Постановка сифонной клизмы пациенту с колостомой.

Цель: добиться отхождения каловых масс, газов.

Показание: задержка стула более 48 часов.

Оснащение:

Стерильно: лоток с перевязочным материалом и пинцетом, система для постановки сифонной клизмы с воронкой, 2 пары перчаток, вазелиновое масло.

Нестерильно: ёмкость с кипячёной водой 5-10л., подогретой до температуры 37 град.С, ковш, клеёнка, пелёнка, судно или таз, фартук, ёмкость с дез. раствором, кушетка.

Алгоритм выполнения:

1. Объяснить пациенту ход проведения манипуляции, получить согласие пациента.

2. Уложить пациента на спину.

3. Подложить под бок пациента со стороны стомы клеёнку, так чтобы она свисала с кровати, края клеёнки опустить в таз.

4. Надеть фартук, вымыть руки на гигиеническом уровне и надеть стерильные перчатки.

5. Смазать указательный палец правой руки вазелиновым маслом и ввести в свищ, для определения направления вышележащего отдела кишечника

6. Снять перчатку, заменить новой.

7. Заполнить систему водой в количестве 1 литра. На конец резиновой трубки наложить зажим (систему помогает держать ассистент).

8. Полить закруглённый конец трубки вазелиновым маслом на длину 10-15 см.

9. Ввести осторожно в свищ закруглённый конец зонда на расстояние 10 см, снять зажим.

10. Поднять воронку выше уровня больного, вода дойдёт до устья воронки, медленно опустить в исходное положение и слить в судно промывные воды.

11. Повторить промывание, подготовленным количеством воды.

12. Снять воронку с системы и опустить наружный конец кишечного зонда в судно на 10 мин.

13. Медленно извлечь зонд из колостомы.

14. Обработать колостому и наложить повязку (калоприёмник).

15. Убрать клеёнку, таз обработать.

16. Поместить отработанный перевязочный материал и инструменты в ёмкости с дез. раствором.

17. Снять перчатки, фартук, поместить в ёмкость с дезинфицирующим раствором.

18. Вымыть руки, осушить.

Калоприёмники.

Существует несколько типов калоприемников: однокомпонентные и двухкомпонентные, прозрачные и матовые, с фильтрами и без фильтров.

Однокомпонентный калоприемник имеет мешочек для сбора фекалий и уплотнитель и внешнее адгезивное кольцо (клеящаяся пластина) в составе единого, цельного блока. Следовательно, если возникает необходимость в смене мешка, то он меняется вместе с клеящейся пластиной.

Двухкомпонентный калоприемник или «комбигезив система» состоит из мешочка, прикрепляющегося к клеящейся пластине, которая выполняет функцию «второй кожи» и системы, которое имеет специальное устройство для фиксации мешка к липкой пластине (фланцевого замка). При этом для каждой разновидности стомы предназначаются конструктивно различные мешочки. Так, для колостомы используются так называемые «закрытые» мешки, которые заменяются по мере наполнения калом и соответственно применяются однократно. Поскольку из илеостомы происходит выделение жидкого кала, то удобнее использовать мешок с отверстием на конце, которое закрывается специальным зажимом, что позволяет периодически опорожнять мешок без отсоединения его от липкой пластины. И, наконец, для уростомы сконструирован мешочек, состоящий из двух отделений, при этом моча, попадая в нижнее отделение, никогда не попадает в верхнее отделение, независимо от положения тела, что предотвращает обратный ток мочи в уростому. Это позволяет использовать данные мешки даже ночью. Для выведения мочи наружу в мешочек вмонтирован краник.

Преимущества этой системы заключаются в надежности крепления и герметичности; легкости манипулирования. Липкая пластина состоит из субстанций, предохраняющих кожу от раздражения. Она приклеивается непосредственно вокруг стомы и ее можно не снимать в течение 7 дней и более. Крайне важно подчеркнуть, что липкую пластину возможно клеить не только на здоровую, но и на изъязвленную кожу. Небольшие ранки, находящиеся под пластиной, быстро заживают,так как она в своем составе имеет лечебные вещества. Мешочкиизготовлены из многослойной полимерной пленки, не пропускающей неприятный запах. С помощью фланцевого замка их легко заменить без смены липкой пластины, что предотвращает излишнее травмирование крайне чувствительной кожи в области стомы. Необходимо, чтобы отверстие калоприемника точно соответствовало форме и размеру стомы.

