Этико-деонтологическое обеспечение
1. Проводите общий осмотр осторожно, внимательно, последовательно.
2. Беседуйте с пациентом тихим голосом, при этом осторожно наблюдайте за поведением пациента.
3. Постарайтесь сочетать доверительную беседу с проведением общего осмотра пациента.
4. Прикасайтесь к пациенту только теплыми, чистыми руками.
5. Обращайтесь к пациенту только на "Вы".
6. При осмотре пациента не употребляйте медицинскую терминологию, непонятную для пациента, постарайтесь не ранить пациента словом, неловким движением.
7. При проведении осмотра применяйте только положительные интонации Вашего голоса.
8. Чаще улыбайтесь своему пациенту.
9. Внушайте пациенту надежду о скором выздоровлении.
10.Постарайтесь убедить пациента в разрешении всех его проблем.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Для организации и осуществления качественного ухода медсестра использует сестринский процесс, который начинается с первого этапа - этапа сестринского обследования. На этом этапе медсестра собирает информацию о пациенте.
Суть этой информации заключается в том, как пациент удовлетворяет 14 основных жизненно-важных потребностей, так как основная цель ухода - это создание условий для удовлетворения этих потребностей.
Этим сестринское обследование отличается от врачебного. Врач собирает информацию о болезни, ее причинах, механизме развития и так да- ^ лее. Медсестра обеспечивает пациенту качество жизни в болезни, поэтому ей необходима информация об основных жизненно важных потребностях пациента: способе их удовлетворения, удовлетворение каких потребностей нарушено, какова адаптация пациента к условиям жизни с факторами риска.
Существует пять источников информации о пациенте, о них уже говорилось в предыдущем модуле. Это:
1. Сам пациент.
2. Немедицинское окружение пациента: родственники, знакомые, соседи по палате.
3. Медицинское окружение: врачи, медсестры, бригады скорой помощи, санитарки.
4. Медицинская документация: амбулаторная карта, история болезни, выписки об обследовании, анализы.
5. Специальная медицинская литература: справочники по уходу, стандарты сестринской деятельности, атлас манипуляционной техники, перечень сестринских диагнозов, журнал "Сестринское дело".
Всю информацию о пациенте можно разделить на две большие группы: ,_____^ ,__^У ~~-~-—•
I. Субъективная информация, она включает в себя оценку своего состояния самим пациентом и его немедицинским окружением.
II. Объективная информация о пациенте, полученная в результате:
1) осмотра пациента,
2) от медицинского окружения пациента,
3) изучения медицинской документации,
4) изучения специальной медицинской литературы.
(Сам пациент является источником как субъективной, так и объективной информации.
Исходя из этого, медсестра собирает информацию двумя методами: субъективным и объективным.
Субъективный метод включает в себя жалобы пациента на свое самочувствие. Это субъективное мнение пациента о том, как проявляется у него нарушение той или иной потребности. Но пациент обычно жалуется лишь на то, что, по его мнению, наиболее важно или на то, что больше всего его беспокоит. Поэтому медсестра также расспрашивает пациента более подробно об удовлетворении каждой из 14 основных жизненно-важных потребностей. Также необходимо расспросить пациента о наличии в его образе жизни факторов риска.
Если по каким-либо причинам пациент не может рассказать о себе, то медсестра расспрашивает его немедицинское окружение.
Объективный метод включает в себя:
1) наблюдение медсестры за тем, как пациент удовлетворяет свои 14 основных жизненно-важных потребностей;
2) расспрос медицинского окружения;
3) изучение медицинской документации;
4) изучение специальной медицинской литературы в отношении данного пациента.
Остановимся конкретно на первом объективном методе сбора информации, наблюдении медсестры за тем, как пациент удовлетворяет свои жизненно-важные потребности (ЖВП)
Правила и техника внешнего осмотра:
Объективное обследование пациента начинается с общего осмотра. Для медсестры метод объективного исследования имеет наиболее существенное значение, так как он дает наиболее полную объективную информацию о пациенте. Поэтому медсестра должна хорошо владеть этим методом исследования. :
Обследование пациента проводится медсестрой последовательно, начиная с наблюдения за удовлетворением низших физиологических потребностей. Наблюдение необходимо проводить при рассеянном дневном свете или ярком искусственном освещении, причем источник света должен находится сбоку, так более рельефно выделяются контуры различных частей тела.
