Правила постановки диагноза в акушерстве
Во время беременности:
1. Беременность
2. Какая по счету (учитывая все беременности не зависимо от того, чем они закончились – родами, медицинскими или самопроизвольными абортами, внематочные беременности)
3. Срок беременности в неделях
4. Положение, предлежание, позиция, вид позиции плода
5. Осложнения беременности
6. Осложнения связанные с плодом
7. Экстрагенитальная патология
Пример: Беременность III, 36-37 недель. Положение плода продольное, предлежание головное, позиция I, вид передний. Преэклампсия легкой степени. Хроническая плацентарная недостаточность. СЗРП. Хронический пиелонефрит, вне обострения.
В родах:
1. Роды
2. Какие по счету (учитываются только роды)
3. Срочные, преждевременные, запоздалые (с указанием срока беременности, в котором произошли роды)
4. Если диагноз ставится в процессе родов, то необходимо указать период родов на момент постановки диагноза.
5. Если проводилась индукция родов – индуцированные, если оперативные роды – пишется: оперативные.
6. Положение, предлежание, позиция, вид позиции плода
7. Осложнения родов
8. Осложнения беременности
9. Осложнения связанные с плодом
10. Экстрагенитальная патология
11. Операции и пособия, оказываемые в родах
Пример: Роды II, срочные (можно при срочных родах срок не указывать). I период. Положение плода продольное, предлежание головное, позиция I, вид передний. Первичная слабость родовой деятельности. Преэклампсия легкой степени. Хроническая плацентарная недостаточность. СЗРП. Хронический пиелонефрит, вне обострения. Родоусиление окситоцином.
В послеродовом периоде:
1. Послеродовый период
2. Какие сутки
3. Осложнения послеродового периода.
Пример: Послеродовый период, 5 сутки. Лактостаз.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
Тазомеры, сантиметровые ленты, акушерские стетоскопы.
ТАБЛИЦЫ:
1. Внутренние половые органы (фронтальный разрез).
2. Тазовые органы женщины (сагитальный разрез).
3. Высота стояния дна матки при различных сроках беременности.
4. Измерение окружности живота и высоты стояния дна матки.
5. Измерение размеров таза тазомером.
6. Крестцовый ромб.
7. Приемы акушерской пальпации.
8. Места наиболее ясного выслушивания сердцебиения плода при его положении.
9. Влагалищное исследование беременной.
ОБОРУДОВАНИЕ СИМУЛЯЦИОННОГО КАБИНЕТА:
1. Имитатор родов
2. Гибкий плод
3. Плод для отработки приемов Леопольда
4. Гинекологический тренажер «Зоя»
5. Скелетированный женский таз
6. Таз с мышцами тазового дна
7. Модель доношенного плода
ВОПРОСЫ:
1. Назовите основные приемы акушерского исследования.
2. На какие группы делятся признаки беременности?
3. Перечислите предположительные признаки.
4. Назовите вероятные признаки беременности.
5. Назовите достоверные признаки беременности.
6. Назовите признаки, типичные для беременности сроком 4, 8, 12 недель.
7. Назовите признаки первой и повторной беременности.
8. Для чего используют ультразвуковую диагностику в акушерстве?
9. Как определить срок беременности по дате последней менструации, 1 шевеления плода, первой явки в женскую консультацию?
10. Что такое кардиотокография?
11. Что такое членорасположение плода?
12. Что такое позиция плода?
13. Дайте определение вида и позиции плода?
14. Определить срок родов если последняя менструация была с 8 по 12 апреля?
15. Головка у дна матки, спинка обращена влево, кпереди. Назовите положение, позицию, вид и предлежание плода.
16. Голова в левом боковом отделе матки, ягодицы в правом, спинка обращена кпереди. Назовите положение, позицию, вид и предлежание плода.
17. Спина обращена кпереди, влево, головка у входа в малый таз. Назовите положение, позицию, вид и предлежание плода.