Установка подкладки Combihesive:

1. вырезание отверстия вподкладке;

2. удаление защитной бумаги с подкладки;

3. прикрепление подкладки на кожу;

4. приклеивание подкладки с помощью пластыря.

Необходимо упомянуть и другие средства, предназначенные для ухода за стомой. В первую очередь это кремы, мази, пасты и присыпки,предохраняющие кожу от контакта с отделяемым содержимым кишечника.

Особенности питания при колостоме.

Специальной диеты, подходящей для всех стомированных пациентов нет, пищу необходимо испробовать индивидуально. В качестве ориентира, однако, можно подчеркнуть несколько общих принципов.

Избегать:

- блюд со слабительным действием: жирные блюда, чернослив, груши, инжир, свежие фрукты;

- продуктов, вызывающих метеоризм: ржаной хлеб, бобовые, капуста, грибы, свежее молоко, шипучие напитки;

- ароматических овощей: перец, редис, лук, чеснок (вызывают зловоние);

- холодных напитков.

Пищу необходимо принимать регулярно.

Принимать достаточное количество жидкости (не меньше 1-1,5 литра жидкости).

Особенности питания при илеостоме.

При илеостоме выпадает временно или навсегда функция толстого кишечника, поэтому впитывание воды, минеральных веществ и некоторых витаминов, тонкий кишечник может выполнить только частично или совсем не может.

Необходимо принимать достаточное количество жидкости 1500-2000 мл в сутки, соли 6-9 г, витаминов.

Избегать блюд, раздражающих тонкий кишечник, вызывающих колики: кожура помидоров, мякоть апельсинов, лимонов, грейпфрутов, кукуруза, орехи, огурцы.

Пищу следует принимать часто, регулярно, небольшими порциями (ужинать необходимо рано и мало), благодаря этому функционирование тонкого кишечника ночью будет минимальным. Голодание, однако, деятельность кишечника не успокаивает, оно, наоборот, может привести к чрезмерному образованию газов.

Тема: Пути и способы введения лекарственных препаратов.

Наружный и энтеральный путь.

Медикаментозному лечению среди других лечебных мероприятий принадлежит одно из ведущих мест.

К лекарственным средствам относятся различные химические соединения естественного и искусственного происхождения, применяемые для диагностики, лечения и профилактики заболеваний.

Лекарственные препараты оказывают на организм как местное, так и общее действие.

Общее (резорбтивное) действие осуществляется энтеральным (через пищеварительный тракт) и парентеральным (минуя пищеварительный тракт) путем.

Местное воздействие оказывают лекарственные сред­ства, применяемые наружно и энтерально.

Способы применения лекарственных средств

НАРУЖНЫЙ ВНУТРЕННИЙ (энтеральный) ПАРЕНТЕРАЛЬНЫЙ
Кожные покровы Перорально Мягкие ткани
Верхние дыхательные пути Сублингвально Сосуды
Глаза Ректально Полости
Уши Вагинально Мозговые оболочки

Энтеральный путь введения лекарственных средств.

Через рот (per os) - введение лекарственных веществ через рот наиболее доступно и распространено. При приеме внутрь препараты действуют медленно, абсорбируясь слизистой оболочкой желудка. Всасывание происходит, в основном, в тонком кишечнике; в печени, возможна, частичная инактивация препарата, затем, поступая в кровоток, они оказывают общее (системное) действие.

Достоинства:

Простота применения лекарств.

Применение средств в нестерильном виде.

Разнообразие лекарственных форм (порошки, таблетки, пилюли, драже, микстуры)

Недостатки:

1. Частичная инактивация лекарства в печени.

2. Зависимость действия от возраста, состояния орга­низма, индивидуальной чувствительности и патологических состояний организма.

3. Медленное и неполное всасывание в пищеваритель­ном тракте.

4. Невозможно применять при рвоте и бессознательном состоянии боль­ного.

Лекарственные формы: таблетки, капсулы, капли, порошки, настойки, микстуры, настои, сиропы.

Прием препарата:

- натощак за 20-60 минут до завтрака (например: слабительные, противоглистные)

- до еды – за 15-30 минут до приема пищи (например: обволакивающие)

- во время еды – улучшают процесс пищеварения (например: ферментативные препараты)

- после еды – все остальные препараты раздражающего действия.

Лечащий врач назначает медикаменты в определенной дозировке.

