Объективного структурированного клинического экзамена

ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

«Утверждаю»

Проректор по учебно-

методической работе,

д.м.н. Анартаева М.У.

___________________

«____» ___________ 2016ж.

Методика проведения объективного структурированного клинического экзамена у врачей интернов-акушер-гинекологов по элективу "Ведение беременных с экстрагенитальной патологией"

На 2016-2017 учебный год

Методические рекомендации

Шымкент, 2016 г

Методические рекомендации рассмотрены на заседании кафедры «Терапевтических дисциплин»

Протокол № ________ «____» _______20___ г.

Зав. кафедрой, доцент _________________ Туртаева А.Е.

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Объективного структурированного клинического экзамена

по элективу"Ведение беременных с экстрагенитальной

Патологией

"

Шифр ______________Ф.И.О._____________________________________

Группа ____________________ Дата _______________________________

№ станции Название станций Макс балл Проходной балл Время
Оценка коммуникативных навыков с привлечением стандартизированных пациентов 7 мин
Пальпация, аускультация сердца при пороках сердца или при нарушениях ритма сердца 7 мин
Аускультация легких 7 мин
Правила и техника регистрации ЭКГ 7 мин
Расшифровка ЭКГ 7 мин
Описание и интерпретация R-снимка органов грудной клетки 7 мин
Реанимационные мероприятия при клинической смерти 7 мин
Правила и техника проведения интубации трахеи 7 мин
Правила и техника проведения глюкозометрии 7 мин
Правила и техника проведения пикфлуометрии и использования небулайзера 7 мин
  Итого: 70 мин

Максимальный балл – 10.

Отл» 90-100 баллов – отлично Сумма баллов

Хор» 75-89 баллов – хорошо Общая оценка

Удов» 60-74 баллов – удовлетворительно

Станция 1 - Оценка коммуникативных навыков с привлечением стандартизированных пациентов (для экзаменатора).

Максимальный балл - 10

Максимальное время – 7 мин

Критерии оценки шагов Оценка в баллах
1. После взаимного приветствия и представления сел рядом с пациентом спросите имя, фамилию, возраст, профессию, место работы. 0.5 0.25
2. Обратился с вопросом: На что Вы жалуетесь? И после получения ответа, уточнил условия возникновения и усиления названных симптомов. Детализировал время появления симптомов, чем купируются. В результате умелого расспроса выделил ведущий синдром болезни.
3. В анамнезе болезни выяснил ее давность, начало, что предшествовало болезни. В хронологическом порядке расспросил течение болезни, рецидивы, их длительность, предшествующее лечение, его эффективность. Уточнил, что спровоцировало последнее ухудшение состояния.
4. В анамнезе жизни тактично выяснил условия жизни и развития в детстве, а так же социально-экономические условия в настоящее время. В хронологическом порядке выяснил перенесенные болезни. Поинтересовался здоровьем близких родственников, наличием контакта с больными туберкулезом, вирусным гепатитом. 0,5
5. Уточнил семейное положение (женат, замужем). Здоровье супруга, наличие детей, их здоровье. Если, пациент женщина, то выясните начало первой менструации, дальнейшая регулярность, характер (скудные, умеренные, обильные, болезненные); беременности количество, из них родов. Течение беременности; аборты, в т.ч. самопроизвольные или искусственные, осложнения. Климакс, течение. 0,5
6. Выяснил особенности образа жизни, служил ли в рядах Армии. Курение, употребление алкоголя в прошлом и в настоящее время. 0,5 0,25
7. Расспрос проводил в психологической атмосфере доверительности. Для оптимального контакта с пациентом использовал как вербальные (словесные), так и невербальные средства коммуникации (мимика, жесты, интонация голоса). 0,5
8. Коммуникативными навыками владеет в полной мере.
  Итого:

Станция 2 - Пальпация, аускультация сердца при пороках сердца или нарушениях ритма сердца (для экзаменатора).

