Клинические признаки шокового состояния
Синдромный диагноз «шок» ставится у больного при наличии острого нарушения функции кровообращения, которое проявляется следующими симптомами:
холодная, влажная, бледно-цианотичная или мраморная кожа,
• резко замедленный кровоток ногтевого ложа,
• затемненное сознание,
· диспноэ,
· олигурия,
· тахикардия,
· уменьшение артериального и пульсового давления.
В тех случаях, когда у больного имеются бесспорные признаки кровопотери, но еще отсутствует гипотония, нужно решить вопрос, развился шок или нет.
В данной ситуации удобно пользоваться патогенетической классификацией Г. А. Рябова (1979).
Исходя из патогенеза, автор предлагает выделять три стадии в развитии гиповолемического (геморрагического) шока (см. табл. 18):
1. Компенсированный обратимый шок (синдром малого выброса).
2. Декомпенсированный обратимый шок.
3. Необратимый шок.
Острая кровопотеря в объеме до 500 мл у взрослого человека протекает практически бессимптомно и не требует проведения интенсивной терапии.
Таблица 18. Патогенетическая классификация, основные клинические симптомы и компенсаторные механизмы гиповолемического шока (по Г. А. Рябову, 1979).
Кровопотеря % и объем (мл) | Состояние | Клинические симптомы | Компенсаторные и патологические механизмы |
10% 450-550 | Норма | Отсутствуют | Гемодилюция, юные эритроциты |
15-25% 700-1300 | Шок I ст. | 1. Умеренная тахикардия 2. Незначительная артериальная гипотония 3. Умеренная олигурия | Перестройка ССС, катехоламины, начинает формироваться централизация кровообращения |
25-45% 1300-1800 | Шок II ст. | 1. ЧСС 120-140 2. АД < 100 3. Олигурия 4. Одышка | Снижение системного АД, одышка, цианоз, стаз |
Более 50% 2000-2500 | Шок III ст. | 1. ЧСС > 140 2. Гипотония более 12 ч. 3. Гипостаз 4. Анурия | Сладж, феномен некроза и отторжения слизистой кишечника |
При шоке ПЕРВОЙ СТАДИИорганизм хорошо компенсирует острую кровопотерю физиологическими изменениями деятельности ССС.
Сознание полностью адекватное, иногда отмечается некоторое возбуждение.
При осмотре обращают на себя внимание незначительная бледность кожных покровов и наличие запустевших, нитевидных вен на руках.
Верхние и нижние конечности на ощупь прохладные.
Пульс слабого наполнения, умеренная тахикардия. АД, несмотря на снижение сердечного выброса, остается в пределах нормы, а иногда даже отмечается его увеличение.
ЦВД на уровне нижней границы нормы или еще ниже, умеренная олигурия.
Незначительные признаки субкомпенсированного ацидоза.
С патогенетической точки зрения, первую стадию шока можно расценивать как начало формирования централизации кровообращения.
Для шока ВТОРОЙ СТАДИИведущим клиническим симптомом является снижение системного давления.
В основе этого явления лежит истощение возможностей организма при помощи спазма периферических сосудов компенсировать малый сердечный выброс.
В результате нарушения кровоснабжения сердца падает его сократительная способность.
Это в еще большей степени нарушает органную перфузию и усиливает ацидоз.
В системе микроциркуляции развивается стаз.
Клинически вторая стадия проявляется спутанностью сознания, компенсаторными тахикардией (ЧСС 120—140) и одышкой, низким пульсовым АД, венозной гипотонией, низким или отрицательным ЦВД.
Компенсаторная одышка появляется в ответ на метаболический ацидоз и как ответная реакция на формирующиеся шоковые легкие.
Прогностически плохими предвестниками в данной стадии шока является появление у больного акроцианоза на фоне общей бледности в сочетании с гипотонией и олигоанурией.
Шок ТРЕТЬЕЙ СТАДИИначинает формироваться, если некомпенсированная гипотония держится у больного 12 и более часов.
С точки зрения патогенеза, принципиальным отличием третьей фазы шока от второй является переход стаза в системе микроциркуляции в сладж-синдром.
Это сопровождается, помимо начала первой фазы ДВС-синдрома, феноменом некроза и отторжения слизистой оболочки кишечника.
В основе данного явления лежит переполнение сосудов кишечника кровью, выходом плазмы в интерстиций и последующим отторжением.
Клинически состояние больного характеризуется как крайне тяжелое.
Сознание отсутствует.
Отмечаются резкая бледность кожных покровов, холодный пот, низкая температура тела, олигоанурия.
Пульс на периферии определяется с большим трудом или вообще отсутствует, ЧСС более 140, АД менее 60 мм рт. ст. или совсем не определяется.
Критерии контроля шока
В качестве экспресс-диагностики шока можно использовать определение «шокового индекса» (ШИ) — это отношение частоты сердечных сокращений за 1 мин. к величине систолического давления (П. Г. Брюсов, 1985).
Нормальная величина ШИ = 60/120 = 0,5
Примечание.60 — ЧСС в 1 мин, 120 — нормальная величина систолического АД в мм рт. ст.
При шоке 1 ст. (кровопотеря 15-25% ОЦК) ШИ=1 (100/100),
При шоке IIст. (кровопотеря 25-45% ОЦК) ШИ=1,5 (120/80),
При шоке IIIст. (кровопотеря более 50% ОЦК) ШИ=2 (140/70).
В диагностике шока на первоначальном этапе используют общедоступные клинические тесты, на втором — лабораторные и специальные методы исследования.
В конечном итоге контроль направлен на выяснение механизмов возникновения шока, определения его глубины и эффективности проводимых мер.
Для адекватного лечения необходимо осуществлять постоянный контроль за состоянием сознания, температурой и цветом кожных покровов, ЦВД, АД, МОС, УО, ОЦК, ЧСС и их ритмом, кислотно-щелочным и водно-электролитным состоянием, вязкостью крови и гематокритом, почасовым диурезом и плотностью мочи, свертывающей системой крови, функцией легких, основными биохимическими параметрами, определением температурного градиента между кожными покровами и прямой кишкой и т. д.
Вообще, по данному разделу можно сказать, что здесь предела нет и быть не может.
Очень многое в объеме исследований зависит от уровня оснащенности конкретного лечебного учреждения.
При умелом подходе к вопросам оценки полученной информации можно обойтись минимумом, и, в то же время, самые совершенные методы исследования, выполненные по расширенной программе, не помогут больному, если врач не может их правильно интерпретировать.