Наблюдение за удовлетворением потребности ЕСТЬ, ПИТЬ.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - измерение роста, массы тела.
Определение роста стоя проводят с помощью ростомера. Пациент должен быть без обуви.
- У женщин с высокой прической при измерении роста волосы должны быть распущены.
- Пациент должен стоять без напряжения.
Алгоритм действия медсестры при измерении роста (стоя):
1. Поставьте пациента на площадку ростомера спиной к стойке со шкалой так, чтобы он касался ростомера тремя точками (пятками, ягодицами и межлопаточным пространством).
2. Голову слегка наклонить, чтобы верхний край наружного слухового прохода и нижний край глазницы расположились на одной линии, параллельно полу.
3. Медсестре встать сбоку от пациента.
4. Опустить на голову пациента планшетку.
5. Отсчет проводите по нижнему краю планшетки.
6. Запишите данные роста пациента в температурный лист.
Алгоритм действия медсестры при измерении роста (сидя):
1. Пациента посадить на скамейку, спиной к стойке ростомера так, чтобы он касался ростомера крестцом и межлопаточным пространством.
2. Голову слегка наклонить так, чтобы наружный край глазницы и козелок ушной раковины были на одной горизонтали.
3. Медсестре встать сбоку от пациента.
4. Опустите планшетку на голову пациенту.
5. Отсчет проводите по нижнему краю планшетки.
6. Запишите данные роста пациента в температурный лист.
Определение массы тела (взвешивание).
Массу тела пациента определяют на медицинских весах, которые перед взвешиванием должны быть выверены и отрегулированы.
Следует соблюдать правила взвешивания пациента: проводить взвешивание натощак, в одной и той же одежде, после опорожнения мочевого пузыря и кишечника, без обуви.
Внимание! На весах две гири: большая - десятки, маленькая - в пределах одного десятка килограммов и граммы.
Алгоритм действия медсестры при определении массы тела пациента:
1. Отрегулируйте весы.
2. Поставьте пациента на середину площадки весов, предварительно постелив медицинскую клеенку.
3. Откройте затвор весов.
4. Продвигайте гири на весах влево до тех пор, пока уровень коромысла весов не совпадет с контрольным.
5. Закройте затвор.
6. Посмотрите и запишите данные в температурный лист.
, Масса тела в норме в среднем определяется по формуле: РОСТ - 100. Например. Рост человека 163 см, таким образом нормальный вес его должен составлять 63 кг.
Наблюдение за удовлетворением потребности ДЫШАТЬ.
Удовлетворение потребности ДЫШАТЬ обеспечивает организм человека кислородом, необходимым для его нормальной жизнедеятельности. Различают внешнее и внутреннее дыхание. Внешнее дыхание - это доставка кислорода в кровь, внутреннее дыхание - перенос кислорода из крови к органам и тканям организма.
Внешнее дыхание
В легких, имеющих богатое кровоснабжение, постоянно происходит газообмен, в результате чего кровь насыщается кислородом и освобождается от углекислого газа. В альвеолы легких кислород поступает через дыхательные пути при дыхании. Частота, глубина и ритм дыхания регулируются дыхательным центром, расположенным в головном мозге. Повышение содержания углекислого газа в крови вызывает возбуждение дыхательного центра, приводящее к увеличению вентиляции легких (то есть, увеличению частоты, глубины и ритма дыхательных движений), а понижение - угнетает деятельность дыхательного центра, то есть к уменьшению вентиляции легкого (уменьшению частоты, глубины и ритма дыхательных движений).
