Тема: «СЕМИОТИКА И СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ ОРГАНОВ

ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ ГОДА»( 4 часа)

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Признаки поражения органов дыхания, выявляемые при осмотре:

- семиотика кашля;

- осиплость голоса, афония;

- аденоидный тип лица;

- изменение формы грудной клетки, экскурсия ее половин;

- клинические признаки одышки, виды одышки.

2. Локальная болезненность грудной клетки, изменение голосового дрожания (усиление, ослабление).

3. Семиотика изменений перкуторного звука (тупость, укорочение, тимпанит, коробочный оттенок).

4. Изменение границ легких, экскурсия легких.

5. Симптомы увеличения внутригрудных лимфатических узлов:

- симптом Филатова;

- симптом чаши Философова;

- симптом Кораньи;

- симптом Аркавина.

6. Семиотика изменений дыхательных шумов у детей (ослабленное, усиленное, жесткое, бронхиальное дыхание, хрипы и их виды, механизм образования, шум трения плевры).

7. Основные синдромы поражения органов дыхания:

- респираторный;

- бронхолегочный;

- обструктивный;

- инфильтрации легочной ткани;

- скопления жидкости и воздуха в плевральной полости;

- интоксикации.

8. Синдромы поражения разных уровней дыхательной системы (ринит, фарингит, ларингит, трахеит, бронхит, бронхиолит, пневмония, плеврит).

9. Синдром дыхательной недостаточности (ДН), степени тяжести ДН.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. А.В.Мазурин, И.М.Воронцов «Пропедевтика детских болезней» - СПб: ИКФ «Фолиант», 1999. – 928 с.

2. А.В.Мазурин, И.М.Воронцов «Пропедевтика детских болезней» - М., 1985. - с. 115 - 125, 134 - 136.

3. Лекции, учебные пособия для студентов.

Дополнительная:

1. Пневмонии у детей / Под ред. С.Ю.Каганова, Ю.Е.Вельтищева - М.: Медицина, 1995. - с. 155 - 178.

2. Соматические болезни у детей: Руководство для врачей под общей редакцией М.С. Игнатовой. – Москва-Оренбург. – 2002. – с.189 – 250.

Занятие 3.

Тема: «МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У

ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ. СЕМИОТИКА И

СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У

ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА». ( 4 часа)

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Признаки поражения органов дыхания, выявляемые при осмотре:

- пенка на губах;

- раздувание крыльев носа;

- цианоз носогубного треугольника;

- апноэ;

- участие вспомогательных мышц в акте дыхания;

- типы одышки (экспираторная, инспираторная, смешанная);

- особенности кашля.

2. Особенности дыхательного центра, подсчета частоты дыхания у детей раннего возраста.

3. Особенности перкуссии (сравнительная, непосредственная).

4. Особенности дыхательного шума у детей раннего возраста. Механизм пуэрильного дыхания, сроки его появления и перехода в везикулирное.

5. Синдромы поражения дыхательной системы:

- респираторный

- бронхолегочный

- бронхиальной обструкции

- инфильтрации легочной ткани

- интоксикации.

6. Синдром крупа.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. А.В.Мазурин, И.М.Воронцов «Пропедевтика детских болезней» - СПб: ИКФ «Фолиант», 1999. – с. 360 – 377.

2. Мазурин А.В., Воронцов И.М. «Пропедевтика детских болезней» - М., 1985.- с. 115 – 136.

3. Пропедевтика детских болезней: Практикум /Под ред. В.В.Юрьева. – СПб: Питер, 2003. – с. 244 – 266.

3. Лекции, учебное пособие для студентов.

Дополнительная:

2. Пневмонии у детей / Под ред. С.Ю.Каганова, Ю.Е.Вельтищева, М., 1995, стр. 130 - 153, 179 – 185

3. Соматические болезни у детей: Руководство для врачей под общей редакцией М.С. Игнатовой. – Москва-Оренбург. – 2002. – с.189 – 250.

3. Усов И.Н. «Здоровый ребенок». - Минск, 1994. - с. 111 - 121.

Занятие 4.

Тема: “ПАРАКЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ» ( 4 часа)

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Лабораторные методы исследования органов дыхания:

- клинический анализ крови;

- биохимический анализ крови;

- анализ мокроты (микроскопия, посев на флору);

- кал на трипсин, хлориды пота (для исключения

муковисцедоза);

- посев из носа и зева на флору.

2. Рентгенологические методы исследования органов дыхания:

- R -графия, скопия, флюорография грудной клетки;

- бронхография;

- томография;

- рентгенография придаточных пазух носа;

3. Инструментальные методы исследования органов дыхания:

- ларингоскопия;

- бронхоскопия.

4. Функциональные методы исследования дыхательной системы:

- спирометрия;

- спирография;

- пикфлоуметрия;

- пробы Штанге, Генча.

5. Плевральная пункция с последующим анализом плевральной

жидкости.

6. Особенности показателей внешнего дыхания у детей:

- ЖЕЛ;

- резервный объем вдоха;

- резервный объем выдоха;

- минутный объем дыхания (МОД);

- максимальная вентиляция легких (МВЛ);

- индекс Тиффно;

- коэффициент использования кислорода (КИО);

- артериально-венозная разница по гемоглобину и

оксигемоглобину.

7. Аллергологические пробы.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1 А.В.Мазурин, И.М.Воронцов “Пропедевтика детских болезней”, М., 1985, стр. 115 - 136. С.- Петербург, 1999, стр. 360 - 377.

2. Лекции, учебное пособие для студентов.

Дополнительная:

1. И.Н.Усов “Здоровый ребенок”, Минск, 1994, стр. 111 - 121.

2. Пневмонии у детей // Под ред. С.Ю.Каганова, Ю.Е.Вельтищева, М., 1995, стр. 130 - 153, 179 - 185.

Тема микрореферата для выступления на занятии:

- особенности показателей внешнего дыхания у детей

ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

НА ЗАНЯТИЯХ

Перечень практических умений и навыков (в соответствии с ГОС, 2000), которыми студент должен овладеть на практических занятиях:

Наши рекомендации