Методическое пособие для практических занятий по курсу «Социально-психологические основы профессиональной деятельности».

Методическое пособие для учащихся медицинских училищ предназначено для аудиторных и внеаудиторных занятий. Пособие содержит информационный материал, необходимый для выполнения практических заданий. Предусмотрена самостоятельная работа по изучению теоретического материала, его анализа и обобщения на основе параграфов учебника О.И.Полянцевой «Психология для средних медицинских учреждений» под редакцией заслуженного врача РФ, кандидата медицинских наук Б.В.Карабухина а также рабочая тетрадь «Деловое общение», Психология – Выпуск 3, разработанная заведующей кафедрой педагогики и медицинской психологии Московской медицинской академии, профессором Твороговой Н.Д. и доцентом Московской медицинской академии Ханина И.Б.

Тесты и упражнения, помогающие усвоить основные понятия курса и выработать умения, предусмотренные соответствующей программой по курсу «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» для специальности «Сестринское дело» взяты из названных учебных пособий, а также использован материал из личного опыта работы.

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Лысьвенское медицинское училище»

Разработчик: Русанова Ирина Михайловна, Почетный работник СПО, преподаватель психологии.

Методическое пособие для практических занятий по курсу «Социально-психологические основы профессиональной деятельности». - student2.ru

ДОРОГОЙ ДРУГ!

Ты приступаешь к изучению нового для тебя учебного курса – «Социально-психологические основы профессиональной деятельности».

В течение своей жизни ты уже многому научился. Ты общаешься в своей семье, со своими сверстниками, в школе, теперь – в медицинском училище. Люди окружают тебя на протяжении всей твоей жизни. Некоторые тебе нравятся, другие – нет. Ты можешь выбирать себе приятелей, компанию.

На работе дело будет обстоять несколько иначе. Впрочем, и там ты можешь выбирать себе друзей. Однако там придется сотрудничать, находить общий язык и с теми людьми, которые тебе не очень нравятся, но они там работают и не собираются свое место оставлять из-за того, что кому-то не симпатичны. Если такой человек полезен для вашего общего дела, то тебе придется научиться строить с ним позитивные отношения, деловые отношения. Тебя никто не обяжет проводить вместе с ним досуг после работы, но на работе надо будет вместе делать дело.

Чем бы ты профессионально в будущем ни занимался, твоя карьера, твой заработок будут зависеть от твоего умения общаться. Навыки общения можно приобретать методом проб и ошибок, а можно целенаправленно, наблюдая за людьми, которые уже научились это делать, читая специальные книги, посещая занятия по психологии. Овладение деловым общением – это увлекательное занятие, которое содержит не только элементы риска, но и массу удовольствий.

Воспользуйся временем, которое тебе отпущено на обучение, и приобрети не только знания и умения по тем или иным общеобразовательным и общемедицинским предметам, но и заложи фундамент для социального успеха. Общение – универсальный способ познания не только других людей, но и своего внутреннего и внешнего миров. Общение – это прекрасный учебник жизни. Каждый из нас рождается человеком, а личностью (мыслящим существом) становится в социуме. Каждый момент общения можно использовать как урок, данный жизнью. Это может быть и общение в своей учебной группе, и общение с преподавателем. Из всего извлекай урок, становись мудрей и опытней.

Изучение курса «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» поможет тебе устанавливать контакты с другими людьми, решать практические задачи взаимодействия с пациентами, позволит не только помогать другим людям, но и действовать в соответствии с требованиями профессии и твоими жизненными устремлениями.

Данный курс построен на выполнении ряда самостоятельных работ по изучению теоретического материала и выполнения практических заданий. Выполняя эти работы, ты сможешь определить свои способности и умения в коммуникативной сфере и организаторской деятельности. Это поможет тебе наметить цели индивидуального развития и максимально использовать свой потенциал в будущей работе и личной жизни.

Авторы учебно-методического комплекса надеются, что тебе будет интересно изучать этот курс. Желаем успеха и надеемся, что данный курс будет помогать тебе в течение всей жизни, чем бы ты профессионально не занимался.

Итак, дерзай, не бойся экспериментировать. Твои друзья по учебной группе в такой же ситуации. Только вместе, учась с помощью друг друга, вы победите. Успехов вам!

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1. Понятия общения (Лекция № 1)……………………………………………...стр.5

Практическое занятие № 1 «Общение в профессиональной деятельности»………………………………………………………………………….стр.10

Тема 2. Общение и деятельность (Лекция №2)……………………………………..стр.12

Практическое занятие № 2 «Общение и профессиональная деятельность»…………………………………………………………………………..стр.14

Практическое занятие № 3 «Формы организации общения в профессиональной деятельности»………………………………………………………………………….стр.15

Тема 3 Общение как вид взаимодействия (Лекция №3)……………………………стр.16

Тема 4. Общение как коммуникация (Лекция № 4)………………………………...стр.19

Тема 5. Восприятие и понимание в процессе общения (Лекция №5)… ………….стр.23

Практическое занятие № 4 «Развитие уверенности»………………………………..стр.26

Практическое занятие № 5 «Особенности восприятия человека человеком»…………………………………………………………………………….стр. 30

Тема 6. Взаимопонимание в процессе общения (Лекция № 6)…………………….стр.32

Тема 7. Техники эффективного общения (Лекция № 7)…………………………....стр.37

Тема 8. Конфликты (Лекция № 8) …………………………………………………...стр.44

Практическое занятие № 6 «Формирование навыков установления контакта, социального взаимодействия, убеждающего воздействия. ………………………..стр.47

Практическое занятие № 7.« Конфликты и пути их разрешения»………………..стр.55


Тема 1. Понятия общения.

Информационный материал лекции №1для самостоятельного изучения теоретического материала.

Цели занятия - знакомство с вопросами:

  • Влияние общения на формирование личности;
  • Понятия вербального и невербального общения;
  • Классификации уровней и видов общения.

Критерии оценки самостоятельной работы по изучению нового материала:

1. Письменное выполнение заданий после каждого подраздела темы.

2. Выполнение теста в конце темы.

Инструкция:

Внимательно прочитайте последовательно все подразделы темы, выполните в конце каждого подраздела письменное задание: ответьте на вопросы, составьте таблицы или структурно-логические схемы (СЛС). В конце работы выполните контрольный тест. Если в процессе выполнения работы вам будет что-то непонятно, обращайтесь за помощью к преподавателю. Успешной работы!

Наши рекомендации