Размеры парт, ученических столов и стульев
№ мебе- ли | Группа мебе- ли | Группа роста, | Высота крышки стола, обращенного к ученику (над полом, см) | Высота переднего края сиденья (над полом, в см) | Цветовая маркировка | |||
№ столов | группы столов | № стульев | группы стульев | № мебели | Группы мебели | |||
- | 100-115 | 46,0 | - | 26,0 | - | Оранжевый | ||
А | 115-130 | 52,0 | 54,0 | 30,0 | 32,0 | Фиолетовый | Желтый | |
Б | 130-145 | 58,0 | 60,0 | 34,0 | 36,0 | Желтый | Красный | |
В | 146-160 | 64,0 | 66,0 | 38,0 | 40,0 | Красный | Голубой | |
Г | 161-175 | 70,0 | 72,0 | 42,0 | 44,0 | Зеленый | Зеленый | |
Д | > 76,0 | 78,0 | 46,0 | 48,0 | Голубой | Белый |
Учащиеся каждого класса относятся не менее чем к 3-4 ростовым группам. Поэтому в каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров). Только в этом случае каждому ученику можно обеспечить рабочее место, соответствующее его росту. Запрещается использовать в классах и кабинетах табуреты, скамейки или другую мебель без спинок (разрешается только в мастерских).
Мебель меньших размеров (групп, номеров) ставят ближе к классной доске, а мебель больших размеров дальше. Например, первой во всех трех (четырех) рядах ставят мебель группы А, второй - группы Б, третьей - мебель группы В и т. д. В тех случаях, когда возникает необходимость ближе кклассной доске поставить мебель больших групп (номеров), ее следует ставить только первой в первом или третьем (четвертом) ряду.
Рабочие места в классах и учебных кабинетах за первыми и вторыми столами (партами) в любом ряду нужно отводить учащимся с нарушениями слуха. Необходимо помнить и о правильной расстановке мебели для детей с пониженной остротой зрения. Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.
Не менее 2 раз за учебный год учащихся, сидящих в первом-третьем рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парт их росту. Допустим, в первой половине года учащиеся сидели в третьем ряду, тогда во второй половине года их нужно посадить за парты соответствующих номеров в первом ряду. Это мероприятие исключает появление у учащихся привычки к постоянному наклону туловища и головы вправо или влево, в сторону классной доски (списывание) или наглядных пособий, карт и схем, размещенных над классной доской.
Особые требования предъявляются к расстановке мебели в классе:
- расстояние от доски до первой парты среднего ряда 2,0 - 2,5м;
- расстояние от последней парты до задней стены классной комнаты 0,4 - 0,5 м;
- расстояние парт первого ряда до наружной стены 0,4 - 0,6 м;
- расстояние парт третьего ряда до внутренней стены 0,5 - 0,6 м;
- расстояние между рядами 0,6 - 0,8 м.
В кабинетах квадратной и поперечной конфигурации, при расстановке мебели в четыре ряда, расстояние от классной доски до первых столов (парт) должно быть не менее 2,5 м. Только в этом случае при длине доски 3 м учащимся, сидящим за первыми столами в первом и четвертом рядах, может быть обеспечен «угол рассматривания» не менее 30°. Другие расстояния в таких учебных помещениях должны быть следующие: от окон до первого ряда столов - 0,5 м, ширина проходов между рядами - не менее 0,6 м, от последних столов до шкафов, расположенных вдоль задней стенки 0,8 м.
Посадка за партой (учебным столом). Наилучшие физиологические и гигиенические условия для работы учащихся за партой - нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение - создаются при правильной посадке. Ученик должен глубоко сидеть на скамье, опираясь пояснично-крестцовой частью о спинку стула (скамьи), ровно держать корпус и голову, лишь немного наклонять ее вперед. Между туловищем и краем парты должно оставаться свободное пространство 3-4 см (грудь и живот не сдавлены). Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или подножку, предплечья свободно лежат на столе.