Доза – это количество лекарственного вещества (в миллилитрах-мл, граммах-г, единицах действия – ЕД) для однократного приема, зависит от массы тела и возраста человека.

Назначаемые дозы препарата:

- разовая - на один прием;

- ударная( высшая разовая) максимальное количество лекарственного вещества на один прием;

- суточная - предельное количество препарата в сутки;

- курсовая – прием лекарства на один лечебный цикл.

II. Под язык (sub linguae)

Назначают валидол, нитроглицерин и др.

Достоинства:

Лекарство быстро всасывается.

Не разрушается ферментами пищеварительного тракта.

Поступают в кровь, минуя печень и пищеварительный тракт.

5—6 капель раствора валидола или 2—3 капли раствора нитроглицерина наносят на небольшой кусочек сахара. Больной держит этот кусочек сахара под языком, не проглатывая, до полного его рассасывания, так же как таблетки с этими препаратами. Для ускорения эффекта действия 1—2 капли 1 % раствора нитроглицерина можно нанести на язык или под язык без сахара.

Через прямую кишку (per rectum)

Достоинства:

Не разрушаются ферментами пищеварительного тракта.

Поступают в кровь, минуя печень.

Вводят жидкие (отвары, растворы, слизи) лекарственные формы, а также твердые (суппози­тории), которые становятся жидкими при температуре тела. Лекарственные средства могут оказывать при этом как общее действие на организм, всасываясь в кровь через геморроидальные вены, так и местное действие на слизистую оболочку прямой кишки. Перед введением лекарственных средств в прямую кишку, следует сделать очистительную клизму.

Применение свечей ректально.

Показания:

Воспалительные процессы в прямой кишке.

Опорожнение кишечника в тяжёлом состоянии пациента.

Противопоказания:

Кровотечение из прямой кишки.

Оснащение:

Лоток с салфетками и пинцетом, суппозиторий, перчатки, клеёнка, пелёнка, ёмкость для сброса перевязочного материала, кушетка.

Алгоритм выполнения:

Поздороваться с пациентом.

Представиться, обозначить свою роль.

Осведомиться о самочувствии пациента.

Взять медицинскую документацию.

Спросить у пациента сверяя с назначением:

фамилию

имя

отчество

возраст

Сообщить о необходимости применения свечей ректально.

Спросить, согласен ли он на проведение этой манипуляции.

Установить идентичность информации на упаковке и в медицинской документации о:

названии ЛС

дозировке ЛС

способе введения ЛС

Проверить целостность упаковки с ЛС.

Проверить срок годности упаковке с ЛС.

Постелить на кушетку клеёнку и пелёнку.

Уложить пациента на левый бок, попросить ноги согнуть в коленях и подтянуть к животу.

Вымыть руки на гигиеническом уровне и надеть перчатки.

Левой рукой раздвинуть ягодицы пациенту, используя марлевую салфетку, а правой - ввести свечу, освобождённую от упаковки, узким концом в задний проход за наружный сфинктер прямой кишки.

Салфеткой протереть область ануса.

Пациент должен полежать 20- 30 мин.

Убрать клеёнку, пелёнку, поместить в пакет с отходами класса Б.

Снять перчатки, поместить в пакет с отходами класса Б.

Вымыть руки, осушить.

Сделать запись в документации.

Примечание. До введения суппозитория поставить очистительную клизму, за исключением введения свечи со слабительным действием.

Наружное применение лекарственных средств.

Способ рассчитан преимущественно на местное действие лекарственных средств, так как через неповреж­денную кожу (в основном через выводные протоки саль­ных желез и волосяных фолликулов) всасываются только жирорастворимые вещества.

Лекарственные формы для наружного применения:

мази, эмульсии, раство­ры, болтушки, порошки (присыпки), настойки, пластыри и др.

Способы наружного применения лекарств:

нанесение

растирание

компрессы

повязки

Применение мази на кожу

Оснащение: мазь, перчатки, аппликатор, пакеты для утилизации отходов класса А, Б.

Последовательность действий:

Поздороваться с пациентом.

Представиться, обозначить свою роль.

Осведомиться о самочувствии пациента.

Взять медицинскую документацию.

Спросить у пациента сверяя с назначением:

фамилию

имя

отчество

возраст

Сообщить о необходимости применения мази.

Спросить, согласен ли он на проведение этой манипуляции.

