Эти нарушения и вызывают развитие коматозного состояния.
Причины нарушения функции ЦНС при кетоацидотической коме до конца не выяснены. Предположения о токсическом влиянии на ЦНС нарушений КЩС не оправдались.
В настоящее время считается, что непосредственной причиной смерти при кетоацидозё является дегидратация нейронов головного мозга, наступающая на фоне гиперосмолярности плазмы.
Клиника.
Кетоацидотическая диабетическая кома развивается медленно, постепенно.
От первых признаков кетоацидоза до потери сознания обычно проходит несколько суток.
В течение диабетического кетоацидоза различают 3 периода (стадии):
1. Начинающийся (умеренно-выраженный) кетоацидоз.
2. Выраженный кетацидоз (прекома).
3. Кома кетоацидотическая.
Начинающийся кетоацидоз сопровождается симптоматикой быстро прогрессирующей декомпенсации сахарного диабета: появляется сухость во рту, жажда, полиурия, учащается мочеиспускание, присоединяется кожный зуд и признаки интоксикации (общая утомляемость, головная боль, тошнота, позывы на рвоту).
Появляется запах ацетона.
В плазме крови нарастает гипергликемия (уровень глюкозы возрастает до 16,5 ммоль/л и более), реакция мочи на ацетон становится положительной, отмечается высокая глюкозурия.
При отсутствии лечения возникает диспепсический синдром, проявляющийся многократной, не приносящей облегчения рвотой, иногда принимающей характер неукротимой.
Присоединяется понос, впрочем, может быть и запор.
У некоторых больных возможно появление неспецифических болей в животе, что формирует ложную картину «острого» живота (желудочно-кишечный вариант кетоацидотической комы, см. раздел 9.1. ОСТРАЯ ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ).
На этом этапе заболевания начинают появляться признаки расстройства сознания: нарастает сонливость, апатия, больные становятся безучастными к окружающему, дезориентированными во времени и пространстве, а при отсутствии лечения может развиться и коматозное состояние (см. глава 5. ОБМОРОК, КОЛЛАПС, КОМА).
Характерными клиническими признаками тяжелого метаболического ацидоза, развивающегося при данной патологии, является появление у больного компенсаторного частого, шумного и глубокого дыхания (раздел 4.4.1. Метаболический ацидоз).
Аускультативно в легких выслушивается жесткое дыхание, артериальное давление, как правило, ниже нормы, развивается компенсаторная тахикардия.
Наблюдаются характерные признаки гипертонической дегидратации (см. раздел 3.3.4. Дегидратация гипертоническая).
В зависимости от осложнений основного заболевания (сахарный диабет) и сопутствующей патологии, возможны различные варианты клинической картины кетоацидоза:
· желудочно-кишечный (характерны боли в животе; наблюдается при ангиопатиях, с преимущественной локализацией в брыжейке и стенках ЖКТ);
• кардиоваскулярный (характерен тяжелый коллапс; наблюдается при ангиопатиях с преимущественным поражением ССС);
• почечный (возникает на фоне диабетической нефроангиопатии проявляется протеинурией и изменением мочевого осадка (гематурия, цилиндры);
· энцефалопатический (на фоне ангиопатий с преимущественным поражением сосудов головного мозга, в сочетании с их атеросклерозом; клинически может проявляться гемипарезом, асимметрией рефлексов, появлением односторонних пирамидных знаков).
При данном варианте осложнения основного заболевания очень часто бывает трудно решить, что первично — кома или инсульт.
Дифференциальныйдиагноз кетоацидотической комы проводится с апоплексической формой ОИМ, уремической, хлоргидропенической, гиперосмолярной, лактацидемической и гипогликемической комами (см. главу 5. ОБМОРОК, КОЛЛАПС, КОМА).
Лабораторные исследования.