18. Головка у входа в малый таз, спинка обращена вправо, кзади. Назовите положение, позицию, вид и предлежание плода.
19. Голова в правом боковом отделе матки, спинка обращена кзади. Назовите положение, позицию, вид и предлежание плода.
20. Назовите положение, позицию, вид и предлежание плода, если спинка плода обращена вправо, кзади, головка у входа в малый таз.
21. Что определяют при помощи 1 приема Леопольда?
22. Цель 4 приема наружного акушерского исследования?
23. Первая позиция, передний вид, головное предлежание. Куда обращена спинка плода, где находится головка?
24. Структура акушерского диагноза.
ЗАДАЧИ:
1. Повторнобеременная 30 лет обратилась в женскую консультацию 10.09. Общий и акушерский анамнез без особенностей. Предыдущие роды 2 года назад, масса ребенка 3900 г. Последняя менструация 22.01, первое шевеление плода 22.05. Рост 168 см, масса 76 кг. Размеры таза: 26-29-32-21, окружность лучезапястного сустава 15 см. Окружность живота 92 см, высота стояния дна матки над лоном 36 см. Головка над входом в малый таз, спинка плода слева и спереди. Сердцебиение плода слева ниже пупка 142 уд в 1 мин. Диагноз.
2. Определите предполагаемый срок родов у первобеременной. Последняя менструация 8.01, дата первого шевеления плода 21.05, первая явка 26.02. в сроке беременности 8 нед.
3. Пациентка 26 лет, беременность третья, 2 нормальных родов. Дата последней менструации 25 декабря, дата первого шевеления плода 9 мая. При первом посещении женской консультации 16 февраля была обнаружена беременность сроком 6 нед.
Вопросы:
1) Предполагаемый срок родов по менструации.
2) Предполагаемый срок родов по первому шевелению плода.
3) Предполагаемый срок родов по дате первой явке в женскую консультацию.
4) Средняя предполагаемая дата родов.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Акушерство: Учебник/Г.М.Савельева, В.И.Кулаков, А.Н.Стрижаков и др.; Под ред. Г.М.Савельевой.– 2009 г. – С. 139-145.
Тема 4 (8 часов). Структура и организация работы женской консультации. Лабораторные методы диагностики в акушерстве. Пренатальная диагностика.
Цель занятия:Знакомство с организацией и работой женской консультации, оснащением структурных подразделений. Изучить методику обследования и ведения беременной в условиях женской консультации. Научить студентов лабораторным методам диагностики беременности, распознаванию различных фаз менструального цикла, гормональной функции яичников, степени чистоты влагалища.
Содержание занятия: Структура и организация работы женской консультации. Организация специализированного приема. Задачи женской консультации. Диспансеризация беременных. Приказ №572. Группы повышенного риска. Основные формы отчетной документации. Физиологический менструальный цикл. Изучение нормального менструального цикла; морфологические изменения в яичниках и матке, гормоны гипофиза и яичника, процесс оплодотворения. Методы функционального исследования половой системы женщины. Иммунологические и биологические методы диагностики беременности. Значение хорионического гонадотропина.
Исходные знания: физиология менструального цикла, анатомическое строение яичников, матки, процесс оплодотворения.
Практические навыки:студенты должны правильно определить фазу менструального цикла по гистологической картине слизистой матки, уметь пользоваться методами гистологического исследования влагалищных мазков, уметь оценить тесты функциональной диагностики. Знать современные тесты определения беременности. Определить показания для плановой и экстренной госпитализации во время беременности.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Знакомство с работой женской консультации. Уточняются основные задачи женской консультации: оказание профилактической и лечебной помощи женщинам во время беременности и в послеродовом периоде; оказывать лечебную и профилактическую помощь гинекологическим больным; осуществлять диспансеризацию женщин; оказывать женщинам социально-правовую помощь.