Установить идентичность информации на флаконе и в медицинской документации о:

названии ЛС

дозировке ЛС

способе введения ЛС

Проверить целостность флакона с ЛС.

Проверить срок годности флакона с ЛС.

Вымыть руки на гигиеническом уровне и надеть перчатки.

Выдавить из тюбика на аппликатор нужное количество мази.

Втирать вращательными движениями до полного всасывания.

Обеспечить тепло (укрыть, укутать, наложить повязку).

Снять перчатки и утилизировать их в пакет класса Б.

Обеспечить пациенту комфортные условия.

Обработать руки гигиеническим способом.

Сделать отметку в документации.

Наружным путем можно воздействовать не только на кожу, но и на слизистые обо­лочки: глаза, носа, уха, ротовая полость, дыхательные пути и др.

Закапывание капель в глаза, нос, уши.

Необходимое условие: соблюдать правила работы с ЛС - лекарственное средство прове­рить на пригодность в соответствии с назначением врача: название, концентрацию, срок годности, целостность фла­кончика с лекарственным средством; оценить внешний вид применяемого лекарственного средства.

Закапывание капель в глаза.

Цель: лечебная и диагностическая - введение ЛС в глаза.

Показания: конъюнктивит, обследование органов зрения.

Оснащение:

Лоток с марлевыми шариками и марлевыми салфетками, пинцет, пипетки, глазные капли, перчатки, ёмкость для сброса отработанного материала, стул или кушетка.

Алгоритм выполнения:

Поздороваться с пациентом.

Представиться, обозначить свою роль.

Осведомиться о самочувствии пациента.

Взять медицинскую документацию.

Спросить у пациента сверяя с назначением:

фамилию

имя

отчество

возраст

Сообщить о необходимости применения глазных капель.

Спросить, согласен ли он на проведение этой манипуляции.

Установить идентичность информации на флаконе и в медицинской документации о:

названии ЛС

дозировке ЛС

способе введения ЛС

Проверить целостность флакона с ЛС.

Проверить срок годности флакона с ЛС.

Вымыть руки на гигиеническом уровне и надеть перчатки.

Осмотреть глаза пациента, при необходимости предварительно провести туалет глаз.

Набрать ЛС в пипетку правой ру­кой, а в левую руку взять стерильную, марлевую салфетку.

Оттянуть нижнее веко левой рукой с помощью мар­левой салфетки.

Предложить пациенту посмотреть вверх (если это возможно).

Выпустить медленно 1—2 капли ЛС в конъюнктивальный мешок, ближе к носу.

Предложить пациенту закрыть глаз (лекарственный раствор не должен вытекать), если вытекла капля - удалить ватным шариком по направлению от наружного угла глаза к внутреннему.

Таким же образом закапать капли в другой глаз.

Поместить отработанный перевязочный материал в пакет класса Б, пипетки в ёмкости с дезинфицирующим раствором.

Снять перчатки и утилизировать их в пакет класса Б.

Обеспечить пациенту комфортные условия.

Обработать руки гигиеническим способом.

Сделать отметку в документации.

Закапывание капель в нос.

Цель: лечебная - введение ЛС в нос.

Показания: ринит, заболевания носоглотки.

Оснащение:

Лоток с ватными шариками, салфетками, пинцет, пипетки, капли в нос, подогретые до температуры 36-37 °С, перчатки, ёмкость для утилизации отработанного материала, стул или кушетка.

Алгоритм выполнения:

Поздороваться с пациентом.

Представиться, обозначить свою роль.

Осведомиться о самочувствии пациента.

Взять медицинскую документацию.

Спросить у пациента сверяя с назначением:

фамилию

имя

отчество

возраст

Сообщить о необходимости применения капель в нос.

Спросить, согласен ли он на проведение этой манипуляции.

Установить идентичность информации на флаконе и в медицинской документации о:

названии ЛС

дозировке ЛС

способе введения ЛС

Проверить целостность флакона с ЛС.

Проверить срок годности флакона с ЛС.

Усадить пациента на стул лицом к свету со слегка запроки­нутой головой или уложить на спину без подушки.

Вымыть руки на гигиеническом уровне и надеть перчатки.

Произвести осмотр полости носа на наличие слизи или корочек, при необходимости предварительно провести туалет носа.

Взять ватный шарик в правую руку, прижав его к ладони мизинцем.

Взять пипетку в правую руку, набрать лекарство.

