Этическая и юридическая ответственность врача скорой медицинской помощи
Зильбер А. П.
Специфика неотложной медицины в юридическом аспекте
Неотложная медицина включает оказание скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе, в том числе при транспортировке больных в стационар.
Как составная часть медицины критических состояний, неотложная медицина обеспечивает на догоспитальном этапе искусственное замещение и поддержание жизненно важных функций больных, находящихся в критическом состоянии, или предупреждает его наступление.
Отсюда и наличие тех особенностей в работе медицинского персонала, которые требуют дополнительного внимания к морально-правовым проблемам.
Особенности медицинской практики, определяющие специфику морально-правовых проблем
Экстремальность ситуации,в которой нередко работают врачи неотложной медицины, требует неотложных действий, часто выполняющихся без должной диагностики из-за отсутствия необходимого времени.
Больные нередко находятся вкрайне тяжелом, подчас критическом состоянии,требующем незамедлительных реанимационных действий.
Психологический контактмежду врачом и больным нередко затруднен или полностью отсутствует из-за тяжести состояния, неадекватного сознания, болей, судорог, вегетативных расстройств.
Медицинские действиянередко выполняются в присутствииродственников, соседей или любопытных прохожих.
Условия оказания медицинской помощимогут быть примитивными(помещение и пространство, освещение, наличие источников энергии, воды, необходимого оборудования, помощников и т. п.).
Характер патологииможет быть очень разнообразен: механические, химические и электрические травмы, утопления, расстройства центральной нервной системы, дыхания, кровообращения, наружные и внутренние кровотечения, роды, оказание неотложной помощи детям и т. п.
Перечисленные особенности работы в неотложной медицине создают особые этические и юридические проблемы, которые можно разделить на две основные группы:
• часто нарушаются права больных из-за специфики условий оказания неотложной помощи, а также из-за недостаточного знакомства медицинских работников с этой проблемой;
• ошибки при оказании неотложной медицинской помощи могут происходить главным образом из-за экстремальности ситуации, но иногда и из-за так называемой преступной неосторожности.
Учитывая недостаточное знакомство врачей с этическими и юридическими проблемами медицины, которые в последние годы получили четкую регламентацию в различных кодексах — моральном, гражданском, уголовном, мы обсудим обе главные группы морально-правовых проблем.
Терминологический аспект
В настоящее время в медицине распространены философские и юридические тер- мины, толкуемые неоднозначно, и поэтому следует договориться о смысле, вкладываемом в различные термины и понятия, используемые в этой главе руководства.
Этика— это наука о морали.
Мораль— это совокупность принципов поведения и взаимопонимания людей, принятая в данное время и в данном обществе, классе, профессии, т. е. мораль — более подвижная и изменяемая категория, чем закон.
Термины "этика" и "мораль" часто используют взаимозаменяемо, с чем можно согласиться, поскольку это не нарушает сути обсуждаемой проблемы, но понимать их различие следует.
Деонтология— это "...раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного".
В медицине, прежде всего отечественной, под деонтологией понимают "...учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинского работника главным образом по отношению к больному"1.
"Закон— это нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке.
Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.).
Основной источник права в современном обществе".
К сожалению, начиная с Дж. Бентама, введшего в употребление термин "деонтология", им часто подменяют термины "мораль" и "этика", с чем никак нельзя согласиться.
Деонтология предполагает рассуждение о том, как должно поступать в той или иной ситуации и как поступать нельзя.
Устав — это тоже собрание правил, описывающих, как должно поступать и как поступать нельзя.
Следовательно, устав и деонтология имеют одинаковую суть.
Можно было бы сказать, что деонтология — это собрание инструкций, законов, I которые нарушать нельзя, чтобы не быть наказанным.
Соблюдать статьи Уголовного кодекса — тоже означает действовать по правилам деонтологии.
Устав, инструкция, Уголовный кодекс, деонтология исключают свободу воли: человек поступает именно так, а не иначе потому, что этого требуют правила, инструкции, закон.
Мораль тоже ограничивает поступки человека, но он действует именно так а не иначе не потому, что опасается наказания, а потому, что не может поступить иным образом в силу своих внутренних убеждений и накопленных моральных ценностей.
Выбор и движущую силу поступков человека, соблюдающего мораль определяет аксиология(учение о моральных ценностях), а не простая инструкция или устав.
Таким образом, этика должна состоять из базиса — аксиологии (моральные ценности) и надстройки — деонтологии (следствие этих ценностей).
Человек поступает должным образом не по составленным кем-то инструкциям и правилам (тогда это «чистая» деонтология), а в силу своего внутреннего морального убеждения.
Можно сказать, что деонтология — это этика роботов, в которых заложен алгоритм, составленный программистом, благодаря чему робот всегда поступает только должным образом, хотя и не знает, почему он так поступает.
