Профилактика. Понятие. Виды. Методы.
Профилактическая медицина
Медицинская профилактика – комплекс мероприятий, которые имеют цель устранения непосредственных причин и условий,
= порождающих заболевания,
= раннего выявления заболеваний,
= своевременного лечения и выздоровления.
Причины и условия, которые порождают заболевания, выявляются и проводятся органами и учреждениямиздравоохранения для предупреждения возникновений заболеваний.
Задачи медицинской профилактики заключаются в том, чтобы с момента рождения и на протяжении всей жизни каждого конкретного человека создать условия, которые предупреждали бы преждевременный износ организма.
Преждевременный износ организма проявляется:
=в возникновении заболеваний,
=временной или стойкой нетрудоспособности,
= преждевременной смерти.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
(внутреннее стремление)
Мотивация к профилактике – это активное участие населения в профилактике путём осознанного
и привычного выполнения рекомендаций, правил, навыков и привычек здорового образа жизни, основанное на знаниях и убеждениях.
Выработка мотивации к профилактике – это сложная задача, которая решается путём выполнения долгосрочной программы по гигиеническому обучению и воспитанию различных групп населения: детей, родителей, педагогов, медицинского персонала.
Результатом работы должно быть появление мотивации к проведению профилактики среди различных групп населения.
Наличие мотивации определяют по результатам гигиенического обучения и воспитания: чем больше людей выполняют требования профилактики, тем выше мотивация населения.
В мотивации большое значение имеют:
= индивидуальный подход,
= учёт возрастных групповых и профессиональных особенностей
различных групп населения.
=================================================================
Материальная база профилактики
Кабинеты здоровья или комнаты (уголки) гигиены в школах, детских дошкольных учреждениях, на здравпунктах предприятий, комнаты гигиены полости рта в стоматологических поликлиниках.
Для создания кабинетов, комнат здоровья необходимо:
= разработать номенклатуру оборудования
= проекты помещений для профилактики
В школах, детских учреждениях необходимо предусмотреть выделение специального кабинета здоровья, предназначенного для:
=гигиенического воспитания детей,
=обучения их здоровому образу жизни
=знаниям и навыкам профилактики основных заболеваний.
В детских садах, школах желательно организовать в кабинетах здоровья, комнатах гигиены:
=осмотр детей,
=профилактическую работу с привлечением окулистов, стоматологов, ортопедов, педиатров, др.
специалистов в соответствии со школьной программой обучения.
Обучение осуществляет постоянная медсестра или гигиенист.
Работу учитывает врач в соответствии с приказом Минздрава РФ.
Персонал медицинский для профилактики
Относительно этой инфраструктуры пока нет чётких разработок.
При внедрении профилактики в каждом регионе создаётся структура, которая отвечает данным условиям.
Предлагаются рекомендации по созданию и привлечению медицинского персонала для профилактики:
1) основное звено, ведущее профилактическую работу –
средний медперсонал
2) за организаторами и исполнителями профработы закрепляются:
=организационная,
=контролирующая,
=консультативная,
=управляющая функции,
3) подготовка среднего медперсонала, ориентированного на профилактическую работу.
При работе с различным контингентом населения к проведению профилактических мероприятий должны привлекаться различные специалисты.
Эффект профилактики наступает через длительный срок (не ранее 5-10 лет от начала внедрения). Лишь спустя указанное время можно судить об эффективности профилактических мероприятий.
Экономический эффект может быть рассчитан с учётом объёма лечебных мероприятий.
=================================================================
Программы профилактики
==================================================================
Понятие «Образ жизни».
Образ жизни –понятие ёмкое и включает в себя =бытовую, =трудовую, =общественную,
=социально-культурную деятельность человека.
Структура образа жизни.