Наклонить голову пациента к противоположному плечу, слегка запрокинув её назад.

Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа.

Ввести пипетку в носовой ход на глубину 1—1,5 см, не касаясь его стенок.

Закапать 4—5 капель ЛС на слизистую перегородки носа.

Прижать ватным шариком крыло носа к перегородке.

Закапать ЛС через 1—2 мин. в другой носовой ход в той же последовательности.

Поместить отработанный перевязочный материал в пакет класса Б, пипетки в ёмкости с дезинфицирующим раствором.

Снять перчатки и утилизировать их в пакет класса Б.

Обеспечить пациенту комфортные условия.

Обработать руки гигиеническим способом.

Сделать отметку в документации.

Закапывание капель в уши.

Цель: лечебная - введение ЛС в уши.

Показания: болевые ощущения и воспалительный про­цесс в ухе.

Оснащение:

Лоток с ватными шариками, салфетками, пинцет, пипетки, капли в нос, подогретые до температуры 36-37 °С, перчатки, ёмкости для утилизации отработанного материала, стул или кушетка.

Алгоритм выполнения:

Поздороваться с пациентом.

Представиться, обозначить свою роль.

Осведомиться о самочувствии пациента.

Взять медицинскую документацию.

Спросить у пациента сверяя с назначением:

фамилию

имя

отчество

возраст

Сообщить о необходимости применения капель в уши.

Спросить, согласен ли он на проведение этой манипуляции. Установить идентичность информации на флаконе и в медицинской документации о:

названии ЛС

дозировке ЛС

способе введения ЛС

Проверить целостность флакона с ЛС.

Проверить срок годности флакона с ЛС.

Усадить пациента на стул лицом к свету, повернуть голову, так чтобы слуховой проход был хорошо виден, если лежит, то уложить голову на бок.

Вымыть руки на гигиеническом уровне и надеть перчатки.

Осмотреть наружный, слуховой проход, при наличии отделяемо­го из уха - очистите слухо­вой проход ватными жгутиками (турундами).

Наклонить голову пациента в противоположную сторону, если он сидит.

Набрать в пипетку ЛС, одну кап­лю нанести себе на тыльную сторону кисти руки (проверка температуры раствора).

От­тянуть левой рукой мочку уха пациента в сторону и вверх, правой – закапать 2-3 капли в наружный слуховой проход.

Ввести в наружное ухо пациента ватный шарик.

Таким же образом закапать капли в другое ухо.

Поместить отработанный перевязочный материал в пакет класса Б, пипетки в ёмкости с дезинфицирующим раствором.

Снять перчатки и утилизировать их в пакет класса Б.

Обеспечить пациенту комфортные условия.

Обработать руки гигиеническим способом.

Сделать отметку в документации.

Закладывание мази в глаза.

Цель: лечебная - введение ЛС в глаза.

Показания: конъюнктивит или др. заболевания глаз.

Оснащение:

лоток с ватными шариками, салфетками, пинцет, стеклянная палочка для введения мази, глазная мазь, перчатки, ёмкости для утилизации отработанного материала, стул или кушетка.

Алгоритм выполнения:

Поздороваться с пациентом.

Представиться, обозначить свою роль.

Осведомиться о самочувствии пациента.

Взять медицинскую документацию.

Спросить у пациента сверяя с назначением:

фамилию

имя

отчество

возраст

Сообщить о необходимости применения мази для глаз.

Спросить, согласен ли он на проведение этой манипуляции.

Установить идентичность информации на флаконе и в медицинской документации о:

названии ЛС

дозировке ЛС

способе введения ЛС

Проверить целостность тубы с ЛС.

Проверить срок годности тубы с ЛС.

Усадить пациента на стул лицом к свету со слегка запроки­нутой головой или уложить на спину без подушки.

Вымыть руки на гигиеническом уровне и надеть перчатки.

Осмотреть глаза пациента, при необходимости предварительно провести уход за глазами.

Выдавить на плоскую поверхность палочки 4-5 мм мази.

В левую руку взять ватный шарик, попросить пациента посмотреть вверх.

Оттянуть нижнее веко шариком, завести палочку с мазью в нижний свод, коснувшись конъюнктивы.

Попросить пациента зажмурить глаз.

Вывести глазную палочку из конъюнктивального свода по направлению к наружному углу глаза.

Ватным шариком, нежными вращательными движениями по коже верхнего века распределить мазь по всему глазу.

