История развития сестринского дела
История развития сестринского дела
1715г | |
Появление службы «сердобольных вдов» | |
В одном из приютов для бедных вдов при Мариинской больнице 24 вдовы изъявили желание посвятить себя уходу за больными | |
1844г. | |
Свято-троицкую общину посещал Н.И. Пирогов, производивший в ней наиболее сложные операции и вскрытие тел умерших. | |
1847 г | |
1854г | |
1855 г | |
Становление сестринского дела за рубежом связано с именем Флоренс Найтингейл | |
1859г | |
1860 г | |
1865г | Открыто первое в Беларуси среднее медицинское учебное заведение - Могилевская повивальная школа |
1867г. | Организовано Общество попечения о раненых и больных воинах |
1879г. | Общество попечения о раненых и больных воинах переименовано в Российское Общество Красного Креста |
1912 г | В ведении Общества Красного Креста было 109 общин с 3442 сестрами милосердия |
1936-1937 гг. | |
1942г | Вышел в свет первый номер журнала «Медицинская сестра». |
1950-е гг |
Домашнее задание:«Сестринское дело», Яромич, И.В. Минск: «Вышэйшая школа».-2002, стр.5-24
Раздел 2. Медицинская этика и деонтология в практике медицинской сестры. Моральная и правовая ответственность медицинских работников
Тема занятия №2: Медицинская этика и деонтология.
Цели изучения темы:
- Познакомить с историей развития этики и деонтологии.
- Сформировать знания в области профессиональной этики.
- Сформировать знания в области медицинского этикета, деонтологических требований, предъявляемых к личности медицинской сестры.
Мотивация темы:
История медицины - это многовековой процесс накопления и обобщения опыта лечения и предупреждения болезней, опыта становления нравственных норм взаимоотношений между людьми, посвятивших себя врачеванию и больными, нуждающимися в их помощи.
Содержание темы:
- Краткая история развития этики и деонтологии. Биоэтика.
- Основные положения Кодекса профессиональной этики медицинских сестер Республики Беларусь.
- Суть медицинской этики, субординации. Взаимоотношения медицинских работников в коллективе.
- Деонтологические требования, предъявляемые к личности медицинской сестры.
· Напишите определения:
Медицинская этика - | |
Субординация - | |
Деонтология - |
Домашнее задание: «Сестринское дело», Яромич, И.В. Минск: «Вышэйшая школа».-2002, стр. 69-75
Тема занятия №3: Общение, как средство помощи пациентам. Миелогении.
Цели изучения темы:
- Сформировать знания в области общения с пациентами и их родственниками. Сформировать знания о внешней и внутренней картине болезни, отношении пациента к своему заболеванию.
- Сформировать знания в области миелогений, причин их возникновения.
Мотивация темы:
Лечение пациентов очень тесно связано с психологическими эмоциональными факторами и результат его зависит от умения понять пациента. Особое значение придается работе медицинских сестер, так как они двадцать четыре часа в сутки находятся рядом с пациентами, а целью ухода должно быть не только физическое здоровье пациента, но и психическая уравновешенность.
Содержание темы:
- Характеристика уровней общения, типы общения, факторы способствующие и препятствующие общению. Принципы терапевтического общения.
- Понятие о внешней и внутренней картине заболевания, об отношении пациента к своему заболеванию, вариантах неадекватного отношения к заболеванию.
- Понятие «миелогений», их классификация, характеристика и причины возникновения.
· Напишите определения:
Внешняя картина болезни | |
Внутренняя картина болезни |
· Напишите определение:
Адекватное отношение к своему заболеванию –
· Заполните таблицу:
Варианты неадекватного отношения пациента к своему заболеванию
отрицательное | пациент игнорирует факт болезни или влияние факторов иска, состояния предболезни |
Пример. Работа медицинской сестры с подростками
В К Б | Поведение медсестры |
1. Отрицательно относятся к своей болезни 2. Эмоциональны, порывисты, легко внушаемы. 3. На окрики и физические наказания отвечают грубостью. 4. Не любят слушать длинные «лекции» по поводу их поведения. 5. Слова убеждения и разъяснения воспринимаются с трудом. | 1.Медсестра должна видеть в подростке личность. 2.Помнить о том, что на подростков воспитательные действия оказывают кратковременные беседы взрослого, обогащённые жизненным опытом. 3.Не унижать подростка. 4.Без резкого, назидательного тона подводить подростка к правильным выводам. 5.Помнить, что они уже не дети, но ещё и не взрослые, поэтому очень осторожно пытаться сделать так, чтобы они безукоризненно Вас слушались, выполняли все назначенные им процедуры. |
Пользуясь учебником А.Л. Остапенко «Этика и деонтология среднего медицинского работника», заполните таблицу:
Работа медицинской сестры с детьми / пациентами пожилого и старческого возраста
В К Б | Поведение медсестры |
· Заполните схему:
| |||||||||||||||
Классификация |
| ||||||||||||||
Определение | |||||||||||||||
Причины |
Домашнее задание:
«Сестринское дело», Яромич, И.В. Минск: «Вышэйшая школа».-2002, стр. 81-88
Тема занятия №4: Моральная и юридическая ответственность медицинских работников
Цель изучения темы: Сформировать знания о моральной и правовой ответственности медицинских работников.
