Методика обследования родильницы
I этап - сбор общего и акушерско-гинекологического анамнеза, выяснение особенностей течения настоящей беременности и родов.
II этап - общее обследование по органам и системам.
III этап - специальное обследование, включающее осмотр и пальпацию молочных желез, определение величины и консистенции матки, осмотр наружных половых органов, оценка характера послеродовых выделений.
IV этап - оценка полученных данных в соответствии со сроком послеродового периода, заключение о нормальном течении послеродового периода.
ВОПРОСЫ:
1. Что такое послеродовый период.
2. Как называют женщину после родов.
3. С какого момента начинается послеродовый период и сколько он продолжается?
4. Как подразделяют послеродовый период по срокам.
5. Какова продолжительность раннего послеродового периода?Как вести ранний послеродовый период.
6. Что должен сделать врач, прежде чем перевести женщину в послеродовое отделение.
7. Чем характеризуются изменения в организме женщины в послеродовом периоде?
8. Как идет обратное развитие матки. От каких факторов зависит инволюция матки?
9. За счет чего происходит регенерация слизистой оболочки матки и когда она заканчивается?
10. Как идет инволюция шейки матки. К какому дню послеродового периода закрывается внутренний и наружный зев шейки матки?
11. Что такое "лохии". Изменение характера лохий по дням послеродового периода?
12. Что такое лохиометра и какие ее проявления?
13. Как изменяется функция молочных желез.
14. Каков состав женского молока.
15. Как регулируется процесс лактации. Эксклюзивное грудное вскармливание (вскармливание по требованию).
16. Какова клиника нормального послеродового периода.
17. Ведение нормального послеродового периода.
18. Функции каких органов нарушены в послеродовом периоде и как с этим бороться.
19. Что такое "субинволюция матки" и каковы лечебные мероприятия при этом.
20. Какие мероприятия проводят при нагрубании молочных желез.
21. Как осуществляют уход за родильницей, на промежность которой наложены швы.
22. Каков режим родильницы.
23. Какова диета родильницы.
24. В чем заключается уход за родильницей.
25. Правила гигиены при кормлении новорожденного.
26. Принципы ведения детей в периоде новорожденности.
27. На какие сутки снимают швы с промежности?
28. Выписка из стационара, принципы выдачи декретного отпуска.
29. Какова продолжительность периода новорожденности.
30. Что такое шкала Апгар.
31. Какую оценку по шкале Апгар имеет здоровый новорожденный.
32. Значение первого крика новорожденного.
33. Признаки зрелости новорожденного.
34. Что необходимо для 2-х моментной обработки новорожденного.
35. Как производится обработка глаз новорожденных. Выпишите необходимый для этого препарат.
36. Правила первичной обработки новорожденного (первый туалет новорожденного).
37. Как производится обработка остатка пуповины.
38. Физиологические состояния новорожденных.
39. Особенности кожи новорожденных.
40. Причины и продолжительность желтухи новорожденных.
41. Чем объясняют половой криз у новорожденных.
42. Особенности нервной системы новорожденных.
43. Особенности желудочно-кишечного тракта новорожденного.
44. Как проводится профилактика туберкулеза.
45. Правила грудного вскармливания.
ЗАДАЧИ:
1. Вторые сутки после родов. Общее состояние удовлетворительное, температура тела 36,6 С, пульс 86 уд. в 1 мин. Со стороны внутренних органов патологических изменений не обнаружено. Молочные железы несколько увеличились, гиперемии нет, соски чистые. Дно матки на уровне пупка. Лохии кровянистые, умеренные. Мочеиспускание свободное, диурез положительный. Стула не было. Диагноз? Соответствует ли высота стояния матки суткам послеродового периода?
2. Родильница А. 5 сутки после родов. Общее состояние удовлетворительное, температура тела 36,7 С, пульс 76 уд. в 1 мин. Со стороны внутренних органов патологических изменений не обнаружено. Молочные железы несколько увеличены, полотноваты, гиперемии нет, соски чистые. Дно матки на середине расстояния между лоном и пупком. Лохии кровянисто-серозные, в небольшом количестве. Мочеиспускание свободное, диурез положительный. Стула самостоятельный 1 раз в сутки. Диагноз? Соответствует ли высота стояния матки суткам послеродового периода?