Обход женской консультации, знакомство со структурой (регистратура, кабинеты для приема беременных и гинекологических больных, специальные кабинеты). Следует обратить внимание на участковость диспансерного наблюдения в системе обслуживания женского населения.
Прием со студентами беременных с разными сроками беременности. Студенты собирают анамнез, проводят объективное исследование. Преподаватель обращает внимание на частоту посещения женской консультации в первой и второй половине беременности.
Изучается физиопсихопрофилактическая подготовка при беременности, современные методики подготовки беременных к родам.
Перерыв: 20 мин.
Разбирается нормальный менструальный цикл: изменение в яичниках, матке, шейке матки, слизистой влагалища. Разбор тестов функциональной диагностики.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
Карта беременной. Обменная карта. Картотека беременных. Журнал учета профилактических осмотров. Оборудование гинекологического кабинета. Выставка противозачаточных средств. Видеофильмы по подготовке беременных к родам.
ТАБЛИЦЫ:
1. Степени чистоты влагалища.
2. Фазы менструального цикла.
3. Схема регуляции менструального цикла.
ВОПРОСЫ:
1. Назовите областные руководящие органы родовспоможения.
2. Перечислите структуру женской консультации.
3. Какие основные задачи женской консультации?
4. Назовите основные показатели работы женской консультации?
5. Почему необходимо брать беременных на учет до 12 нед?
6. Перечислите основные документы женской консультации?
7. Что такое диспансерное наблюдение?
8. Задачи диспансерного наблюдения беременных?
9. Что такое индивидуальная карта беременной и родильницы?
10. Среднее количество посещений женской консультации, которые должна сделать беременная за время беременности.
11. Сроки выдачи декретного отпуска при беременности.
12. Название фазы яичникового цикла, которая начинается с первого дня менструального цикла и заканчивается на 11 - 12 день.
13. Название фазы маточного менструального цикла, которая продолжается с 7 - 8 до 14 - 15 дня цикла.
14. Какой фазе в матке соответствует фаза овуляции в яичнике?
15. Каким органом и в какой фазе менструального цикла выделяются эстрогенные гормоны? Их названия.
16. Механизм регуляции менструального цикла.
17. Каким органом и в какой фазе менструального цикла выделяется прогестерон?
18. Схема менструальной функции женщины.
19. Какие гормоны вырабатываются в яичнике женщины.
20. Пренатальная диагностика. Сроки проведения.
21. Что такое пренатальный скрининг. Сроки проведения.
22. Какие гормоны следует определять при I скрининге.
23. РАРР-А – его значение, β-ХГЧ – его значение.
24. УЗИ-критерии, используемые при пренатальной диагностике.
25. Что такое биопсия хориона.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Акушерство: Учебник / Г.М.Савельева, В.И.Кулаков, А.Н.Стрижаков и др.; Под ред. Г.М.Савельевой.– 2009 г. – С. 11-12, 97-139.
Дополнительная:
Приказ №572н. Приложение 5
Тема 5 (5 часов). Биомеханизм родов при переднем и заднем виде затылочного предлежания.
Цель занятия:Изучить биомеханизм родов при переднем и заднем виде затылочного предлежания.
Содержание занятия: Понятие о биомеханизме родов, условия для совершения биомеханизма, основные моменты биомеханизма родов, расположение стреловидного шва и родничков в течение родов. Занятия с куклой, тазом и фантомом. Студенты упражняются в определении характера расположения головки в родовых путях.
Исходные знания: знание строения и размеров женского таза, плоскостей таза, размеров головки плода.
Практические навыки:Студенты должны уметь распознать при наружном и внутреннем исследовании предлежащую часть, место нахождения и расположение головки в родовом канале, установить отклонения от нормального биомеханизма родов в затылочном предлежании.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Опрос студентов с применением программированного контроля.
В начале занятия в учебной комнате путем опроса студентов повторяются размеры и плоскости малого таза, строение и размеры головки плода, понятие о сегментах головки. Затем, пользуясь тазом и куклой, изучается передний вид затылочного предлежания (определение понятия, ведущая точка, большой сегмент головки при этом варианте предлежания).
