Тема 3. Общение как вид взаимодействия
Информационный материал лекции № 3для самостоятельного изучения теоретического материала.
Цель - изучение теоретических вопросов:
ü Виды межличностного взаимодействия.
ü Понятие об общении, признаки общения.
Критерии оценки:
• Составление краткого конспекта
• Аккуратность выполнения схем
• Итоговые выводы
Инструкция:
Внимательно прочитайте по данному пособию последовательно все подразделы темы, выпишите определения основных понятий, выделенных жирным шрифтом, зарисуйте диаграмму рейтинга видов взаимодействия и схему каждого из видов. Сделайте СЛС (структурно-логическую схему) условий общения по Кагану и Эткину. Выполните самостоятельную работу по учебнику О.И.Полянцевой. В конце работы выполните контрольный тест. Если в процессе выполнения работы вам будет что-то непонятно, обращайтесь за помощью к преподавателю. Успешной работы!
Виды межличностного взаимодействия.
Существуют разные виды взаимодействия людей друг с другом, но не каждое взаимодействие можно назвать общением. С точки зрения психологической науки термин «общения» более узкое понятие, чем то, которым мы пользуемся на бытовом уровне. Чтобы определить границы этого понятия, нужно познакомиться со всеми видами взаимодействия людей.
|
Разобраться в сущности каждого из этих видов можно, рассмотрев схемы взаимодействия. Прежде, чем мы этим займемся, требуется ввести два понятия: «Субъект» и «Объект» взаимодействия.
С или S - «Субъект» - это человек, потребности, интересы, желания и цели которого учитываются в процессе взаимодействия.
О – «Объект» -это человек, потребности, интересы, желания и цели которого не учитываются в процессе взаимодействия.
Схема манипуляции
Цель Средство
(скрытая)
Один из партнеров такого взаимодействия выступает в качестве субъекта (он, кстати, является и организатором взаимодействия), а другой оказывается в роли объекта, которым манипулируют. Таким образом, организатор пытается достигнуть своих целей за счет своего партнера, при этом о своих целях он партнеру не сообщает, а добивается желаемого путем обмана, сокрытия информации, давая ложные обещания и т.п., что и называется манипулированием.
Этот вид взаимодействия, к сожалению, довольно распространен в личных отношениях и деловых. Заканчивается эта манипуляция часто печально, так как обман раскрывается, и отношения с партнером становятся конфликтными либо разрываются. В данном случае организатор (субъект) действует из эгоистических соображений.
Схема управления.
Цель Средство
(открытая)
Схема управления очень похожа на схему манипуляции, но есть существенное отличие – организатор взаимодействия своих целей не скрывает и достигает их не обманным путем, а договаривается с партнером (объектом) и за выполнение своих целей платит вознаграждение в виде услуги, если это личные отношения, или заработной платы, если это деловые отношения. Таким образом, управление – это честный и открытый вид взаимодействия между людьми. Однако одному из партнеров приходится поступаться своими потребностями и желаниями в пользу другого, хотя и за вознаграждение. Впрочем, он может отказаться от предлагаемого, если его что-либо не устраивает.
Схема коммуникации.
Коммуникация – это просто передача информации от одного взаимодействующего к другому, иными словами связь между ними (именно так переводится слово «коммуникация»). При этом совершенно не важно, кто из взаимодействующих субъект, а кто объект, оба могут быть субъектами, то есть достигать своих целей, а могут быть и объектами (в случае связи между компьютерами в сетях). Подобные взаимодействия могут существовать в процессе обучения между преподавателем и учащимся, а при дистанционном обучении живой человек (субъект) взаимодействует с обучающей программой (объектом). Кроме того, этот промежуточный вид взаимодействия может протекать на манипулятивном уровне, а может и на уровне общения.
Схема обслуживания.