В физиологических условиях дыхательные движения грудной клетки совершаются за счет сокращения главных дыхательных мышц, межреберных, диафрагмы и мышц брюшной стенки. Дыхание состоит из фаз вдоха и выдоха, который осуществляется в определенном постоянном ритме -16-20 в минуту у взрослых и 40-45 в минуту у новорожденных. Ритм дыхательных движений - дыхательные движения через определенные промежутки времени. Если эти промежутки одинаковые - дыхание ритмичное, если нет - аритмичное. При ряде заболеваний дыхание может быть поверхностным или, наоборот, очень глубоким. Частота дыхания зависит и от положения тела: лежа - 14-16 в минуту, в вертикальном положении - 18-20. Изменяется частота дыхания в зависимости от режима физической активности: 12-14 в минуту во время сна, учащение при физической нагрузке. По продолжительности соотношение вдоха и выдоха, как 1:3
Различают три типа дыхания:
1) Грудной тип- дыхательные движения осуществляются в основном за счет сокращения межреберных мышц. При этом грудная клетка во время вдоха расширяется и слегка приподнимается, а во время выдоха суживается и незначительно опускается. Такой тип дыхания характерен для женщин.
2) Брюшной тип- дыхательные движения осуществляются в основном за счет сокращения мышц диафрагмы и мышц брюшной стенки. Движение мышц диафрагмы повышает внутрибрюшное давление, и при вдохе брюшная стенка смещается вперед. При выдохе диафрагма расслабляется и поднимается, что смещает брюшную стенку назад. Этот тип дыхания еще называют диафрагменным. Он встречается преимущественно у мужчин.
3) Смешанный тип- дыхательные движения совершаются одновременно при помощи сокращения межреберных мышц и диафрагмы. Такой тип встречается чаще всего у спортсменов.
При нарушении удовлетворения потребности ДЫШАТЬ может появиться одышка, то есть, нарушение ритма, глубины или частоты дыхательных движений.
В зависимости от затруднения той или иной фазы дыхания различают три вида одышки:
1) Инспираторная - затруднен вдох. Это бывает например, при попадании в дыхательные пути инородного тела или при любом механическом препятствии.
2) Экспираторная - затруднен выдох. Такой тип одышки характерен для бронхиальной астмы, когда происходит спазм бронхов и бронхиол.
3) Смешанный - затруднен и вдох и выдох. Такой тип одышки характерен для заболеваний сердца.
Если одышка резко выражена, заставляет пациента занимать вынужденное сидячее положение - такая одышка называется удушьем. Внезапный приступ удушья называется астмой.
Кроме описанных выше видов патологической одышки, различают физиологическую одышку, возникающую при значительной физической нагрузке.
При нарушении удовлетворения потребности дышать может изменяться частота дыхательных движений. Если частота дыхательных движений больше 20, такое дыхание называют ТАХИПНОЭ, если меньше 18-БРАДИПНОЭ.
Иногда одышка носит определенный характер и имеет соответствующее название:
- дыхание Куссмауля
- дыхание Биота
- дыхание Чейн-Стокса
Таким образом критерием (признаком) внешнего дыхания является частота и ритм дыхания. В норме дыхание ритмичное, частота дыхательных движений 16-20 в минуту.
Определяя частоту дыхательных движений, медсестра должна сделать вид, что она определяет частоту пульса. Следует отвлечь пациента от подсчета дыхательных движений, так как пациент будет стараться ей помочь и дышать при этом глубже, а значит, изменится качество дыхания.
Алгоритм подсчета числа дыхательных движений:
1. Возьмите пациента за руку так же, как для исследования Ps на лучевой артерии (тем самым отвлеките его внимание).
2. Другую руку положите на грудную клетку (при грудном типе дыхания) или на эпигастральную область (при брюшном типе дыхания).
3. Подсчитайте число вдохов в 1 минуту.
Число дыхательных движений (частота) регистрируется в температурном листе графическим способом.
Кашель - это защитный рефлекторный акт в виде резкого выдоха, при котором из дыхательных путей вместе с воздухом удаляются инородные вещества (слизь, мокрота, пыль), которые раздражают слизистую дыхательных путей.
Различают кашель:
по продолжительности:
• приступообразный
• непрерывный
• периодический
по тембру:
• лающий
• сиплый
по наличию мокроты:
• сухой
• влажный
Мокрота - это секрет слизистой дыхательных путей. Выделение мокроты при кашле наблюдается при заболеваниях органов дыхания. С диагностической целью определяют количество и свойства мокроты:
• запах
• цвет
• консистенцию
Внутреннее дыхание
Сердечно-сосудистая система обеспечивает доставку крови к органам и тканям путем поддержания определенного давления и скорости кровотока в сосудистом русле. Критериями обеспечения внутреннего дыхания являются показатели пульса, артериального давления, а также цвет кожных покровов и слизистых.