Затем студенты опрашиваются каждому моменту биомеханизма родов при переднем виде затылочного предлежания (первая или вторая позиция), коррегируя или дополняя их ответы, особенно в отношении ведущей точки, размера головки, которыми происходят роды при нормальном соотношении головки и таза; а так же плоскостей, в которых эти моменты совершаются.
Следует выяснить почему, происходит тот или иной момент биомеханизма родов, как согласуется данный момент с клиникой родов. Студент должен с помощью наружного и внутреннего исследования уметь диагностировать моменты биомеханизма родов.
Затем каждый студент повторяет весь биомеханизм родов при переднем виде затылочного предлежания.
Перерыв: 20 мин.
Во второй половине занятия изучается биомеханизм родов в заднем виде затылочного предлежания. Подчеркивают особенности биомеханизма, диагностики и клинического течения родов при данном виде предлежания.
На фантоме с куклой (2-3 экземпляра) каждому студенту дается задание для диагностики расположения головки в тазу (предлежание, позиция, вид), установление отношения большого сегмента к плоскостям таза и диагностики моментов биомеханизма рождения плода.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
Женский таз, фантом, кукла, тазомер.
ТАБЛИЦЫ:
Биомеханизм родов при затылочном предлежании, переднем виде, первой позиции.
Первый момент биомеханизма родов.
Второй момент - внутренний поворот головки.
Третий момент - разгибание головки.
Четвертый момент - внутренний поворот плечиков, наружный поворот головки.
Передний и задний асинклитизм.
Сегменты головки.
ВОПРОСЫ:
1. Что такое биомеханизм родов?
2. Из скольких моментов складывается биомеханизм родов в переднем виде затылочного предлежания?
3. Что является ведущей точкой при родах в переднем виде затылочного предлежания?
4. На какой части головки плода находится родовая опухоль при затылочном предлежании?
5. Что такое точка фиксации?
6. Что является точкой фиксации при переднем виде затылочного предлежания?
7. В каких плоскостях таза совершаются моменты биомеханизма родов?
8. Каким размером проходит головка по родовому каналу в переднем виде затылочного предлежания?
9. В каком размере входа в малый таз располагается стреловидный шов при первой позиции переднем виде затылочного предлежания?
10. Какая часть головки первой показывается из половой щели при затылочном предлежании?
11. Каков механизм рождения плечиков и какое плечико рождается первым?
12. Из скольких моментов складывается биомеханизм родов при заднем виде затылочного предлежания?
13. Назовите точки фиксации при заднем виде затылочного предлежания.
14. Что такое конфигурация головки плода и от чего она зависит?
15. Какую форму имеет головка плода при родах в затылочном предлежании?
ЗАДАЧИ:
1. Головка плода малым сегментом во входе в малый таз, стреловидный шов в правом косом размере, малый родничок спереди слева, большой - сзади справа выше малого.
Положение, позиция, вид и предлежание плода?
2. Головка плода малым сегментом во входе в малый таз, стреловидный шов в левом косом размере таза, большой родничок спереди справа, малый родничок сзади слева ниже большого.
Положение, позиция, вид и предлежание плода?
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Акушерство: Учебник / Г.М.Савельева, В.И.Кулаков, А.Н.Стрижаков и др.; Под ред. Г.М.Савельевой.– 2009 г. – С. 171-180.
Тема 6 (8 часов). Клиника и ведение родов в головном предлежании. Физиопсихопрофилактическая подготовка к родам. Обезболивание родов.
Цель занятия:изучить причины наступления родов, клинику и ведение периодов родов.