Человек, действующий должным образом, исходя из своей морали, ошибается чаще, чем робот, но мотивацией его поступков являются накопленные моральные ценности, а не жесткий алгоритм.
Зато и набор ситуаций, в которых может безошибочно действовать робот, ограничен программой, тогда как набор ситуаций для человека практически не ограничен, и это особенно важно для рассмотренных выше условий работы в неотложной медицине.
Сочетание самых различных обстоятельств, условий, особенностей больного в неотложной медицине столь разнообразно, что никакой деонтологический алгоритм, никакая инструкция не могут их предусмотреть, чтобы определить единственно правильную линию поведения медицинского работника.
Это отнюдь не означает, что можно пренебречь инструкциями в угоду собственным моральным ценностям.
Мораль — понятие индивидуальное, а закон един для всех.
При расхождении морали и закона приоритет остается за последним.
Просто закон не может предусмотреть всех деталей и тонкостей, встречающихся в неотложной медицине, как и в любой другой деятельности в экстремальных ситуациях.
Таким образом, мораль и этика, изучающая ее,— более подвижные категории, чем закон, они подготавливают изменения закона и могут в ходе развития общества входить в противоречие с законом.
До тех пор, пока закон не изменен, сохраняется его приоритет в оценке действий или бездействия людей, каким бы антигуманным он ни казался обществу или профессиональной группе людей в условиях изменившейся морали.
Медицинская этика основана на моральных ценностях индивидуумов, составляющих общество, тогда как деонтология основана на рационализме инструкций, устава, закона, единых для всего общества и полезных для него.
Этика и деонтология конкурируют между собой, а лишь создаются различно: этика — долгим воспитанием моральных ценностей (что, конечно же, труднее), деонтология - сравнительно быстрым усвоением правил.
Этика, в отличие от деонтологии, учит не только как надо поступать, но и почему.
Нормативные положения.
Вся профессиональная деятельность медицинских работников, в том числе в неотложной медицине, регламентируется следующими нормативными положениями:
Клятвой (1994) и Этическим кодексом Российского врача (1994);
Ведомственными приказами, указаниями, инструкциями Минздрава России и подчиненных ему органов здравоохранения;
Кодексом законов о труде (КЗоТ);
«Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993);
- Гражданским кодексом Российской Федерации (1996);
- Уголовным кодексом Российской Федерации (1997).
Над перечисленными регулирующими документами возвышается Конституция Российской Федерации, за которой остается приоритет при толковании всех правил, статей, приказов и указов, которые не должны расходиться с Конституцией и тем более — противоречить ей.
При расхождении ведомственных постановлений (в том числе по здравоохранению) с Конституцией предусмотрена правовая процедура (суд), и это в равной степени относится к защите прав и больных, и медицинских работников (ст. 46 Конституции).
Все виды ответственности граждан могут быть разделены на уголовную, гражданскую, административную (в том числе дисциплинарную) и моральную.
Прямо или косвенно все виды ответственности, кроме моральной, входят в юридическую ответственность,которую можно определить как государственное принуждение к исполнению требований права.
Административная ответственность— вид юридической ответственности за административный проступок (правонарушение), расцениваемый не столь строго, как это делает Уголовный кодекс.
Тем не менее в Российском законодательстве существует и рассмотрение административных проступков судьями по административному и исполнительному производству при городских и районных судах.
Дисциплинарная ответственность— это форма воздействия на нарушителей трудовой дисциплины в виде дисциплинарных взысканий: замечания, выговора, строгого выговора, перевода на нижеоплачиваемую работу на срок до 3 месяцев, увольнения.
Гражданская, или гражданско-правовая,ответственность — это вид юридической ответственности, при которой к правонарушителю применяются меры воздействия, установленные законом или договором.
Эти меры включают возмещение убытков, уплату неустойки, штрафа, пени, возмещение причиненного морального и иного вреда.
В отличие от уголовной ответственности, гражданская ответственность распространяется не только на физические лица (граждане), но и на юридические лица (учреждения).
Гражданская ответственность регулируется Гражданским кодексом (ГК) Российской Федерации.
Уголовная ответственность— это вид ответственности, который регулируется Уголовным кодексом (УК).
Часть статей УК прямо или косвенно посвящена медицине, в том числе профессиональной ответственности медицинских работников.
Все виды ответственности медицинских работников при оказании неотложной медицинской помощи мы рассмотрим применительно к двум группам ситуаций:
1. Нарушение прав больных.
2. Причинение вреда здоровью больных.
Нарушение прав больных
Наиболее частые морально-правовые проблемы, возникающие в неотложной медицине и относящиеся к правам больных, можно систематизировать так:
незнание медицинскими работниками прав больных;
неинформированность больного о медицинских действиях;
неполучение согласия больного на эти действия;
нарушение права выбора больным лечебного учреждения.