Мотивация темы:
Медицинские работники обязаны знать и чётко соблюдать в своей деятельности существующие социальные нормы, как правовые, так и моральные. Это обеспечит неукоснительное исполнение своего профессионального долга, чёткое и внимательное отношение к пациентам, будет содействовать предупреждению несчастных случаев, ошибок и правонарушений в работе, достижению успехов в лечении и предупреждении болезней.
Содержание темы:
1) Причины возникновения ошибок в профессиональной деятельности медицинских работников. Моральная и юридическая ответственность медицинских работников.
2) Варианты неблагоприятных последствий (несчастные случаи, профессиональные преступления) возникших в результате неправильных действий медицинских работников.
3) Административные, дисциплинарные, гражданские проступки.
4) Профессиональные преступления. Неоказание медицинской помощи. Ответственность медицинских работников за неправильное хранение, применение наркотических лекарственных препаратов. Незаконное производство абортов, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил.
5) Противозаконное составление и выдача подложных медицинских документов, халатное отношение к исполнению служебных обязанностей.
· Установите соответствие:
Проступки медицинских работников | ||
Гражданские | нарушение трудовой, служебной, производственной, учебной (студенческая практика) дисциплины, предусмотренной установленными нормами поведения и взаимоотношений в учреждениях здравоохранения | |
Административные | причинение имущественного ущерба лечебному учреждению в связи с порчей имущества, бесхозяйственным хранением и использованием перевязочного материала, медикаментов и т. д. | |
Дисциплинарные | нарушение порядка управления лечебным учреждением (несоблюдение правил внутреннего распорядка больницы или отделения), нарушение противопожарных, санитарно-противоэпидемических правил и др. |
· Заполните таблицу:
Преступления медицинских работников | |
Вид | Примеры/краткое разъяснение |
Ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей медицинским работником | |
Оставление в опасности | |
Разглашение врачебной тайны | |
Служебный подлог | |
Получение взятки | |
Посредничество во взяточничестве |
Домашнее задание:
«Сестринское дело», Яромич, И.В. Минск: «Вышэйшая школа».-2002, стр88-94
Раздел 3. Типы организаций здравоохранения
Тема занятия №5: Основные типы организаций здравоохранения амбулаторного и стационарного типа
Цели изучения темы:
- Сформировать представление о современной сети организаций здравоохранения, предназначенных для оказания медицинской помощи в Республике Беларусь.
- Сформировать представление о структуре, функциях и организации работы приемного отделения, устройстве профильных отделений.
Содержание темы:
1) Основные типы организаций здравоохранения амбулаторного и стационарного типа: больницы, госпиталя, поликлиники, диспансеры, амбулатории, медико-санитарные части, станции скорой медицинской помощи, учреждения охраны материнства и детства, учреждения санаторного типа, реабилитационные отделения.
2) Основные структурные единицы организации здравоохранения стационарного типа: приемное отделение больницы, специализированные лечебные отделения, вспомогательные службы (аптека, пищеблок), диагностические, лечебные и другие отделения.
3) Основные структурные единицы организаций здравоохранения стационарного типа. Объясняет структуру и организацию работы приёмного отделения.
4) Устройство и оборудование профильных отделений.
· Заполните схемы:
Домашнее задание:
«Сестринское дело», Яромич, И.В. Минск: «Вышэйшая школа».-2002, стр. 28-30
Раздел 4. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в ОЗ
Тема занятия №6: Санитарно-эпидемиологические требования к ОЗ. ВБИ. Асептика. Антисептика
Цели изучения темы:
- Сформировать знания о санитарно-противоэпидемическом режиме организаций здравоохранения, его целях и задачах.