Это исторически обусловленный стереотип, вид жизнедеятельности, который характеризует отношение человека к среде обитания согласно следующим категориям:
· условия жизни– материальные и нематериальные факторы, которые определяют и
обуславливают образ жизни;
· уровень жизни – количественная сторона условий жизни:
=размер и структура материальных и духовных потребностей населения;
=доходы, обеспеченность жильём, медицинской помощью;
=уровень образования;
=продолжительность свободного и рабочего времени и др;
· качество жизни – качественная сторона условий жизни:
=качество жилищных условий, питания;
=уровень комфорта;
=удовлетворённость работой, общением и др;
· уклад жизни – порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого проходит жизнедеятельность;
· стиль жизни – относительно устойчивый стереотип (образец):
=поведения;
=привычек;
=межличностных отношений индивида, которые формируются в процессе его
социализации и социальной группе, к которой он принадлежит;
=особенности поведения конкретных людей.
При исследовании стиля жизни изучают:
=отношения личности и окружающей среды в социально-психологическом, экономическом преломлении
=личные свойства человека (отношения с окружающими, привычки, др) которые обуславливают выбор
того или иного стиля жизни, что является важным для понимания возможных изменений в человеке.
Стиль жизни включает следующие формы поведения:
=рациональное питание
=адекватную двигательную активность
=закаливание
=уход за телом, одеждой
=поддержание гигиенических условий быта
=соблюдение рационального режима труда и отдыха
=позитивное поведение в отношении психического здоровья
=сексуальное поведение, не наносящее ущерб здоровью
=воздержание от курения, злоупотребления алкоголем, лекарствами, наркотиками
=позитивное экологическое поведение
Здоровый образ жизни -- означает повседневное личностно-активное гигиеническое поведение
людей, которое основано на:
· соблюдении санитарно-гигиенических норм и правил, направленное на сохранение и улучшение физического и психического здоровья
· повышение защитных и адаптационных свойств организма
· удлинение продолжительности жизни
· полноценное выполнение человеком социальных функций (труд, отдых, развлечения)
Критерий здорового образа жизни: =активная общественно-трудовая, коммуникативная, семейно-бытовая деятельность людей; =всестороннее проявление физических, духовных способностей человека в единстве и гармонии с природой и окружающей средой.
Актуальная проблема как здравоохранения, так и общества в целом – это развивающаяся склонность процессов к сохранению неблагоприятных условий в:
=сохранении и укреплении здоровья,
=увеличении средней продолжительности и качества жизни
=предупреждении преждевременной смертности.
Приоритетные направления деятельности по укреплению здоровья:
1) разработка государственной социальной политики, которая направлена на увеличение потенциала здоровья, её законодательное закрепление;
2) создание окружающей среды, обеспечивающей поддержание здоровья человека;
3) усиление деятельности по укреплению здоровья на местном уровне;
4) развитие и совершенствование индивидуальных умений и навыков здорового образа жизни
и профилактики заболеваний;
5) переориентация служб здравоохранения на активные действия по предотвращению заболеваний и укреплению здоровья.
Основной элемент системы укрепления здоровья, инструмент достижения целей перечисленных направлений служит:
· гигиеническое воспитание населения – оно служит информационным и образовательным
ядром профилактических программ разного уровня (рассматриваются как основа первичной профилактики)
================================================================
Формирование здорового образа жизни необходимо проводить через создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний населения о влиянии отрицательных факторов на здоровье, уменьшении их воздействия; санитарно-гигиеническое воспитание.
================================================================================
Информационные направления
И профилактики заболеваний
Ø повышение качества жизни
Ø снижение распространённости курения и употребления табака
Ø улучшение качества питания
Ø увеличение физической активности
Ø обеспечение широкого охвата населения иммунизацией
Ø профилактика ВИЧ-инфекции и болезней, передающихся половым путём
Ø снижение потребления алкоголя
Ø профилактика употребления наркотиков
Ø улучшение качества окружающей среды
====================================================================
Специалисты службы медицинской профилактики:
=координируют и совершенствуют профилактическую работу в практическом здравоохранении,
=применяют на практике технологии медицинской профилактики совместно с врачами первичного звена.
Ядром стратегии медицинской профилактики должны стать учреждения нового типа
«Центры медицинской профилактики».
Роль среднего медперсонала
Рекомендации по ЗОЖ должны даваться человеку не по частям, а в целом.