Повторить всё для другого глаза.

Поместить отработанный перевязочный материал в пакет класса Б .

Снять перчатки и утилизировать их в пакет класса Б

Обеспечить пациенту комфортные условия

Обработать руки гигиеническим способом

Сделать отметку в документации.

Введение мази в ухо.

Цель: лечебная - введение ЛС в ухо.

Показания: патологические про­цессы в ухе.

Оснащение:

Лоток с ватными шариками (турундами), салфетками, пинцет, мазь ушная, перчатки, ёмкость для сброса отработанного материала, стул или кушетка.

Алгоритм выполнения:

Поздороваться с пациентом.

Представиться, обозначить свою роль.

Осведомиться о самочувствии пациента.

Взять медицинскую документацию.

Спросить у пациента сверяя с назначением:

фамилию

имя

отчество

возраст

Сообщить о необходимости применения мази для глаз.

Спросить, согласен ли он на проведение этой манипуляции.

Установить идентичность информации на флаконе и в медицинской документации о:

названии ЛС

дозировке ЛС

способе введения ЛС

Проверить целостность тубы с ЛС.

Проверить срок годности тубы с ЛС.

Усадить пациента на стул лицом к свету, повернуть голову, так чтобы слуховой проход был хорошо виден, если лежит, то уложить голову на бок.

Вымыть руки на гигиеническом уровне и надеть стерильные перчатки.

Осмотреть уши, при наличии отделяемо­го из уха — очистите слухо­вой проход ватными жгутиками (турундами).

Из ватного шарика сделать турунду.

Из туба на турунду выдавить полоску мази.

От­тянуть левой рукой мочку уха пациента назад и вверх, правой – вкручивающими движениями ввести турунду с мазью в слуховой проход.

Таким же образом заложить мазь на турунде в другое ухо пациента.

Поместить отработанный перевязочный материал в пакет класса Б .

Снять перчатки и утилизировать их в пакет класса Б

Обеспечить пациенту комфортные условия

Обработать руки гигиеническим способом

Сделать отметку в документации.

Введение мази в нос.

Цель: лечебная - введение ЛС в нос.

Показания: патологические про­цессы в носу.

Оснащение:

Стерильно: лоток с ватными шариками (турундами), салфетками, пинцет, мазь.

Нестерильно: перчатки, ёмкость для сброса отработанного материала, стул или кушетка.

Алгоритм выполнения.

Поздороваться с пациентом.

Представиться, обозначить свою роль.

Осведомиться о самочувствии пациента.

Взять медицинскую документацию.

Спросить у пациента сверяя с назначением:

фамилию

имя

отчество

возраст

Сообщить о необходимости применения мази для глаз.

Спросить, согласен ли он на проведение этой манипуляции.

Установить идентичность информации на тубе и в медицинской документации о:

названии ЛС

дозировке ЛС

способе введения ЛС

Проверить целостность тубы с ЛС.

Проверить срок годности тубы с ЛС.

Усадить пациента на стул лицом к свету со слегка запроки­нутой головой или уложить на спину без подушки.

Вымыть руки на гигиеническом уровне и надеть стерильные перчатки.

Осмотреть носовые ходы, при необходимости предварительно провести туалет носа.

Из ватного шарика сделать турунду.

Из тубы на турунду выдавить полоску мази.

Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа.

Ввести турунду с мазью, вращательным движением, в ниж­ний носовой ход на глубину 1—1,5 см, на 2-3 мин.

Удалить турунду.

Таким же образом заложить мазь на турунде в другой носовой ход пациента.

Поместить отработанный перевязочный материал в пакет класса Б .

Снять перчатки и утилизировать их в пакет класса Б.

Обеспечить пациенту комфортные условия.

Обработать руки гигиеническим способом.

Сделать отметку в документации.

Правила пользования карманным ингалятором (баллончиком).

Цель: лечебная - введение ЛС в дыхательные пути.

Показания:

Лечение пациента при заболеваниях дыхательной системы.

Оказание неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы.

Оснащение:

Нестерильно: карманный ингалятор с ЛС, стул.

Алгоритм выполнения:

Поздороваться с пациентом.

Представиться, обозначить свою роль.

Осведомиться о самочувствии пациента.

Взять медицинскую документацию.

Спросить у пациента сверяя с назначением:

фамилию

имя

отчество

возраст

Сообщить о необходимости применения ингалятора для глаз.