- Ознакомить с основными нормативными документами, регламентирующими санитарно-противоэпидемический режим в организациях здравоохранения.
- Сформировать знания о причинах, видах и путях распространения внутрибольничной инфекции, об асептике и антисептике.
Мотивация темы: Знание санитарных норм, правил проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по профилактике внутрибольничной инфекции в организациях здравоохранения – одна из основных обязанностей медицинской сестры.
Содержание темы:
- Понятие об инфекционной безопасности. Санитарно-противоэпидемический режим организаций здравоохранения.
- Цели, задачи санитарно-эпидемиологического режима.
- Основные приказы и нормативные документы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, регламентирующие санитарно-противоэпидемический режим в организациях здравоохранения.
- Личная гигиена медицинского персонала, правила ношения спецодежды, гигиенические требования кобуви, гигиена рук (социальный и гигиенический уровни обработки рук).
- Понятие о внутрибольничной инфекции, причины и пути распространения внутрибольничной инфекции в общесоматических, хирургических акушерских и других стационарах. Методы борьбы с внутрибольничной инфекцией.
- Понятие об асептике и антисептике.
· Дополните:
Санитарно-противоэпидемиологический режим –
Основные нормативные документы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, определяющие санитарно-противоэпидемический режим в организациях здравоохранения
· Заполните таблицу:
Постановление МЗ РБ от 28.12.04г. № 51 | |
Постановление МЗ РБ от 5.07.2017 г. № 73 | |
«Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения вирусных гепатитов» | |
«О пересмотре ведомственных нормативных актов, регламентирующих вопросы по проблеме ВИЧ/СПИД» | |
Постановление МЗ РБ от 20.10.05г. № 147 | |
«О проведении дезинфекции и стерилизации учреждениями здравоохранения» |
· Напишите определения:
ИСМП | |
Асептика | |
Антисептика |
Литература
1. Яромич И.В. «Сестринское дело и манипуляционная техника». - Мн.: Выш. шк., 2002г
2. Методические рекомендации по учебной дисциплине «Сестринское дело и манипуляционная техника» для преподавателей и учащихся специальностей 2-79 01 31 «Сестринское дело», 2-79 01 01 «Лечебное дело»: В 2 ч. Ч.1, /Г.Г. Песенко, Т.Ф. Атрощенко, Е.Г. Красовская.-Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский колледж», 2013.-49с.
3. Методические рекомендации по учебной дисциплине «Сестринское дело и манипуляционная техника» для преподавателей и учащихся специальностей 2-79 01 31 «Сестринское дело», 2-79 01 01 «Лечебное дело»: В 2 ч. Ч 2, /Г.Г. Песенко, Т.Ф. Атрощенко, Е.Г. Красовская.-Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский колледж»,2015.-30с.
История развития сестринского дела
1715г | |
Появление службы «сердобольных вдов» | |
В одном из приютов для бедных вдов при Мариинской больнице 24 вдовы изъявили желание посвятить себя уходу за больными | |
1844г. | |
Свято-троицкую общину посещал Н.И. Пирогов, производивший в ней наиболее сложные операции и вскрытие тел умерших. | |
1847 г | |
1854г | |
1855 г | |
Становление сестринского дела за рубежом связано с именем Флоренс Найтингейл | |
1859г | |
1860 г | |
1865г | Открыто первое в Беларуси среднее медицинское учебное заведение - Могилевская повивальная школа |
1867г. | Организовано Общество попечения о раненых и больных воинах |
1879г. | Общество попечения о раненых и больных воинах переименовано в Российское Общество Красного Креста |
1912 г | В ведении Общества Красного Креста было 109 общин с 3442 сестрами милосердия |
1936-1937 гг. | |
1942г | Вышел в свет первый номер журнала «Медицинская сестра». |
1950-е гг |
Домашнее задание:«Сестринское дело», Яромич, И.В. Минск: «Вышэйшая школа».-2002, стр.5-24
Раздел 2. Медицинская этика и деонтология в практике медицинской сестры. Моральная и правовая ответственность медицинских работников
Тема занятия №2: Медицинская этика и деонтология.
Цели изучения темы:
- Познакомить с историей развития этики и деонтологии.
- Сформировать знания в области профессиональной этики.
- Сформировать знания в области медицинского этикета, деонтологических требований, предъявляемых к личности медицинской сестры.
Мотивация темы:
История медицины - это многовековой процесс накопления и обобщения опыта лечения и предупреждения болезней, опыта становления нравственных норм взаимоотношений между людьми, посвятивших себя врачеванию и больными, нуждающимися в их помощи.
