Мирошниченко А. Г., Фиалко В. А.
Организация и структура службы скорой медицинской помощи (СМП) в нашей стране в значительной мере определяются общим уровнем развития здравоохранения и в то же время неразрывно связаны с его реформированием.
Служба скорой медицинской помощи на современном этапе развития общества является социально значимым видом медицинской помощи.
Гражданам Российской Федерации эта помощь оказывается бесплатно в рамках программы государственных гарантий.
Государственное регулирование отношений, возникающих в сфере оказания скорой медицинской помощи, осуществляется путем лицензирования деятельности учреждений службы скорой и неотложной медицинской помощи и больниц скорой медицинской помощи, а также путем подготовки, систематического повышения квалификации, аттестации и сертификации специалистов службы скорой и неотложной медицинской помощи и больниц скорой помощи.
Гарантированный объем и качество бесплатной экстренной медицинской помощи должны регламентироваться стандартами оказания скорой медицинской помощи, соответствующими им стандартами оснащения, лекарственного обеспечения, образовательными стандартами подготовки персонала.
Государственное регулирование отношений, возникающих в сфере оказания скорой и неотложной медицинской помощи, осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения, в компетенцию которых входит контроль объема, качества, оперативности, безопасности и доступности оказания скорой медицинской помощи.
Это регулирование осуществляется путем лицензирования и сертификации.
Сертификация и лицензирование — это процессы, определяющие возможность выполнения врачом (медицинским учреждением) самостоятельной работы.
Лицензирование — это выдача государственного разрешения медицинским учреждениям (врачам) на осуществление ими определенных видов деятельности.
Лицензия — документ государственного образца, выдаваемый лицензионными комиссиями, создаваемыми органами государственного управления субъекта Российской Федерации, и разрешающий специалисту (имеющему сертификат) с учетом его образования, полученной специальности и квалификации, последипломной подготовки, а также действующих положений о специалистах осуществлять определенные виды профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности на конкретных должностях.
Лицензии учреждению выдаются на основании проверок, проводимых по заданию лицензионных комиссий по специальным программам.
Это должно гарантировать высокий уровень медицинской помощи врачами лицензированных лечебных заведений.
Орган, выдавший лицензию на оказание скорой медицинской помощи, контролирует соблюдение требований к осуществлению этой деятельности в соответствии с законодательством РФ о лицензировании.
Лицензированию подлежат:
- экстренная медицинская помощь на догоспитальном этапе выездными врачебными, линейными и специализированными, а также фельдшерскими бригадами скорой медицинской помощи;
- транспортировка больных, пострадавших и рожениц санитарным транспортом.
Порядок лицензирования службы скорой медицинской помощи и обязательные требования к службе скорой медицинской помощи устанавливает Правительство РФ.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан определяют, что лицензирование медицинских учреждений проводится на основании сертификата соответствия их деятельности установленным стандартам.
Сертификация, лицензирование и, наконец, аттестация, о которой врачам известно больше, предусматривают наличие пакета нормативных документов, по которым должны проводиться названные процедуры.
Это образовательные лицензии, стандарты оказания помощи, профессиональные квалификационные требования, единые наборы тестов по каждой специальности, программы лицензирования.
Пакета общероссийских документов по специальности "Скорая помощь", удовлетворяющего всем перечисленным выше задачам, пока не существует.
Стандарт оказания скорой медицинской помощи представляет собой перечень экстренных лечебных и диагностических мероприятий, минимально достаточных для устранения состояний, угрожающих жизни или здоровью больного, и сроки их проведения.
Стандарты могут быть утверждены на уровне субъектов Федерации, ассоциаций, лечебных учреждений.
Стандарт оказания скорой медицинской помощи, утверждаемый МЗ РФ в установленном порядке, является государственным, обязательным для исполнения всеми органами управления здравоохранения.
Контроль за его исполнением осуществляется органами управления здравоохранения субъектов Российской Федерации и существенным образом сказывается на лицензировании, сертификации, а значит, и на обеспечении граждан медицинской помощью.
Уровень оказания медицинской помощи в значительной степени зависит от профессиональной подготовки и квалификации кадров.
В соответствии с основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Минздравом России,— также сертификат специалиста и лицензию.
В отличие от аттестации специалистов, которая является добровольной и проводится только по желанию врачей, сертификация является обязательной.
Сертификация врачей осуществляется в соответствии с приказом МЗ РФ № 286 18 от 19.12.94 г. "О порядке доступа к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности" и № 318 от 17.11.95 г.
