Практические (семинарские занятия) – 15 часов
СИЛЛАБУС
Курс изучения – 3
Семестр – V, VI
Лекции - 3 часа
Практические (семинарские занятия) – 15 часов
СРСП – 18 часов
СРС – 18 часов
Форма контроля – дифференцированный зачет
Объем учебных часов – 54 часа (1 кредит)
Силлабус разработан в соответствии с рабочей программой, составленной д.м.н. Турдалиевой Б.С., стар. преп. Рамазановой М.А., преп. Куржангуловой А.М.
Обсужден и утвержден на заседании кафедры «Политика и управление здравоохранением»
от «___»_________2012 г., протокол №__________
Заведующий кафедрой,
д.м.н. _________________________________________________________________ Турдалиева Б.С.
Общие сведения.
Наименование вуза: Казахский Национальный Медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
Кафедра политики и управления здравоохранением
Дисциплина: «Основы доказательной медицины»
Специальность: 051301 «Общая медицина»
Объем учебных часов – 54 часов
Курс и семестр изучения - 3 курс 5, 6 семестр
Сведения о преподавателях кафедры:
№ | Ф.И.О. преподавателя | Должность | Ученая степень, ученое звание | Научные интересы, достижения | |
1. | Турдалиева Ботагоз Саитовна | зав. кафедрой | д.м.н. | доцент | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 60 научных трудов. |
4. | Аимбетова Гульшара Ергазиевна | доцент | к.м.н. | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 50 научных трудов. | |
2. | Кошимбеков Мурат Кошимбекович | доцент | д.м.н. | доцент | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 60 научных трудов. |
3. | Шегирбаева Карлыгаш Байдуллаевна | доцент | д.м.н. | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 82 научных трудов. | |
5. | Абдукаюмова Умитжан Асылбековна | доцент | к.м.н. | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 25 научных трудов. | |
6. | Рамазанова Маншук Анеровна | ст. преподаватель | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 20 научных трудов. | ||
7. | Жантуреев Болат Меирбекович | доцент | к.м.н. | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 20 научных трудов. | |
8. | Сагындыкова Зарина Равильевна | преподаватель | магистр | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 5 научных трудов. | |
9. | Жунистаева Жадыра Корыкбаевна | преподаватель | магистр | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 5 научных трудов. | |
10. | Таукебаев Кайсар Бейбитович | преподаватель | магистр | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 5 научных трудов. | |
11. | Игисенова Альфия Имангалиевна | преподаватель | магистр | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 5 научных трудов. | |
12. | Куржангулова Асем Максеновна | преподаватель | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. | ||
13. | Байказакова Макпал Тилебалдиевна | преподаватель | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. | ||
14. | Уразаева Улпан Амангельдиевна | преподаватель | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. |
Контактная информация:
Местонахождение кафедры: ул. Толе би, 94. Учебный корпус 1, первый этаж, левое крыло. Телефон 292 69 69 (310)
Политика дисциплины:
Студент обязан:
· активно участвовать в учебном процессе, проявляя творчество, индивидуальность и креативность;
· посещать все виды аудиторных занятий (лекции, практические занятия;
· готовиться к каждому занятию (чтение заданного материала и выполнение заданий по ним);
· своевременно выполнять и сдавать работу строго по календарному графику;
· документально подтверждать пропущенные аудиторные занятия по уважительной причине;
· отрабатывать все пропущенные занятия в указанное преподавателем время;
· не опаздывать на занятия;
· не отвлекаться во время занятий;
· отключать на время занятий сотовые телефоны;
· проявлять уважительное отношение к преподавательскому и вспомогательному персоналу кафедры;
· соблюдать культуру поведения;
· бережно относиться к имуществу кафедры;
· иметь опрятный внешний вид и манеры поведения.
Штрафные меры при невыполнении разделов работы:
за неисполнение обязанностей к студенту могут быть применены меры воспитательного воздействия, включая дисциплинарные.
Программа
Введение
В последние два десятилетия в медицине сформировалась новая область знаний – доказательная медицина (ДМ) (анг. EВM – evidence-based medicine). В буквальном переводе – «медицина, основанная на фактах», либо, что более точно отражает значение термина, «научно-обоснованная медицинская практика», или «научно-доказательная медицина». Научно-доказательная медицина – это новый подход, направление в технологии сбора, анализа, обобщения и интерпретации научной информации. Это интегрирование наилучших научных данных с клиническим опытом врача и ценностями пациента, добросовестное, точное и осмысленное использование лучших результатов клинических исследований для выбора лечения конкретного больного.
В связи с этим, современный врач должен быть не только информирован о новейших медицинских технологиях, но и знать, почему тот или иной метод лечения может считаться эффективным и безопасным.