3. Через 1 минуту после рождения при осмотре новорожденного выявлено: акроцианоз, крик громкий, сердцебиение 146 ударов в минуту, тонус мышц несколько снижен, рефлексы живые. Оцените состояние новорожденного по шкале Апгар.
4. Через минуту после рождения при осмотре новорожденного выявлено: акроцианоз кожных покровов, крик слабый, сердцебиение 140 ударов в минуту, мышечный тонус и рефлексы снижены. Масса плода 2400 г, длина новорожденного 45 см, на коже выраженный пушковый покров и обильная сыровидная смазка, низкое расположение пупочного кольца и ушных раковин, большие половые губы не прикрывают малые. Оцените состояние новорожденного.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Акушерство: Учебник/Г.М.Савельева, В.И.Кулаков, А.Н.Стрижаков и др.; Под ред. Г.М.Савельевой.– 2009- С. 207-215.
Дополнительная:
1. Физиологические особенности периода новорожденности: учебное пособие. Сурвилло Е.В. – Тула. – 2014.
Тема 8 (10 часов). Токсикозы I половины беременности. Отеки беременных. Гипертензивные состояния во время беременности. Преэклампсия. Эклампсия.
Цель занятия:ознакомить студентов с наиболее часто встречающимися формами раннего токсикоза беременных, гипертензивными состояниями во время беременности, изучить симптоматологию, диагностику, осложнения и принципы ведения беременных с гипертензивными состояниями, связанными с беременностью, особенности родоразрешения, вопросы профилактики.
Содержание занятия: Теории возникновениягипертензивных состояний во время беременности. Патогенез развития гипертензивных состояний во время беременности, патофизиологические изменения в органах и системах. Токсикозы I половины беременности. Клинические формы, диагностика, дополнительные методы исследования, основные принципы лечения. Гипертензивные состояния, связанные с беременностью: формы, определение степени тяжести, возможные осложнения, основные и дополнительные методы диагностики, основные принципы лечения. Профилактика гипертензивных состояний во время беременности. Курация беременных. Постановка диагноза. Принципы ведения родов при гипертензивных состояниях разной степени тяжести.
Исходные знания студентов:симптомы типичные для гипертонической болезни, хронического гломерулонефрита, уметь измерять артериальное давление, уметь оценить анализ крови и мочи, знать препараты гипотензивного действия.
Практические навыки:Студенты должны уметь выявить начальные признаки токсикозов беременных, знать все формы их клинического течения, знать дополнительные методы обследования, современные методы лечения, выписывать рецепты наиболее распространенных медикаментозных средств, знать показания к прерыванию беременности при токсикозах беременных. Уметь оказать неотложную помощь при тяжелых формах гипертензивных состояний во время беременности.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
По теме проводится 2 занятия
1-е занятие. Ранний токсикоз беременных. Отеки беременных.
Опрос студентов по заданной теме с применением программированного контроля. Определение токсикозов беременных, их классификация.
Рвота беременных, клиническая классификация. Оценка степени тяжести токсикоза. Слюнотечение.
Разбор у постели беременных ранних форм токсикоза, клиника, данные лабораторных исследований. Определяется степень тяжести.
Перерыв
Вырабатывается план лечения разбираемых больных, обобщаются вопросы терапии. Подробно разбираются показания к прерыванию беременности.
Рассматривается классификация гипертензивных состояний во время беременности. Теории патогенеза. Отеки беременных. Диагностика. Лечение. Курация беременных с отеками. Намечается план лечения. Критерии выписки из стационара.
Решение задач.
2-е занятие. Гипертензивные состояния во время беременности (гипертензия, связанная с беременностью, хроническая артериальная гипертензия, преэклампсия, эклампсия).
Краткий опрос студентов по теме занятия.
Разбор у постели больных сгипертензивными состояниями во время беременности.
Обобщаются вопросы клиники, лечения и профилактики гипертензивных состояний во время беременности. Определение степени тяжести гипертензии, связанной с беременностью. Лечение в зависимости от степени тяжести. Понятие о гипотензивной терапии. Показания к инфузионной терапии. Сроки лечения больных.
Перерыв
Преэклампсия. Диагностика. Лечение. На примере истории родов или решения задач проводится клинический разбор. Дифференциальная диагностика между умеренной и тяжелой преэклампсией.
Эклампсия. Клиника. Неотложная помощь. Принципы ведения родов. Показания к досрочному родоразрешению.