Максимальный балл - 10

Максимальное время – 7 мин

Пошаговые действия Оценка в баллах
1. Врач-интерн-терапевт после взаимного приветствия и представления вымыл руки и встал справа от муляжа K-plus. 2,0 1,0
2. Определил верхушечный толчок сердца и охарактеризовал – локализацию, площадь, силу, высоту, и резистентность. 2,0 1,0
3. Провел аускультацию сердца по 5 точкам, правильно располагая фонендоскоп и соблюдая последовательность. 2,0 1,0
4. Охарактеризовал тоны, шумы сердца в 5 точках аускультации (характер шума, эпицентр, место проведения). 2,0 1,0
5. Суммируя пальпаторную, аускультативную картину – правильно сформулировал синдром. 2,0 1,0
  Итого:


Станция 3 - Аускультация легких (для экзаменатора).

Максимальный балл - 10

Максимальное время – 7 мин

Пошаговые действия Оценка в баллах
1. Врач-интерн-терапевт после взаимного приветствия и представления вымыл руки и встал сзади от фантома. 2,0 1,0
2. Провел аускультацию, прикладывая фонендоскоп в строго симметричных участках грудной клетки с обеих сторон, выслушивая в каждой точке аускультации 2-3 дыхательных цикла. 2,0 1,0
3. Охарактеризовал дыхательные шумы (сухие и влажные хрипы, шум трения плевры). 3,0 1,5
4. Правильно сформулировал синдром и перечислил заболевания, протекающие с данным синдромом. 3,0 1,5
  Итого:

Станция 4 - Правила и техника регистрации ЭКГ (для экзаменатора).

Максимальный балл - 10

Максимальное время – 7 мин

Пошаговые действия Оценка в баллах
1. Врач-интерн-терапевт установил доверительные отношения с пациентом, объяснил ход процедуры, получил согласие на процедуру. 2,0 1,0
2. Уложил больного на спину. Смочил салфеткой, смоченной в изотоническом растворе натрия хлорида места наложения электродов. 2,0 1,0
3. Наложил правильно электроды на внутреннюю поверхность предплечий и голени в нижней трети. Подключил провода к электродам: красный – правая рука, желтый – левая рука, зеленый – левая нога, черный (заземление) – правая нога. 2,0 1,0
4. Наложил правильно грудные электроды: V1 – 4 м/р по правому краю грудины, V2 – 4 м/р по левому краю грудины, V3 – между 2 и 4 электродом, V4 – 5 м/р по левой среднеключичной линии, V5 – 5 м/р по левой передней подмышечной линии, V6 – 5 м/р по левой средней подмышечной линии. 2,0 1,0
5. Включил аппарат, установил скорость движения ленты на 50мм/с, нажал на кнопку «Фильтр» и дважды нажал на кнопку «Пуск» 2,0 1,0
  Итого:

Станция 5 - Расшифровка ЭКГ (для экзаменатора).

Максимальный балл - 10

Максимальное время – 7 мин

Пошаговые действия Оценка в баллах
1. Врач-интерн-терапевт после взаимного приветствия и представления вымыл руки. 2,0 1,0
2. Соблюдал порядок расшифровки ЭКГ: - оценил регулярность сердечных сокращений - подсчитал ЧСС - определил источник возбуждения - определил положение ЭОС 3,0 1,5
3. Провел анализ желудочкового комплекса. 3,0 1,5
4. Дал правильное ЭКГ- заключение. 2,0 1,0
  Итого:

Максимальный балл - 10

Максимальное время – 7 мин

Пошаговые действия Оценка в баллах
1. Врач-интерн-терапевт после взаимного приветствия и представления вымыл руки. 2,0 1,0
2. Описал R-снимок: - тени: мягкие, средней интенсивности, плотные; - контуры: четкие, нечеткие; - структура: однородная, неоднородная; - состояние корней легких – форма, размеры, контуры. 4,0 2,0
3. Дал заключение R-снимку. 4,0 2,0
  Итого:

Максимальный балл - 10

Максимальное время – 7 мин

Пошаговые действия Оценка в баллах
1. Оценил состояние сознанияпохлопал по плечу пациента и окликнул его. При отсутствии сознания позвал на помощь, вызвал бригаду скорой медицинской помощи, послал за диффибрилятором 1,0-0,9 0,89-0,75 0,74-0,5 0,49-0
2. Определил наличие пульсации на сонной артерии. Для определения пульса на сонной артерии следует: - сомкнутыми 2, 3 и 4 пальцами определил на передней поверхности шеи выступающую часть трахеи; - сдвинул пальцы в глубину и в сторону, между хрящом и грудинно-ключично-сосцевидной мышцей; - нащупал сонную артерию, определил ее пульсацию 1,0-0,9 0,89-0,75 0,74-0,5 0,49-0
3. Определил наличие самостоятельного дыхания у пациента, путем следующего приема «Вижу, слышу, ощущаю»: - зрительного контроля наличия движений грудной клетки; - ухом выслушать дыхательные шумы изо рта пациента; - щекой почувствовать движение выдыхаемого воздуха. 1,0-0,9 0,89-0,75 0,74-0,5 0,49-0
4. Подготовил больного к проведению непрямого массажа сердца : 1) положил пациента на ровную твердую поверхность; 2) обнажил шею и грудь пострадавшего от одежды; 3) занял правильную позицию: установил руки на грудной клетке – проксимальная часть ладони на нижней трети грудины 4) Непрямой массаж сердца проводить следующим образом: со скоростью не менее 100 ( не более 120) компрессий в минуту, т.е. 30 компрессий за 18 секунд, и глубиной компрессий не менее 5 см - для взрослых, не отрывая ладони от груди, делая минимальные перерывы между компрессиями, давая грудной клетке рассправиться, давить быстро и сильно. Руки в локтях прямые. Компрессия грудной клетки за счет маятникообразного движения туловища 1,0-0,9 0,89-0,75 0,74-0,5 0,49-0
5. Обеспечил проходимость дыхательных путей осмотрел полость рта, очистил ротовую полость при необходимости, убрал съемные протезы 1,0-0,9 0,89-0,75 0,74-0,5 0,49-0
6. Провел тройной приём Сафара: запрокинул голову (если исключаете травму шеи), выдвинул нижнюю челюсть и открыл рот 1,0-0,9 0,89-0,75 0,74-0,5 0,49-0
7. При наличии, использовать оборудование для обеспечения проходимости дыхательных путей: назотрахеальные воздуховоды, ларингеальные маски, трубки, комбитъюбы 1,0-0,9 0,89-0,75 0,74-0,5 0,49-0
8. Искусственная вентиляция легких (без интубации) провел методикой «рот в рот» или с помощью лицевой маски и мешка Амбу. Для соблюдения мер безопасности, и гигиены делать ИВЛ методикой «рот в рот» следует через увлажненную салфетку или кусок бинта. Техника и правила проведения ИВЛ: - одной рукой, помещенной на лбу пострадавшего, отгибаете его голову назад, одновременно поддерживая ее другой рукой, подложенной под шею и затылок; - пальцами руки, расположенной на лбу, закройте нос, чтобы не было утечки воздуха; - плотно охватите своим ртом рот пострадавшего и произведите выдох в его дыхательные пути. (критерий контроля эффективности — увеличение объема грудной клетки); - отстранитесь от пострадавшего и у больного происходит пассивный выдох. - Когда грудная клетка опустится сделайте 2-й искусственный вдох Интервалы дыхательных циклов должны быть не чаще 8—10 в 1 минуту (1 дыхательный цикл на 4—5 счета). Объем выдыхаемого воздуха должен быть примерно на 50% больше обычного объема. - если реаниматор действует в одиночку, соотношение частоты компрессий грудной клетки к темпу ИВЛ должно составлять 30:2 (=1 цикл СЛР) 1,0-0,9 0,89-0,75 0,74-0,5 0,49-0
9. 1 период включает 5 циклов СЛР и проводить в течении не более 2-х минут.В течение 10 секунд определил пульсацию на сонных артериях, оценить ритм 1,0-0,9 0,89-0,75 0,74-0,5 0,49-0
10. При восстановления кровообращения определил маршрут пациента (кардиохирургическая клиника), и уведомил госпиталь о доставке пациента 1,0-0,9 0,89-0,75 0,74-0,5 0,49-0
  Итого: 10-9 8,9-7,5 7,4-5 4,9-0