Для кетоацидоза наиболее характерны следующие лабораторные данные:
• гипергликемия;
• глюкозурия;
• высокая кетонемия и сопутствующая ей кетонурия. Кетоновые тела плазмы увеличиваются во много раз по сравнению с нормой (норма 177,2 мкмоль/л);
• возрастание осмолярности плазмы до 350 и более мосмоль/л (норма 285—295 мосмоль/л);
• смещение рН до 7,2—7,0 и ниже;
• нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево и вторичный эритроцитоз. Лейкоцитоз связан с токсическим раздражением костного мозга, эритроцитоз — со сгущением крови;
• гиперлипидемия, увеличение свободных жирных кислот и бета-липопротеидов;
• плазменная гипонатриемия — 120 ммоль/л (норма 130—145 ммоль/л).
Неотложная помощь
Догоспитальный этап.
В состояние тяжелого кетоацидоза наибольшую опасность для жизни представляет общая дегидратация организма, и, в частности, клеток головного мозга (см. выше), поэтому средством первой помощи должен быть не столько инсулин, сколько инфузии солевых растворов.
С этой целью на этапе скорой помощи рекомендуется начинать патогенетическое лечение (после устранения признаков ОССН и ОДН, если они имеются) с в/в инфузии 400—500 мл и более изотонического р-ра со скоростью не менее 15 мл/мин.
В первый флакон раствора нужно добавить 10—16 ЕД простого инсулина.
Инфузии не нужно прекращать на продолжении всего этапа эвакуации, т. е. их необходимо проводить и в машине скорой помощи.
Не рекомендуется на данном этапе вводить большие дозы инсулина (50—60 ЕД и более) подкожно.
2. Госпитальный этап.Больные с данной патологией, как впрочем и все другие, находящиеся в коматозных состояниях, должны быть госпитализированы в отделение интенсивной терапии.
Основные принципы лечения
1. регидратация клеток и внеклеточного пространства.
2. Заместительная терапия простым инсулином.
3 Нормализация основных показателей КЩС и уровня электролитов.
4. Предупреждение ятрогенной гипогликемии (передозировка инсулина).
5. Лечение инфекционных и воспалительных заболеваний, при их наличии.
6. Выявление и лечение других заболеваний и состояний, вызвавших кому.
7. Симптоматическая терапия.
Тактика лечения
Для удобства изложения материала тактику лечения целесообразно условно подразделить на два фрагмента: инсулинотерапию и инфузионную терапию и рассмотреть их в отдельности.
Инсулинотерапия
Существует 3 режима введения инсулина при лечении кетоацидоза:
А. Метод постоянной в/в инфузии малых доз инсулина.
В. Метод фракционного введения малых доз инсулина.
С. Метод фракционного введения больших доз инсулина.
А. Метод постоянной в/в инфузии малых доз инсулина
Постоянная в/в инфузия малых доз инсулина осуществляется при помощи шприцов-автоматов.
Этот метод лечения в настоящее время является общепризнанным. Его суть заключается в следующем:
1. При исходной гликемии до 33,3 ммоль/л лечение начинают с постоянной в/в инфузии инсулина со скоростью 6—10 ЕД/час (0,1 ЕД/кг). ,
2. При исходной гликемии более 33,3 ммоль/л, лечение начинают с постоянной в/в инфузии инсулина со скоростью 12-16 ЕД/час (0,2 ЕД/кг).
Для удобства изложения дальнейшего материала дозу инсулина, вводимую в течение одного часа, условно назовем рабочей дозой.
Последовательность лечения кетоацидоза можно подразделить на 3 этапа:
1. До снижения уровня глюкозы 16,7 ммоль/л.
2. До улучшения состояния и возможности перорального приема
пищи больным.
3. До перехода больного к обычному состоянию.
Инсулинотерапию необходимо проводить под постоянным контролем уровня глюкозы крови через каждые 1—2 часа на фоне адекватной инфузионной терапии (см.ниже).
Если содержание глюкозы в первые 3—4 ч не снизилось на 30% по сравнению с исходной величиной, то первоначальную рабочую дозу инсулина необходимо увеличить в 2 раза.