Определение цвета кожных покровов и слизистых:
- бледность
- гиперемия (покраснение)
- цианоз (синюшность)
- желтушность
Определение артериального пульса.
Пульс (Ps) - это колебания стенки артерии, обусловленные выбросом крови в артериальную систему. Характер пульса зависит от:
1) величины и скорости выброса крови сердцем,
2) состояния стенки артерии (эластичность).
Артериальный пульс ОБЫЧНО определяют на лучевой артерии.
Алгоритм определения пульса на лучевой артерии.
1. Пальцами правой руки охватите кисть пациента в области лучеза-пястного сустава.
2. Первый палец расположите на тыльной стороне предплечья.
3. II - IV пальцами нащупайте пульсирующую лучевую артерию и прижмите ее к лучевой кости.
4. Определяйте характеристики пульсовых волн в течение 1 минуты.
5. Необходимо определять пульс одновременно на правой и левой лучевых артериях, сравнивая их характеристики, которые в норме должны быть одинаковыми.
6. Данные, полученные при исследовании пульса на лучевой артерии, записывают в историю болезни или амбулаторную карту, отмечают ежедневно красным карандашом в температурном листе. В графе "П" (пульс) представлены значения частоты пульса от 50 до 160 в одну минуту.
В диагностических целях можно определять пульс на других артериях:
на СОННОЙ При низком артериальном давлении чаще всего пульс на лу-АРТЕРИИ чевой артерии обнаружить очень трудно, поэтому производят
подсчет пульса на сонной артерии. Исследовать пульс надо поочередно с каждой стороны без сильного давления на артерию. При значительном давлении на артериальную стенку возможны: резкое замедление сердечной деятельности, вплоть до остановки сердца, обморок, головокружение, судороги. Пульс пальпируется на боковой поверхности шеи кпереди от грудино-ключично-сосцевидной мышцы между верхней и средней третью.
на БЕДРЕННОЙ Пульс исследуют в паховой области при выпрямленном АРТЕРИИ бедре с небольшим поворотом кнаружи.
на ПОДКОЛЕН- Пульс исследуют в подколенной ямке в положении пациента НОЙ АРТЕРИИ лежа на животе.
на ЗАДНЕЙ Пульс исследуют за внутренней лодыжкой, прижимая к ней
БОЛЫЫЕБЕР- артерию.
ЦОВОЙ
АРТЕРИИ
на АРТЕРИИ Пульс исследуют на тыльной поверхности стопы, в прокси-ТЫЛА СТОПЫ мальной части первого межплюсневого пространства
АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ - (АД )
Это давление крови на стенки артерий. Оно зависит от:
- величины сердечного выброса
- тонуса артериальной стенки
Кроме этих основных факторов, на величину АД оказывает влияние также количество циркулирующей крови, ее вязкость, колебания давления в брюшной и грудной полостях и многие другие факторы.
Максимального уровня АД достигает во время сокращения (систолы) левого желудочка сердца. При этом из сердца выталкивается около 70 мл крови. Давление это называется систолическим. В норме оно достигает 100-140 мм рт. ст. АД выражается в единицах - миллиметр ртутного столба (мм рт. ст.).
Во время паузы между сокращениями желудочков сердца (то есть диастолы), стенки аорты и крупных артерий начинают сокращаться и проталкивать кровь в капилляры. Давление крови постепенно падает и к концу диастолы достигает максимальной величины: 60-90 мм рт. ст.. Это давление называется диастолическим.
Разница между систолическим и диастолическим АД - это ПУЛЬСОВОЕ давление
О величине АД можно судить после его определения с помощью аппарата сфигмоманометра (тонометра). Основой методики является аус-культация (выслушивание).
Достоверные показатели будут получены при измерении АД у пациента в положении сидя или лежа на обеих руках после 10-15 минут отдыха. Измеряется не менее 3-х раз с интервалом в 5 минут. Берется средний показатель.
В норме величина АД зависит от индивидуальных особенностей, образа жизни.
АД - величина лабильная, изменчивая.