Эти рекомендации должны носить не абстрактный характер, а основываться на фактически существующих условиях жизни и труда человека.
Необходимо также учитывать разную восприимчивость населения к медицинской информации.
Наиболее восприимчивы к пропаганде ЗОЖ беременные, больные с острыми заболеваниями и с заболеваниями в период обострения.
====================================================================
ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ
«Школы здоровья» (клубы) для пациентов и лиц с факторами риска --
организационная форма группового консультирования, гигиенического обучения
и воспитания целевых групп населения по приоритетным проблемам укрепления
и сохранения здоровья.
«Школы здоровья» для различных целевых групп (больные и члены их семей, лица с факторами риска и др) организуются в форме постоянно действующего интерактивного общения (школы больных астмой, школы больных сахарным диабетом и пр.)
«Школы пациентов» (здоровья) предполагают наличие:
=унифицированных программ подготовки преподавателей и обучаемых,
=соответствующего информационного обеспечения.
«Школа общественного здравоохранения» – организационная форма подготовки медицинских и немедицинских специалистов в области
общественного здоровья/здравоохранения на последипломном уровне
(педагогов, социальных работников, журналистов и пр.).
Это направление деятельности предполагает наличие системы:
=подготовки преподавателей
=обучающих организаций
=единых целевых программ подготовки специалистов с учётом
контингента обучаемых
=учебно-методической литературы, иного информационного обеспечения
====================================================================
Для организации «Школы здоровья» в ЛПУ необходимы:
1) Приказ департамента здравоохранения об организации Школы здоровья
2) Положение о Школе здоровья
3) Перечень учётно-отчётной документации для Школ здоровья
4) Методики проведения занятий в Школе здоровья
(для пациентов с сахарным диабетом, бронхиальной астмой и т.д.)
5) Оценки эффективности работы Школ здоровья
6) Организационно-методические рекомендации для проведения занятий в школах здоровья
7) в ЛПУ главный врач издаёт приказ об =организации Школы здоровья
--для каждого вида в рамках штатного расписания
(базы -- отделение, кабинет, дневной стационар и т.д.)
8) В приказе утверждается:
=руководитель Школы (врач или М/С – имеющая специальность «Управление
сестринской деятельностью»),
=порядок и формы направления пациентов на обучение в Школах
=график проведения занятий Школы на год
==================================================================
«Школы» для пациентов должны быть включены в перечень лицензируемых медицинских услуг ЛПУ.Это даёт право ЛПУ на образовательную деятельность по обучению пациентов (в системе лицензирования видов медицинской деятельности введены технологии и услуги по профилактической медицине, куда могут быть отнесены и Школы для пациентов).
=================================================================
Занятия в Школах имеют право проводить медработники:
=врачи, =фельдшера, =инструкторы по гигиеническому воспитанию,
=медсестра, прошедшая тематическое усовершенствование
Контроль за исполнением приказов и ответственность за подготовку специалистов для проведения Школ возлагается на руководителей ЛПУ.
====================================================================
В Школу для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями направляются пациенты с:
=неосложнённым течением артериальной гипертонии
=бронхиальной астмой (вне выраженного обострения)
=сахарным диабетом 2 типа (без инсулинопотребности)
В школу психологической подготовки семьи к рождению ребёнка направляются женщины во 2-3 триместре беременности.
В Школу для курящих пациентов направляются желающие бросить курить.
Обучение по групповой методике не проводится с больными:
=со значительной потерей слуха, зрения
=с интеллектуально-мнестическими и эмоционально-психическими
расстройствами
====================================================================
Цикл обучения в Школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и в Школе психологической подготовки семьи:
5 занятий по 90 минут;
в поликлинике 1-2 раза в неделю;
в стационаре 3-5 раз в неделю
====================================================================
Цикл обучения в Школе для желающих бросить курить:
численность в группе 10-12 человек
2 занятия по 2часа 15 минут;
1-2 раза в неделю;
телефонное консультирование 160мин
Пациенты направляются в школу лечащим врачом, врачом Центра здоровья, также специалистами любого профиля.