Содержание занятия: Причины наступления родов, предвестники родов, первый, второй и третий периоды родов. Схватки, их характер. Степень раскрытия шейки матки. Изменение миометрия в родах. Плодный пузырь, его роль в родах. Установление начала 2-го периода родов. Потуги и их характер. Тактика акушера в 1 и 2 периодах родов. Понятие о партограмме. Акушерское ручное пособие во 2 периоде родов. Обезболивание родов. Третий период родов. Признаки отделения плаценты. Способы выделения последа. Физиологическая кровопотеря. Профилактика кровотечения. Осмотр последа. Осмотр мягких родовых путей после родов. Оценка состояния. Первый туалет новорожденного. Курация рожениц в родовом блоке.
Исходные знания: размеры женского таза, плоскости таза, размеры головки плода, строение матки, биомеханизм родов при затылочном предлежании
Практические навыки:Студенты должны уметь произвести наружное и внутреннее исследование роженицы, дать оценку родовой деятельности. Определить предполагаемый вес плода. Уметь вести роды в различные периоды. Овладеть методикой акушерского пособия в родах. Установить признаки отделения плаценты, правильно оценить кровопотерю. Уметь распознать целостность последа. Определить наличие повреждений влагалища, промежности и шейки матки. Произвести первый туалет новорожденного.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
По теме проводится 2 занятия.
1-е занятие: Ведение 1-го периода родов.
Опрос студентов с применением программированного контроля.
Краткий опрос студентов по заданной теме: определение родов, понятие о действии изгоняющих сил (процессы контракции, ретракции, дистракции), о родовом канале и объекте родов, о роли плодного пузыря в родах, определение понятия схваток, особенности открытия шейки матки у перво- и повторнородящих.
Работа в предродовой. Студенты курируют рожениц (2-3 человека одну роженицу). Знакомятся с анамнезом, данные общего обследования, производят тазоизмерение, измерение окружности живота, крестцового ромба, индекса Соловьева. Проводят 4 приема наружного акушерского исследования. Определяется предполагаемый вес плода по формулам. Выясняют силу, частоту, продолжительность и степень болезненности схваток. Выслушивают сердцебиение плода. Знакомятся с биомониторным контролем в родах.
Перерыв: 20 мин.
Студенты докладывают преподавателю о данных полученных при исследовании. Преподаватель обучает студентов находить контракционное кольцо и по его высоте определять степень раскрытия шейки матки, находить круглые связки.
Устанавливаются показания для влагалищного исследования в родах. Ставится диагноз. Намечается план ведения родов, оформляется история родов.
Студенты знакомятся с обезболиванием родов в первом периоде, применением спазмолитиков.
Понятие о партограмме. Фазы 1 периода родов. Студенты заполняют бланки партограммы.
2-е занятие:
Проводится опрос студентов по заданной теме: сущность 2 и 3 периода родов.
На фантоме студенты демонстрируют технику оказания акушерского пособия при родах в затылочном предлежании.
Предварительно целесообразно вспомнить биомеханизм родов при переднем виде затылочного предлежания.
Остальное время студенты работают в родильном зале. Наблюдают за состоянием рожениц, выслушивают сердцебиение плода. Следят за продвижением головки наружными приемами. Пособие при родах оказывается с участием студентов.
При ведении III периода родов изучаются признаки отделения плаценты: Шредера, Альфельда, Чукалова-Кюстнера, Довженко.
Студенты рассказывают, а преподаватель показывает способы выделившегося последа: Абуладзе, Креде-Лазаревича, Гентера.
После рождения последа студенты его осматривают и обучаются определению целостности плаценты.
Студенты знакомятся с допустимой кровопотерей, осматривают состояние мягких родовых путей после родов. Проводят наблюдение за родильницей и в раннем последродовом периоде.
Студенты под руководством преподавателя и акушерок проводят первый туалет новорожденного.
В конце занятия решение акушерских задач для контроля усвоения темы занятия.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
Тазомер, акушерский стетоскоп.
Фильмы: Роды, Биомеханизм родов, Осмотр п.лаценты
ТАБЛИЦЫ:
1. Сглаживание шейки у перво- и повторнородящих.