В течение дня АД колеблется: утром АД ниже, а вечером - выше. С возрастом АД постепенно повышается. Это обусловлено и физической, и психоэмоциональной нагрузкой.
Несмотря на значительные колебания уровня АД, в организме существуют сложные механизмы регуляции уровня АД, которые стремятся вернуть АД к норме. Часто наблюдаются нарушения механизмов регуляции нормального уровня АД.
Повышение АД называется артериальной гипертензией, Понижение АД называется артериальной гипотензией.
АД фиксируется в виде цифровой дроби в истории болезни (в амбулаторной карте). В температурном листе - графически в виде столбика верхняя граница обозначает систолическое АД, а нижняя - диастолическое АД.
Алгоритм измерения АД:
Измеряют АД обычно 2-3 раза с промежутками 5 минут, при этом воздух из манжетки надо выпускать каждый раз полностью.
1. Положите манжетку тонометра на обнаженное плечо пациента на 2-3 см выше локтевого сгиба. Одежда не должна сдавливать плечо выше манжетки.
Закрепите манжетку так плотно, чтобы между ней и плечом входил только один палец.
2. Положите правильно руку пациента в разогнутом положении, ладонью вверх, мышцы расслаблены.
3. Соедините манометр с манжеткой. Стрелки манометра должны быть на нулевой отметке шкалы.
4. Нащупайте пульс на плечевой артерии в области локтевой ямки и поставьте на это место фонендоскоп.
5. Закройте вентиль на груше и накачайте в манжетку воздух. Воздух „нагнетайте до тех пор, пока давление в манжетке по показаниям
манометра не превысит примерно 30 мм рт. ст. тот уровень, при котором перестает определяться пульсация лучевой артерии.
6. Откройте вентиль и медленно, со скоростью не более 20 мм рт. ст. в секунду, выпускайте воздух из манжетки. Одновременно фонен-
г\# доскопом выслушивайте тоны на плечевой артерии и следите за показателями шкалы манометра.
7. При появлении над плечевой артерией первых звуков отметьте v , уровень систолического давления.
8. Отметьте величину диастолического давления, которая соответствует моменту полного исчезновения тонов на плечевой артерии.
9. Данные измерения АД запишите в виде дроби (в числителе - систолическое давление, а в знаменателе - диастолическое).
Подчеркиваем еще раз! АД нужно измерять 3 раза. За достоверный брать средний результат, так как учитывается реакция сосудов на сжатие (может быть спазм, в таком случае АД выше).
Наблюдение за удовлетворением потребности ВЫДЕЛЯТЬ
Накопление жидкости в тканях или полостях организма называется отеками. Отеки бывают скрытыми и явными.
Явные отеки определяют по изменению сглаживающего рельефа определенных частей тела. Например, нога в области голеностопного сустава и стопы имеет определенный рельеф (изгибы, костные выступы). При наличие отеков эти выступы и изгибы исчезают (сглаживаются). Определить явные отеки можно также путем надавливания на кожу и подкожную жировую клетчатку пальцем в месте, где они близко соприкасаются с костью, например, передняя поверхность голени в средней ее трети. При наличии отеков на этом месте образуется отчетливая ямка, которая длительное время не исчезает. Кожа в области отека становится сухой, гладкой, бледной, шелушащейся, мало чувствительной к теплу. На коже отпечатываются складки белья. Защитные свойства кожи при отеках понижаются. В связи с этим медсестра должна быть очень внимательна при уходе за пациентами.
Появлению явных отеков предшествует скрытый период задержки жидкости (скрытые отеки), который проявляется уменьшением количества выделяемой мочи и нарастанием массы тела.
Скрытые отеки определяются следующим образом:
1) Проводят контрольное взвешивание пациента. Под контрольным I взвешиванием понимают ежедневное взвешивание пациента на одних и
тех же весах, в одно и то же время (утром натощак) в одной и той же одежде и при опорожненном мочевом пузыре и кишечнике. Если вес нарастает, это говорит о наличии скрытых отеков.
2) Измерение водного баланса пациента. Под водным балансом понимают соотношение количества потребленной и выделенной за сутки жидкости. В норме за сутки должно потребляться 1,5-2 литра воды, а выделяться 70-80% выпитого.