====================================================================
В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия принимать участие в занятиях могут:
=участковый (семейный) врач
=кардиолог
=диетолог
=эндокринолог
=врач или инструктор по ЛФК
=пульмонолог
=акушер-гинеколог
=психотерапевт или психолог
====================================================================
Отчёт о работе Школы предоставляется ежегодно в период сдачи годового статотчёта ЛПУ, форма №30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении»
и по форме «Сведения о деятельности ЛПУ по медицинской профилактике»
====================================================================
Задачи «Школ здоровья»
1) Школы для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями
· повышение информированности пациентов о заболеваемости и факторах риска
· повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья
· формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию
· мотивация к оздоровлению
· приверженность к лечению и выполнению рекомендаций врача
· формирование у пациента умений и навыков по:
=самоконтролю за состоянием здоровья
=снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов
риска (питание, отказ от вредных привычек, управление стрессом, двигательная активность)
· в случаях обострений и кризов – оказание первой доврачебной помощи
· составление плана индивидуального оздоровления
2) Школы психологической подготовки семьи к рождению ребёнка
· информирование семьи о психологических аспектах протекания
беременности и родов
· формирование отношения женщины к родам как естественному
физиологическому процессу
· снижение уровня тревоги женщины за исход беременности и родов
· мотивация женщины на грудное вскармливание ребёнка
· повышение информированности будущих мам об особенностях психофизического развития, питания и ухода за ребёнком первого года жизни
· укрепление внутрисемейных отношений
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
МЕДСЕСТРЫ-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ
1. Общие положения
1.1. На должность медсестры-преподавателя назначается специалист с высшим образованием по специальности "Сестринское дело",
со средним медицинским образованием по специальности:
"Лечебное дело"
"Сестринское дело"
имеющий желание и способности к преподавательской работе, прошедший обучение по работе в Школе здоровья для больных артериальной гипертензией
1.2. Назначается и отстраняется главным врачом ЛПУ по согласованию с руководителем школы.
1.3. Непосредственно подчиняется руководителю школы.
1.4. В своей деятельности руководствуется настоящей инструкцией, Положением о школе здоровья для больных артериальной гипертензией (приложение №… к приказу), приказом МЗ РФ от 24.01.2003 N 4 "О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертензией в Российской Федерации", а также другими методическими документами по роду своей деятельности.
2. Медсестра-преподаватель обязана:
2.1. Организовать работу школы здоровья для больных артериальной АГ,
обращая внимание на ведение документации:
=представлять в установленные сроки отчеты о работе школы;
=систематически работать над совершенствованием своего труда и повышением
личной квалификации. Раз в 5 лет проходить повышение квалификации;
=следить за соблюдением должного санитарно-эпидемиологического режима
=соблюдать правила трудовой дисциплины.
2.2. Проводить занятия в школе по установленной программе так, чтобы каждый пациент-слушатель школы посещал занятие не реже 1 раза в месяц.
2.3. Заполнять учетные формы:
=журнал посещаемости;
=обработка данных тестирования по качеству усвоенного материала.
2.4. Во время обучения контролировать прохождение пациентами скринин-
говых обследований:
=консультация офтальмолога;
=ЭКГ;
=исследование крови на содержание глюкозы.
2.5. Обучить пациентов:
=методам самоконтроля (измерение АД, массы тела, вычисление индекса массы тела)
=основам диетологии и принципам составления суточного рациона питания;
=правилам поведения и самопомощи при гипертоническом кризе;
=ведению дневника самоконтроля;
=другим знаниям, навыкам в соответствии с темпланом занятий.
2.6. Проводить индивидуальные консультации для пациентов.
2.7. Осуществлять контроль за ведением дневников самоконтроля.
2.8. Обеспечивать пациентов справочной литературой.
3. Медсестра-преподаватель имеет право:
3.1. Самостоятельно составлять расписание занятий в школе здоровья для больных артериальной гипертензией в соответствии с тем. планом.
3.2. Получать информацию для выполнения своих функциональных
обязанностей.
3.3. Вносить предложения по улучшению оказываемой медицинской
помощи пациентам.
3.4. Участвовать в конференциях, семинарах, лекциях.