Максимальный балл - 10

Максимальное время – 7 мин

Пошаговые действия Оценка в баллах
1. Врач-интерн-терапевт вымыл руки, принял правильное положение. 1,0 0,5
2. Смазал полость рта муляжа и клинок ларингоскопа гелем. 1,0 0,5
3. Измерил расстояние в сантиметрах от мочки уха до крыла носа, умножив полученную величину на два, установил длину трубки. 1,0 0,5
4. Левой рукой взял ларингоскоп, I и II пальцами правой руки открыл рот. Клинок ларингоскопа ввел по средней линии между небом и языком, отжимая язык кверху и влево. (При продвижении клинка вглубь ориентирами служат язычок мягкого неба и надгортанник). 2,0 1,0
5. Клинком захватил верхушку надгортанника и приподнял его, после чего в поле зрения появились складки гортани, что обеспечивают условия для интубации трахеи. 2,0 1,0
6. Эндотрахеальную трубку соответствующего размера ввел правой рукой сбоку от канала клинка ларингоскопа на глубину 2-4 см. 2,0 1,0
7. Проверил правильность положения трубки выполнением искусственного вдоха. 1,0 0,5
  Итого:

Максимальный балл - 10

Максимальное время – 7 мин

Пошаговые действия Оценка в баллах
1. Врач-интерн-терапевт после взаимного приветствия и представления вымыл руки. 1,0 0,5
2. Установил доверительные отношения с пациентом, объяснил ход процедуры, получил согласие на процедуру. 1,0 0,5
3. Снял колпачок с прибора Accu-Chek Softclix. Сняв защитный колпачок вставил ланцет 1,0 0,5
4. Выбрав нужную глубину прокола и прокрутив, закрыл колпачок. Нажал на конец прибора. 1,0 0,5
5. Обработал палец обследуемого ватным шариком, смоченным в спирте. 2,0 1,0
6. Приставив прибор к пальцу обследуемого нажал на среднюю кнопку прибора. Вставил тест-полоску в глюкометр. 2,0 1,0
7. Нанес каплю крови обследуемого на центр тестового поля. Через 11 сек прочитал результат. 2,0 1,0
  Итого:

Станция 10 - Правила и техника проведения пикфлуометрии и использования небулайзера. (для экзаменатора).

Максимальный балл - 10

Максимальное время – 7 мин

Пошаговые действия Оценка в баллах
1. Врач-интерн-терапевт после взаимного приветствия и представления вымыл руки. 1,0 0,5
2. Установил доверительные отношения с пациентом, объяснил ход процедуры, получил согласие на процедуру. 1,0 0,5
3. Взял пикфлуометр на руки (указатель должен находится в начале шкалы). Встал, сделал глубокий вдох. 2,0 1,0
4. Взял мундштук в рот, плотно обхватил его губами. Сделал сильный выдох, не заслоняя отверстие мундштука языком. 2,0 1,0
5. Результат записал. Указатель возвращается в исходное положение. Процедуру повторил 2-3 раза, затем выбрал лучший результат. 1,0 0,5
6. Установил ингалятор, открыл крышку компрессора. Снял верхнюю часть небулайзера, повернув ее против часовой стрелки. Залил в нижнюю часть небулайзера ингаляционный раствор. Закрепил на небулайзере верхнюю часть, повернув ее по часовой стрелке до упора. 1,0 0,5
7. Присоединил мундштук (насадку для носа, маску) к разъему верхней части небулайзера. Присоединил ингаляционную трубку одним концом к компрессору, другим к небулайзеру. 1,0 0,5
8. Попросил больного взять мундштук в рот. Подключил кабель питания к электросети. 1,0 0,5
  Итого:

Литература:

Основная литература:

1. Ведение беременности и роды с экстрагенитальной патологией / М.М. Шехтман и соавт. М. : ГЭОТАР - Медиа, 2006. - 432 с.

2. Беременность и роды при экстрагенитальных заболеваниях / С.В. Апресян; пол ред. В.Е. Радзинского. М. : ГЭОТАР - Медиа, 2009. - 464 с.