Спросить, согласен ли он на проведение этой манипуляции.

Установить идентичность информации на баллончике с ЛС и в медицинской документации о:

названии ЛС

дозировке ЛС

способе введения ЛС

Проверить целостность баллончика с ЛС.

Проверить срок годности баллончика с ЛС.

Усадить пациента на стул перед собой.

Вымыть руки на гигиеническом уровне и надеть перчатки.

Снять с баллончика защит­ный колпачок, повернув баллон­чик вверх дном.

Хорошо встряхнуть бал­лончик с аэрозолем.

Попросить пациента сделать глубокий выдох.

Попросить пациента охватить губами мундштук баллончика, а голову слегка зап­рокинуть назад.

Попросить пациента сделать глубокий вдох и од­новременно плотно нажать на дно баллончика - в этот момент выда­ется доза аэрозоля.

Попросить пациента задержать дыхание на 5­-10 секунд, затем извлечь мундш­тук баллончика изо рта и сделать медленный выдох.

После ингаляции надеть на баллончик защитный колпачок.

Хранить ингалятор, как указано в инструкции.

Снять перчатки и утилизировать их в пакет класса Б.

Обеспечить пациенту комфортные условия.

Обработать руки гигиеническим способом.

Сделать отметку в документации.

Запомнить! Чем глубже вводится доза аэрозоля, тем он эффективнее.

Выписывание лекарственных средств в лечебном отделении.

Основной документ медикаментозной терапии пациентов для медсестры – лист врачебных назначений.

Лист врачебных назначений заполняет лечащий врач пациента после ежедневного обхода.

Постовая медсестра ежедневно делает выборку препаратов из листа назначений, составляет список недостающих медикаментов на посту и подает заявку старшей медицинской сестры.

Старшая медсестра суммирует полученные сведения, заполняет бланк требования на получение лекарственных средств из аптеки и подписывает его у заведующего лечебным отделением.

Требования на ядовитые, наркотические препараты и этиловый спирт выписывают на латинском языке, на отдельных бланках со штампом, печатью и подписью руководителя лечебного отделения. В требованиях указывают номер медицинской карты, ФИО пациента и диагноз.

Старшая медсестра получает готовые лекарственные формы ежедневно или в определенные дни по графику, а приготовленные в аптеке – на следующий день. Препараты изготовленные в аптеке, имеют этикетку:

желтую – для наружного применения

белую – для внутреннего применения

голубую – для парентерального применения.

В отделении старшая медсестра выдает лекарственные препараты на три дня постовым и процедурным медицинским сестрам согласно врачебным назначениям.

Хранение лекарственных средств в отделении

Препараты наружного и внутреннего применения хранят на разных полках медицинского шкафа на посту медицинской сестры. Распределение лекарств осуществляется по группам соответственно механизму действия.

Медикаменты для парентерального применения размещают в лекарственном шкафу процедурного кабинета.

Скоропортящиеся препараты хранят в холодильнике при температуре +2- +8: вакцины, сыворотки, отвары, настои, микстуры, суппозитории, мази и другие лекарственные средства, требующие определенных температурных условий.

Признаки непригодности лекарственных средств.

порошки, таблетки – изменение цвета, структуры

стерильные растворы – изменение цвета, прозрачности, появление хлопьев

настои, отвары – изменение цвета, помутнение, появление неприятного запаха

мази – изменение цвета, расслаивание, прогорклый запах

Сроки хранения.

стерильные растворы, изготовленные в аптеке – 3 суток

под металлической обкаткой – 30 суток

капли, микстуры, отвары, изготовленные в аптеке – 2 суток

Ответственность за расход и хранение медикаментов, соблюдения правил выдачи и назначения лекарственных препаратов несет заведующий отделением. Непосредственным исполнителем организации хранения и расхода является старшая медсестра.

Раздача лекарств в отделении.

последовательность действий

Приготовить листы врачебных назначений

Поставить на передвижной столик медикаменты соответствующих лекарственных форм, пипетки, ножницы, мензурки, стаканы для воды

Обработать руки гигиеническим способом

Раздать каждому пациенту препарат для употребления per os

Ввести лекарство в ухо, глаза

Фиксировать и контролировать прием лекарства пациентом

Медсестра информирует пациента:

Обо всех особенностях применяемых лекарственных средств (о горечи препарата или когда препарат нельзя разжевать)

О времени наступления ожидаемого результата (снижения АД, снижения температуры тела при лихорадке, засыпании).