Отеки могут появиться не только в тканях, но и полостях. Скопление жидкости в определенной полости имеет свое название:
- в брюшной полости - асцит;
- в грудной полости - гидроторакс;
- обширные отеки всего тела называются анасарка.
Наблюдение за физиологическими отправлениями:
В норме у человека стул ежедневно в одно и то же время. Характер стула:
стул оформленный (колбасовидной формы), от светлого до темноко-
ричневого цвета, без патологических примесей (слизь, кровь, гной).
Мочеиспускание несколько раз в день (в зависимости от выпитой жидкости) безболезненное, моча соломенно-желтого цвета, прозрачная, с нерезким запахом.
Наблюдение за удовлетворением потребности ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА
Известны физиологические колебания температуры в течение дня: разница между утренней и вечерней температурой составляет в среднем 0,3-0,5 градусов.
У людей пожилого и старческого возраста температура тела несколько ниже, чем у молодых и среднего возраста. В раннем детском возрасте отмечается особая неустойчивость температуры тела с большими колебаниями в течение дня.
В норме температура тела несколько повышается после приема пищи, выполнения физической нагрузки, выраженном эмоциональном состоянии, у женщин в период беременности и менструальном периоде. У здоровых людей в норме температура тела колеблется в зависимости от физиологического состояния в пределах 0,5 °С. Также в норме температура тела, измеряемая на коже (в естественных складках) ниже на 0,5-0,8 °С температуры на слизистых (полость рта, прямая кишка, влагалище).
Температура тела в подмышечной области в норме 36-37 °С.
Исходя из вышесказанного, температуру тела принято измерять два раза в день - утром после сна и натощак (7-9 часов) и вечером после дневного отдыха и перед ужином (17-19 часов).
В отдельных случаях (по назначению врача), температуру тела измеряют через каждые 3 часа - что называется измерение профиля температуры. Если температуру необходимо измерять чаще, то врач указывает необходимый интервал времени при назначении профиля температуры.
Температуру тела обычно измеряют максимальным медицинским термометром. Он имеет корпус из тонкого стекла, один конец которого занимает резервуар с ртутью. От него отходит капилляр, запаянный на другом конце. Ртуть нагреваясь и увеличиваясь в объеме, поднимается по капилляру^ вдоль которого расположена шкала термометра. Шкала рассчитана на определение температуры тела с точностью до 0,1 °С, для чего на ней имеются соответствующие деления. Медицинским термометром можно измерить температуру тела от 34 °С до 42 °С. Термометр показывает максимальную высоту подъема столбика ртути и поэтому называется максимальным. Но самостоятельно ртуть не может опуститься в резервуар, так как этому препятствует резкое сужение капилляра в нижней его части.
ВНИМАНИЕ! Возвратить ртуть в резервуар можно только после встряхивания термометра до снижения столбика ртути ниже 35°С.
После проведения манипуляции термометр необходимо подвергнуть дезинфекции: погружение полное или 4/5 длины резервуаром вниз в 3% раствор хлорамина на 15 минут, или в 3% раствор перекиси водорода на 80 минут. Емкость, содержащая дезраствор, должна быть из темного стекла, так как на свету раствор быстро теряет свои свойства.
ВНИМАНИЕ! В связи с тем, что у пациентов наблюдаются кожные аллергические реакции на хлорамин, после дезинфекции термометр обязательно промыть под проточной водой Затем термометры вытирают и хранят в сухом виде в стакане на дно которого кладут вату
ВНИМАНИЕ! Термометр сделан из тонкого хрупкого стекла. При работе с ним необходима осторожность. Перед проведением манипуляции необходимо убедиться в целостности термометра!
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ПРИБОРАМИ СОДЕРЖАЩИМИ РТУТЬ
I Медицинский термометр в процессе работы может быть разбит. Сама ртуть, которая при этом быстро растекается на мелкие шарики, не приносит вреда. Опасны пары ртути!
ВНИМАНИЕ: пары ртути являются нейротоксическим ядом!
Поэтому необходимо сразу собрать и утилизировать ртуть. При этом необходимо удалить пациентов из помещения. Собрать ртуть можно при помощи пылесоса или мякиша свежего хлеба, как бы промокая им шарики
ртути. Собранную ртуть необходимо поместить в герметически закрытый стеклянный сосуд. После этого тщательно вымыть руки.
