Судорожные состояния при истерии

Истерические реакции— это ряд расстройств психической, чув­ствительной и двигательной сферы, возникающих в связи с перена­пряжением основных физиологических процессов в коре головного мозга.

Чаще они наблюдаются при истерии, иногда при других пси­хических заболеваниях (шизофрения, инволютивные психозы).

Этиология.

В развитии истерического припадка ведущее зна­чение принадлежит действию внешнего фактора, травмирующего психику или косвенно ее ослабляющего.

Патогенезсвязан с возникновением психогенно обусловлен­ной дисфункции в корковых структурах и образованиях гипоталамо-лимбико-ретикулярного комплекса.

Клиника.

Отличительной чертой истерической симптоматики является театральность, демонстративность проявлений, припадок усиливается или затягивается при скоплении людей вокруг больного.

Приступ начинается внезапно, без ауры, на фоне конфликт­ной ситуации и, как правило, не сопровождается выключением соз­нания (в отличие от эпилептического припадка), но может быть и сумеречное его помрачение.

Воспоминания о припадке и окружаю­щей его обстановке обычно сохранены, но обрывочны. Припадок длится от нескольких минут до нескольких часов и характеризует­ся различными двигательными проявлениями.

Больные обычно не падают, а медленно опускаются на пол, не нанося себе серьезных повреждений.

Возникают хаотические полупроизвольные движе­ния, которые в то же время являются разнообразными, сложными и выразительными: больные извиваются, бьются головой, рвут на себе волосы, одежду, стискивают зубы, дрожат, катаются по полу, кричат, повторяют одну и ту же фразу.

Типично появление «исте­рической дуги», когда больной опирается о поверхность только пят­ками и затылком, а туловище изогнуто дугой.

Контроль функции тазовых органов сохранен.

Иногда наблюдается недержание мочи, но непроизвольной дефекации не бывает.

Веки обычно плотно сжа­ты и больные сопротивляются попытке их открыть.

Форма зрачков не изменена, их реакция на свет и болевые раздражители в преде­лах нормы.

При поднесении к лицу ваты, смоченной нашатырным спиртом, удается вызвать защитную реакцию.

Характерно частое поверхностное дыхание.

Выраженных гемодинамических измене­ний обычно не наблюдается.

Часто у больных развивается истерический мутизм (немота), функциональные изменения со стороны слухового и зрительного аппарата, которые проявляются невозмож­ностью восприятия сложных раздражителей, но с сохранением эле­ментарной безусловной реакции.

Могут отмечаться и другие функ­циональные изменения со стороны ЦНС: невозможность ходить при отсутствии объективных признаков пареза (истерические па­раличи); анестезия участков по типу чулков или перчаток, не соот­ветствующая зонам иннервации.

Благодаря сохраненному сознанию больные поддаются вну­шению.

Изменение внешней ситуации, отсутствие внимания и инте­реса со стороны окружающих может вызвать постепенное купирова­ние припадка.

Припадок может быть внезапно прекращен действи­ем сильного раздражителя (укол, резкий звук, брызги холодной во­ды), что отличает его от эпилептического припадка, который оста­новить подобными мерами невозможно.

Дифференцировать исте­рический припадок от эпилептического позволяет также отсутст­вие стереотипной повторяемости, последовательности развития, вы­деления тонической и клонической фаз, прикусывания языка.

Сон после окончания припадка обычно не наступает.

Необходимо помнить о том, что истерическая реакция может проявляться состоянием заторможенности, так называемым пси­хотическим ступором, характеризующимся полным обездвижива­нием и расслаблением мышц.

При этом отсутствует реакция на болевые раздражители, на лице застывает выражение страдания, больные тяжело и шумно дышат.

Постепенно дыхание становится поверхностным, пульс учащается.

По внешнему виду больной мо­жет напоминать умершего, поэтому раньше данное состояние на­зывали «мнимой смертью».

Неотложная помощь.

Возбуждение при истерическом припадке может проявляться конфликтностью, грубостью, вспышками неудер­жимой ярости и гнева, могущим привести к опасным актам наси­лия, поэтому медицинская помощь больному должна быть оказана как можно раньше.

В первую очередь необходимо удалить больного из обстановки, обусловившей развитие невротического состояния, оградить от стрессовых воздействий, от посторонних лиц.

Врач и присутствующие должны вести себя так, чтобы больной понял, что ничего страшного с ним не случилось.

Применяют средства, раздра­жающие кожу и обонятельный нерв: опрыскивание лица холодной водой, вдыхание паров нашатырного спирта.

Из медикаментозных средств наиболее эффективны транквилизаторы: элениум 50—80 мг/ сутки, седуксен (синонимы: сибазон, реланиум) 40—60 мг/сутки (дан­ный препарат наиболее эффективен при в/в введении), феназепам 1—3 мг/сутки.

В более тяжелых случаях показано парентеральное введение транквилизаторов (диазепам — 10—20 мг) или назначение нейролептиков в небольших дозах: галоперидол 10—15 мг в/м, этаперазин 4—12 мг/сутки, хлорпротиксен 15—20 мг/сутки, неулептил 10-20 мг/сутки, эглонил 100-400 мг/сутки.

Для профилактики воз­можного коллапса вводят подкожно 2 мл кордиамина.

Наши рекомендации