Рабочая программа кружка «Полезные привычки»
Рабочая программа кружка «Полезные привычки»
Пояснительная записка.
Обстановка общего кризиса социально-экономических отношений, резкое ухудшение здоровья, рост наркомании, пандемия СПИДа, приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ (далее ПАВ), связанное с двумя явлениями.: первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные, второе – это доступность ПАВ в обществе, - все это требует неотложных контрмер, активного формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.
Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Дополнительная образовательная программа «Полезные привычки» имеет интеллектуально-познавательную направленность.
Новизна предлагаемой программы состоит в следующем:
она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но и их воспитания; педагог вместе с детьми изучает новую для себя учебную дисциплину, учитывая психологические, физиологические и возрастные особенности детей
Актуальность и практическая значимость данной программы в воспитании здорового образа жизни подчеркиваются высокими статистическими показателями.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что 8 – 13% школьников младших классов пробовали спиртные напитки, около 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.
Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие дети, большинство которых из социально-неблагополучных, неполных семей. Значительная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой категории детей ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости.
Необходимо отметить, что половина этих детей не успевают с первого класса, а это значит, что они не были подготовлены к школьным нагрузкам при поступлении в школу, что в сочетании с неблагоприятными условиями в семье и явилось причиной социальной дезадаптации на самых ранних этапах обучения в школе.
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:
· Умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
· Проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
· Честен, самокритичен (нравственное здоровье);
· Коммуникабелен (социальное здоровье);
· Уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).
Цель программы:
Несмотря на существующие официальные документы, профилактика употребления ПАВ в рамках федерального, регионального или школьного компонентов образовательных программ не стала повсеместной и последовательной. Профилактика в образовательных учреждениях чаще всего осуществляется работниками медицинских учреждений и учителями-предметниками, как правило, эпизодически. При этом используется преимущественно информационная модель в форме индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и отдельных уроков в рамках учебных предметов. Поэтому данная программа превентивного образования необходима школьникам, т.к. имеет систему формирования навыков социальной и личностной компетентности, а также профилактики употребления ПАВ.
Целью программы по психологии является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями о факторах, влияющих на здоровье, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам, cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни
Основные задачи программы.
Обучающие:
· Обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;
· Расширить представление учащихся о дорожной среде;
· Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене;
· Научить ориентироваться в экстремальных ситуациях.
Развивающие:
· Развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;
· Развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;
· Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
Воспитательные:
· Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;
· Формирование установки на здоровый образ жизни;
· Стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;
· Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;
· Воспитывать эстетический вкус и аккуратность;
· Установление положительной психологической атмосферы в классе;
Возраст детей-участников программы - учащиеся начальной школы, 7-8 лет
Срок реализации программы - программа краткосрочная, рассчитана на 1 год
Основная форма работы - групповая
Учебная нагрузка - 1 час в неделю – 33 часа в год
В итоге обучения учащиеся должны:
Знать:
· Основные режимные моменты;
· Правила поведения учащихся в школе;
· Правила личной гигиены;
· Как устроен человек на уровне первоначальных сведений;
· Что такое полезные и вредные привычки;
Уметь:
· Планировать свое время;
· Поддерживать чистоту тела и иметь опрятный внешний вид;
· Выполнять гимнастические упражнения для сохранения и укрепления здоровья;
· Оказывать первую медицинскую помощь.
Владеть:
· Основными правилами сохранения здоровья;
· Навыками коммуникации;
· Практическими упражнениями, помогающими заботиться о своем здоровье;
Освоение обучающимися дополнительной образовательной программы определяется следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы, собеседования, выполнение контрольных заданий.
Формой подведения итогов будут праздники, семейные дни здоровья.
Содержание программы
Введение.
С чего все началось. Библия о возникновении жизни на земле. Ученые о зарождении жизни. Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Все живое в природе растет и изменяется. Что такое здоровый образ жизни?
