Общая цель практического занятия.

Анализ факторной обусловленности здоровья населения, роли образа жизни в формирования показателей здоровья населения, определения факторов риска возникновения заболеваний.

Конкретные цели:

Знать Уметь
Ø Понятие общественного здоровья и здравоохранения Ø Классификацию факторов риска развития заболеваний Ø Основные группы риска населения, их классификация Ø Стратегии профилактики Ø Относительный и абсолютный риск   Ø Рассчитывать относительный и абсолютный риск развития заболеваний.

Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний:

1. Общественное здоровье и здравоохранение, определение

2. Перечислите первичные и вторичные факторы риска

3. Основные группы риска населения, их классификация

4. Определение фактора риска.

5. Определение относительного и абсолютного риска.

План практического занятия:

1. Контроль исходного уровня знаний.

2. Выполнение учебных задач: составление плана маркетингового исследования.

3. Контроль практических навыков.

4. Выходной контроль уровня знаний.

Выполнение учебных задач по теме:

Вариант 1

Данные изучения медико – социальной характеристики семей со здоровыми детьми и детьми-инвалидами представлены в табл.1,2.

Таблица 1

Возраст матери при рождении ребенка

(в % от числа обследованных в данной возрастной группе)

Возраст Контингенты Мать
До 19 лет 30 лет и старше  
Семьи с детьми - инвалидами   8.63 (199) 27.96 (645)  
Семьи со здоровыми детьми   7.14 (57) 19.55 (156)  
Всего  

Таблица 2

Сравнение исходов беременностей, предшествовавших рождению данного ребенка (в % от числа обследованных в данной группе)

Исходы беременности Семьи с детьми - инвалидами   Семьи со здоровыми детьми  
  Абс. % Абс. %
Самопроизвольные аборты 5.48 4.52
Аборты по медицинским показаниям 3.64 2.76
Мертворождения 1.29 0.75

Задание: Рассчитайте относительный риск и атрибутивный риск. Сделайте вывод.

Вариант 2

Таблица 1

Уровень доходов на одного члена семьи и

распределение детей по числу заболеваний на первом года жизни (%)

  Доходы семьи очень низкие и низкие Доходы семьи выше среднего
Заболеваний не было 30,3 57,4
1-2 заболевания 30,3 22,1
3 и более заболеваний 19,0

Таблица 2

Сравнение характера родов (в % от числа обследованных в данной группе)



Характер родов Семьи с детьми - инвалидами n -1200 Семьи со здоровыми детьми n - 450
Самостоятельные 63.09 68.82
Эпизиотомия 9.69 10.11
Кесарево сечение 11.57 9.97
Акушерские щипцы 3.39 2.81
Вакуумэкстрация 0.52 0.28
Прием Кристеллера 7.29 5.20
Сочетанные нарушения 4.47 2.81
Всего

Задание: Проведите сравнительный анализ, оцените распространенность факторов риска, относительный и атрибутивный риск, сделайте вывод.

Вариант 3

Таблица 1

Субъективная оценка взаимоотношений между членами семей (в % от числа обследованных в данной группе)

Взаимоотношения в семье Контингенты Плохие Хорошие
Семьи с детьми – инвалидами (n -1200) 5.14 64.48
Семьи со здоровыми детьми (n -450) 2.88 70.92

Рассчитайте атрибутивный и относительный риск.

Таблица 2

Влияние семейного положения на приверженность грудному вскармливанию (%)

  Замужем (N -250)   Не замужем (N -280)
Грудное 69,0 45,0
Смешанное 24,0 30,0
Искусственное 7,0 25,0

Определите относительный и атрибутивный риск влияния семейного положение на приверженность грудному вскармливанию. Сделайте вывод.

Вариант 4

Данные изучения медико – социальной характеристики семей со здоровыми детьми и детьми-инвалидами представлены в табл.1,2.

Таблица 1

Возраст матери при рождении ребенка

(в % от числа обследованных в данной возрастной группе)

Возраст Контингенты Мать  
До 19 лет 30 лет и старше  
Семьи с детьми - инвалидами   5.23 (166) 22.63 (435)  
Семьи со здоровыми детьми   17.26 (134) 11.32 (114)  
Всего  

Таблица 2

Сравнение исходов беременностей, предшествовавших рождению данного ребенка (в % от числа обследованных в данной группе)

Исходы беременности Семьи с детьми - инвалидами   Семьи со здоровыми детьми  
  Абс. % Абс. %
Самопроизвольные аборты 6.12 24.52
Аборты по медицинским показаниям 7.22 12.76
Мертворождения 0.89 1.75

Задание: Рассчитайте относительный риск и атрибутивный риск. Сделайте вывод.

Вариант 5

Таблица 1

Наши рекомендации