3.5. Принимать активное участие в общественной жизни коллектива.
4. Медсестра-преподаватель школы здоровья несет ответственность:
=за качественную постановку работы кабинета;
=за качественное ведение документации;
=за соблюдение трудовой дисциплины и правил техники безопасности.
====================================================================
Пример
Школа профилактики
«Йоддефицитные заболевания»
=Цикл образовательной подготовки состоит из четырех занятий, продолжительностью
1 час каждое.
=Работа школы строится на групповой и индивидуальной основе:
-в течение 4-х дней подряд
-или по 2 раза в неделю в течение 2-х недель
-или в течение одного семинарского дня.
Йоддефицитные заболевания
Йоддефицитные заболевания относятся к числу наиболее распространенных неинфекционных заболеваний человека. По данным ВОЗ около 2 миллиардов жителей Земли живут в условиях йодного дефицита, приводящего к развитию таких заболеваний, как:
= эндемический зоб,
=гипотериоз,
=умственная и физическая отсталость.
В России более или менее выраженный дефицит йода наблюдается практически на всей территории. Наиболее широко дефицит йода и эндемический зоб распространены в предгорных и горных местностях, в числе которых Северный Кавказ.
План занятий
1) Проблема ЙДЗ. Распространение в России, регионе, области.
Щитовидная железа и ее гормоны. Роль йода в организме.
Нормы ежедневного потребления.
Анкетирование с целью определения уровня знаний проблемы
2) Знакомство с йоддефицитными заболеваниями. Характеристика
йодсодержащих продуктов, лекарственных и народных методов лечения
ЙДЗ (синий йод, средства фитотерапии)
3) Профилактика ЙДЗ с помощью йодированной соли. Характеристика соли
и ее качества. Показ видеофильма о ЙДЗ.
4) Обсуждение наиболее часто задаваемых вопросов по проблеме ЙДЗ.
5) Заключительное анкетирование. Раздача буклетов по профилактике ЙДЗ.
===========================================================================================================================================================
Занятие
Занятие
Занятие
Занятие
Занятие
АНКЕТА для слушателя
Школы профилактики ЙДЗ
Предварительное тестирование
1. Как Вы полагаете, есть ли связь между нашим здоровьем и тем, как мы питаемся? | да | нет |
2. Интересуетесь ли Вы информацией на упаковке продукта? | ||
3. Что привлекает Ваше внимание на упаковке? (если N° 3 "да") =цена =срок годности =содержание жиров =калорий =углеводов =витаминов =микроэлементов =другое | да ………… ………….. …………. …………. …………… …………… ………….. …………. | нет |
4. Знаете ли Вы, что такое микроэлементы (или микронутриенты)? | да | нет |
5. Отметьте из списка то, что, по-вашему, является микроэлементами (микронутриентами): (если на N° 4 "да") =железо =пластмасса =йод =уголь =фтор | да ………… ………….. …………. …………. …………… | нет |
6. Можно ли заболеть, если в организме не хватает йода? | да | нет |
7. Знаете ли Вы про йодированную соль? | да | нет |
8. Употребляют ли Вашей семье йодированную соль? | да | нет |
9. Как Вы думаете, зачем нужна йодированная соль: =чтобы похудеть =чтобы не было йододефицита =другое | да ………… ………….. …………. | нет |
АНКЕТА для слушателя
Школы профилактики ЙДЗ
Заключительное тестирование
1. Какова суточная потребность организма в йоде? | а). 10 мкг б). 100-200 мкг в). 100-200 мг |
2. Может ли наш организм самостоятельно вырабатывать йод? | а). да б). нет |
3. Назовите основной источник поступления йода в организм человека? | а). воздух б). вода в). продукты питания |
4. Существует ли в России проблема йодного дефицита? | а). повсеместно б). в отдаленных горных и предгорных районах в). в долинах крупных рек |
5. Есть ли методы предотвращения (профилактики) дефицита йода? | а). не существуют б). существуют и являются доступными в). существуют, но являются трудно доступными и дорогими |
6. Какими способами можно проводить профилактику йодного дефицита? | а) йодирование основных продуктов питания (соль, хлеб) б) йодирование питьевой воды в) использование пищевых добавок и лекарственных препаратов |
7. Может ли регулярное потребление йодированной соли предотвратить развитие йододефицитных заболеваний? | а). да б). нет |