Решение задач.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
Таблица:
Степень тяжести рвоты беременных.
Показания к досрочному прерыванию беременности при рвоте беременных.
Определение степени тяжести гипертензивных состояний во время беременности.
ВОПРОСЫ:
1. Когда возникают ранние токсикозы?
2. Какие различают клинические формы рвоты беременных?
3. Клиническое течение рвоты беременных легкой степени?
4. Клиническое течение рвоты беременных средней степени тяжести?
5. Клиническое течение рвоты беременных тяжелой степени?
6. Какие показания для прерывания беременности при рвоте беременных?
7. Лечение рвоты беременных различной степени тяжести.
8. Отеки беременных.
9. Степени тяжести отёков беременных.
10. Лечение отёков беременных.
11. Что такое гипертензивные состояния, связанные с беременностью?
12. Какая существует классификациягипертензивных состояний во время беременности?
13. Какая существует классификацияотеков беременных?
14. Что такое скрытые отеки и как их можно диагностировать?
15. Какие симптомы характерны для гипертензии, связанной с беременностью?
16. Какие осложнения могут быть при гипертензивных состояниях во время беременности?
17. Как определить степень тяжести гипертензивных состояний во время беременности?
18. Какие симптомы характерны для умеренной преэклампсии?
19. Какие симптомы выявляются при тяжелой форме преэклампсии?
20. Из каких периодов слагается экламптический припадок?
21. Какие показания к немедленному прерыванию беременности при гипертензивных состояниях, связанных с беременностью?
22. Какие осложнения в родах могут быть при гипертензивных состояниях беременных?
23. Каковы принципы ведения родов пригипертензивных состояниях беременных?
24. Как вести второй период родов при тяжелой форме преэклампсии?
25. Принципы оказания неотложной помощи при эклампсии.
26. Какие показания к проведению инфузионной терапии при гипертензивных состояниях беременных?
ЗАДАЧИ:
1. При беременности 8 недель у женщины отмечена потеря веса на 2 кг, рвота по 12 раз в сутки, ацетон в моче. Диагноз?
2. У беременной на 36 неделе беременности еженедельная прибавка массы 900-1000 г. Соматически здорова. Величина матки обычная для этого срока беременности. Диагноз?
3. Беременность 36 недель. Отек нижних конечностей. В моче 0,9 % белка, А/Д 150/90 мм рт. ст. Самочувствие удовлетворительное. Диагноз?
4. Первобеременная, 27 лет, поступила в родильный дом при сроке беременности 36 нед с жалобами на головную боль. А/Д 150/100 мм рт. ст. В моче белок 0,132 %, единичные гиалиновые цилиндры. При исследовании глазного дна - гипертоническая ангиопатия. С 17 - летнего возраста страдает гипертонической болезнью, настоящая беременность с ранних сроков сопровождалась повышением А/Д, с 20 нед, патологическая прибавка массы, протеинурия. В отделении патологии беременных в течение 3 нед проводилась комплексная терапия без эффекта. Диагноз. Что делать?
5. Беременная, 20 лет, поступила в родильный дом при сроке беременности 7-8 нед с жалобами на рвоту до 20 раз в сутки. За последние 3 нед потеряла в весе 7 кг. Настоящая беременность первая. Рост 165 см, масса 50 кг. Кожа сухая, А/Д 90/60 мм рт. ст. Пульс 96 уд. в 1 мин. Печень не увеличена. Мочеиспускание малыми порциями. Ацетон в моче. Диагноз. Тактика врача?
6. Первые роды в срок продолжаются 8 часов. Воды отошли 4 часа назад. Таз нормальный. Сердцебиение плода 130 уд/мин, ясное. Выраженные отеки, резкая головная боль, АД 180/120 мм рт.ст. Начались судороги, потеря сознания. При влагалищном исследовании: открытие зева полное, головка в узкой части полости малого таза.
Диагноз? План ведения?
7. Первобеременная 23 лет. Доставлена машиной скорой помощи без родовой деятельности. Срок беременности 39 нед. Жалобы на сильную головную боль, боль в подложечной области, тошноту, мелькание мушек перед глазами. Артериальное давление 180/100 мм рт. ст., белок в моче. Диагноз? Что делать?
