МДК 04.01 «Теория и практика сестринского дела»
МДК 04.01 «Теория и практика сестринского дела»
Ф.И.О. студента __________________________________________________________________
Специальность 34.02.01 Сестринское дело (очно-заочная форма обучения)
Группа_________ курс ______
Составила:
преподаватель
Дружбина Т.Г.
г. Омск
Пояснительная записка
Данная тетрадь содержит комплект заданий по определению понятий, таблицы, алгоритмы, проверочные тесты. Эти задания предназначена как для самостоятельной работы студентов на лабораторном занятии, так и для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по междисциплинарному курсу 04.01 профессионального модуля ПМ.04 Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредствам сестринского ухода)».
Медицинская сестра проводит много времени с пациентом, наблюдает за его состоянием, отмечает его улучшение или ухудшение. Медицинская сестра – это, как правило, первый медицинский работник, который встречает пациента в приемном отделении стационара и констатирует его функциональное состояние. Во многих случаях требуется произвести подсчет пульса и измерение артериального давления по нескольку раз в день. Именно поэтому медицинская сестра должна уметь произвести оценку функционального состояния пациента, знать его нормальные показатели и отклонения.
Данная тетрадь позволит вспомнить материал, пройденный ранее, подготовит к правильному выполнению практических манипуляций и работе с пациентами. Работая над имеющимися в тетради заданиями, студенты смогут самостоятельно проверить свои знания и практические умения, им легче будет готовиться к экзаменам и заниматься клиническими дисциплинами.
Предложенная тетрадь отвечает минимальным требованиям ФГОС СПО и может быть использована в процессе изучения темы с применением дистанционных технологий.
Рекомендуется использовать преподавателями МДК 04.01 «Теория и практика сестринского дела» и студентам второго года обучения (очно-заочной формы) средних медицинских образовательных учебных заведений.
Дата_______________
Лабораторное занятие № 1. Тема Иерархия потребностей человека по А. Маслоу. Модели сестринского дела.
Цель работы:четко выделять потребности человека, знать их иерархию. Уметь применить на практике полученные знания.
1. Перечислите основные потребности человека согласно классификации потребностей В. Хендерсон.
1.___________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________
5.___________________________________________________________________
6.___________________________________________________________________
7.___________________________________________________________________
8.___________________________________________________________________
9.___________________________________________________________________
10.__________________________________________________________________
11.__________________________________________________________________
12.__________________________________________________________________
13.__________________________________________________________________
14.__________________________________________________________________
2. Потребность – это___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Из предложенного перечня потребностей человека отметьте физиологические потребности
Дышать
Спать
Общаться
Добиваться успеха
Отдыхать
Обеспечивать собственную безопасность
Выделять продукты жизнедеятельности
Владеть имуществом
Соблюдать личную гигиену
Употреблять пищу
Поддержать нормальную температуру тела
Двигаться
Получать знания
Одеваться
4. Перечислите иерархию человеческих потребностей по А. Маслоу:
1.______________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________
4.______________________________________________________________________
5.______________________________________________________________________
5. Заполните ступени пирамиды потребностей (по А. Маслоу):
6. Установите соответствие:
Ступень пирамиды Маслоу Основные потребности человека
1. Физиологические потребности а) еда
2. Потребности безопасности б) любовь
3. Социальные потребности в) одежда
г) воздух
д) жилье
е) движение
ж) книги
з) музыка
Вопросы для самопроверки
1) Что такое потребность?
2) Каковы основные группы потребностей согласно теории Маслоу?
3) Почему разные авторы называют разное количество жизненных потребностей?
4) Каким образом теория потребностей А. Маслоу может быть использована в сестринской практике?
ОТВЕТЬТЕ
Верно или не верно:
1) В пирамиде А. Маслоу 14 групп основных жизненно важных потребностей.
2) Болезнь – состояние, при котором человек не может самостоятельно удовлетворять потребности.
3) Низший уровень пирамиды потребностей – это потребности в поддержании здоровья и чистоты.