2.2 Цель дисциплины: формирование у студентов знаний основ доказательной медицины, формирование умений и навыков, которые позволят критически оценивать медицинскую информацию для рационального использования в дальнейшей практической деятельности.
2.3 Задачи обучения:
- дать студентам знания основных терминов ДМ;
- научить студентов различать основные типы клинических исследований;
- научить основным навыкам использования базы данных доказательной медицины;
- научить критически оценивать медицинскую информацию с помощью фильтров доказательной медицины.
Литература основная и дополнительная.
Основная:
1. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины: Пер. с англ./Под общ.ред. С.Е.Бащинского, С.Ю.Варшавского. – М.:Медиа Сфера, 1998. – 352 с. (Электронная версия учебного пособия)
2. Власов В.В. Эпидемиология. Москва, 2004.
3. Т. Гринхальк. Основы доказательной медицины. Пер. с англ. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004. – 240 с.
4. Умарова С.У., Енсегенова З.Ж. Доказательная медицина в клинической практике - Алматы, 2009. – стр. 47 (Электронная версия учебного пособия)
Дополнительная:
1. Г.Гайятт, Д.Ренни. Принципы клинической практики, основанной на доказанном. – Медиа сфера, Москва, 2003 – 382 с.
2. Власов В.В. Введение в доказательную медицину. М.: Медиа Сфера, 2001. – 392 с.
3. Моисеев В.С. Внутренние болезни с основами доказательной медицины и клинической фармакологии. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
4. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Под ред. В. Покровского. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
5. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. Москва, 2003.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ 1
По дисциплине«Основы доказательной медицины» Спец.«Общая Медицина» Курс 3
ФИО студента ________________________________________Группа _______ Дата____________
Рубежный контроль, устный ответ на вопросы
Шкала оценки: 10 = отлично, 5 = хорошо, удовлетворительно, 0 = неудовлетворительно, не выполнено.
Коммуникативные навыки:
1. Открытая поза, демонстрация на невербальном уровне дружеского настроя | |||
2. Правильность понимания вопросов | |||
3. Умение отвечать на вопросы | |||
4. Объяснение специальных (профессиональных) терминов, понятий | |||
5. Навык обобщать и комментировать высказывания. | |||
6. Точность/завершенность в передаче информации | |||
7. Зрелость суждений | |||
8. Уверенность | |||
9. Ясность, ассертивность коммуникации | |||
10. Обратная связь | |||
Сумма баллов | |||
Заметки |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ 2
По дисциплине«Основы доказательной медицины» Спец.«Общая Медицина» Курс 3
ФИО студента ________________________________________Группа _______ Дата____________
Защита СРС
Шкала оценки: 10 = отлично, 5 = хорошо, удовлетворительно, 0 = неудовлетворительно, не выполнено.
Коммуникативные навыки:
1. Студент приветствует аудиторию (Доброе утро уважаемый преподаватель, студенты…) | |||
2. Студент представляется (Меня зовут…Я из…) | |||
3. В введении раскрывает актуальность проблемы | |||
4. Студент называет тему СРС и даёт основные положения СРС | |||
5. В основной части обсуждает каждый пункт подробно 1) 2) Студент раскрывает основные проблемы (Лучше если больше одной) | |||
6. Подводит итоги (Повторяет основные положения СРС) | |||
7. Заключение (Даёт заключение, благодарит аудиторию за внимание, если необходимо) | |||
8. Улавливает вербальные и невербальные сигналы (контакт с аудиторией) | |||
9. Ясность, ассертивность коммуникации (громкость речи, интонация, эмоциональность) | |||
10. Точность/завершенность в передаче информации | |||
Сумма баллов | |||
Заметки |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ 3
По дисциплине«Основы доказательной медицины» Спец.«Общая Медицина» Курс 3
ФИО студента ________________________________________Группа _______ Дата____________
Презентация проекта
Шкала оценки: 10 = отлично, 5 = хорошо, удовлетворительно, 0 = неудовлетворительно, не выполнено.
Коммуникативные навыки:
1. Представляет тему проекта, студент составляет клиническую задачу | |||
2. Студент формулирует проблему (лечение, диагностика, прогноз, факторы риска, профилактика и др.) по принципу PICO и объясняет что означает каждый пункт | |||
3. Студент описывает как проводил поиск информации в интернете, какие использовал ключевые слова | |||
4. Называет название выбранной для анализа статьи, источник публикации (название журнала, номер выпуска, год, страницы) | |||
5. Называет авторов статьи и место проведения исследования | |||
6. Объясняет критерии выбора именно этого исследования (на сколько подходит для решения поставленной проблемы, доступность бесплатного доступа, место в иерархии доказательств и др.) | |||
7. Студент описывает дизайн исследования, методы исследования (для РКИ: количество людей в основной и контрольной группе, критерии включения и исключения, какая проводилась интервенция, как оценивали результаты, сколько времени длилось) | |||
8. Описывает результаты исследования. | |||
9. Студент суммирует сказанное и делает заключение можно ли использовать полученные данные на практике для решения конкретной проблемы (Умение разрешать проблемы/принимать решения) | |||
10. Зрелость суждений, уверенность | |||
Сумма баллов | |||
Заметки |
P – текущий контроль правовых навыков:
Проводится в форме решения студентами тестовых заданий и/или ситуационных задач во время рубежного контроля.