8. Кому рекомендовано потреблять йодированную соль? | а) только лицам, имеющим эндемический зоб б) беременным и кормящим женщинам в) детям и подросткам г) всем без исключения |
9. Есть ли противопоказания к употреблению йодированной соли? | а). да б). нет |
10. Нужен ли рецепт для покупки йодированной соли? | а) да б) нет в) только при наличии противопоказаний |
11. В каких количествах нужно потреблять йодированную соль? | а) в большем количестве, в дополнении к обычной соли б) в меньшем количестве, чем обычную соль в) вместо обычной соли в прежнем количестве |
ОПРОС
Какие продукты в Вашем рационе преобладают больше всего? | |
Жиры | |
сладости | |
закуски | |
Хлеб | |
зерновые и мучные изделия | |
крупы | |
Фрукты | |
овощи | |
зелень | |
Молоко | |
кисломолочные продукты | |
сыры | |
Мясо | |
птица | |
рыба | |
субпродукты | |
бобы | |
яйца |
Профилактическая медицина
Медицинская профилактика – комплекс мероприятий, которые имеют цель устранения непосредственных причин и условий,
= порождающих заболевания,
= раннего выявления заболеваний,
= своевременного лечения и выздоровления.
Причины и условия, которые порождают заболевания, выявляются и проводятся органами и учреждениямиздравоохранения для предупреждения возникновений заболеваний.
Задачи медицинской профилактики заключаются в том, чтобы с момента рождения и на протяжении всей жизни каждого конкретного человека создать условия, которые предупреждали бы преждевременный износ организма.
Преждевременный износ организма проявляется:
=в возникновении заболеваний,
=временной или стойкой нетрудоспособности,
= преждевременной смерти.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
(внутреннее стремление)
Мотивация к профилактике – это активное участие населения в профилактике путём осознанного
и привычного выполнения рекомендаций, правил, навыков и привычек здорового образа жизни, основанное на знаниях и убеждениях.
Выработка мотивации к профилактике – это сложная задача, которая решается путём выполнения долгосрочной программы по гигиеническому обучению и воспитанию различных групп населения: детей, родителей, педагогов, медицинского персонала.
Результатом работы должно быть появление мотивации к проведению профилактики среди различных групп населения.
Наличие мотивации определяют по результатам гигиенического обучения и воспитания: чем больше людей выполняют требования профилактики, тем выше мотивация населения.
В мотивации большое значение имеют:
= индивидуальный подход,
= учёт возрастных групповых и профессиональных особенностей
различных групп населения.
=================================================================
Профилактика. Понятие. Виды. Методы.
Профилактика (предупредительный)– система государственных, социальных, гигиенических, медицинских и личных мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждения болезней.
Мероприятия по медицинской профилактике подразделяются на 2 группы: первичная и вторичная профилактика.
==================================================================
Первичная профилактика – медико-социальная профилактика для здоровых и практически здоровых лиц. Она наиболее эффективна в медицинском, социальном, экономическом отношении и имеет цель устранить причины и условия, которые вызывают возникновение заболеваний.
У здоровых и практически здоровых лиц, имеющих факторы риска – это как часть медицинской профилактики.
У детей, находящихся в «пограничных состояниях» между нормой и патологией – первичная профилактика имеет цель предотвратить возникновение заболеваний.
У больных – предупреждение новых заболеваний.
==================================================================
По направленности первичную профилактику подразделяют на:
=этиологическую (этиотропную) – направлена на устранение причин заболеваний; осуществляется путём санпросветработы и санитарно-гигиенических мероприятий; наиболее эффективна;
=патогенетическую– воздействие на характер этиологического фактора развития заболеваний.
Наиболее эффективной мерой снижения заболеваемости, смертности и нетрудоспособности населения является первичная профилактика неинфекционных заболеваний. Поэтому для практических врачей необходимо глубокое знание причин и путях развития заболеваний.