Выберите продолжение фразы из предложенных вариантов:
1. Первый уровень в пирамиде потребностей А. Маслоу – это потребности:
a. в принадлежности и любви;
b. физиологические;
c. в достижении успеха;
d. в безопасности.
2. Вершина иерархии потребностей человека согласно теории А. Маслоу – это:
a. социальная потребность;
b. потребность в самоуважении и уважении окружающих;
c. потребность в самореализации личности;
d. потребность в безопасности;
3. Понятие «жизненно важная потребность человека» означает:
a. любое осознанное желание;
b. способность функционировать независимо;
c. дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека;
d. потребность человека в доминировании.
4. Автор модели сестринского ухода, основанный на 14 потребностях человека, - это:
a. Абрахам Маслоу;
b. Доротея Орем;
c. Флоренс Найтингейл;
d. Вирджиния Хендерсон.
5. Иерархию основных человеческих потребностей предложил американский психолог:
a. Г. Мюррей;
b. Д. Мак-Клеланд;
c. А. Маслоу;
d. Ф. Герцберг;
e. В. Варум.
6. Наиболее важная проблема пациента в соответствии с иерархией потребностей А. Маслоу – это:
a. риск получения травмы;
b. неэффективное дыхание;
c. недостаточный комфорт;
d. выраженное беспокойство, связанное с изменением образа жизни.
Замечания преподавателя_______________________________
Оценка____________________________________________
Дата_________________________
Лабораторное занятие № 2.
ТЕМА 2. Сестринский процесс. Понятие и термины.
Теоретическая часть.
Используя полученные знания,
1.Дайте определение сестринского процесса.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что входит в понятие «Сестринский процесс»?
1.______________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________
4.______________________________________________________________________
5.______________________________________________________________________
6.______________________________________________________________________
3.Определите цель сестринского процесса.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Сестринский процесс направлен на:
1._______________________________________________________________________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
5.Перечислите основные этапы сестринского процесса:
1.______________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________
4.______________________________________________________________________
5.______________________________________________________________________
6. Дайте краткую характеристику каждому этапу сестринского процесса (заполните таблицу).
№ | Этапы | Цель | Достижение цели |
7.Установите соответствие содержания каждого этапа СП его наименованию.
Наименование этапа СП | Содержание этапа СП |
Первый этап СП | Планирование целей сестринского ухода |
Второй этап СП | Сбор информации о пациенте |
Третий этап СП | Определение объема сестринских вмешательств |
Четвертый этап СП | Оценка эффективности и коррекция сестринского ухода |
Пятый этап СП | Сестринская диагностика |
Используя полученные знания,
1. Дополните высказывание:
В ходе сестринского обследования медсестра получает о пациенте
_______________________ и _________________________ информацию.
2. Физиологические данные – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Психологические данные – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Социологические данные – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Данные об окружающей среде –
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Источники информационных данных о состоянии здоровья пациента:
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________
4.______________________________________________________________________
5.______________________________________________________________________
6.______________________________________________________________________
7. Заполните таблицу:
Субъективные методы обследования | Объективные методы обследования |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
8. Допишите высказывание:
Целью сестринского обследования пациента является - ____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Обозначьте римскими цифрами последовательность сбора субъективной информации о пациенте:
Anamnesis vitae (история жизни) –
Жалобы при поступлении –
Паспортная часть -
Anamnesis morbi (история болезни) –
10. Восстановите правильную последовательность пунктов, входящих в опрос истории жизни пациента
№ п/п | Долженствующий № | Сущность собираемой информации |
Перенесенные заболевания (в хронологическом порядке). | ||
Гинекологический анамнез | ||
Условия, в которых рос и развивался человек. | ||
Духовное обследование. | ||
Наследственный анамнез | ||
Трудовая деятельность. | ||
Аллергологический анамнез. | ||
Социальное обследование. | ||
Курит ли? | ||
Особенности питания. | ||
Отношение к алкоголю. |
Замечание преподавателя______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка__________________________
Дата_________________
Лабораторное занятие № 3.
Лабораторное занятие № 4.
Лабораторное занятие № 5
Теоретическая часть.