S – самосовершенствование:
Студент выполняет 1 СРС на выбранную тему:
Требования к реферату:
Реферативная работа должна включать введение, в котором содержатся обоснование темы и ее значимости, основную часть и заключение. Во введении должна быть четко сформулирована цель, которую автор ставит перед собой, и с помощью каких задач она будет реализоваться. Основная часть обычно состоит из двух разделов: а) краткого теоретического осмысления проблемы и б) изложения фактического материала, подтверждающего изложенную в первом разделе основной части теорию. Заключение содержит результаты осмысления проблемы, выводы, к которым приходит автор реферата, а также оценку значимости этих выводов для практики или для дальнейшего изучения проблемы.
Своевременное и качественное выполнение СРС предусматривает возможность заработать максимально 100 баллов.
a. Реферат
Критерий | Уровни | |||
Соответствие содержания реферата теме и поставленным задачам Максимум – 10 б | (9-10б) Содержание реферата полностью соответствует теме и поставленным задачам | (7-8б) Содержание реферата полностью соответствует теме и поставленным задачам | (5-6б) Содержание реферата не полностью соответствует теме и поставленным задачам | (0-4б) Содержание реферата не соответствует теме |
Полнота и логичность раскрытия темы Максимум – 20б | (18-20б) Тема полностью раскрыта, материал изложен грамотным языком, в логической последовательности с точным использованием специализированной терминологии и символики в объеме, предусмотренном программой. Приведены иллюстрации (графики, таблицы, схемы) хорошего качества, подтверждающие теоретические положения. | (15-17б) Тема полностью раскрыта, материал изложен в объеме, предусмотренном программой, есть незначительные погрешности в логичности изложения, приведены иллюстрации (графики, таблицы, схемы), подтверждающие теоретические положения. | (10-14б) Тема реферата раскрыта недостаточно, графики и иллюстрации не информативны, плохого качества. | (0-9б) Тема не раскрыта, графики и иллюстрации не соответствуют теме или отсутствуют. |
Умение обобщать материал, делать выводы Максимум – 20 б | (18-20б) Материал обобщен, сделаны четкие и ясные выводы | (15-17б) Материал обобщен, сделаны правильные выводы | (10-14б) Представлен разрозненный материал, в выводах имеются неточности и ошибки | (0-9б) Материал не обобщен, выводов нет. |
Умение работать с источниками информации Максимум – 20б. | (18-20б) Использованы современные источники информации в достаточном количестве, библиографические ссылки сделаны грамотно | (15-17б) Использованы основные современные источники информации. | (10-14б) Использовано минимальное количество источников информации, большинство из которых устарели. | (0-9б) Источники информации не приведены. |
Умение отвечать на вопросы по реферату Максимум – 20б | (18-20б) Студент свободно ориентируется в материале темы, обоснованно и правильно отвечает на все поставленные вопросы. | (15-17б) Студент хорошо ориентируется в материале темы, правильно отвечает на поставленные вопросы | (10-14б) Студент плохо ориентируется в материале темы, отвечает только на самые простые вопросы | (0-9б) Студент слабо знаком с материалом, не отвечает на поставленные вопросы |
Соответствие требованиям оформления Максимум – 10 б | (9-10б) Оформление реферата полностью соответствует предъявляемым кафедрой требованиям. | (7-8б) Оформление реферата в основном соответствует предъявляемым кафедрой требованиям | (5 – 7б) В оформлении реферата имеются несоответствия требованиям | (0-4б) Оформление реферата не соответствует требованиям |
b. Презентация
Критерий | Уровни | |||
Полнота и логичность раскрытия темы Максимум – 20б | (18-20б) Содержание презентации соответствует теме и поставленным задачам. Тема полностью раскрыта, слайды представлены в логической последовательности с точным использованием специальной терминологии и символики. Текст слайдов написан лаконично, идеи ясно сформулированы, изложены коротко в структурированной форме. | (15-17б) Содержание презентации соответствует теме и поставленным задачам. Тема раскрыта, слайды представлены в логической последовательности с использованием специальной терминологии и символики. Текст слайдов написан лаконично, идеи ясно сформулированы, изложены коротко в структурированной форме. | (10-14б) Содержание презентации соответствует теме и поставленным задачам. Тема раскрыта недостаточно, нет логической последовательности в представлении слайдов. Слайды перенасыщены текстовым материалом. | (0-9б) Тема презентации не раскрыта |