Антропометрические и физиологические исследования указывают, что несколько наклонное положение туловища, возможность свободно изменять углы наклона звеньев корпуса и положения конечностей облегчает нагрузку на связочно-мышечный аппарат и ЦНС школьников. Правильная поза учащихся во время занятий должна вырабатываться с первых дней посещения школы. О правильной позе следует постоянно напоминать учащимся в школе и дома, и не только в 1-5, но и 9-11 классах.
Учебные помещения должны иметь естественное левостороннее освещение. Естественное освещение классной комнаты зависит от количества окон, их форм, размеров, от ориентации окон по сторонам света, чистоты стёкол. Отношение площади остеклённой поверхности окон к площади пола называется световым коэффициентом (СК). В классных комнатах и мастерских он должен быть равен 1:4, в спортивном зале – 1:5, во вспомогательных помещениях – 1:8.
Одним из основных показателей освещенности классной комнаты считается коэффициент естественной освещенности (КЕО) – это выраженное в процентах отношение освещенности в люксах внутри помещения (Ев) к освещенности под открытым небом (Ен). Определение КЕО производится при помощи люксметра. Формула расчета: КЕО = Ев/Ен*100%. Минимально допустимый КЕО в классных комнатах в районах средней полосы России составляет 1,5 %, для северных широт – выше.
Загрязненные стекла задерживают до 40 % световых лучей. Окна следует мыть не реже 3-4 раз в год снаружи и не менее 1-2 раз в месяц изнутри. Не рекомендуется ставить на подоконники цветы, аквариумы и т.п.
На световой климат в учебном помещении влияет ориентация окон по сторонам света. Оптимальными считаются южная, восточная, юго-восточная стороны. Такая ориентация обеспечивает комфортные условия для светового и теплового климата учебных помещений. Для кабинетов черчения и рисования оптимальной ориентацией является северная, северо-восточная, северо-западная, для лабораторий и кабинетов биологии - южная сторона.
Искусственное освещение класса должно быть достаточным по силе, которая оценивается по удельной мощности. Для её определения суммарная мощность всех ламп в ваттах соотносится к площади пола в квадратных метрах. Норма освещённости при лампах накаливания - 48 Вт/ м2, при люминесцентных лампах составляет 21-22 Вт/м2.
Одновременно в одном помещении запрещается использовать люминесцентные лампы и лампы накаливания.
Грязная лампочка отдает меньше света на 30 %. Поэтому раз в месяц необходимо протирать плафоны светильников, раз в год – мыть плафоны изнутри и снаружи, включая и сами лампы накаливания.
Микроклимат школьных помещений – это совокупность физико-химических и биологических свойств воздушной среды. Значение оптимального микроклимата для здоровья и работоспособности учащихся и учителей не меньшее, чем других параметров санитарного состояния и содержания учебных помещений школы.
Концентрация СО2 допустима до 0,1 %, но уже при 0,08 % у детей младшего возраста изменяется поведение: нарушается дисциплина, падает способность к концентрации внимания, нарастает чувство усталости и, как следствие, восприятие нового материала падает на 80 %. Сквозное проветривание в классах и спортивных залах в течение 5 минут снизит концентрацию СО2 до существующих норм, уменьшит влажность воздуха, количество микроорганизмов, улучшит ионный состав воздуха. Отрицательно заряженные ионы – витамины воздуха, они повышают работоспособность. Проветривание может быть естественным (фрамуги, форточки, двери) и искусственным (принудительная приточно-вытяжная вентиляция). Эффективность аэрации классной комнаты в значительной степени зависит от правильности устройства фрамуг. Достаточность аэрации оценивается по коэффициенту вентиляции (КВ), при этом площадь фрамуг должна составлять не менее 1/50 части площади пола класса. КВ = площадь всех фрамуг / площадь пола.
В классе должен соблюдаться определённый воздушно-тепловой режим: температура воздуха - в пределах 18-20° С при относительной влажности 40-60 %. Температура воздуха измеряется у доски на высоте головы учащихся. В учебных мастерских температура воздуха должна составлять +15 - +170 С, в актовом зале - +18 - +220 С, в спортзале - +15 - +170 С, в раздевалке спортзала - +19 - +230 С, в кабинете врача - +21 - +230 С, в библиотеке - +17 - +210 С.
