Постоянные члены Совета Безопасности Российской Федерации
БОРТНИКОВ Александр Васильевич - директор Федеральной службы безопасности РФ
ГРЫЗЛОВ Борис Вячеславович - постоянный член Совета Безопасности РФ
ИВАНОВ Сергей Борисович - Руководитель Администрации Президента РФ
КОЛОКОЛЬЦЕВ Владимир Александрович - Министр внутренних дел РФ
ЛАВРОВ Сергей Викторович - Министр иностранных дел РФ
МАТВИЕНКО Валентина Ивановна - Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ
МЕДВЕДЕВ Дмитрий Анатольевич - Председатель Правительства Российской Федерации
НАРЫШКИН Сергей Евгеньевич - Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ
НУРГАЛИЕВ Рашид Гумарович - заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ
ПАТРУШЕВ Николай Платонович - Секретарь Совета Безопасности РФ
ФРАДКОВ Михаил Ефимович - директор Службы внешней разведки РФ
ШОЙГУ Сергей Кужугетович - Министр обороны РФ
. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности».
3. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
4. Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации».
5. Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность: Учебное пособие. - М: 2011. - 432 с.
Нормативно правовые акты:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;
- Федеральные конституционные законы:
- ФКЗ № 1 от 30.01.2002 г. «О военном положении»;
- ФКЗ № 3 от 30.05.2001 г. «О чрезвычайном положении»;
Федеральные законы:
- ФЗ № 61 от 31.05.1996 г. «Об обороне»;
- ФЗ № 53 от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»;
- ФЗ № 31 от 26.02.1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
- ФЗ № 390 от 28.12.2010 г. «О безопасности»;
- Кодексы Российской Федерации;
- Указы Президента РФ:
- Указ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;
- Указ от 05 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации»;
- Постановления Правительства Российской Федерации;
- Федеральные целевые программы, концепции, доктрины, стратегии и др.;
- Ведомственные нормативные акты.
Система нац.интересов России
К долгосрочным национальным интересам России относятся:
- развитие демократии и гражданского общества, повышение конкурентоспособности национальной экономики;
- обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
- превращение Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
Система национальных интересов России - совокупностью базисных интересов личности, общества и государства в важнейших сферах общественной жизни: в экономике; социальной и духовной жизни; во внутренней и международной политике, в обороне, экологии, медицине, информатике и т.д.
Базисные интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод граждан.
Базисные интересы общества заключаются в упрочении институтов гражданского общества, внутренней социально-политической стабильности и целостности, в повышении созидательной активности трудоспособного населения, а также в духовном возрождении России.
Базисные интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в наращивании национальной мощи, в ослаблении угроз национальной безопасности, в создании пояса добрососедства и развитии межгосударственного сотрудничества на основе партнерства
Угрозы национальной безопасности РФ
Основные внешние опасности
а) стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран - членов НАТО к границам РФ, в том числе путем расширения блока;
б) попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;
е) распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием;
ж) нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;
з) применение военной силы на территориях сопредельных с РФ государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права;
и) наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с РФ и ее союзниками государств;
к) распространение международного терроризма;
л) возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок в районах, прилегающих к государственной границе РФ и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.
в) развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях сопредельных с РФ и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях;
г) создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;
д) территориальные претензии к РФ и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;
Основные внутр.опасн
а) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ;
б) подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности РФ;
в) дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры РФ.
Основные военные опасн.
а) резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;
б) воспрепятствование работе систем государственного и военного управления РФ, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов;
в) создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории РФ или на территориях ее союзников;
г) демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с РФ или ее союзниками государств с провокационными целями;
д) активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.
Стратегические риски
снижение конкурентоспособности экономики;
- сохранение экспортно-сырьевой модели развития;
- ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики;
- неравномерное развитие регионов;
- недостаток трудовых ресурсов;
- низкая устойчивость финансовой системы;
- сохранение условий для коррупции и криминализации общества;
- отставание страны в разработке и внедрении передовых технологий;
- зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов;
- несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий;
- необоснованные односторонние санкции в отношении научных и образовательных организаций России;
- снижение качества образования;
низкая эффективность системы медицинского страхования и качества подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения;
- недостаточный уровень социальных гарантий и оплаты труда медицинским работникам;
- низкие темпы развития и финансирования высокотехнологичной медицинской помощи;
- незавершенность формирования нормативной правовой базы здравоохранения;
- вытеснение России с внешнего и внутреннего информационного рынка, девальвация духовных ценностей, разработка рядом государств концепций «информационных войн»;
возрастание экстремистской и террористической деятельности: террористические акты в городах, на транспорте, общественных местах; возможность применения зарядов большой мощности, попытки завладеть радиоактивными веществами, ядерным, химическим, биологическим и другими видами оружия массового уничтожения или их компонентами;
неблагоприятная криминогенная обстановка в стране:
- к уголовной ответственности привлекается более 1,5 млн. человек в год;
- в местах лишения свободы находится порядка 1 млн. человек;
- 15 млн. молодых людей нигде не учатся и не работают;
- зарегистрировано 5 млн. хронических алкоголиков