Используя полученные знания,
1. Дайте определение «Проблеме пациента»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполните схему
Классификация проблем пациента
ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА
3. Дайте определение «Сестринский диагноз»
_________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Впишите правильный ответ
Настоящие проблемы – это_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Потенциальные проблемы______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Физиологические _________________________________________________________________________________________________________________________________
Психологические________________________________________________________
Духовные_______________________________________________________________
________________________________________________________________________
Социальные_____________________________________________________________
_______________________________________________________________________.
Заполните таблицу
8. Подчеркните верное утверждение
Целью второго этапа сестринского процесса является:
♦ выявление нарушенных потребностей (проблем) пациента;
♦ сбор информации о пациенте;
♦ определение целей сестринских вмешательств;
♦ реализация плана сестринского ухода.
9. В предложенной ситуационной задаче, выделите приоритетную проблему.
В отделении сестринского ухода находится старый пациент 76 лет, с диагнозом: рак желудка. При сестринском обследовании выявлено: пациент истощен, страдает недержанием мочи и кала, неподвижен, сознание неясное, кожные покровы бледные, сухие.
10. Отметьте наиболее часто встречающиеся проблемы пациента при нарушении пищеварения:
а) тошнота; е) горечь во рту;
б) кашель; ж) отрыжка;
в) боль в животе; з) учащённое мочеиспускание;
г) головокружение; и) изжога;
д) одышка; к) боль при глотании.
12. Впишите отличия сестринского диагноза от врачебного в таблицу
Врачебный диагноз | Сестринский диагноз | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 |
13. Вопросы для самопроверки:
1. Как называется второй этап сестринского процесса?
2. Что такое «проблема пациента»?
3. Какие проблемы пациента называют потенциальными?
4. Что такое «Приоритетность проблем» пациента?
5. Какие проблемы пациента называют первостепенными?
6. Как вы считаете, проблема пациента и симптом заболевания – это одно и то же?
7. Как правильно сформулировать проблему пациента?
8. Где необходимо зафиксировать проблемы пациента?
9. Какие сферы жизнедеятельности человека могут быть источником его проблем?
10. Все ли проблемы пациента могут быть рассмотрены в качестве сестринских диагнозов?
11. Что такое психологическая проблема пациента?
12. Кто может принимать участие в расстановке приоритетов проблем пациента?
14. Выберите продолжение фразы из предложенных вариантов:
1. Второй этап сестринского процесса:
а) обследование пациента;
б) выявление проблем пациента;
в) коррекция сестринского ухода;
г) выполнение сестринских действий;
д) определение целей сестринского ухода.
2. Формулировка проблемы пациента должна быть сосредоточена:
а) на действиях врача;
б) на действиях медицинской сестры;
в) на ожиданиях пациента.
3. Проблемы пациента, не имеющие прямого отношения к заболеванию, классифицируют как:
а) первостепенные;
б) второстепенные;
в )промежуточные.
4. Проблемы пациента, которые могут возникнуть в любой момент, расценивают как:
а) потенциальные;
б) сопутствующие.
5. К проблемам пациента можно отнести:
а) пролежни, отеки, тревожность;
б) тревожность, чесотку, педикулез;
в) педикулез, риск инфицирования.
6. Первостепенная проблема пациента в соответствии с иерархией потребностей А.Маслоу:
а) риск травматизма;
б) острая задержка мочи;
в) беспокойство, связанное с изменением образа жизни;
г) снижение настроения, связанное с дефицитом общения.
7. Приоритетными могут быть проблемы:
а) только существующие;
б) существующие и потенциальные.
8. Каждая проблема пациента должна быть согласована:
а) с лечащим врачом;
б) с пациентом и родственниками;
в) с заведующим отделением.
