Источники развития и коррекции восприятия
Самовосприятие | Восприятие другого |
1. Идентификация - восприятие себя через соотнесение с другими. | 1. Идентификация – восприятие других через соотнесение с собой. |
2. Восприятие себя через восприятие себя другими. | 2. Восприятие другого через восприятие его другими. |
3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности. | 3. Восприятие других через результаты их деятельности. |
4. Восприятие себя через наблюдение своих собственных внутренних состояний. | 4. Восприятие другого через проявление им своих внутренних состояний. |
5. Непосредственное восприятие своего собственного внешнего облика. | 5. Непосредственное восприятие внешнего облика другого. |
Идентификация- восприятие себя через соотнесение с другими, а других через соотнесение с собой. Это происходит постоянно и помогает нам соответствовать определенным социальным стандартам. Мы чувствуем себя не в своей тарелке, когда видим, что наши собеседники опережают нас по каким-либо параметрам. Возникает диссонанс, который может стать отличным стимулом к развитию нашей личности. По сути, все обучение строится на когнитивном (познавательном) диссонансе. Даже будучи уже взрослым человеком нам необходимо хотя бы периодически бывать в обществе людей, которые выше нас по уровню знаний и культуры, чтобы пробуждать этот мощный стимул к развитию личности. И, наоборот, если человек попадает в круг общения людей с более низким развитием, то отсутствие когнитивного диссонанса приводит к деградации личности. С точки зрения объективности оценки идентификация самый субъективный способ – ошибаться может как один человек, так и группа людей из-за стереотипов восприятия или предвзятости.
Восприятие себя и других через восприятие другими людьми состоит в том, что мы складываем свое впечатление на основе мнения окружающих. В этом тоже есть смысл. Дело в том, что весьма сложно самому оценивать себя, так как в сознании личности есть защитные психические механизмы (такие как отрицание, рационализация, сублимация и др.), которые мешают нам адекватно увидеть свои качества, особенно отрицательные. Мнение окружающих позволяет корректировать нам свое восприятие. То же касается и восприятия новых знакомых, мнение о которых гораздо быстрее и точнее можно составить на основе восприятия их другими людьми. Поэтому по сравнению с идентификацией это более объективный способ. Хотя нужно понимать, что и большинство может ошибаться, поэтому, опираясь на мнение других, полезно составить своё собственное мнение.
Восприятие себя и других через результаты деятельности – это наиболее объективный метод оценки, потому что результаты конкретны и измеримы. Если студент говорит о своих учебных способностях, то этому стоит поверить, если слова подтверждаются прекрасными оценками за работы и экзамены. Если сотрудник хвалится своим профессионализмом, то должны быть высокие профессиональные достижения. В настоящее время в деловой сфере каждый специалист имеет личное портфолио, которое и является подтверждением его компетентности в какой-либо сфере. Даже и в личной жизни, чтобы оценить, какая хозяйка ваша новая знакомая, следует опробовать блюда, которые она умет готовить и посмотреть, как она ведет своё домашнее хозяйство.
Восприятие себя и других через наблюдение внутренних состояний – тоже объективный способ оценки. Если вы не умеете сдерживать проявление своих эмоций, особенно отрицательных, в обществе, то это, к сожалению, характеризует вас не лучшим образом и люди обычно стараются от таких людей держаться подальше. Если вы выбираете себе спутника (спутницу) жизни, то желательно посмотреть, как он (она) ведет себя в привычном окружении своих близких. Гарантировано, что это ожидает и вас через некоторое время, когда общение с вами станет делом привычным.
Непосредственное восприятие внешнего облика – еще один объективный метод восприятия. По внешнему облику человека мы видим последствия проявления очень многих внутренних качеств. Например, мы можем сделать вывод о наличии чувства собственного достоинства, если человек требовательно относится к своему внешнему виду и старается соответствовать социальным стандартам, принятым в этом обществе. Мы можем с уверенностью надеяться на уважительное отношение к другим, если человек не склонен свои внешним видом шокировать окружающих, оскорблять их нравственные и религиозные чувства. Внешние качества говорят о внутренней культуре человека, хотя и здесь бывают исключения. Можно встретить людей безупречно одетых, когда сложившийся образ разрушается буквально на глазах, стоит им раскрыть рот и произнести фразу.
Если же, создавая образ восприятия себя ли, других ли, мы будем руководствоваться всеми пятью способами, то это защитит нас от ошибок.
Задание 3.Составьте психологическийпортрет себя или своего знакомого (знакомой) на выбор, пользуясь пятью способами коррекции восприятия по следующей схеме:
Способы коррекции восприятия | Внутренние качества личности | Внешние проявления внутренних качеств |
Идентификация | ||
Восприятие через восприятие другими людьми | ||
Восприятие через результаты деятельности | ||
Восприятие через наблюдение внутренних состояний | ||
Непосредственное восприятие внешнего облика | ||
Тест текущего контроля