Модели организации скорой медицинской помощи
В России и за рубежом существуют различные принципы и варианты организационной структуры СМП и ее взаимодействия с другими службами здравоохранения.
1. Принципы организации службы СМП.
1.1 По географическому признаку:
а) городские станции СМП;
б) сельские пункты, отделения СМП.
1.2. По принципу взаимоотношения со стационарами и типу административного управления (и финансирования):
а) самостоятельные станции;
б) объединенные (работающие в составе больниц на правах подразделений):
- в городах — с многопрофильными больницами;
- в сельской местности — в составе ЦРБ.
1.3. На основании принципа оказания экстренной медицинской помощи:
- по месту вызова и типу заболевания, травмы, несчастного случая (разделение службы догоспитального этапа на скорую и неотложную медицинскую помощь).
1.4. На основе принципа оказания экстренной медицинской помощи — по степени тяжести повода независимо от места происшествия (без создания службы неотложной медицинской помощи силами и средствами СМП; экстренные поводы: улица и квартира).
1.5. По принципу ведомственной принадлежности и финансирования и/или делением на государственную и негосударственную службы СМП.
2. Структура организации работы выездных бригад (уровни и виды). Отечественные модели:
2.1. Линейная бригада + специализированная бригада — двухуровневая врачебная модель (с фельдшерскими бригадами санитарного транспорта и акушерскими бригадами или без них).
2.2. Врачебная бригада (бригада интенсивной терапии) + фельдшерская выездная бригада — двухуровневая смешанная модель:
а) с преобладанием врачебных бригад;
б) с преобладанием фельдшерских бригад.
2.3. Линейная бригада + специализированная бригада + фельдшерская выездная бригада — трехуровневая смешанная модель.
2.4. Фельдшерская выездная бригада — одноуровневая фельдшерская модель. На современном этапе уровень подготовки врачей и табельное оснащение линейных бригад позволяют рассчитывать, что оказываемый этими бригадами объем медицинской помощи вполне может соответствовать объему помощи бригад интенсивной терапии. В связи с этим появилась тенденция замены в ряде регионов РФ бригад интенсивной терапии линейными бригадами.
Зарубежные модели:
2.5. Парамедики + врачи-консультанты (специализированная бригада) — двухуровневая модель с преобладанием парамедиков (США, Израиль, Канада, Австралия, частично Европа), с правом передачи больного врачебной бригаде СМП в необходимых случаях.
2.6. Врачи общей практики (ВОП) — одноуровневая врачебная модель (Европа), с правом передачи больного для транспортировки СМП.
2.7. ВОП + врач-специалист + медсестра — трехуровневая модель с преобладанием врачебных бригад (Европа).
Таким образом, в нашей стране сформировалась и ныне действует многоукладная система оказания СМП. В основе ее организации лежат несколько принципов, на которых построена вся многоуровневая организационная структура работы выездных бригад с учетом приоритетности вызовов.
Выбор модели организации СМП определяется:
1 Местом расположения СМП и количеством жителей (сельскохозяйственный район; город с населением до 50 тыс. человек, до 100 тыс., до 500 тыс. и более, от 1 млн до 1,5 млн, мегаполис).
2. Объемом выполняемой работы (обращаемость в службу СМП, структура обращений).
3. Уровнем организации здравоохранения данного района, города (смежных этапов).
Если в сельской местности традиционно оптимальной считается фельдшерская модель оказания СМП в условиях работы отделения (при ЦРБ или пунктах СМП в поселках и небольших районных городах), то в крупном городе — смешанная модель (врачебно-фельдшерская двух- или трехуровневая).
При выборе соотношения фельдшерских и врачебных бригад обычно учитываются не только объем выполняемой работы (т. е. общее количество обращений жителей в службу СМП), но и структура обращаемости, а также уровень организации смежных этапов.
В частности, принимаются во внимание отсутствие или наличие в поликлиниках условий для оказания медицинской помощи на дому в вечернее время; наличие "дневных стационаров" или других форм работы с группой хронических больных, "разгружающих" СМП от непрофильных больных; уровень внедрения в практику семейной медицины и объем оказания помощи в центрах семейной медицины.
В крупных городах с преобладанием обращений по поводу несчастных случаев на улице удельный вес фельдшерских бригад может быть увеличен, причем право выбора той или иной модели организации СМП желательно предоставить главному врачу СМП с последующим согласованием с вышестоящими органами здравоохранения.
В настоящий момент основными звеньями службы скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе являются станции и отделения СМП.