9. Правильно сформулированный сестринский диагноз:
а) «дискомфорт»;
б) «рвота»;
в) «риск аспирации рвотными массами»;
г) «снижение интенсивности боли, которое отметит пациент»;
д) «отказ пациента от обработки раны по причине болезненности процедуры»;
е) «боль и страх пациента, связанные с предстоящей процедурой»;
ж) «педикулез»;
з) «высокий риск инфицирования, вызванный ожогом на правой руке»
1. Заполните схему. Цели (ожидаемые результаты) по срокам бывают:
ЦЕЛИ
2.Перечислите требования к постановке целей:
1____________________________ 5_____________________________
2____________________________ 6_____________________________
3____________________________ 7_____________________________
4____________________________
3.Подчеркните условия, которые необходимо учесть при определении цели сестринского ухода:
а) цель формулируется совместно с врачом;
б) цель формулируется совместно с пациентом и его родственниками;
в) цель формулируется медицинской сестрой самостоятельно;
г) цель должна быть реальной (достижимой);
д) цель определяется желанием пациента;
е) цель должна учитывать 3 критерия (желаемый результат, время достижения, средства достижения);
ж) цель должна учитывать 2 критерия (желаемый результат, время достижения).
з) цель должна учитывать 1 критерий (желаемый результат);
4. Дайте определения:
«Краткосрочная цель» это - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Долгосрочная цель» это - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Напротив перечисленных целей напишите какие из них являются краткосрочными и долгосрочными.
1.У пациента К. не будет удушья через 20-25 минут_________________________________________________________
2.У пациента К. исчезнет одышка в покое к моменту выписки_______________________________________________________
3.Сознание пациента восстановится в течение 5 минут_________________________________________________________
4.У пациента А. стабилизируются показатели АД к 10-му дню.__________________________________________________________
5.У пациента А. будет купирован болевой приступ в течение 30 минут.________________________________________________________
6.Пациент будет психологически подготовлен к жизни в семье к моменту выписки.________________________________________________________
______________________________________________________________
6. Перечислите основные компоненты целей сестринского ухода:
1._______________________________________________________________
2._______________________________________________________________
3._______________________________________________________________.
7.Выберите верное утверждение:
а) краткосрочная цель ставится только по проблемам, связанным с угрозой жизни пациента;
б) долгосрочная цель ставится только по проблемам, не связанным с угрозой жизни пациента;
в) по каждой проблеме пациента ставится как краткосрочная, так и долгосрочная цель.
8. Сформулируйте цель сестринской помощи, пользуясь предложенными элементами:
· В результате приёма обезболивающего препарата и создания пациенту щадящих условий (психологический покой);
· В течение 30 минут;
· Головная боль у пациента уменьшится.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Замечание преподавателя_____________________________
Оценка__________________________________
МДК 04.01 «Теория и практика сестринского дела»
Ф.И.О. студента __________________________________________________________________
Специальность 34.02.01 Сестринское дело (очно-заочная форма обучения)
Группа_________ курс ______
Составила:
преподаватель
Дружбина Т.Г.
г. Омск
Пояснительная записка
Данная тетрадь содержит комплект заданий по определению понятий, таблицы, алгоритмы, проверочные тесты. Эти задания предназначена как для самостоятельной работы студентов на лабораторном занятии, так и для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по междисциплинарному курсу 04.01 профессионального модуля ПМ.04 Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредствам сестринского ухода)».
Медицинская сестра проводит много времени с пациентом, наблюдает за его состоянием, отмечает его улучшение или ухудшение. Медицинская сестра – это, как правило, первый медицинский работник, который встречает пациента в приемном отделении стационара и констатирует его функциональное состояние. Во многих случаях требуется произвести подсчет пульса и измерение артериального давления по нескольку раз в день. Именно поэтому медицинская сестра должна уметь произвести оценку функционального состояния пациента, знать его нормальные показатели и отклонения.
Данная тетрадь позволит вспомнить материал, пройденный ранее, подготовит к правильному выполнению практических манипуляций и работе с пациентами. Работая над имеющимися в тетради заданиями, студенты смогут самостоятельно проверить свои знания и практические умения, им легче будет готовиться к экзаменам и заниматься клиническими дисциплинами.
Предложенная тетрадь отвечает минимальным требованиям ФГОС СПО и может быть использована в процессе изучения темы с применением дистанционных технологий.
Рекомендуется использовать преподавателями МДК 04.01 «Теория и практика сестринского дела» и студентам второго года обучения (очно-заочной формы) средних медицинских образовательных учебных заведений.
Дата_______________