Ведущим методом первичной профилактики является санитарно-эпидемиологическая деятельность, которая осуществляется органами и учреждениями здравоохранения совместно со всеми государствен-ными и общественными организациями, учреждениями.
==================================================================
Вторичная профилактика–активное раннее выявление заболеваний предупреждение прогрессирования болезненного процесса и возможных его осложнений.
Проводится вторичная профилактика больным в стадии компенсации (возмещение, уравновешивание) и субкомпенсации процесса. (низкое возмещение)
Важное направлениевторичной профилактики – активное выявление больных. Особая роль в этом отводится профилактическим осмотрам.
Для улучшения качества профосмотров на медицинские учреждения возлагаются:
· обязанность учёта населения,
· определение нуждающихся в различных видах помощи,
· дальнейшее активное наблюдение.
Выявлять сопутствующие заболевания должны также у стационарных больных.
При проведении профилактики заболеваний и формировании
здорового образа жизни населения необходимо помнить, что это
будет оправдано экономически только при условии комплексного
проведения профилактических мероприятий.
==================================================================
Мероприятия профилактические подразделяются на:
= государственные
= социальные
= медицинские
= организационные
= воспитательные
= административно-хозяйственные
= массовые, коммунальные (популяционные)
= групповые,
= индивидуальные,
= личные.
Реализуется профилактика мерами различного характера, направленными на решение конкретных задач.
К государственным профилактическим мероприятиям относятся меры, которые осуществляются в масштабах страны или отдельных регионов за счёт бюджета на основе:
= постановлений Правительства,
= приказов Минздрава,
= других директивных документов,
= также в плановом порядке в соответствии с выполнением
программы профилактики.
К этим мероприятиям относятся меры по охране и защите:
= окружающей среды
= здоровья матери и ребёнка
= условий труда
= медицинскому обслуживанию
= государственному социальному страхованию
= физическому воспитанию и др.
К социальным мероприятиям относятся меры, которые реализуются преимущественно на местном уровне:
· финансирование профилактической работы в детсадах, школах,
· организация материальной базы, уголков и комнат здоровья,
· закупка средств профилактики,
· обучение медицинского и другого персонала,
· организация выступлений,
· оформление и выпуск памяток, санбюллетеней, плакатов и др
К медицинским профилактическим мероприятиям относятся меры, связанные с организацией, содержанием и проведением:
= санпросветработы,
= гигиенического обучения и воспитания населения,
= выбора методов и форм медикаментозной профилактики,
= эпидемиологического обследования населения,
= контроля за эффективностью профилактики,
= подготовки и обучения персонала,
= участия в разработке профилактических программ.
Массовые профилактические мероприятия:
= санитарно-просветительная работа в средствах массовой
пропаганды и агитации (печать, радио, телевидение);
= гигиеническое обучение и воспитание в детских
дошкольных учреждениях, школах;
= фторирование воды, пищевых продуктов;
= производство гигиенических и профилактических средств;
= строительство детских садов, школ, предприятий по выпуску
гигиенических и профилактических средств.
Реализация этих мер узаконивается на федеральном и региональном уровнях. Но выполнение зависит от: = ответственности и инициативы местных органов власти,
= активной позиции органов здравоохранения.
Они обязаны использовать и реализовывать возможности, которые им предоставлены государственными законами, постановлениями.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
По технологии реализации меры государственного, медицинского и социального характера делятся на:
· организационные,
· административно-хозяйственные,
· медицинские,
· воспитательные.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Методы(мероприятия) профилактики по уровню применения делятся на:
· массовые (коммунальные) – профилактические меры, которые охватывают значительный контингент населения (фторирование, гигиеническое обучение и воспитание населения,
санпросветработа, профилактические мероприятия);
· групповые– профилактические мероприятия проводятся среди ограниченных групп
(школа, детсад, поликлиника, предприятие и др); к этим мероприятиям относится =медикаментозная профилактика в группах, =беседы, =уроки, =обучение; осуществляются данные мероприятия с учётом региона