Теоретическая часть: беседа
Практическая часть: обзор книг о здоровье. Режим дня, учёбы и отдыха.
Есть ли режим в природе (на примере растений и животных Тюменской области). Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Правила рациональной организации учебной деятельности ученика:
· чередование видов деятельности, учебы и отдыха,
· чистота рабочего помещения, проветривание.
· Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения.
· Как нужно отдыхать на перемене и почему.
· Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков.
· Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания.
· Правильная посадка за столом.
· Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий.
· Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления.
· Индивидуальный подход к организации активного отдыха.
· Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки)
· Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.
· Природа как источник отдыха и восстановления сил.
Теоретическая часть: беседы, конкурсы, викторины
Практическая часть: экскурсии, составление индивидуального режима дня .
Личная гигиена.
Части тела человека. Органы и их роль в организме человека. Основные части скелета и их назначение. Первая помощь при несчастных случаях. От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки. Индивидуальность роста и развития человека. Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.) Правила личной гигиены.
Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, беседы
Практическая часть: составление комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью; составление ребусов и кроссвордов, экскурсия в музей.
Методическое обеспечение
Раздел (наименование) | Используемые формы организации процесса | Методическое оснащение | Формы подведения итогов |
Введение Режим дня, учёбы и отдыха Здоровье и здоровый образ жизни Личная гигиена Основы рационального питания Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья Антиалкогольное и антитабачное воспитание Самопознание и саморегуляция | Беседа, чтение и обсуждение научно-популярной литературы Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины групповая дискуссия, рассказы, видео-уроки экскурсия в школьный медпункт Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины экскурсия в городской музей. Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной лит-ры, конкурс пословиц и загадок, театрализации. Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной лит-ры, конкурс пословиц и загадок, инсценирование Видео-уроки, инсценирование, беседа с социальным педагогом школы, чтение и обсуждение научно-популярной лит-ры, Чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры, разговор со школьным психологом | Выставка книг о здоровье Книги Книги, видеокассеты, телевизор, видеомагнитофон Книги, плакаты, индивидуальные средства гигиены (зубная щетка, расческа), щетка для одежды Книги, плакаты Книги Книги, видеокассеты, телевизор, видеомагнитофон Книги | Собеседование Составление индивидуального режима дня Конкурс рисунков, игра-путешествие Составление комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью; составление ребусов и кроссвордов. Создание проекта, составление индивидуального меню Соревнования, праздники, конкурс сочинений, конкурс подвижных игр. Проектная работа, конкурс рисунков и плакатов. Тестирование |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | дата | |
план | факт | |||
1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 5.6. 5.7. 6. 6.1. 6.2. 7. 7.1. 7.2. 7.3. | Введение Режим дня, учёбы и отдыха Режим дня первоклассника, Устав школы и здоровье учеников О пользе зарядки Сон – лучшее лекарство. Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах Мы едем, едем, едем… Собака бывает кусачей Безопасность в доме Правила безопасности на воде Здоровье и здоровый образ жизни Что я знаю о ЗОЖ Что такое иммунитет? Мудрое слово о здоровье Вирусные инфекции и их профилактика Вредные привычки Травматизм и его профилактика Советы доктора Айболита Что нужно знать о лекарствах Опасные и безопасные ситуации Стартуют все! Личная гигиена Как устроен человек? Гигиена позвоночника Забота о глазах Чтобы уши слышали Чтобы зубки не грустили Ногти и уход за ними Уход за волосами Чистые руки, чистое тело – смело берись за любое дело Быть не может красоты без мыла, щетки и воды. Основы рационального питания Аппетит приходит во время еды Вкусное часто бывает опасным Витаминная семья Отравления и их профилактика Если хочешь быть здоров… Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья Путешествие в страну Здоровья Влияние высоких и низких температур на организм. Одевайся по сезону! Чихали мы на простуду! Соревнования на приз Деда Мороза Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться! Мама, папа, я – спортивная семья Вместе веселей играть! Малые олимпийские игры Антиалкогольное и антитабачное воспитание Правда об алкоголе и табакокурении. Сам себе я помогу и здоровье сберегу Самопознание и саморегуляция Я - неповторимый человек Каким я был? Есть? Буду? Учусь принимать решения в опасных ситуациях Учусь настаивать на своем О чем говорят чувства? Моё настроение ВСЕГО: | 33 час. |
Литература:
Для учителя:
30 детских утренников для начальной школы (сценарии) / Авт.-сост. Давыдова М.М. - М.: «Аквариум ЛТД», 2003.
