Методы управления психофизиологическим состоянием человека.
- информационная поддержка;
- индивидуальная работа с пострадавшими.
Основные принципы работы:
- работа с жертвой включает в себя 3 этапа: общение с жертвой до начала АСДНР, в течение АСДНР и общение после извлечения;
- информация о том, что помощь идет, какие меры необходимо предпринимать для сохранения и поддержания жизни;
- актуализация психологических ресурсов пострадавшего, простраивание перспективы на ближайшее будущее.
Задачи психологической помощи при работе с пострадавшими:
- выявление группы риска;
- помощь при острых стрессовых реакциях;
- создание сети социальной поддержки.
Основные принципы работы:
- пострадавшим необходимо дать возможность отреагировать аффективное состояние (истероидные реакции, плач, нервная дрожь, агрессия и т.д.);
- базовый момент помощи - поиск психологического ресурса;
- необходимо активно подключать людей к деятельности (оформление документов, подготовка к похоронам и т.д.);
- лица с симптомами психиатрических заболеваний направляются в медицинские пункты для оказания им соответствующей психиатрической помощи.
Задачи психологической помощи при работе с очевидцами:
- ориентация этих людей на оказание помощи пострадавшим других групп;
- снижение риска возникновения массовых негативных реакций.
Основные принципы работы:
- оказание помощи при острых стрессовых реакциях,
- привлечение людей к посильной деятельности с целью снижения уровня неадекватной поведенческой активности.
Задачи психологической помощи при работе с наблюдателями:
- отслеживание вероятности возникновения массовых негативных реакций.
Основные принципы работы:
- выявление инициаторов негативных массовых реакций и удаление их с места массовых скоплений людей.
Задачи психологической помощи при работе со специалистами, участвующими в ликвидации последствий ЧС:
- сохранение работоспособности специалистов;
- профилактика негативных последствий профессионального стресса.
Основные принципы работы:
- приближенность к месту спасательных работ;
- безотлагательность, конкретность, адресность.
Механизмы накопления профессионального стресса.
Постоянный накопленный (хронический) стресс.Постоянный стресс - незаметная на первый взгляд суммарная реакция на длительное воздействие стрессоров. Сила воздействия стрессора при накопленном стрессе, как правило, невелика, однако, постоянна или регулярна. Постоянные эмоциональные переживания, истощающие организм, могут стать причиной развития заболеваний, называемых болезнями адаптации (мочекаменная болезнь, диабет напряжения, сердечнососудистые заболевания, аллергические реакции, бронхиальная астма и т.д.). Отложенный и постоянный стрессы действуют намного разрушительнее, так как долго не наступает разрядка, а время в этих случаях работает против человека. Имеют большое значение индивидуальные особенности людей (соматическое здоровье, возраст, пол, личный и профессиональный опыт, индивидуально-психологические особенности, личностный смысл события и др.) при реагировании на стресс. Эти факторы определяют стрессоустойчивость человека.
Профессиональный стресспредставляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом. Так, у специалистов экстремального профиля можно выделить два механизма накопления профессионального стресса: накопленный (хронический) стресс, о котором мы уже поговорили, и травматический
Профессиональное выгорание- выработанный личностью защитный механизм в ответ на психотравм ирующие воздействия в сфере профессиональной деятельности.
Первоначально эмоциональное выгорание считалось деструкцией, свойственной профессиям, связанным с интенсивным общением с людьми: врачам, педагогам, социальным работникам и т.д. Исследования последних лет позволили сделать вывод о том, что сфера распространения выгорания существенно шире. В некоторых зарубежных исследованиях отмечается наличие выгорания в профессиях инженерного труда, среди работников телесервиса и некоторых других.