Дополнительная литература:

1. Байжанова К.Т., Бекмурзаева Э.Қ. Қан аурулары – Шымкент, 20107 – 400 б.

2. Сейсембеков Т.З. Классификация и диагностические критерии основных заболеваний терапевтического профиля, Астана, 2007, -376 б.

3. Внутренние болезни: рук. к практическим занятиям по госпитальной терапии: учеб. пособие / В. Г. Ананченко [и др.] ; под ред. Л. И. Дворецкого. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2010. - 456 с. :

4. Кардиология: национальное руководство / под ред. Ю. Н. Беленкова. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2010. – 1232 с.

5. Стрюк Р. И. Внутренние болезни : учебник / Р. И. Стрюк, И. В. Маев. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2010. - 496 с.

6. Гастроэнтерология : национальное рук. / под ред. В. Т. Ивашкина, Т. Л. Лапиной. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2008. - 704 с.

7. Дедов И. И. Эндокринология : учебник / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко, В. В. Фадеев. - 2-е изд., пперераб. и доп. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2009. - 432 с. : ил

8. Кеннеди Ли. Диагностика и лечение в эндокринологии. Проблемный подход : руководство / Ли. Кеннеди , Басу. Ансу ; пер. с англ. под ред. В. В. Фадеева. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2010. - 304 с.

9. Эндокринология : учебник / пер. с англ. под ред. Г. А. Мельниченко, В. В. Фадеева. - М. : ООО "Рид Элсивер", 2009. - 176 с. - (Внутренние болезни по Дэвидсону)

10. Диагностика и лечение болезней почек : рук. для врачей / Н. А. Мухин [и др.]. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2011. - 384 с. :

11. Хроническая сердечная недостаточность : руководство / Ф. Т. Агеев [и др.]. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2010

12. Артериальная гипертензия : монография: пер. с нем. / под ред. В. Зидека; Д. А. Аничкова. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2009. - 208 с. :

13. Периодикалық журналдар

Нормативно-правовые ссылки:

1. Постановление Правительства от 28.09.2007 N 853 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ГАРАНТИРОВАННОГО ОБЪЕМА БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА 2008 - 2009 ГОДЫ" www.zakon.kz

2. Комплексная программа Здоровый образ жизни на 2008-2016 гг». Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2007 года № 1260. www.zakon.kz

3. Концепция создания Единой национальной системы здравоохранения Республики Казахстан разработана в соответствии с поручениями Главы государства (май, октябрь 2008 года).

ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

«Утверждаю»

Проректор по учебно-

методической работе,

д.м.н. Анартаева М.У.

___________________

«____» ___________ 2016ж.

Методика проведения объективного структурированного клинического экзамена у врачей интернов-акушер-гинекологов по элективу "Ведение беременных с экстрагенитальной патологией"

На 2016-2017 учебный год

Методические рекомендации

Шымкент, 2016 г

Методические рекомендации рассмотрены на заседании кафедры «Терапевтических дисциплин»

Протокол № ________ «____» _______20___ г.

Зав. кафедрой, доцент _________________ Туртаева А.Е.

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

объективного структурированного клинического экзамена

по элективу"Ведение беременных с экстрагенитальной

Патологией

"

Шифр ______________Ф.И.О._____________________________________

Группа ____________________ Дата _______________________________

№ станции Название станций Макс балл Проходной балл Время
Оценка коммуникативных навыков с привлечением стандартизированных пациентов 7 мин
Пальпация, аускультация сердца при пороках сердца или при нарушениях ритма сердца 7 мин
Аускультация легких 7 мин
Правила и техника регистрации ЭКГ 7 мин
Расшифровка ЭКГ 7 мин
Описание и интерпретация R-снимка органов грудной клетки 7 мин
Реанимационные мероприятия при клинической смерти 7 мин
Правила и техника проведения интубации трахеи 7 мин
Правила и техника проведения глюкозометрии 7 мин
Правила и техника проведения пикфлуометрии и использования небулайзера 7 мин
  Итого: 70 мин

Максимальный балл – 10.

Наши рекомендации