Невозможность информирования больных
В соответствии со ст. 31 ОЗОЗ каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.
Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему самому, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными,— их законным представителям, которыми могут быть родственники больного или другие уполномоченные больным лица.
Информацию сообщают лечащий врач, заведующий отделением лечебно-профилактического учреждения или другие специалисты, принимающие непосредственное участие в обследовании и лечении больного.
Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена больному против его воли.
При неблагоприятном прогнозе развития заболевания информацию следует сообщать в деликатной форме больному и членам его семьи, если больной не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.
Больной имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получить консультации по ней у других специалистов.
По требованию больного ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.
Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 настоящих Основ.
Необходимо отметить, что в условиях оказания неотложной медицинской помощи редко могут быть выполнены все положения ст. 31.
Тем не менее лишь самые крайние обстоятельства могут оправдать полное игнорирование врачом требования информировать больного или его представителей о сути заболевания и плане неотложных медицинских действий.
При оказании больному неотложной медицинской помощи очень часто приходится информировать только его законных представителей, и их решение правомочно, если больной не в состоянии принять решение сам.
Информация для больного или его представителя должна удовлетворять следующим требованиям, отмеченным в ст. 31 ОЗОЗ:
1. Она должна содержать сведения о характере патологии, сомнениях в диагностике, если таковые есть, а также о прогнозе течения этой патологии при лечении или без него; главное требование — дать больному ту информацию, которая может влиять на его решение,а не проводить с больным санитарно-просветительную работу.
2. Информация о предлагаемых методах диагностики и лечения должна не только разъяснять их суть, но и сообщать о возможном риске их применения, осложнениях и об альтернативных методах, даже если в распоряжении врача этих методов нет; главное требование — предоставить информацию в такой форме, которая не испугает больного и не позволит его эмоциям возобладать над здравым смыслом.
3. Вся информация должна быть предоставлена в форме, доступной для понимания ее больным, с учетом и его национального языка, и его базовых знаний, образования, ума.
В неотложной медицине есть несколько ситуаций, когда информирование больного, необходимое для принятия им решения, затруднено или вообще невозможно.
Самыми частыми ситуациями такого рода являются некомпетентность больного и крайняя срочность действий.
Некомпетентность больного.
Под некомпетентностью больного следует понимать наличие у него неадекватного сознания — временно (например, алкогольное опьянение), продолжительно (сопор, кома, острый психоз) или постоянно (младенческий возраст, слабоумие, психическая болезнь).
Компетентность может иметь и юридический смысл, означая правоспособность, поэтому в случаях постоянного слабоумия признание больного таковым может оказаться формально сложной процедурой.
В острых ситуациях, чаще всего и возникающих в неотложной медицине, вопрос о некомпетентности больного вынужден решать сам врач.
Срочность действий.
Например, применение сердечно-легочной реанимации, немедленной трансфузии жидкостей и крови, искусственной вентиляции легких, коникотомии и других жизнеспасающих мер может не оставить времени ни на информирование больного, ни на получение его согласия или отказа.
В таких ситуациях надо действовать сразу, а потом — если ситуация не является само собой разумеющейся — отметить в медицинской документации обстоятельства, не позволившие выполнить требования закона.
В дальнейшем можно получить так называемое отсроченное информированное (осознанное) согласие больного.