Функциональные размеры ученических столов и стульев соответственно группе мебели и росту учеников

Гигиенические требования к мебели.

Критерии оценки позы:

1. Физиологические - степень мышечной активности, направленной на поддержание тела; устойчивость к регуляции позы с помощью микроколебаний.

2. Патофизиологические - асимметрия позы, асимметрия мышечной активности, чрезмерные наклоны вперед.

3. Психофизиологические - оценка степени двигательного беспокойства, удобство зрительной работы.

Правильное положение тела при письме:

Ø центр тяжести туловища (между телами 1Х и Х грудных позвонков) находится прямо над плоскостью, образуемой седалищными буграми и подвздошными костями. Линия центра тяжести пересекает скамью позади тазобедренного сустава.

Ø Голова несколько наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и кисти с вытянутыми пальцами от тетради.

Ø Плечевой пояс расположен горизонтально.

Ø Предплечья и кисти рук симметрично расположены на столе.

Ø Туловище отодвинуто на 3-5 см от края стола (толщина кисти руки школьника).

Ø Не менее 2/3 и не более ¾ бедра лежат на сиденье.

Ø Стопами ног, согнутых под прямым углом, школьник опирается о пол или подножку.

Ø Достаточное количество площадей опоры (сиденье, спинка, пол или подножка).

Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, основываются на современных данных антропометрии, физиологии, эргономики и способствуют гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности, профилактике нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата.

Общие требования к детской мебели:

· Соответствие возрастным анатомо-физиологическим особенностям, прежде всего пропорциям тела;

· Легкость и устойчивость;

· Бесшумность, травматическая безопасность;

· Удобность для чистки;

· Эстетические требования - красота;

· Должна способствовать развитию у детей движений, активной деятельности;

· Занимать мало места.

Мебель, используемую в современных образовательных учреждениях, можно подразделить на следующие основные группы:

1. для учебных классов:

· столы ученические 1-местные и 2-местные со стульями соответствующей группы;

· столы ученические лабораторные для специализированных кабинетов (физики, химии и т.д.);

· столы компьютерные;

· шкафы для учебных пособий;

· классные доски различных модификаций;

2. для библиотек:

· стеллажи библиотечные двух- и односторонние;

· наборы библиотечные;

3. для столовой;

4. для учебных мастерских;

5. для раздевалок;

6. для актовых залов.

Требования к мебели регламентированы межгосударственными стандартами: ГОСТ 5994-92 «Столы ученические. Типы и функциональные размеры», ГОСТ 11016-93 «Стулья ученические. Типы и функциональные размеры», ГОСТ 19301.1-94 «Мебель детская дошкольная.. Функциональные размеры столов», ГОСТ 19301.2-94 «Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры стульев».

Основная школьная мебель (парты, столы и стулья ученические) имеет различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей. В соответствии с ГОСТами для учащихся выпускается мебель 6 групп с цветной маркировкой в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1.

Функциональные размеры ученических столов и стульев соответственно группе мебели и росту учеников.

Номер мебели Средний рост учеников, мм Группа роста, мм Цвет маркировки Высота края крышки стола, обращенного к ученику, мм Высота переднего края сиденья, мм
1000-1150 Оранжевый
1150-1300 Фиолетовый
1300-1450 Желтый
1450-1600 Красный
1600-1750 Зеленый
Выше 1750 Голубой

В каждом классе следует иметь парты или столы и стулья нескольких групп в зависимости от потребности. Запрещается использовать табуреты и скамейки.

Основные размеры парты, ученического стола и стула должны соответствовать следующим размерам тела:

  • Высота стула должна соответствовать длине голени и стопы с добавлением 1,5-2 см (высота каблука), т.о. обеспечивается нормальная опора и кровообращение.
  • Высота стола- длине голени и высоте предплечья над сиденьем, если оно положено на стол.
  • Глубина сиденьядолжна составлять 2/3-3/4 длины бедра. При большей глубине сиденья сдавливаются нервы и сосуды в подколенной ямке, при - меньшей посадка менее устойчива.
  • Ширина сиденьясоответствует расстоянию между вертелами, добавив 3-4 см.
  • Высота спинкидолжна доходить до поясничного изгиба позвоночника.

Правильное соотношение высоты стола и стула нормируется с помощью:

  • Дифференция -расстояние (по вертикали) от заднего края стола до сиденья, равное расстоянию от локтя свободно опущенной руки сидящего школьника до сиденья плюс 2-2,5 см (для обеспечения благоприятного соотношения углов наклона корпуса и устойчивой позы).
  • Дистанция спинки - расстояние (по горизонтали) от заднего края крышки стола до спинки стула - должна быть равна переднезаднему диаметру грудной клетки плюс не более 5 см.
  • Дистанция сиденья -расстояние (по горизонтали) между задним краем крышки стола и передним краем сиденья. Дистанция сиденья должна быть только отрицательной: сиденье должно заходить за край стола у стульев 1-й группы на 4 см, у 2-3-й группы - на 5-6 см и у 4-6-й группы - на 7-8 см).

Таблица 2.

Гониометрические показатели оптимальной позы учащихся.

Наши рекомендации