Сделайте общий вывод по теме «Общение как вид взаимодействия»
Тест текущего контроля
Как называется субъект - субъектное взаимодействие?
- Обслуживание
- Коммуникация
- Манипуляция
- Общение
Как называется взаимодействие, при котором организатор выступает в качестве объекта?
- Обслуживание
- Коммуникация
- Манипуляция
- Общение
В чём сущность субъект - субъектного взаимодействия?
- Предъявление открытых целей партнёру
- Осуществление обмена информацией в процессе общения
- Учёт интересов, целей и особенностей партнёра
- Обеспечение достижения целей партнера
4. Выделите признаки общения:
- Открытое предъявление цели общения
- Восприятие ценности партнера по общению
- Предоставление свободы партнеру по общению
- Осуществление обмена информацией
В чём состоит восприятие уникальности партнёра?
- Отход от стереотипов восприятия
- Принятие индивидуальных особенностей партнера
- Безоценочное суждение о партнере
- Принятие факта, что партнер ничего не обязан и не должен.
Предоставьте работу на проверку преподавателю.
Тема 4. Общение как коммуникация
Информационный материал лекции № 4для самостоятельного изучения теоретического материала.
Цель- изучение теоретических вопросов:
· понятиефункции общения,
· понятия: общительность, коммуникабельность, коммуникация, коммуникативная компетентность,
· социальная перцепция, ее структура и роль,
Критерии оценки:
• Составление краткого конспекта
• Выполнение заданий
• Аккуратность выполнения схем
• Итоговые выводы
Инструкция:
Внимательно прочитайте по данному пособию последовательно все подразделы темы, выпишите определения основных понятий, выделенных жирным шрифтом. Зарисуйте схемы коммуникации и перцепции. Перепишите таблицу « Источники развития и коррекции восприятия». В конце работы выполните контрольный тест. Если в процессе выполнения работы вам будет что-то непонятно, обращайтесь за помощью к преподавателю. Успешной работы!
Функции общения
Если рассматривать общение как сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми, то, во-первых, можно выделить три функции общения, которые показывают, для чего используется общение:
Коммуникативная - для обмена информацией,
Интерактивная –дляорганизация взаимодействия,
Перцептивная – для восприятия других людей.
Самостоятельная работа: Учебник О.И.Полянцевой , стр. 116
Задание 1. Выписать этапы процедуры общения.
Задание 2. Выписать значения понятий в глоссарий:
Общительность –
Коммуникабельность-
Коммуникация -
Коммуникативная компетентность –
4.2.Коммуникация, ее цели и побудительные причины.
|
|
|
|
|
|
Коммуникация – процесс двусторонний, требует взаимопонимания.
Цели коммуникации - явные и осознаваемые намерения:
· сообщить информацию,
· объяснить,
· сделать внушение,
· поделиться настроением,
· высказать свое мнение.
Побудительная причина – реальное, скрытое, социально не одобряемое намерение.
Не все побудительные причины бывают осознаваемы, иногда они проявляются в форме влечений, желаний.
4.3.Социальная перцепция, ее структура и роль.
Социальная перцепция - специфическая область восприятия социальных объектов (личностей, групп, общностей, обществ).
Структура восприятия
Функции восприятия:
Диагностическая.
Благодаря восприятию идет оценка по трем параметрам:
Ø оценка партнеров по общению (мы сравниваем партнеров с собой по внешним качествам, таким как рост, красота, возраст, сравниваем способности интеллектуальные или профессиональные и т.д.);
Ø оценка себя в данной ситуации (как мы выглядим на фоне партнеров, хуже или лучше, причем это касается не только внешних качеств личности, но и внутренних, таких как умения, способности, знания и т.п.);
Ø оценка ситуативного контекста (оценка обстоятельств места и времени с точки зрения удобства для общения).
Регулятивная.
В зависимости от оценки партнера и ситуации человек выбирает ту или иную линию поведения, то есть изменяет свое поведение. В этом проявляется социальная гибкость, адаптивность поведения, умение подстроиться. Социальная гибкость – это залог эффективного общения, это способ предотвращения конфликтных ситуаций. И, наоборот, излишняя прямолинейность, негибкость, нежелание подстраиваться приводит к нарушению общения.
Восприятие себя и окружающих социальных объектов-субъектов может быть ошибочным, из-за неправильной интерпретации слов и поведения. Поэтому рассмотрим способы, с помощью которых можно корректировать свое восприятие себя и других в процессе взаимодействия.