В период эпидемиологического благополучия в школьных помещениях проводится влажная уборка с использованием соды, мыла и синтетических средств. Уборку классов проводят после окончания уроков. Классные доски моют теплой водой без мыла и насухо протирают чистой ветошью. Один раз в месяц проводится генеральная уборка с применением дезинфицирующих средств. В летний период проводится дезинсекция – уничтожение мух и тараканов.
Чистота воздуха и его физико-химические свойства имеют огромное значение для здоровья и работоспособности детей и подростков. Пребывание детей и подростков в запыленном, плохо проветриваемом помещении является причиной не только ухудшения функционального состояния организма, но и многих заболеваний.
Все помещения школы подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств. Ежемесячно проводится генеральная уборка. Уборочный инвентарь маркируют, используют по назначению и хранят в специальных шкафах. Учебные помещения тщательно проветривают во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До и после занятий, а также между первой и второй сменами осуществляют сквозное проветривание помещений. Участок убирается утром до прихода детей и содержится в чистоте.
Учебные пособия также должны соответствовать гигиеническим требованиям. Шрифт должен быть четким, разборчивым. Минимальная высота букв для учебников старших классов не менее 1,75 мм, для учебников младших классов - 2,1-2,4 мм. Нормируется также расстояние между отдельными буквами, словами, строками.
Все помещения школы подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств. Ежемесячно проводится генеральная уборка. Уборочный инвентарь маркируют, используют по назначению и хранят в специальных шкафах. Учебные помещения тщательно проветривают во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До и после занятий, а также между первой и второй сменами осуществляют сквозное проветривание помещений. Участок убирается утром до прихода детей и содержится в чистоте.
Учебные пособия также должны соответствовать гигиеническим требованиям. Шрифт должен быть четким, разборчивым. Минимальная высота букв для учебников старших классов не менее 1,75 мм, для учебников младших классов - 2,1-2,4 мм. Нормируется также расстояние между отдельными буквами, словами, строками.
На земельном участке детского дошкольного учреждения выделяют зоны групповых площадок, общей физкультурной площадки, огорода-ягодника, зеленых насаждений, а также хозяйственную зону с площадкой для мусоросборника. На участке проектируется главный вход и хозяйственный въезд. Земельный участок ограждается и по периметру обсаживается полосой зеленых насаждений. Зеленые насаждения должны составлять не менее 50%, а застройка - не более 12-15% от всей площади участка.
Групповая площадка устраивается достаточной по размеру (5-7 м на 1 ребенка), оборудуется песочницей, скамьями, теневым навесом и изолируется зеленой изгородью. Оборудование подбирается соответственно возрасту детей.
Детские сады-ясли размещают в одно-, двухэтажном здании блочного типа с четырьмя входами. В здании выделяют групповые ячейки, общие помещения (музыкальный и гимнастический зал), медицинскую комнату, прачечную, пищеблок, кабинет заведующей и другие служебно-бытовые помещения.
Групповые ячейки ясельных групп рассчитываются на 10-15 мест. Они включают приемные, игральные, спальни, туалетные и буфетные. Групповые ячейки садовых групп планируются на 20 мест и имеют в своем составе раздевалки, групповые с зоной отдыха, туалетные и буфетные.
Групповая ячейка изолируется от других помещений и оборудуется отдельным входом. Основными помещениями в групповой ячейке являются групповая и игральная, где дети играют, принимают пищу, занимаются. Площадь игральной - 4,3 м2, групповой - 4 м2 на 1 ребенка.
Медицинская комната включает кабинет врача и медицинской сестры, процедурную и размещается рядом с изолятором, состоящим из двух и более палат.
Отделка помещений детских садов-яслей осуществляется материалами, разрешенными к применению Министерством здравоохранения. Полы в основных помещениях должны быть гладкими с отделкой, допускающей мытье и дезинфекцию. Стены должны иметь матовую фактуру светлых тонов и быть доступными для влажной уборки и дезинфекции. Стены пищеблока и туалетных на высоту 1,5 м покрывают глазурованной плиткой либо окрашивают влагостойкими материалами, а полы выстилают керамической, мозаичной или шлифованной плиткой. Применение полимерных материалов в групповых, игральных и спальнях запрещено.