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Акушерство: Учебник / Г.М.Савельева, В.И.Кулаков, А.Н.Стрижаков и др.; Под ред. Г.М.Савельевой. – 2009 – С. 331-359.
Дополнительная:
Клинические рекомендации: Гипертензивные состояния во время беременности. Москва. 2012.
Интернет ресурсы:
http://www.gfmer.ch/SRH-Course-2010/pre-eclampsia-University-of-Oxford/index.htm
Тема 9 (10 часов). Экстрагенитальная патология и беременность.
Цель занятия: изучить особенности течения экстрагентальных заболеваний при беременности. Влияние заболеваний на течение беременности, исход для матери и плода.
Содержание занятия: Заболевания сердечно-сосудистой системы и беременность (пороки сердца, гипертоническая болезнь, гипотония). Заболевания почек и беременность (пиелонефрит, гломерулонефрит, мочекаменная болезнь). Сахарный диабет. Анемия.
Исходные знания студентов:клиническая картина гипертонической болезни, пиелонефрита, ревматических пороков сердца. Понятие об анемии. Сахарный диабет. Классификация. Диагностика. Методы лечения.
Практические навыки:уметь установить противопоказания для вынашивания беременности, знать тактику ведения беременных с экстрагенитальной патологией, особенности ведения родов.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Контроль знаний студентов с помощью тестового контроля.
Занятия в учебной комнате. Путем опроса студентов выясняют особенности течения беременности при экстрагентальной патологии. Подчеркивается роль в структуре материнской смертности. Клинический разбор беременной с пороком сердца. Проводится обследование с целью изучения диагностики вида порока, определяется тактика ведения родов. Разбираются показания к кесареву сечению.
Студенты готовят презентации по различным экстрагенитальным заболеваниям, в которых должны быть отражены особенности этих заболеваний на фоне беременности, их влиянии на течение беременности, родов, противопоказания для вынашивания беременности.
Перерыв.
Курация беременных с различной экстрагенитальной патологией.Вместеc преподавателем студенты ставят диагноз. Определяют тактику ведения, лечение, сроки и методы родоразрешения.
Решение задач.
ВОПРОСЫ:
1. Какие основные принципы ведения беременных с экстрагенитальной патологией?
2. Дифференциальная диагностика гипертонической болезни с гипертензивными расстройствами во время беременности.
3. Какие осложнения бывают во время беременности и родов при гипертонической болезни?
4. Принципы лечения гипертонической болезни при беременности.
5. При какой стадии гипертонической болезни вынашивание беременности противопоказано?
6. Какие гипотензивные средства нельзя принимать при беременности?
7. Особенности ведения родов при гипертонической болезни.
8. Какие осложнения для матери и плода возможны при пороках сердца?
9. Перечислите критические периода беременности у женщин с пороками сердца.
10.Влияние пороков сердца на течение беременности?
11.В чем заключается влияние беременности на течение порока сердца?
12.Показания к кесареву сечению при пороках сердца.
13.Какие особенности ведения родов при пороках сердца?
14.Причины заболеваний почек при беременности?
15.Какое заболевание почек встречается чаще всего при беременности?
16.Основные принципы ведения беременных с заболеваниями почек.
17.Перечислите медикаменты, которые используются для лечения пиелонефрита беременных.
18.Каковы противопоказания для вынашивания беременности при заболеваниях почек?
19.Осложнения беременности у женщин с хроническим гломерулонефритом.
20.Классификация анемии при беременности?
21.Осложения в течении беременности при анемии.
22.Принципы лечения анемии при беременности.
23.Влияние беременности на течение сахарного диабета?
24.Какие осложнения беременности наблюдаются при сахарном диабете?
25.Противопоказания для вынашивания беременности при сахарном диабете.
26.Что такое дистоция плечиков.
27.Что такое диабетическая фетопатия?
28.Неотложная помощь при коме.
ЗАДАЧИ:
1. При обследовании беременной установлен ревматизм, неактивная фаза; митральный порок сердца с преобладанием недостаточности митрального клапана. Недостаточность кровообращения IIА стадии. Таз нормальный. Головка прижата ко входу в таз. При сроке беременности 38 недель началась родовая деятельность. Диагноз? План ведения?
2. Б., 26 лет, 28.09.1984 г. при очередном обращении в женскую, консультацию отметила появление за последние несколько дней бледности, слабости, быстрой утомляемости, головной боли и головокружения.