Их деятельность регламентируется приказом № 100 МЗ РФ от 26.03.99 г., на основные положения которого мы в дальнейшем ссылаемся применительно к работе этих функциональных подразделений.
В современных условиях скорую медицинскую помощь в РФ оказывают 3164 станции (отделения) и 54 больницы скорой помощи.
Количество самостоятельных станций СМП уменьшилось с 422 в 1993 г. до 389 в 1997 г.
Уменьшилось также число служб скорой помощи, входящих в состав других учреждений, в том числе и в сельской местности.
Отмечается снижение количества врачебных и фельдшерских бригад с 14 701 до 14 385 и с 25 649 до 24 086, соответственно, и одновременный рост специализированных бригад СМП на 11 % (с 4714 до 5234).
Основные требования к организации станций скорой медицинской помощи(из Приказа № 100 МЗ РФ от 26.03.99 г.)
Общие положения
1.1. Станция скорой медицинской помощи является лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным для оказания круглосуточной скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению как на месте происшествия, так и в пути следования в стационар при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан или окружающих их лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами, отравлениями, осложнениями беременности и при родах.
1.2. Станции скорой медицинской помощи создаются в городах с населением свыше 50 тыс. человек как самостоятельные лечебно-профилактические учреждения. В населенных пунктах с численностью жителей до 50 тыс. организуются отделения скорой медицинской помощи в составе городских, центральных районных и других больниц.
В городах с населением более 100 тыс. человек, с учетом протяженности населенного пункта и рельефа местности, организуются подстанции скорой медицинской помощи как подразделения станций.
1.3. Станцию скорой медицинской помощи возглавляет главный врач, который руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, нормативными и методическими документами Министерства здравоохранения Российской Федерации, Уставом станции скорой медицинской помощи, приказами и распоряжениями вышестоящего органа управления здравоохранения, настоящим Положением.
Главный врач станции скорой медицинской помощи осуществляет текущее руководство деятельностью станции на принципах единоначалия по вопросам, отнесенным к его компетенции.
1.4. Основной функциональной единицей станции скорой медицинской помощи является выездная бригада (фельдшерская, врачебная, интенсивной терапии и другие узкопрофильные специализированные бригады).
1.5. Бригады создаются в соответствии со штатными нормативами с расчетом обеспечения круглосуточной посменной работы.
1.6. В структуре станции скорой медицинской помощи предусматриваются:
- оперативный диспетчерский отдел;
- отдел связи;
- отделение медицинской статистики с архивом;
- кабинет для приема амбулаторных больных;
- помещение для хранения медицинского оснащения бригад и подготовки к работе медицинских укладок;
- помещение для хранения медикаментов, оборудованное пожарной и охранной сигнализацией;
- комнаты отдыха для врачей, среднего медперсонала, водителей санитарных автомашин;
- помещение для приема пищи дежурным персоналом;
- административно-хозяйственные и другие помещения;
- гараж, крытые стоянки-боксы, огороженная площадка с твердым покрытием для стоянки автомашин, соответствующая числу автомашин, работающих одновременно; при необходимости оборудуются вертолетные площадки.
1.7. В структуру станции могут быть включены и другие подразделения. Отдел связи организует коммуникационную связь между всеми подразделениями станции скорой медицинской помощи. Станция должна быть обеспечена городской телефонной связью из расчета 2 ввода на 50 тыс. населения, радиосвязью с выездными бригадами и прямой связью с лечебно-профилактическими учреждениями.
1.8. Транспорт станции скорой медицинской помощи должен иметь специальные опознавательные знаки, установленные ГОСТом.
1.9. Для осуществления контрольных выездов на станции скорой медицинской помощи с числом вызовов свыше 75 тыс. в год выделяется одна автомашина без специального оборудования. На станциях с числом выездов свыше 500 тыс. в год для этой цели выделяются две легковые транспортные автомашины на каждые 500 тыс. вызовов.
1.10. Санитарный автотранспорт бригад скорой медицинской помощи должен систематически подвергаться дезинфекционной обработке в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологической службы. В случаях, когда транспортом станции скорой медицинской помощи перевезен инфекционный больной, автомашина подлежит обязательной дезинфекции, которая осуществляется персоналом больницы, принявшей больного.
1.11. Станция скорой медицинской помощи может являться клинической базой для образовательных медицинских учреждений.
1.12. Станция скорой медицинской помощи ведет отчетно-учетную документацию, утвержденную Министерством здравоохранения Российской Федерации.