"О Положении о квалифицированном экзамене на получение сертификата специалиста".
На начало 1999 г. только 14 % врачей скорой помощи имели сертификат специалиста.
Правом на проведение сертификации располагают высшие учебные и научно-исследовательские учреждения, осуществляющие послевузовское и дополнительное образование, а также медицинские, но при одном непременном условии — при наличии лицензии Министерства образования на учебную деятельность и при использовании единых государственных образовательных стандартов.
В соответствии с перечисленными выше регламентирующими документами каждый врач обязан сдать экзамен, состоящий из трех этапов: тестового контроля, предусматривающего необходимость ответа на вопросы по всем разделам специальности; определения практических навыков и заключительного собеседования.
При получении положительной оценки на экзамене врачу выдают документ — сертификат (документ единого образца, подтверждающий соответствие подготовки специалиста государственным образовательным стандартам), который свидетельствует о достижении его обладателем определенного уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной деятельности.
Сертификат специалиста действует на всей территории Российской Федерации и подтверждается каждые 5 лет.
Специалист может иметь несколько сертификатов, полученных в установленном порядке.
Однако следует иметь в виду, что сертификация по специальности "Скорая помощь" не может подменяться сертификацией по узкой специальности согласно профилю бригад (психиатрической, токсикологической и пр.).
Следует помнить, что служба скорой помощи представлена сетью государственных и коммерческих (доля последних пока невелика) учреждений здравоохранения, оказывающих экстренную медицинскую помощь больным и пострадавшим на догоспитальном этапе силами выездных бригад скорой помощи, а на стационарном — силами специалистов больниц скорой помощи.
В Российской Федерации создана и функционирует система оказания населению скорой медицинской помощи с развитой инфраструктурой.
Она включает в себя свыше 3000 станций и отделений скорой медицинской помощи, в которых работают около 20 тыс. врачей и свыше 70 тыс. средних медицинских работников.
Укомплектованность подразделений скорой медицинской помощи врачебными кадрами возросла до 90 %. Показатель обеспеченности врачами на 1000 населения достиг 1,2.
Ежегодно служба скорой медицинской помощи выполняет от 46 до 48 млн вызовов, оказывая медицинскую помощь более чем 50 млн граждан.
Догоспитальный этап скорой медицинской помощи — это этап оказания медицинской помощи вне лечебной организации стационарного типа.
Основными его подразделениями являются станции, подстанции, отделения скорой медицинской помощи.
Для оптимального расположения выездных бригад с учетом максимальной доступности экстренной медицинской помощи населению станции скорой медицинской помощи при необходимости организуют подстанции (отделения, пункты) скорой медицинской помощи.
Несколько подстанций могут представлять региональное объединение, при этом в основе границ каждой из них заложен принцип 15-минутной транспортной доступности для оказания экстренной медицинской помощи.
В задачи станций скорой медицинской помощи(или их функциональных подразделений) входит:
1. Оказание экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе при состояниях, угрожающих жизни и здоровью больного или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах.
2. Транспортировка больных в лечебно-профилактические учреждения.
3. Участие в ликвидации медицинских последствий чрезвычайных происшествий, аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Главными требованиями к организации работы станций скорой помощи как основной структурной единицы этой службы являются:
- полная доступность скорой медицинской помощи для населения в любое время суток;
- высокая оперативность и своевременность оказания всех видов медицинской помощи на догоспитальном этапе;
- обеспечение высокой квалификации медперсонала с целью оказания необходимого объема медицинской помощи всем категориям пострадавших и больных;
- обеспечение экстренной госпитализации в соответствующие медицинские учреждения в зависимости от профиля повреждения или заболевания.
Для выполнения этих основных требований органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают станции (отделения, пункты) скорой медицинской помощи:
1. Необходимыми помещениями.
2. Санитарным транспортом, средствами связи и управления, посезонной формой одежды.
3. Источниками энергоснабжения, водоснабжения и связи.
4. Аппаратурой, лекарственными средствами и медицинскими газами выездных бригад скорой медицинской помощи в соответствии со стандартами скорой медицинской помощи.
5. Четко организованной диспетчерской службой и двусторонней радиосвязью с санитарными автомобилями, работающими на линии.
Для улучшения эффективности оказания экстренной медицинской помощи, профилактики несчастных случаев, ДТП и внезапных заболеваний учреждения службы ^МП должны поддерживать тесные контакты с такими учреждениями и службами, как амбулатории и поликлиники, милиция, ГИБДД, пожарная охрана, МЧС.