Анамнез.Наследственность не отягощена. Из детских заболеваний перенесла корь, ветряную оспу и краснуху; взрослой часто болеет простудными заболеваниями и ангиной. В течение последних нескольких лет страдает гипоацидным гастритом, систематически не лечилась.
Менструации с 12 лет, установились через год, через 28—30 дней, по 5—6 дней, болезненные в первые два дня, умеренные. После начала половой жизни, родов и абортов характер менструального цикла существенно не изменился. Последние менструации были 11.2. 1984 г. Половая жизнь с 19 лет, брак первый. Мужу 29 лет, по словам женщины, здоров.
Было 3 беременности, 2 искусственных аборта без осложнений и 1 своевременные роды также без осложнений. Последняя беременность, закончившаяся искусственным абортом, была 2 года назад.
Первая половина данной беременности в первые 2 мес сопровождалась выраженными явлениями раннего токсикоза (рвота беременных). В связи с этим женщину дважды госпитализировали в отделение патологии беременных для проведения соответствующей терапии (инфузионная и седативная терапия и др.). Похудела на 5 кг. Первое шевеление плода отметила в 19 нед беременности. В течение последней недели возникли слабость, головокружение и почти постоянные головные боли, повышенная утомляемость, значительно снизилась трудоспособность. Систематически наблюдается в женской консультации.
Общее и гинекологическое обследование.Беременная правильного телосложения, пониженного питания. Масса тела 68 кг, рост 168 см. Выражена бледность кожных покровов и видимых слизистых оболочек. Регионарные лимфатические узлы не увеличены. Температура тела 36,1°С. Зев не гиперемирован. Пульс 90 в минуту, ритмичный, удовлетворительного наполнения и напряжения. АД 110/70 мм рт.ст.
Со стороны легких патологических изменений не обнаружено. Границы сердца не расширены. При аускультации над верхушкой сердца и в проекции легочной артерии выслушивается систолический шум. Язык чистый, влажный. Живот равномерно увеличен в размерах за счет беременной матки, дно которой располагается на 5 см выше пупка. Окружность живота на уровне пупка 87 см. Положение плода продольное, I позиция, передний вид, головное предлежание. Головка плода баллотирует над входом малого таза. Сердцебиение плода выслушивается слева ниже пупка, 136 в минуту, ясное, ритмичное. Матка невозбудима. Размеры таза: 25, 28, 30, 20 см. Индекс Соловьева 14 см. Воды не изливались. В крови НЬ — 90 г/л, эритроцитов — 2,7-1012/л.
О каком заболевании идет речь? Каковы особенности течения беременности и родов при данном заболевании? Какое влияние это заболевание оказывает на состояние плода? Каковы принципы и методы терапии?
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПРЕЗЕНТАЦИЙ:
1. Врожденные пороки сердца и беременность
2. Ревматическая болезнь и беременность
3. Влияние хронической артериальной гипертензии на течение беременности и родов
4. Различные виды анемии и беременность
5. Хронический и гестационный пиелонефриты, их особенности, влияние на течение беременности
6. Гломерулонефрит у беременных
7. Мочекаменная болезнь в гестационном периоде и в родах
8. Болезни желудочно-кишечного тракта во время беременности
9. Особенности беременности на фоне хронических заболеваний печени
10. Особенности ведения беременности и родов при ИППП
11. Сахарный диабет и беременность
12. Заболевания щитовидной железы у беременных
13. Тромбоцитопенические состояния при беременности
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Акушерство: Учебник / Г.М.Савельева, В.И.Кулаков, А.Н.Стрижаков и др.; Под ред. Г.М.Савельевой. – 2009 г. – С. 359-403.
Интернет ресурсы:
Российский национальный консенсус «Гестационный сахарный диабет: диагностика, лечение, послеродовое наблюдение»
http://www.endocrincentr.ru/images/material-images/consenss.pdf
Тема 10 (5 часов). Беременность и роды в тазовом предлежании. Неправильные положения плода.
Цель занятия: изучить биомеханизм родов при тазовом предлежании плода, диагностику тазовых предлежаний, ведение родов по методу Цовьянова и оказание классического ручного пособия, изучить различные варианты неправильных положений плода.
Содержание занятия: Этиология тазовых предлежаний, классификация, диагностика, данные влагалищного исследования, осложнения во время беременности и родов, биомеханизм рождения плода, ведение беременных с тазовым предлежанием, акушерская тактика в I периоде, виды ручных пособий во II периоде родов.