2. Полное открытие маточного зева.
3. Действие плодного пузыря.
4. Врезывание и прорезывание головки.
5. Рождение головки и плечиков.
6. Партограмма.
7. Шкала оценки сократительной активности матки.
8. Моменты ручного пособия при головном предлежании.
9. Центральное отделение плаценты и рождение последа.
10. Периферическое отделение плаценты и рождение последа.
11. Высота стояния и форма матки в раннем послеродовом периоде.
12. Признаки отделения плаценты.
13. Выделение последа по Абуладзе, по Гентеру, по Креде-Лазаревичу.
14. Вид плаценты, оболочек.
15. Шкала Апгар.
Схема диагностического поиска и выбора рациональной тактики у роженицы |
I этап - установить наличие беременности и ее срок, используя анамнестические данные и методы объективного акушерского исследования. II этап - оценить телосложение женщины, массу, рост, измерить размеры таза и оценить его емкость. III этап - установить членорасположение плода (положение, предлежание позицию и вид), определить предполагаемую массу плода. IV этап - используя анамнестические данные, провести общее обследование женщины, оценить ее общесоматический статус и выявить отклонения в течение беременности. V этап - используя пальпаторные данные, диагностировать наличие родовой деятельности, оценить ее характер, диагностировать период родов, уровень стояния головки. VI этап - произвести влагалищное исследование (или оценить его данные) для уточнения размеров таза, состояния шейки матки, плодного пузыря. предлежащей части и уровня ее стояния. VIIэтап - оценить течение родов на данном этапе и выработать план ведения родов в дальнейшем. Решить вопрос о виде обезболивания родов и других медикаментозных воздействий. VIIIэтап - определить исход родов для матери и плода. |
ВОПРОСЫ:
1. Что такое роды?
2. Причины наступления родов.
3. Предвестники родов.
4. Что такое подготовительный период?
5. Что такое срочные роды?
6. Признаки начала родов?
7. Продолжительность нормальных родов у первородящих и у повторнородящих?
8. Назовите изгоняющие силы и дайте им определение?
9. Дайте характеристику первому периоду родов и какова его продолжительность?
10. Характеристика схваток. Какие процессы происходят в мускулатуре матки во время схваток?
11. Что такое дистракция, ретракция, контракция?
12. Что такое плодный пузырь? Каково его значение в родах?
13. Что такое нижний сегмент матки?
14. Что такое контракционное кольцо?
15. Между какими отделами матки образуется контракционное кольцо?
16. Какое раскрытие шейки матки если у роженицы контракционное кольцо на 2 поперечных пальца над лоном?
17. Отличие механизма раскрытия шейки матки у перво- и повторнородящих?
18. Что такое пояс соприкосновения, его значение?
19. Что такое передние и задние воды?
20. Что такое своевременное, преждевременное и раннее излитие околоплодных вод?
21. С какого момента начинается П период родов?Дайте характеристику второму периоду родов и какова его продолжительность?
22. Что такое врезывание и прорезывание головки?
23. Перечислите моменты ручного пособия при головном предлежании по защите промежности.
24. Когда начинается Ш период родов, его название и продолжительность?
25. Какие механизмы отделения плаценты от стенки матки вы знаете?
26. Перечислите основные признаки отделения плаценты?
27. Способы выделения отделившейся плаценты.
28. Какова физиологическая кровопотеря в родах.
29. Как следует называть женщину после родов?
30. Каковы принципы ведения физиологических родов?
31. Характеристика сердцебиения плода. Способы его регистрации.
32. Как часто выслушивается сердцебиение плода в 1 периоде родов?
33. Каковы показания для выполнения влагалищного исследования в родах?
34. Как часто следует выслушивать сердцебиение плода во втором периоде родов?
35. На чем основан физиопсихопрофилактический метод подготовки женщины к родам?