Умение работать с источниками информации Максимум – 20б | (18-20б) Использованы современные источники информации в достаточном количестве | (15-17б) Использованы современные источники информации. | (10-14б) Использовано ограниченное число источников информации, приведены устаревшие источники информации. | (0-9б) Нет списка использованных источников информации или использованы только ресурсы Интернет |
Умение обобщать материал, делать выводы Максимум – 20 б | (18-20б) Материал обобщен, сделаны четкие и ясные выводы | (15-17 б) Материал обобщен, сделаны правильные выводы | (10-14б) Материал обобщен недостаточно, в выводах имеются грубые ошибки. | (0-9б) Материал не обобщен, выводов нет. |
Представление презентации и умение отвечать на вопросы Максимум – 20б | (18-20б) Студент свободно ориентируется в материале презентации, докладывает четко, грамотно, последовательно с использованием научной терминологии. При ответе на вопросы способен отстаивать свою позицию и умеет конструктивно реагировать на критику. | (15-17б) Студент ориентируется в материале презентации, не может свободно изложить содержание презентации. Правильно отвечает на большинство заданных вопросов. | (10-14б) Студент не ориентируется в материале презентации, читает текст презентации. Не может ответить на большинство заданных вопросов. | (0-9б) Студент слабо знаком с материалом, не отвечает на поставленные вопросы |
Соответствие требованиям оформления Максимум – 20 б | (18-20б) Оформление слайдов полностью соответствует предъявляемым требованиям. Имеется титульный слайд с заголовком, план презентации, список использованной литературы и источников Internet. Слайды оформлены красочно, не перенасыщены текстом, не содержат грамматических ошибок. Текст слайдов хорошо виден из любой точки аудитории. | (15-17б) Оформление слайдов соответствует предъявляемым требованиям. Имеется титульный слайд с заголовком, план презентации, список использованной литературы и источников Internet. Слайды оформлены красочно, имеются непринципиальные ошибки в оформлении. Текст слайдов хорошо виден из любой точки аудитории. | (10 – 14б) Оформление слайдов не соответствует предъявляемым требованиям. Слайды оформлены в разных стилях, содержат принципиальные ошибки | (0-9б) Оформление реферата не соответствует требованиям |
Каждая компетенция оценивается по 100-бальной шкале
r - рубежный контроль: проводится на 3 занятии в форме устного опроса
Критерий | Уровни | |||
Устный или письменный ответ Понимание теоретического материала, умение мыслить логически Максимум 100 б | (100-90б) Содержание устного или письменного ответа студента полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, изложение логически грамотное, отличается последовательностью и аккуратностью и основано на понимании теоретического материала | (89-75б) В изложении допущены небольшие пробелы, не искажающие логического и информационного содержания ответа. Изложение основано на понимании теоретического материала | (74-50б) В изложении материала показано общее понимание вопроса, продемонстрированы знания, достаточные для дальнейшего обучения. Тема раскрыта непоследовательн, неполно, допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии. | (0-49б) В изложении показано незнание, непонимание большей или наиболее важной части учебного материал, допущены серьезные ошибки в определении понятий, использовании терминологии |
Рейтинг допуска
R – рейтинг допускаопределяется по формуле
Rд = (t+r)/2 x 0,6
гдеt – текущий контроль
r –рубежный контроль
Обучающийся считается допущенным к сдаче дифференцированного зачета, если его семестровая оценка больше или равна 50 баллам.
Итоговый контроль
Итоговый контроль:дифференцированный зачёт в форме тестирования:
E= E x 0,4
Технология проведения и оценка:
На тестировании студенту предоставляется 50 тестовых заданий, т.е. каждое задание соответствует 2 баллам или процентам.
Качество выполнения работ | Диапазон оценки |
Не выполнено Отсутствие на экзамене без уважительных причин | 0% |
Оценка за каждый правильный ответ | 2% |
Итого: | 0-100% |
В экзаменационную ведомость выставляется итоговая оценка по дисциплине в цифровом и буквенном эквиваленте баллов согласно приведенной ниже таблице.
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | Процентное содержание % | Оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95-100 | ОТЛИЧНО |
А- | 3,67 | 90-94 | |
В+ | 3,33 | 85-89 | ХОРОШО |
В | 3,0 | 80-84 | |
В- | 2,67 | 75-79 | |
С+ | 2,33 | 70-74 | УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО |
С | 2,0 | 65-69 | |
С- | 1,67 | 60-64 | |
D+ | 1,33 | 55-59 | |
D | 1,0 | 50-54 | |
F | 0-49 | НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО |
СИЛЛАБУС
Курс изучения – 3
Семестр – V, VI
Лекции - 3 часа
Практические (семинарские занятия) – 15 часов
СРСП – 18 часов
СРС – 18 часов