий спектр игровой активности (язык). Поскольку наиболее полно дети могут выразить свои чувства и реакции посредством игры, игрушки и материалы, отбираемые для игровой терапии, представляют собой важную терапевтическую переменную. Следующие вопросы могут служить важными оценочными критериями для отбора игрушек и материалов. Могут ли игрушки и материалы
Облегчить широкий спектр творческой экспрессии?
Облегчить широкий спектр выражения эмоций?
Возбудить интерес ребенка?
Облегчить экспрессивную и исследовательскую игру?
Позволить исследование и экспрессию без вербализации?
Дать возможность успеха без предписанной структуры?
Дать возможность неопределенной игры?
Иметь жесткие конструкции для активного использования?
Поскольку игрушки и материалы являются у детей частью коммуникативного процесса, следует уделить пристальное внимание отбору подходящих образцов. Правилом является отбор, а не накопление игрушек. Игровые уголки и игровые комнаты, содержащие в ассортименте случайно подобранные игрушки и материалы, часто напоминают чулан и обрекают процесс игровой терапии на неудачу.
ПРОСТОЕ ПРАВИЛО Игрушки и материалы следует выбирать, а не собирать |
Игрушки и материалы следует тщательно отбирать в зависимости от (1) их вклада в достижение целей игровой терапии и (2) соответствия логическим основаниям игровой терапии. Не все игровые материалы автоматически побуждают ребенка к выражению собственных потребностей, чувств и ощущений. Игрушки и материалы используются ребенком в акте игры для коммуникации психологу своего собственного мира. Таким образом, следует отбирать такие игрушки и материалы, которые облегчают решение семи основных задач в игровой терапии: установление позитивных отношений с ребенком, выражение широкого спектра чувств, проработка опыта реальной жизни, практическая проверка ограничений, развитие позитивного образа Я, развитие самопознания, возможность развития самоконтроля.