Средство Цель
В случае обслуживания схема взаимодействия партнеров обратная, организатор общения выступает как объект, то есть, не смотря на свои желания и цели в данный момент, он помогает достичь целей своему партнеру, который является субъектом. Такой вид взаимодействия требует от организатора готовности оказывать услугу, направленности на другого человека. Более всего такой вид взаимодействия характеризует отношения в семье, где родители, например, берут на себя обязанности по уходу за малыми детьми и дети – за престарелыми родственниками. Как показывает реальная жизнь, женщины более настроены на обслуживание. Есть такие сферы человеческой деятельности, в основе которых обслуживание – они так и называются «сфера обслуживания», к ним в частности относится и медицинское обслуживание и сфера образовательных услуг. Несмотря на то, что за свой труд работники этих сфер получают вознаграждение в виде заработной платы или оплаты услуг их клиентами, работать в этой сфере могут не все люди, требуется особое призвание - желание оказывать помощь, не эгоистическая направленность, а частично альтруистическая.
Схема общения.
Цель Цель
Сущность взаимодействия, называемого в психологии «общением» состоит в том, что оба партнера относятся друг к другу, как к субъектам, стараясь обеспечить достижение не своих целей, а целей партнера. Это самый сложный вид взаимодействия, требующий не только определенных умений, но, главное, направленности на партнера. Для людей гуманистического мировоззрения это не составляет труда, а для людей с эгоцентрической направленностью такое взаимодействие просто невозможно.
Признаки общения
Русские ученые Каган и Эткин, исследуя уровень общения, пришли к выводу, что для достижения этого уровня, необходимо, чтобы взаимодействие с партнером одновременно удовлетворяло трем условиям:
ü Восприятие уникальности партнера,
ü Переживание ценности партнера,
ü Предоставление свободы партнеру по общению.
Рассмотрим каждое условие по отдельности.
Восприятие уникальности партнера состоит в том, что мы не предъявляем своих требований к партнеру по общению, касающихся его индивидуального своеобразия, то есть, у нас нет претензий к его внешности, манерам поведения, привычкам и т.п. Однако в жизни часто даже самые близкие люди бывают не довольны тем, как, например, одевается их уже взрослая дочь. Муж предъявляет претензии к своей любимой жене по поводу её недостаточной стройности. Каждый человек, будучи уникальным, имеет право отличаться от стандартов, которые диктует мода или обычаи данного общества. Для уровня общения необходимо отойти от стереотипов восприятия и принимать человека таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и причудами.
Переживание ценности партнера состоит в том, что мы осознаем тот факт, что каждый человек неповторим в своем своеобразии. Мы не оцениваем человека с позиций «хороший – плохой», а понимаем, что он единичен во всем мире и потеря его является невосполнимой. Из понимания этого следует, что мы ценим возможность общения с этим человеком, а значит, готовы прощать его промахи и мириться с какими-то досаждающими нам привычками.
Предоставление свободы партнеру по общению условие не менее трудное, чем два предыдущих. Для выполнения этого условия необходимо понимание того, что другие люди, даже самые близкие и родные, ничего нам не должны и не обязаны. Они не наша собственность. Если наши близкие что-то делают для нас, помогая нам чего-то достигнуть в этой жизни, то это их свободный выбор. Мы не вправе что-либо требовать от них, не вправе даже навязывать свое общение. Если мы хотим, чтобы любимый человек предпочитал общение с нами общению с другими людьми, то мы должны быть интересны этому человеку. Таким образом, чтобы выполнять третье условие, нам надо перестать испытывать такое собственническое чувство, как ревность.
Таким образом, одновременное выполнение этих трех условий, требует от человека большой работы над собой и достижения высокого уровня духовного развития.
Задание 1. Самостоятельная работа по учебнику О.И.Полянцевой , стр. 114-115
u Прочитать текст до технологии общения.
u Ответить письменно на вопросы:
- Почему человек постоянно общается?
- Для кого общение является профессионально важным?
- Каково значение общения в жизни человека?
Задание 2. Самостоятельная работа по учебнику О.И.Полянцевой , стр. 115-116
u Выпишите в тетрадь главные части Технологии общения.