Содержание темы:
- Краткая история развития этики и деонтологии. Биоэтика.
- Основные положения Кодекса профессиональной этики медицинских сестер Республики Беларусь.
- Суть медицинской этики, субординации. Взаимоотношения медицинских работников в коллективе.
- Деонтологические требования, предъявляемые к личности медицинской сестры.
· Напишите определения:
Медицинская этика - | |
Субординация - | |
Деонтология - |
Домашнее задание: «Сестринское дело», Яромич, И.В. Минск: «Вышэйшая школа».-2002, стр. 69-75
Тема занятия №3: Общение, как средство помощи пациентам. Миелогении.
Цели изучения темы:
- Сформировать знания в области общения с пациентами и их родственниками. Сформировать знания о внешней и внутренней картине болезни, отношении пациента к своему заболеванию.
- Сформировать знания в области миелогений, причин их возникновения.
Мотивация темы:
Лечение пациентов очень тесно связано с психологическими эмоциональными факторами и результат его зависит от умения понять пациента. Особое значение придается работе медицинских сестер, так как они двадцать четыре часа в сутки находятся рядом с пациентами, а целью ухода должно быть не только физическое здоровье пациента, но и психическая уравновешенность.
Содержание темы:
- Характеристика уровней общения, типы общения, факторы способствующие и препятствующие общению. Принципы терапевтического общения.
- Понятие о внешней и внутренней картине заболевания, об отношении пациента к своему заболеванию, вариантах неадекватного отношения к заболеванию.
- Понятие «миелогений», их классификация, характеристика и причины возникновения.
· Напишите определения:
Внешняя картина болезни | |
Внутренняя картина болезни |
· Напишите определение:
Адекватное отношение к своему заболеванию –
· Заполните таблицу:
Варианты неадекватного отношения пациента к своему заболеванию
отрицательное | пациент игнорирует факт болезни или влияние факторов иска, состояния предболезни |
Пример. Работа медицинской сестры с подростками
В К Б | Поведение медсестры |
1. Отрицательно относятся к своей болезни 2. Эмоциональны, порывисты, легко внушаемы. 3. На окрики и физические наказания отвечают грубостью. 4. Не любят слушать длинные «лекции» по поводу их поведения. 5. Слова убеждения и разъяснения воспринимаются с трудом. | 1.Медсестра должна видеть в подростке личность. 2.Помнить о том, что на подростков воспитательные действия оказывают кратковременные беседы взрослого, обогащённые жизненным опытом. 3.Не унижать подростка. 4.Без резкого, назидательного тона подводить подростка к правильным выводам. 5.Помнить, что они уже не дети, но ещё и не взрослые, поэтому очень осторожно пытаться сделать так, чтобы они безукоризненно Вас слушались, выполняли все назначенные им процедуры. |
Пользуясь учебником А.Л. Остапенко «Этика и деонтология среднего медицинского работника», заполните таблицу:
Работа медицинской сестры с детьми / пациентами пожилого и старческого возраста
В К Б | Поведение медсестры |
· Заполните схему:
| |||||||||||||||
Классификация |
| ||||||||||||||
Определение | |||||||||||||||
Причины |
Домашнее задание:
«Сестринское дело», Яромич, И.В. Минск: «Вышэйшая школа».-2002, стр. 81-88
Тема занятия №4: Моральная и юридическая ответственность медицинских работников
Цель изучения темы: Сформировать знания о моральной и правовой ответственности медицинских работников.
Мотивация темы:
Медицинские работники обязаны знать и чётко соблюдать в своей деятельности существующие социальные нормы, как правовые, так и моральные. Это обеспечит неукоснительное исполнение своего профессионального долга, чёткое и внимательное отношение к пациентам, будет содействовать предупреждению несчастных случаев, ошибок и правонарушений в работе, достижению успехов в лечении и предупреждении болезней.
Содержание темы:
1) Причины возникновения ошибок в профессиональной деятельности медицинских работников. Моральная и юридическая ответственность медицинских работников.
2) Варианты неблагоприятных последствий (несчастные случаи, профессиональные преступления) возникших в результате неправильных действий медицинских работников.
3) Административные, дисциплинарные, гражданские проступки.
4) Профессиональные преступления. Неоказание медицинской помощи. Ответственность медицинских работников за неправильное хранение, применение наркотических лекарственных препаратов. Незаконное производство абортов, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил.
5) Противозаконное составление и выдача подложных медицинских документов, халатное отношение к исполнению служебных обязанностей.