ЗАДАЧИ:
1. Родился доношенный ребенок с двукратным тугим обвитием пуповины вокруг шеи. Резкая бледность кожных покровов, отсутствие дыхания и рефлексов, сердцебиение 60 ударов в минуту.
Оценка по шкале Апгар? Диагноз? План ведения?
2. Своевременные роды открытие полное. Плодный пузырь цел. Хорошая родовая деятельность. Головка в полости таза. Сердцебиение плода хорошее. Диагноз. Что делать?
3. Произошли роды. Масса плода 3100, девочка. Прошло 12 мин после рождения ребенка. Признаки отделени последа: а)матка шаровидной формы, матка достигает уровня пупка, б)лигатура наложенная на пуповину находится возле самой половой щели; в)при надавливании кистью руки над лоном пуповина втягивается во влагалище; г)при глубоком дыхании пуповина то втягивается то вытягивается. Диагноз. Назовите признаки отделения последа изложенные в условиях задачи. Что делать?
4. Первобеременная 20 лет, доставлена в родильный дом со схватками через 5-6 минут по 40-45 секунд, средней силы и болезненности, которые продолжаются в течение 7 часов. Со стороны внутренних органов патологии не обнаружено. Акушерское исследование: окружность живота 96 см, высота стояния дна матки 32 см; размеры таза: 26-29-32-21. АД - 115/70 мм рт.ст. Пульс 80 уд. в 1 мин, удовлетворительного наполнения. Положение плода продольное, предлежит головка, прижата ко входу в малый таз. Сердцебиение плода ясное, ритмичное, 146 ударов в 1 минуту, слева, ниже пупка.
Наружные половые органы без патологии. Влагалище не рожавшей женщины. Шейка матки сглажена, открытие зева 5 см, края тонкие, растяжимы. Плодный пузырь цел, хорошо наливается при схватке. Предлежит головка, прижата ко входу в малый таз. Малый родничок слева спереди, большой - сзади справа, стреловидный шов в правом косом размере. Малый родничок ниже большого. Мыс не достигается. Экзостозов в малом тазу нет. Выделения слизистые.
Диагноз? Обоснование диагноза.
5. Повторнородящая 26 лет, поступила в родильный дом с началом схваток.Первая беременность закончилась нормальными родами. Масса плода 3200,0, длина 52 см. Данная беременность вторая. Со стороны внутренних органов патологии не обнаружено. Размеры таза: 25-28-31-20. Положение плода продольное. Головка плода в полости малого таза. Сердцебиение плода ясное, ритмичное, 132 удара в 1 минуту.
Наружные половые органы без патологии. Шейка матки сглажена. Открытие зева полное. Плодного пузыря нет. Головка плода находится в полости малого таза; она занимает всю внутреннюю поверхность лона, всю крестцовую впадину, седалищные ости с боков. Малый родничок - спереди у лона, большой - сзади у крестца, выше малого. Стреловидный шов в прямом размере.
Диагноз? В какой плоскости малого таза расположена головка? План ведения родов.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Акушерство: Учебник/Г.М.Савельева, В.И.Кулаков, А.Н.Стрижаков и др.; Под ред. Г.М.Савельевой.– 2009 – С. 157-171, 180-207.
Интернет ресурсы:
http://etl2.library.musc.edu/delivery_simulation/
Тема 7 (5 часов). Послеродовый период. Физиология периода новорожденности.
Цель занятия: Изучить течение послеродового периода, принципы ведения родильниц в условиях стационара, изучить особенности физиологического течения периода ранней адаптации новорожденных, современные перинатальные технологии, направленные на формирование здоровья в первые минуты жизни.
Содержание занятия: Течение физиологического послеродового периода. Динамика физиологических изменений в органах и системах в послеродовом периоде. Органы и системы, подлежащие исследованию в последовом периоде. Принципы ведения нормального послеродового периода, врачебная тактика при осложнениях. Курация родильниц в послеродовом отделении, сравнение состояния родильниц в разные сутки после родов. Предоставление послеродового отпуска.