Основные помещения зданий детских дошкольных учреждений должны иметь естественное освещение. Коэффициент естественной освещенности в групповых, игральных, спальнях, музыкальном и гимнастическом залах проектируется не менее 1,5%, глубина помещений групповых при одностороннем освещении - не более 6 м.
Искусственное освещение устраивают общее с использованием светильников рассеянного света. При использовании люминесцентных ламп освещенность групповых с зонами отдыха, игральных, музыкальных и гимнастических залов должна составлять не менее 300 лк, в спальнях, палатах изолятора - 150 лк, а ламп накаливания - 150 лк и 75 лк соответственно.
Детские дошкольные помещения оборудуют водопроводом, горячим водоснабжением и канализацией. Качество воды должно удовлетворять гигиеническим требованиям.
Отопление проектируется центральное, отопительные приборы ограждаются съемными деревянными решетками. В основных помещениях устраивается естественная, а в прачечной, пищеблоке и гимнастическом зале - механическая приточно-вытяжная вентиляция. Параметры микроклимата представлены в табл. 14.
Относительная влажность в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 30-60%, скорость движения воздуха - 0,1-0,25 м/с, кратность воздухообмена - 1,5.
Оборудование помещений детских дошкольных учреждений должно соответствовать росту и возрастным особенностям детей, учитывать гигиенические и педагогические требования. В игральных и групповых устанавливаются столы и стулья по числу детей в группах. Выделяют следующие группы мебели:
00 - для детей ростом до 85 см;
0 - для детей ростом 85-100 см;
1 - для детей ростом 100-115 см;
2 - для детей ростом 115-130 см;
3 - для детей ростом выше 130 см.
Таблица 14
Параметры микроклимата в детских дошкольных учреждениях (СанПиН 14-31-95)
Помещение | Температура, °С |
Игральная, приемная, спальня ясельной группы Групповая, раздевалка дошкольной группы Зона отдыха дошкольной группы, гимнастический зал, музыкальный зал Буфетная Медицинские помещения |
Каждая группа мебели имеет свою цветовую маркировку. При расстановке мебели столы устанавливаются у светонесущей стены через 0,5 м друг от друга. Расстояние от первых столов до доски должно быть 1,6-2,4 м. Рассаживают детей с учетом роста, остроты зрения и слуха, корректировку рассаживания проводят 2 раза в год. Спальни оборудуются кроватями, размеры которых должны также соответствовать возрасту детей.
Помещения и участок детского дошкольного учреждения должны содержаться в чистоте и подвергаться регулярной уборке. Оборудование участка следует ежедневно протирать, а песок в песочницах менять 1 раз в месяц. Уборка участка производится утром перед приходом детей и по мере загрязнения. В теплое время года осуществляется полив участка.
У входа в здание устанавливают скребки, решетки и щетки, которые регулярно очищаются и моются. Уборка всех помещений проводится ежедневно влажным способом с использованием моющих средств. Полы следует мыть не менее 2 раз в день, а мебель, радиаторы, подоконники и детские шкафчики для одежды ежедневно протирать и еженедельно мыть.
Генеральная уборка всех помещений с мытьем и дезинфекцией полов, окон, дверей, стен и осветительной арматуры проводится ежемесячно. Ковры ежедневно очищаются пылесосом или влажной щеткой, столы до и после приема пищи моются горячей водой с мылом. Уборочный инвентарь маркируется, используется строго по назначению и хранится в специальном шкафу. Моющиеся игрушки моют горячей водой с мылом 1 раз в день, а набивные - дезинфицируют в течение 30 мин бактерицидными лампами.
Задания для самостоятельной работы студентов
Дайте гигиеническую оценку классной комнаты, ее оборудования, светового и воздушно-теплового режима. Полученные данные занесите в таблицу 15.
Сделайте вывод о соответствии размеров классной комнаты, ее оборудования и расстановки классной мебели нормативным требованиям. Дайте гигиеническую оценку воздушно-теплового режима и освещенности учебной комнаты. Составьте рекомендации, направленные на создание оптимальных гигиенических условий для работы учащихся.
Таблица 15