Алгоритм измерения температуры тела пациенту:
1. Убедитесь в целостности термометра.
2. Встряхните термометр, чтобы столбик ртути был ниже отметки 35 °С.
3. Осмотрите подмышечную впадину на предмет воспалительных явлений и повреждений кожи.
4. Протрите кожу в подмышечной впадине сухим полотенцем.
5. Поставьте термометр так, чтобы резервуар со ртутью полностью был окружен складками кожи.
6. Измеряйте температуру тела в течение 10 минут. <
После измерения температуры тела показания термометра заносят в индивидуальный температурный лист. Его заводят в приемном отделении вместе с медицинской картой на каждого пациента, поступающего в стационар. Помимо температуры, в нем регистрируют показания пульса, АД.
ВНИМАНИЕ! Показания температуры, пульса, АД регистрируют в температурном листе графическим способом, для чего слева вертикально имеются соответствующие шкалы "Т", "П", "АД". В некоторых температурных листах есть еще шкала "Д" для графической регистрации частоты дыханий в 1 минуту (см. температурный лист). В нижней части температурного листа записывают данные массы тела, количество выпитой и выведенной за сутки жидкости в мл (водный баланс), данные о дефекации ("стул") у пациента и проведенной санитарной обработке обозначают знаком +.
ВНИМАНИЕ! Чтобы правильно нанести данные t, Ps, АД, необходимо рассчитать "цену" деления соответствующей шкалы.
Графа "День пребывания в стационаре" разделена на две половины "У" (утро) и "В" (вечер). Утреннее значение регистрируется точкой (синей или черной пастой) в графе "У", вечернее - в графе "В". При последовательном соединении точек получается температурная кривая.
Наблюдение за удовлетворением потребности ДВИГАТЬСЯ Положение в постели:
активное - пациент самостоятельно двигается в пределах назначенного режима двигательной активности;
пассивное - пациент не может самостоятельно двигаться; вынужденное - положение, которое пациент занимает для облегчения^ своего состояния (уменьшения боли, одышки, кашля).
В норме движения в суставах без ограничений, безболезненные.
Наблюдение за удовлетворением потребности ОБЩАТЬСЯ.
Состояние сознания:
Сознание ясное - пациент правильно ориентируется в собственной > личности, времени, месте.
Сознание расстроено - пациент не ориентируется, часто наблюдается речедвигательное возбуждение. Сознание выключено:
- оглушение - отмечается двигательная и речевая заторможенность, сохранена реакция на словесный и болевой раздражитель;
- сопор - нет реакции на словесные раздражители, сохранена реакция на болевой раздражитель;
- кома - нет реакции ни на словесный, ни на болевой раздражитель.
Вся полученная информация о пациенте документируется в сестринской истории болезни, куда записываются объективные и субъективные данные конкретно по каждой потребности. В конце медсестра делает выводы: удовлетворение каких потребностей нарушено, и какова адаптация пациента к условиям жизни с факторами риска. Затем ежедневно, на протяжении всего ухода, медсестра отображает динамику субъективного и объективного состояния пациента в температурном листе и дневнике наблюдения за пациентом (см. учебную историю болезни).
ГЛОССАРИЙ
АНАСАРКА - водянка (отек всего тела)
АНТРОПОМЕТРИЯ - изменение роста, массы тела
ГИПЕРТОНИЯ - повышение артериального давления
ГИПОДИНАМИЯ - малоподвижный образ жизни
ГИПОТОНИЯ - снижение артериального давления
КАРДИОМОНИТОР - аппарат для наблюдения за работой сердечно-сосудистой системы
КОМА - "спячка" (потеря сознания)
СОПОР - бессознательное состояние с сохранением рефлексов
ФОНЕНДОСКОП - трубка для выслушивания
ЦИАНОЗ - "синюха"
СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ
Студенты должны ЗНАТЬ:
- сферы и способы обучения;
- педагогические приемы.