· Установите соответствие:
Проступки медицинских работников | ||
Гражданские | нарушение трудовой, служебной, производственной, учебной (студенческая практика) дисциплины, предусмотренной установленными нормами поведения и взаимоотношений в учреждениях здравоохранения | |
Административные | причинение имущественного ущерба лечебному учреждению в связи с порчей имущества, бесхозяйственным хранением и использованием перевязочного материала, медикаментов и т. д. | |
Дисциплинарные | нарушение порядка управления лечебным учреждением (несоблюдение правил внутреннего распорядка больницы или отделения), нарушение противопожарных, санитарно-противоэпидемических правил и др. |
· Заполните таблицу:
Преступления медицинских работников | |
Вид | Примеры/краткое разъяснение |
Ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей медицинским работником | |
Оставление в опасности | |
Разглашение врачебной тайны | |
Служебный подлог | |
Получение взятки | |
Посредничество во взяточничестве |
Домашнее задание:
«Сестринское дело», Яромич, И.В. Минск: «Вышэйшая школа».-2002, стр88-94
Раздел 3. Типы организаций здравоохранения
Тема занятия №5: Основные типы организаций здравоохранения амбулаторного и стационарного типа
Цели изучения темы:
- Сформировать представление о современной сети организаций здравоохранения, предназначенных для оказания медицинской помощи в Республике Беларусь.
- Сформировать представление о структуре, функциях и организации работы приемного отделения, устройстве профильных отделений.
Содержание темы:
1) Основные типы организаций здравоохранения амбулаторного и стационарного типа: больницы, госпиталя, поликлиники, диспансеры, амбулатории, медико-санитарные части, станции скорой медицинской помощи, учреждения охраны материнства и детства, учреждения санаторного типа, реабилитационные отделения.
2) Основные структурные единицы организации здравоохранения стационарного типа: приемное отделение больницы, специализированные лечебные отделения, вспомогательные службы (аптека, пищеблок), диагностические, лечебные и другие отделения.
3) Основные структурные единицы организаций здравоохранения стационарного типа. Объясняет структуру и организацию работы приёмного отделения.
4) Устройство и оборудование профильных отделений.
· Заполните схемы:
Домашнее задание:
«Сестринское дело», Яромич, И.В. Минск: «Вышэйшая школа».-2002, стр. 28-30
Раздел 4. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в ОЗ
Тема занятия №6: Санитарно-эпидемиологические требования к ОЗ. ВБИ. Асептика. Антисептика
Цели изучения темы:
- Сформировать знания о санитарно-противоэпидемическом режиме организаций здравоохранения, его целях и задачах.
- Ознакомить с основными нормативными документами, регламентирующими санитарно-противоэпидемический режим в организациях здравоохранения.
- Сформировать знания о причинах, видах и путях распространения внутрибольничной инфекции, об асептике и антисептике.
Мотивация темы: Знание санитарных норм, правил проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по профилактике внутрибольничной инфекции в организациях здравоохранения – одна из основных обязанностей медицинской сестры.
Содержание темы:
- Понятие об инфекционной безопасности. Санитарно-противоэпидемический режим организаций здравоохранения.
- Цели, задачи санитарно-эпидемиологического режима.
- Основные приказы и нормативные документы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, регламентирующие санитарно-противоэпидемический режим в организациях здравоохранения.
- Личная гигиена медицинского персонала, правила ношения спецодежды, гигиенические требования кобуви, гигиена рук (социальный и гигиенический уровни обработки рук).
- Понятие о внутрибольничной инфекции, причины и пути распространения внутрибольничной инфекции в общесоматических, хирургических акушерских и других стационарах. Методы борьбы с внутрибольничной инфекцией.
- Понятие об асептике и антисептике.
· Дополните:
Санитарно-противоэпидемиологический режим –
Основные нормативные документы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, определяющие санитарно-противоэпидемический режим в организациях здравоохранения
· Заполните таблицу:
Постановление МЗ РБ от 28.12.04г. № 51 | |
Постановление МЗ РБ от 5.07.2017 г. № 73 | |
«Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения вирусных гепатитов» | |
«О пересмотре ведомственных нормативных актов, регламентирующих вопросы по проблеме ВИЧ/СПИД» | |
Постановление МЗ РБ от 20.10.05г. № 147 | |
«О проведении дезинфекции и стерилизации учреждениями здравоохранения» |
· Напишите определения:
ИСМП | |
Асептика | |
Антисептика |