При уменьшении гликемии до 16,7 ммоль/л рабочую дозу инсулина снижают до 2—4 ЕД/час.
При достижении уровня гликемии 11-13 ммоль/л — переходят на п/к введение 4—6 ЕД инсулина каждые 2-4 часа.
В дальнейшем снижать уровень глюкозы менее 10—12 ммоль/л не рекомендуется из-за возможности возникновения у больного гипогликемического состояния.
Инфузионная терапия
Тактику инфузионной терапии, в зависимости от состояния больного, можно подразделить на три этапа.
Первый этапинфузионной терапии начинается с в/в введения физиологического раствора, в первый час в/в струйно вводится 1 л, затем по 0,5 л во 2—3—4 час; в последующем, по мере устранения признаков дегидратации, скорость введения замедляется.
Введение физраствора продолжается до тех пор, пока уровень глюкозы плазмы крови не снизится до 16,7 ммоль/л.
Примечание.
При исходной гиперосмолярности (более 350 мосмоль/л, норма — 285—295) инфузионную терапию следует начинать с в/в введения 400—500 мл гипотонического раствора хлорида натрия (0,45% Na C1).
Если имеется исходная гипокалиемия плазмы, ее коррекцию следует начинать производить не ранее, чем через 2—2,5 часа от начала инфузионной терапии.
С этой целью в/в вводится, в зависимости от исходного уровня калия плазмы, р-р хлористого калия в следующих дозах: ниже 3,0 — 3 г/ч, 3,0—4,0 — 2 г/ч, 4,0—5,0 — 1,5 г/ч, 5,0—6,0 — 0,5 г/ч, свыше 6,0 — КС1 не вводится.
Примечание.
Расчетные дозы КО вводятся в физраствор, вводимый в/в.
Неспецифическая нормализация КЩС начинается практически сразу с первых этапов лечения, благодаря проводимой инфузионной терапии в сочетании с инсулинотерапией.
При наличии исходного декомпенсированного метаболического ацидоза и при рН ниже 7,0 в/в вводится 4% р-р гидрокарбоната натрия из расчета 2,5 мл/кг.
Данная инфузия осуществляется в первый час, параллельно введению физраствора.
При достижении рН 7,0 введение соды прекращается и производится коррекция уровня калия по вышеуказанному принципу.
Во всех остальных случаях нарушения КЩС (рН выше 7,0) не следует прибегать к введению соды, т. к. доказано, что она способствует возникновению отека мозга, гипокалиемии, гипокальциемии, «рикошетного» алкалоза (И. Ю. Демидова, 1996).
В таких ситуациях для устранения ацидоза, под контролем показателей КЩС, назначают гемодез (400-500 мл) и глютаминовую кислоту 0>5~3 г в сутки, в виде 1% раствора).
Инфузионная терапия проводится под контролем ЦВД и почасового диуреза.
Второй этаплечения начинается после снижения уровня глюкозы плазмы до 16,7 ммоль/л.
К этому времени сознание у больного, как правило, восстанавливается.
Для предупреждения развития возможной гипогликемии, переходят на в/в введение 5% раствора глюкозы со скоростью 200 мл/час с добавлением 4 ЕД инсулина на каждый вводимый 1 г глюкозы (не путайте данный инсулин с инсулином, вводимым п/к!).
Больному дают сладкий чай, кусочек сахара.
Третий этаплечения проводится в профильном отделении.
Он включает подкожные инъекции инсулина через каждые 4—6 часов с учетом уровня глюкозы крови.
После каждой инъекции больному дают пишу, содержащую не менее 50 г углеводов. Инфузионная терапия отменяется, и жидкость принимается через рот.
Больному назначают диету №9, исключая из рациона жирную пищу (масло, сметану, сливки и т. д.) на период ацетонурии и, по крайней мере, в течение 7—10 дней после ее исчезновения.
В течение 7—8 суток после комы для профилактики циркуляторных расстройств назначают постельный режим.