УМЕТЬ:
- оценить потребность в обучении;
- оценить исходный уровень знаний, умений пациента;
- мотивировать обучение;
- оценить способность к обучению;
- определить содержание обучения;
- организовать обучение;
- составить индивидуальный план обучения и реализовать его;
- оценить качество и эффективность обучения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
1. Определение сестринской педагогики. Сущность.
2. Определение обучения в сестринском деле.
3. Задачи обучения в сестринском деле.
4. Сферы обучения.
5. Методы обучения.
6. Приемы обучения.
7. Понятия формальных и неформальных методов обучения.
8. Мотивация к обучению.
9. Способность, определение, виды.
10. Готовность пациента к усвоению информации.
11. Этапы процесса обучения. Требования к каждому этапу.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
"ПЕДАГОГИКА - ЕСТЬ ВЕЧНЫЙ ПУТЬ В ЦАРСТВО ЗНАНИЙ"
Е. С.Маковецкая
Предметом педагогики как области научного познания является воспитание и обучение.
ОБУЧЕНИЕ - неотъемлемая часть педагогической деятельности. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМДЕЛЕ
1) пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и укрепить здоровье (или коррекция существующего образа жизни);
2) максимальная адаптация к болезни.
ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - это двусторонний процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента.
Таким образом, СУЩНОСТЬ СЕСТРИНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ состоит в передаче знаний, умений и навыков от медицинской сестры пациенту или его близким в процессе обучения. В результате пациент или его близкие усваивают и формируют навыки для удовлетворения прежде всего основных жизненно-важных человеческих потребностей. От уровня профессиональной подготовки медсестры, ее знаний, опыта зависит процесс обучения пациента, а в случае необходимости, и его близких.
Обучение является одной из функций в деятельности медсестры.
СФЕРЫ ОБУЧЕНИЯ: их три:
- ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ - человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритетную) от информации второстепенной, не имеющей значения;
- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ - человек, получив информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов, человек активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально;
- ПСИХОМОТОРНАЯ - человек обладает умением, благодаря умственной и мышечной деятельности, обучаться каким-либо новым движениям; способен изменить двигательную реакцию в необычной ситуации, уверенно выполняет необходимые действия. Готов выполнить часть действий психологически, физически и эмоционально.
СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА - это та область сестринской деятельности, в которой медицинская сестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм. Эта деятедьность сталкивает медицинскую сестру с рядом проблем, требующих терпения, такта и специальных знаний.
Медсестра должна владеть методами и приемами обучения.
К МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:
- словесный (устное изложение, рассказ, беседа)
- наглядный (иллюстрация - медицинский атлас, видеофильм, различные виды шприцев, ингаляторы и так далее)
- практический - отработка самих манипуляций (измерение АД, смена повязок, введение инсулина и так далее)
Например: (шаги по измерению АД, см. ниже задачу).
Нужную информацию давать в процессе обучения небольшими блоками, идти от простого к сложному, при этом четко выделять главное - то, что пациент должен обязательно усвоить.
ПРИЕМ - это совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении.
К приемам относятся:
1) Восприятие (наблюдение).
2) Запоминание (повторение, составление логических схем, выделение опорных сигналов).
3) Приемы мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, коррекция).
ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ФОРМАЛЬНЫМ И НЕФОРМАЛЬНЫМ.
ОБУЧЕНИЕ пациента в ЛПУ или дома относится к формальной обстановке, когда медицинская сестра обучает навыкам, приемам выполнения привычных (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи.
К неформальной, когда медицинская сестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например: как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции, гепатита С и так далее), представляет информацию, необходимую для соблюдения ЗОЖ (здорового образа жизни).
В некоторых случаях медицинская сестра помогает пациенту закрепить навыки, полученные им у других специалистов, например: инструктора ЛФК, массажиста, диетолога и так далее).
Процесс обучения должен быть мотивирован. Именно мотивация стимулирует отношение пациента к обучению с целью сохранения, укрепления и восстановления своего здоровья.
МОТИВ - ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ. Мотивы делят на три группы:
1) социальные (пациент и.общество)
2) мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, то есть познавательный интерес
УСПЕШНОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕ ВОЗМОЖНО БЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.
3) мотивы, связанные с творчеством (например, пациент левша, как бы не пытались обучить действовать по алгоритму, он будет делать по-своему).