Частные задачи занятия: изучить биомеханизм родов при тазовом предлежании плода, отработать на фантоме технику ручного пособия при тазовых предлежаниях плода, освоить современные принципы ведения родов при тазовых предлежаниях плода, изучить показания, условия и технику выполнения операции экстракции плода за тазовый конец.
Разновидности неправильных положений плода, этиология, диагностика, осложнения в течении беременности и родов, врачебная тактика при беременности и в родах; операции, исправляющие положение плода, показания, условия, противопоказания, этапы операции, осложнения, врачебная тактика.
Исходные знания:размеры малого таза по плоскостям, размеры плода, методы наружного акушерского исследования, биомеханизм родов. акушерская терминология, положение, позиция и вид плода.
Студент должен знать: этиологию, классификацию, биомеханизм родов, особенности течения родов, применяемые пособия в родах, осложнения, возникающие в I и II периодах родов при тазовых предлежаниях плода.
Студент должен уметь: наружными методами обследовать беременную и роженицу, диагностировать тазовые предлежания плода; на фантоме продемонстрировать все моменты биомеханизма родов при тазовом предлежании плода; распознавать их при внутреннем исследовании; определить место нахождения предлежащей части в родовом канале; оказать ручное пособие по Цовьянову и Брахту; классическое акушерское пособие; продемонстрировать выведение головки плода по методу Мориссо-Левре- Ла Шапель и Смелли-Файту; правильно записать данные обследования в истории родов; поставить диагноз и определить тактику ведения родов (роды через естественные родовые пути или операция кесарева сечения).
Студенты должны уметь распознавать различные виды неправильных положений плода, выбрать рациональный метод ведения родов.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Опрос студентов с помощью тестового контроля.
Занятия в учебной комнате. Путем опроса студентов выясняют возможные варианты тазового предлежания (неполные и полные ягодичные и ножные). Клинический разбор беременной с тазовым предлежанием. Проводится обследование с целью изучения диагностики тазового предлежания, выяснения причин. С помощью фантома и куклы изучается биомеханизм родов при тазовом предлежании. Преподаватель путем опроса студентов сначала разбирает каждый момент биомеханизма родов, а затем студенты обобщают весь процесс биомеханизма родов при тазовом предлежании. Уточняется особенность течения и осложнения во время беременности в 1-м, 2-м периодах родов, профилактика и наиболее рациональные методы их устранения.
Знакомство с неправильными положениями плода. Акушерская терминология.
Перерыв.
На фантоме отрабатывается техника ручного пособия по Цовьянову, классического ручного пособия и ведения родов при ножном предлежании по методу Цовьянова. Сначала каждый прием демонстрирует преподаватель, а затем он выполняется всеми студентами.
Решение акушерских задач для контроля усвоения темы занятий.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
1. Фантом и кукла
2. Модель костного таза
Рисунки:
· ягодичные предлежания (неполные и полные)
· Ножные предлежания (полные и неполные)
· Моменты биомеханизма родов при тазовом предлежании
· Ручное пособие по Цовьянову при неполном ягодичном предлежании
· Классическое ручное пособие (освобождение ручек)
· Выведение последующей головки (по методу Морисо-Левре и Файт-Смелли).
· Ведение родов по методу Цовьянова при ножных предлежаниях.
· Осложнение родов при тазовых предлежаниях (запрокидывание ручек, образование заднего вида, рождение головки при спазме шейки матки, разгибание последующей головки).
· Поперечное положение плода.
· Запущенное поперечное положение плода.
Видеофильмы.
ВОПРОСЫ:
1. Дайте определение тазового предлежания плода?
2. Частота тазового предлежания?
3. Причины тазовых предлежаний?
4. Классификация тазовых предлежаний плода?
5. Дайте определение чисто ягодичного предлежания?
6. Дайте определение смешанного предлежания плода?
7. Дайте определение ножного предлежания?
8. Дайте определение коленного предлежания плода?
9. Как можно диагностировать тазовое предлежание плода наружными методами?
10. Какой метод исследования позволяет наиболее точно диагностировать тазовое предлежание плода?
11. Какой вариант тазового предлежания является наиболее выгодным, как для матери, так и для плода?