Исходные знания: изменения в организме женщины под влиянием беременности, гормональная регуляция лактации, принципы организации акушерского стационара.
Студент должен знать: принципы оценки функционального состояния новорожденного при рождении, правилапроведения первичного туалета, перевязки пуповинного остатка и антропометрии, параметры физического развития и морфо-функциональной зрелости новорожденных, особенности физиологической адаптации органов дыхания, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, уход за здоровым новорожденным, исключительное грудное вскармливание и профилактика транзиторной гипогалактии, парафизиологические состояния, профилактику туберкулеза, особенности пребывания и ранней выписки ребенка из родильного стационара.
Практические навыки:Студенты должны уметь произвести обследование родильниц, определить состояние молочных желез, матки, лохий). Уметь выписать рецепты наиболее распространенных медикаментозных средств, употребляемых в послеродовом отделении, оформить выписку из отделения, провести беседу о значимости грудного вскармливания, определить клинико-функциональные параметры здоровых доношенных новорожденных, проводить первичные мероприятия новорожденным в родильном зале при физиологическихродах.
Место проведения занятия: учебная комната, родильный зал, детская комната при родильном зале, отделение новорожденных.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Опрос студентов по теме занятия.
1) определение понятия послеродового периода;
2) продолжительность послеродового периода;
3) изменение в органах родильницы в течение послеродового периода.
Матка: изменение ее величины, и за счет каких процессов это происходит; что может оказать влияние на процесс инволюции матки (эндокринные расстройства, характер данных родов, количество предшествующих родов, воспалительные процессы в матке, недоразвитие, опухоли матки и т. д.). Формирование наружного и внутреннего зева шейки матки.
Эндометрий: как и в какие сроки происходит эпителизация внутренней поверхности матки.
Лохии: из чего они складываются, их характер по дням послеродового периода.
Изменение в молочных железах.
Методика обследования родильниц. После опроса студенты получают для курации родильниц с различными сроками послеродового периода.
Перед студентами ставится задача самостоятельно провести полное обследование по схеме: сбор анамнеза, объективное исследование общее и специальное, которое включает исследование состояния молочных желез и сосков, состояние матки, промежности, характера лохий, функции мочевого пузыря и кишечника.
Проводя исследование, студент должен оценить правильность течения послеродового периода и отметить имеющиеся отклонения от нормального течения и, по возможности, связать их с течением данных родов и имевшейся ранее патологией половых органов или экстрагенитальной патологией.
Перерыв.
Проводится обход курируемых родильниц, во время которого каждый студент докладывает о состоянии родильницы и течение послеродового периода и дает оценку правильности его течения. При этом преподаватель обращает внимание студентов на длительность родового акта по периодам, время излития околоплодных вод, величину кровопотери, операции, экстрагенитальные заболевания, оперативные вмешательства в родах, а так же на особенности ведения родильниц после наложения швов на разрывы промежности и шейки матки.
Режим работы послеродового отделения и уход за родильницами.
Обходя отделение преподаватель знакомит студентов с его структурой. Обращается внимание на цикличность заполнения палат, сроки выписки из отделения в зависимости от течения родов и послеродового периода. Знакомство с устройством и функцией молочной комнаты. Грудное вскармливание.
Санитарно-просветительская работа с родильницами.
Преподаватель знакомит студентов с обучением родильниц правилам диетики и личной гигиены в домашних условиях с целью профилактики маститов и других послеродовых заболеваний.
Клинический разбор, осмотр новорожденных в родильном зале и палатах послеродового отделения.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
Распорядок дня в послеродовом периоде.
История родов. Справка о новорожденном. Обменная карта.
Грудное вскармливание.
Таблица со шкалой Апгар.
Пакеты для первичной и вторичной обработки пуповины новорожденного.
Протокол оказания первичной помощи новорожденному в родильном зале.
Рисунки:
Матка на первый день после родов.
Высота стояния дна в разные дни послеродового периода.