Тема: Парентеральный путь введения.

Подкожные и внутрикожные инъекции.

Парентерально (минуя пищеварительный тракт) можно ввести лекарственные средства инъекционным путем (лат. injectio — впрыскивание). Инъекции выполняет медицинская сестра строго по назначению врача.

МЕСТА ДЛЯ ПАРЕНТЕРАЛЬНОГО ВВЕДЕНИЯ
Ткани: Сосуды: Полости: Пространства:
кожа артериальные брюшная субарахноидальное
клетчатка венозные плевральная  
мышцы лимфатические сердечная  
кости   суставная  

Постановка сифонной клизмы пациенту с колостомой. - student2.ru

Определенные инъекции (в кость, артерию, подключич­ную вену и лимфатические сосуды, в полости - субарахноидально) выполняются только врачом, но подготовку всего необходимого инструментария и к этим инъекциям осуществляет медицинская сестра.

Достоинства:

Быстрота действия (оказание экстренной помо­щи).

Большая точность дозировки, так как исключается влияние желудочного сока и ферментов пищеварительного тракта на лекарственные средства.

Поступление лекарства в кровь в неизменном виде (минуя ЖКТ).

Введению не препятствует рвота, затруднение глотание, бессознательное состояние пациента.

Недостатки:

1. Болезненность.

2. Требует обязательного участия обученного медицинского персонала.

3. Требует соблюдения асептики и антисептики.

4. Риск развития постинъекционных осложнений (аллергические реакции немедленного типа, инфильтрат, некроз и т.д.).

Набор лекарственного средства из флакона в шприц.

Цель: подготовить ЛС для введения парентеральным путём.

Оснащение:

Стерильно: бикс с марлевыми туфиками, стерильный лоток в стерильной упаковке, пинцет в стерильной упаковке, шприц, 2 иглы, антисептик, флакон с лекарственным средством.

Нестерильно: перчатки, ножницы, закрепленный пакет класса А, закрепленный пакет класса Б, не прокалываемая ёмкость для утилизации медицинских отходов класса Б.

Алгоритм выполнения:

Надеть чистый халат, маску, вымыть руки на гигиеническом уровне.

Уточнить объем шприца( уточнить, что объем шприца позволяет ввести нужный объем ЛС с учетом его разведения. если это необходимо)

Проверить срок годности шприца

Проверить целостность стерильной упаковки шприца

Уточнить длину и толщину дополнительной иглы

Проверить срок годности дополнительной иглы

Проверить целостность дополнительной иглы

Проверить срок годности стерильной упаковки лотка

Проверить целостность стерильной упаковки лотка

Проверить время вскрытия стерильной упаковки пинцета ( не более 2 часов назад)

Установить идентичность информации на флаконе и в медицинской документации о:

названии ЛС

дозировке ЛС

способе введения ЛС

Проверить целостность флакона с ЛС

Проверить срок годности флакона с ЛС

Вскрыть стерильную упаковку лотка ( не касаясь лотка)

Взять пинцет из стерильной упаковки

Пинцетом выложить лоток на рабочую зону стола

Вернуть пинцет в стерильную упаковку (не касаться брашнами пинцета ничего кроме лотка)

Утилизировать упаковку от лотка в закрепленный пакет для утилизации отходов класса А

Взять шприц в руку

Вскрыть стерильную упаковку шприца со стороны поршня

Удерживать шприц одной рукой через упаковку

Второй рукой взяться за ручку поршня

Обеспечить соединение цилиндра с иглой внутри упаковки

Извлечь собранный шприц из упаковки

Уложить шприц на край лотка

Цилиндр и игла касались только внутренних поверхностей упаковки и лотка

Колпачок с иглы не снимался

Ручка поршня выступает за пределы лотка

Утилизировать упаковку от шприца в закрепленный пакет для утилизации отходов класса А

Извлечь пинцет из стерильной упаковки

Свободной рукой открыть крышку бикса с шариками ( на угол не более 90 градусов)

Пинцетом достать из бикса и положить в угол лотка пять ватных шариков

Закрыть бикс

Вернуть пинцет в стерильную упаковку

Не касаться браншами пинцета ничего кроме шариков

Все шарики лежат в одном углу

Шприц лежит на краю лотка иглой к шарикам

На

Наши рекомендации