12. С какой предлежащей частью можно спутать чистое ягодичное предлежание и какие отличительные признаки?
13. Куда обращен крестец при первой и второй позиции, переднем и заднем виде?
14. Перечислите возможные осложнения течения беременности при тазовом предлежании плода?
15. Какие особенности ведения беременности при тазовом предлежании плода?
16. Сколько моментов в биомеханизме родов при тазовом предлежании плода?
17. Что является ведущей точкой при чистом ягодичном предлежании?
18. В каком отделе таза начинается внутренний поворот ягодиц?
19. Что является точкой фиксации при чистом ягодичном предлежании?
20. Каким размером прорезывается последующая головка?
21. Где располагается родовая опухоль при чистом ягодичном предлежании?
22. Особенности течения и осложнения первого периода родов при тазовом предлежании плода
23. Назовите причину преждевременного излития вод при тазовом предлежании плода?
24. Назовите возможные осложнения во втором периоде родов при тазовом предлежании плода?
25. Современные показания к операции кесарева сечения при тазовых предлежаниях плода?
26. Что такое пособие при тазовых предлежаниях?
27. Перечислите виды ручных пособий при тазовом предлежании плода?
28. Сколько этапов различают при рождении плода при тазовом предлежании?
29. Цель метода Н.А.Цовьянова I.
30. Опишите технику ручного пособия по методу Н.А.Цовьянова I.
31. Суть метода Н.А.Цовьянова II.
32. Опишите технику метода Н.А.Цовьянова II.
33. Когда нужно прекратить противодействие рождающимся ножкам плода?
34. Осложнения, возникающие при оказании пособий по Цовьянову в родах при тазовом предлежании.
35. Классическое ручное пособие при тазовом предлежании.
36. Выведение головки плода по методу Мориссо-Левре-Ла Шапель
37. Ведение 1 периода родов при тазовом предлежании плода?
38. Ведение П периода родов при тазовом предлежании плода?
39. Какие положения плода относятся к неправильным?
40. Какое положение плода называется поперечным?
41. Что такое запущенное поперечное положение плода?
42. Современные принципы диагностики неправильного положения плода.
43. Какова тактика врача при запущенном поперечном положении плода?
44. Как на ощупь можно отличить ногу плода от руки?
ЗАДАЧИ:
1. В родильное отделение поступила первородящая 17-ти лет с доношенной беременностью, без родовой деятельности, с излитием околоплодных вод два часа тому назад. На учете в женской консультации с 28 недель.
Общая прибавка в весе – 13 кг, неравномерная, особенно за последние три недели. Данная беременность - первая.
При поступлении: состояние удовлетворительное, жалоб не предъявляет, АД 140/100, 145/105 мм рт. ст., рост 162 см, вес 73 кг. Отеки нижних и верхних конечностей. Размеры таза: 26-28-30-19 см. Индекс Соловьева 13,5 см. Ромб Михаэлиса 10х10 см. Окружность живота 105 см, высота стояния дна матки над лоном 38 см. Предполагаемая масса плода 3800,0 г.
При влагалищном исследовании диагностировано тазовое предлежание плода. Родовой деятельности нет. Сердцебиение плода ясное, ритмичное, 144 уд/мин. Подтекают светлые воды.
Диагноз? План ведения родов.
2. В родильное отделение поступила повторнородящая 30-ти лет со сроком беременности 38 недель с жалобами на схваткообразные боли внизу живота в течение двух часов. Беременности: 1-я (8 лет назад) закончилась срочными родами в головном предлежании (3650, 0,53), без осложнений; 2-я (4 года назад) закончилась самопроизвольным выкидышем в сроке 12 недель с выскабливанием стенок полости матки, без осложнений; данная беременность - 3-я.
Гинекологические заболевания отрицает.
Течение данной беременности без осложнений. Общая прибавка в весе - 7 кг, равномерная. При поступлении: состояние удовлетворительное. Рост 175 см. Вес 68 кг. Размеры таза: 26-29-31-21 см. Индекс Соловьева 15 см. Ромб Михаэлиса правильной формы, 11х10 см. Окружность живота 100 см, высота стояния дна матки над лоном 36 см. Предполагаемая масса плода 3600,0 г.
