Общие принципы работы с толпой.
Понятие толпы. Особенности психологического состояния людей в толпе. Виды толпы. Механизмы образования толпы: эмоциональное заражение, слухи. Признаки превращения пассивной толпы в действующую. Профилактика образования толпы и превращения толпы в действующую.
Толпа– это бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Как правило, психическое состояние и поведение человека, находящегося в толпе, отличается следующими особенностями:
1. снижение межличностного общения на вербальном уровне;
2. бесцельная физическая активность: бесцельность перемещений и движений, стереотипные движения и т.д.
3. подражание движениям и поведению активных участников толпы;
4. высокая восприимчивость к импульсам изнутри толпы;
5. эмоциональное возбуждение или частая смена эмоций;
6. снижение способности критично оценивать окружающее и собственное поведение.
Существует две основные разновидности толпы: пассивная (выжидательная) и активная (действующая). К пассивной толпе относятся следующие виды: случайная, конвенциональная и экспрессивная.
Случайной толпой называется неорганизованная общность людей, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракой и т.д. К конвенциональной относится толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения - конвенциях. Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например митинга, политической демонстрации, спортивного состязания, концерта и т.д. В подобных случаях людьми обычно движет вполне направленный интерес, и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия.
Профилактика образования толпы
При работе в местах большого скопления людей необходимо применять профилактические меры с целью снижения возможности возникновения толпы. Таких мер достаточно много:
1. Работа с населением:
- Отвлечение людей, хотя бы на непродолжительное время от источника опасности, страха. Вовлечение людей в активные действия: борьбу со стихией, спасательные работы, оказание помощи престарелым, инвалидам, упаковку вещей для эвакуации или других отвлекающих занятий;
- Простые и понятные указания о действиях и правилах поведения, возможных способах и средствах защиты в возникшей ЧС;
- Адекватная информационно-разъяснительная работа;
- Разделение больших пространств, где могут собраться люди. Либо разделение уже собравшихся людей на малые группы.
- Если очаг опасности возникает в здании, в помещении, где находится большое количество людей, то немедленно открываются выходы.
2. Работа спасательных подразделений и информационно-разъяснительная работа:
- Подготовка руководящего состава формирований, спасателей к действиям в подобных ситуациях;
- Четкое управление, постоянный контакт руководящего состава с оперативными и вспомогательными силами, участвующими в ликвидации последствий ЧС;
- Организованная информационно-разъяснительная работа. Своевременное определение очагов напряжения. Своевременная, достоверная информация об аварии или катастрофе. Речь или передаваемое сообщение могут оказать на людей более эффективное воздействие по сравнению с другими способами, и первостепенную роль играет содержание сообщения и тон говорящего. Недостаток информации порождает сплетни и слухи, создает неопределенность;
- Передача медикам душевнобольных, работа с острыми стрессовыми реакциями, характеризующимися эффектом заражения, успокоение их способствует созданию спокойной деловой обстановки;
- Исключение из обихода слов и фраз «паника», «катастрофа», «спасайся, кто может»;
3. Использование силы, специальных технических средств и т.д., т.е. директивных методов управления должно быть очень осторожным, ответственным и проводиться с учетом индивидуальных и коллективных психологических проявлений. Например, выстрел вверх может только усилить панику. Эта группа приемов используется правоохранительными органами.
В любой момент толпа из пассивной может превратиться в действующую. Обычно этот процесс происходит по определенным стадиям, которые характеризуются тем, что толпа, возникая, образует кольцеобразную форму, в центре которой располагается «ядро» толпы, а вокруг него уже формируется периферия. В толпе всегда присутствуют такие процессы как эмоциональное заражение среди ее участников, появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей, а также активизация индивидов дополнительным стимулированием, чаще всего это делает лидер, что побуждает приступить к конкретным, часто агрессивным действиям.
Если толпа возникла, то есть способы, которые позволяют управлять ею. К ним можно отнести:
- переориентирование внимания (как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы);
- объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы;
- обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности; применение мер по локализации действий;
- применение более сильного шокового воздействия; использование ритма, ритмичной музыки;
- обращаться к толпе лучше человеку с низким и громким голосом. Лучше доверить это мужчине. Для управления толпой применяются убеждение (если позволяет время), категорический приказ, использование силы и даже устранение наиболее злобных паникеров.
При работе с толпой необходимо помнить о том, что толпа из пассивной может очень быстро трансформироваться в действующую. С такого рода толпой мы работать не можем, а задачей специалистов является - выйти из толпы быстро и забрать с собой максимально возможное количество людей.
Учитывая механизмы возникновения толпы, происходящие в ней процессы, а также психологические особенности поведения людей в толпе, можно сформулировать принципы безопасного поведения для людей, находящихся в толпе:
Если нет достаточной информации или она противоречива, старайтесь не поддаваться слухам, проверяйте информацию.
Помните о регрессии толпы.
Помните об эмоциональном заражении в толпе. Постарайтесь сосредоточься, «не терять головы», не поддаваться эмоциональному кружению, вспомнить о приемах саморегуляции.
В преддверии паники и на её ранней стадии развития может быть использован юмор, как способ противодействия паническим настроениям.