Болотина Л.Р. Методика внеклассной работы в начальных классах. – М., 1978.
Глущенко А.Г. Внеклассная работа в начальных классах. – Киев, 1982.
Зайцева О. В, Карпова Е. В. На досуге: игры в школе, дома, на дворе. Ярославль, Академия развития, 1997.
Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. – М., 1972.
Классному руководителю. Учебно-методическое пособие/под ред. М. И. Рожковой. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Обухова Л. А.; Лемяскина Н. А. Уроки здоровья. – Воронеж, 1999.
Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы в группе продленного дня. – М., 1988.
Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня. – М., 2004.
Пятьдесят сценариев классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск».
Романова О.Л. Полезные привычки. Пособие для учителей.- Тюмень.: ООО РК «Легион»,2002
Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие . 4-е изд. Доп. – М.: ЦГЛ, 2002
Спутник классного руководителя. 1-4 классы / авт.-сост. Н.А.Максименко. – Волгоград: Учитель, 2007.
Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Ю. Ю. Шведова. /М. , Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 2002.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.1.- М.:Генезис, 2001
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М.: Генезис, 2002
Для обучающихся:
Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. – М.:ТЦ «Сфера», 2000.
Большая детская энциклопедия. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002
Гречаная Т.Б. Рабочая тетрадь «Полезные привычки» для 1 класса Тюмень.: ООО РК «Легион»,2002
Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / Авторизованный перевод Я. и А.Агуреевых. – М.:Джулия, 1992
Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо всюду. Мир людей. – Ярославль: Академия, К. Академия Холдинг, 2000.
Сухин И.Г. 800 загадок и 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1996.
Что такое? Кто такой? В 3т. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Винзилинская начальная общеобразовательная школа №1
п. Винзили Тюменского района, Тюменской области
Программа курса
«Полезные привычки»
Составлена на основе
авторских программ
Романовой О.Л. «Полезные привычки»,
Олейниковой В.Н.
учителя начальных классов
МОУ «СОШ №2»
г. Котовска, Тамбовской области
и адаптирована к местным
условиям и требованиям
учитель: Звягина Е.В..
МОУ Винзилинская начальная
общеобразовательная школа №1
п. Винзили 2010г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1. Пояснительная записка……………………………………………………….. ….. 2 стр.
2. Содержание программы ………………………………………………………….. 4 стр.
3. Методическое обеспечение ………………………………………………………. 5 стр.
4. Учебно-тематический план ………………………………………………………. 7 стр.
5. Литература ………………………………………………………………………… 9 стр.
Рабочая программа кружка «Полезные привычки»
Пояснительная записка.
Обстановка общего кризиса социально-экономических отношений, резкое ухудшение здоровья, рост наркомании, пандемия СПИДа, приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ (далее ПАВ), связанное с двумя явлениями.: первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные, второе – это доступность ПАВ в обществе, - все это требует неотложных контрмер, активного формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.
Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Дополнительная образовательная программа «Полезные привычки» имеет интеллектуально-познавательную направленность.
Новизна предлагаемой программы состоит в следующем:
она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но и их воспитания; педагог вместе с детьми изучает новую для себя учебную дисциплину, учитывая психологические, физиологические и возрастные особенности детей
Актуальность и практическая значимость данной программы в воспитании здорового образа жизни подчеркиваются высокими статистическими показателями.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что 8 – 13% школьников младших классов пробовали спиртные напитки, около 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.
Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие дети, большинство которых из социально-неблагополучных, неполных семей. Значительная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой категории детей ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости.
Необходимо отметить, что половина этих детей не успевают с первого класса, а это значит, что они не были подготовлены к школьным нагрузкам при поступлении в школу, что в сочетании с неблагоприятными условиями в семье и явилось причиной социальной дезадаптации на самых ранних этапах обучения в школе.
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:
· Умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
· Проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
· Честен, самокритичен (нравственное здоровье);
· Коммуникабелен (социальное здоровье);
· Уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).
Цель программы:
Несмотря на существующие официальные документы, профилактика употребления ПАВ в рамках федерального, регионального или школьного компонентов образовательных программ не стала повсеместной и последовательной. Профилактика в образовательных учреждениях чаще всего осуществляется работниками медицинских учреждений и учителями-предметниками, как правило, эпизодически. При этом используется преимущественно информационная модель в форме индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и отдельных уроков в рамках учебных предметов. Поэтому данная программа превентивного образования необходима школьникам, т.к. имеет систему формирования навыков социальной и личностной компетентности, а также профилактики употребления ПАВ.
Целью программы по психологии является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями о факторах, влияющих на здоровье, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам, cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни
Основные задачи программы.
Обучающие:
· Обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;
· Расширить представление учащихся о дорожной среде;
· Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене;
· Научить ориентироваться в экстремальных ситуациях.
Развивающие:
· Развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;
· Развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;
· Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
Воспитательные:
· Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;
· Формирование установки на здоровый образ жизни;
· Стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;
· Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;
· Воспитывать эстетический вкус и аккуратность;
· Установление положительной психологической атмосферы в классе;
Возраст детей-участников программы - учащиеся начальной школы, 7-8 лет
Срок реализации программы - программа краткосрочная, рассчитана на 1 год
Основная форма работы - групповая
Учебная нагрузка - 1 час в неделю – 33 часа в год
В итоге обучения учащиеся должны:
Знать:
· Основные режимные моменты;
· Правила поведения учащихся в школе;
· Правила личной гигиены;
· Как устроен человек на уровне первоначальных сведений;
· Что такое полезные и вредные привычки;
Уметь:
· Планировать свое время;
· Поддерживать чистоту тела и иметь опрятный внешний вид;
· Выполнять гимнастические упражнения для сохранения и укрепления здоровья;
· Оказывать первую медицинскую помощь.
Владеть:
· Основными правилами сохранения здоровья;
· Навыками коммуникации;
· Практическими упражнениями, помогающими заботиться о своем здоровье;
Освоение обучающимися дополнительной образовательной программы определяется следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы, собеседования, выполнение контрольных заданий.
Формой подведения итогов будут праздники, семейные дни здоровья.
Содержание программы
Введение.
С чего все началось. Библия о возникновении жизни на земле. Ученые о зарождении жизни. Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Все живое в природе растет и изменяется. Что такое здоровый образ жизни?
Теоретическая часть: беседа
Практическая часть: обзор книг о здоровье. Режим дня, учёбы и отдыха.
Есть ли режим в природе (на примере растений и животных Тюменской области). Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Правила рациональной организации учебной деятельности ученика:
· чередование видов деятельности, учебы и отдыха,
· чистота рабочего помещения, проветривание.
· Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения.
· Как нужно отдыхать на перемене и почему.
· Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков.
· Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания.
· Правильная посадка за столом.
· Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий.
· Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления.
· Индивидуальный подход к организации активного отдыха.
· Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки)
· Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.
· Природа как источник отдыха и восстановления сил.
Теоретическая часть: беседы, конкурсы, викторины
Практическая часть: экскурсии, составление индивидуального режима дня .