Объективно: схватки через 6-7 минут по 35 секунд хорошей силы, умеренной болезненности. Положение плода продольное, спинка определяется слева, мелкие части плода - справа. В дне матки определяется головка плода, предлежит тазовый конец, прижат ко входу в малый таз. Сердцебиение плода ясное, ритмичное, 140 уд/мин. Воды целы.
Влагалищное исследование: шейка матки укорочена до 1,5-2,0 см, мягкая, центрированная, канал свободно пропускает 1 палец. Плодный пузырь цел. Предлежат ягодицы плода, прижаты ко входу в малый таз. Мыс не достигается. Экзостозов не выявлено.
Диагноз? План ведения родов.
3. Ягодицы в полости малого таза. 1 позиция, передний вид. В каком размере находится межвертельная линия?
4. Ягодицы в полости малого таза. П позиция, передний вид. В каком размере находится межвертельная линия?
5. Ягодицы в выходе из полости малого таза. Где располагается плечевой пояс по отношению к тазу?
6. Ягодицы проходили малый таз в левом косом размере. В каком размере будет проходить головка?
7. Беременность и роды 1. Открытие маточного зева полное. Таз нормальных размеров. Предлежат ножки. В момент отхождения вод выпала пульсирующая пуповина. Диагноз. Что делать?
8. Роды 1. Схватки через 3 мин, по 40 сек. Предлежат ножки. Открытие зева 4 см. Плодный пузырь цел. Диагноз. Как вести роды?
9. Роды 1, срочные. Размеры таза нормальные. Схватки энергичные. Предлежит тазовый конец. Сердцебиение плода 140 уд. в 1 мин. Внутреннее исследование: открытие полное, плодный пузырь цел, ягодицы прижаты ко входу в малый таз. Диагноз. Как вести роды?
10. Роды четвертые длятся 3 суток. Воды излились 10 часов назад. Из влагалища свисает отечная ручка. Положение плода поперечное. Матка плотно охватывает плод. Сердцебиение плода не выслушивается. Полное открытие шейки матки.
Диагноз? Что делать?
11. Двойня, один плод только что родился, второй в поперечном положении. Плодный пузырь цел. Сердцебиение плода 130 уд в 1 мин.
План ведения ?
12. Беременная 27 лет поступила в отделение 15 марта. Последняя менструация 18 июля. Первая беременность закончилась абортом в 9 нед., 2 и 3 самопроизвольный аборт в сроке 16 и 21 нед. Данная беременность 4. В сроке 12 - 28 нед была осложнена угрозой прерывания, по поводу чего дважды стационарное лечение в отделении патологии беременных. Матка соответствует сроку беременности, но при пальпации приходит в тонус и при этом в дне ее отчетливо пальпируется углубление седловидной формы. В дне матки находятся мелкие части плода, слева пальпируется крупная баллотирующая, а справа тоже крупная часть плода, но не баллотирующая при исследовании. Предлежащей части нет. Сердцебиение плода ясное ритмичное 136 уд. в 1 мин.
Диагноз? Тактика ведения беременности? Тактика ведения родов?
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Акушерство: Учебник / Г.М.Савельева, В.И.Кулаков, А.Н.Стрижаков и др.; Под ред. Г.М.Савельевой. – 2009 г. – С.219-243, 275-279.
Тема 11 (6 часов). Зачёт по практическим навыкам.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТУ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ:
Зачет проводится в 3 этапа:
1. Тестирование по темам, изученным на практических занятиях в I семестре – тестовое задание включает 25 вопросов, на каждый из которых студент должен выбрать один наиболее правильный ответ из предложенных.
2. Практические навыки – каждый студент получает для курации пациентку (беременную, роженицу или родильницу), в палате студент опрашивает и осматривает пациентку, на основании полученных данных ставит диагноз. Затем студент докладывает полученные результаты преподавателю, принимающему зачет: ФИО пациентки, возраст, диагноз. Далее преподаватель предлагает студенту продемонстрировать некоторые практические навыки из перечня.
3. Решение клинических задач – каждый студент получает 1 клиническую задачу, из тех что представлены в данных методических указаниях. По данным, имеющимся в условии задачи, необходимо поставить диагноз, а затем ответить на вопросы.
Зачет по практическим навыкам получают студенты, успешно прошедшие все три этапа. К сдаче следующих этапов студенты допускаются не зависимо от результата сдачи предыдущих этапов. При пересдачах студенты сдают только те этапы, которые им не были зачтены.