Алкоголь: метаболические мишени воздействия. возможности профилактики.

ТАБАКОКУРЕНИЕ: ПРОФИЛАКТИКА И ПОМОЩЬ В ОТКАЗЕ ОТ ТАБАЧНОЙ ЗАВИСИМОСТИ.

Учебно-методическое пособие

к практическим занятиям по поликлинической терапии для студентов

5 курса лечебного факультета для самостоятельной подготовки

Краснодар

2015 г.

УДК 613.816+613.84](075.8)

ББК 51.1(2)5я73

А45

Составители:

заведующий кафедрой поликлинической терапии с курсом «ОВП (семейная медицина)» ФПК и ППС ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России,

д.м.н. В.В. Горбань

доцент кафедры поликлинической терапии с курсом «ОВП (семейная медицина)» ФПК и ППС ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России,

к.м.н. И.С. Корольчук

Рецензенты:

заведующий кафедрой терапии № 2 ФПК и ППС

ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России,

доктор медицинских наук, профессор С.Г. Канорский

«Алкоголь: метаболические мишени воздействия. Возможности профилактики. Табакокурение. Профилактика и помощь в отказе от табачной зависимости».Учебно - методическое пособие для студентов 5 курса лечебного факультета / Под ред. В.В. Горбаня. - Краснодар, КубГМУ, 2015 г. - 3… с.

Учебно-методическое пособие составлено на основании Рабочей программы учебной дисциплины «Поликлиническая терапия» по специальности 060101 «Лечебное дело», ФГОС-3 ВПО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г., № 1118 и учебного плана по направлению подготовки специальности 060101 «Лечебное дело».

Предназначено для студентов старших курсов лечебного факультета медицинских ВУЗов. Может быть использовано в качестве учебного пособия для клинических интернов и ординаторов.

Рекомендовано к изданию ЦМС КубГМУ

Протокол № ______ от _____________2015 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Оглавление

Алкоголь: метаболические мишени воздействия. Возможности профилактики 1

Оглавление. 2

Предисловие. 4

Список сокращений. 4

Введение. 4

Тема: «Табакокурение. Профилактика и помощь в отказе от табачной зависимости. Алкоголь: метаболические мишени воздействия. Возможности профилактики». 4

Студент должен знать и уметь. 4

Студент должен владеть: Формируемые компетенции (владеть): 4

Часть 1. 4

Табакокурение. Профилактика и помощь в отказе от табачной зависимости. 4

Актуальность проблемы. 4

Проведение обучающих школ для врачей. 4

Табачная зависимость. 4

Никотин 4

Широкое информирование населения о последствиях потребления табака. 4

Организация помощи курящим пациентам. 4

Полная методология оказания помощи в поддержании мотивации к отказу от табака 4

Организация работы Кабинета помощи по отказу от курения. 4

Оценка статуса курения. 4

Фармакотерапия никотиновой зависимости. 4

Часть 2. 4

Алкоголь: метаболические мишени воздействия. Возможности профилактики. 4

Актуальность проблемы. 4

Алкоголизм. 4

Вопросы, обсуждаемые во время собеседования. 4

Список рекомендуемых процедур. 4

Контрольные вопросы.. 4

Клиническая задача №1. 4

Клиническая задача №2. 4

Тестовые задания: никотин. 4

Ответы к тестовым заданиям: курение. 4

Тестовые задания: алкоголь. 4

Ответы к тестовым заданиям: алкоголь. 4

Список литературы.. 4

Электронные ресурсы.. 4

Литература. 4

Приложения. 4

Предисловие.

Настоящее учебно-методическое пособие знакомит студентов с основными теоретическими вопросами и практическими основами диагностики наиболее распространенных факторов риска хронических неинфекционных заболеваний - курением табака и злоупотребление алкоголем; методами профилактики никотин- и алкоголь- ассоциированных заболеваний, тактикой ведения больных с никотиновой зависимостью и хронической алкогольной интоксикацией в амбулаторно-поликлинических условиях. Тема практического занятия крайне актуальна, т.к. табакокурение и пагубное потребление алкоголя являются независимыми факторами риска развития социально значимых заболеваний: сердечно - сосудистых, бронхолегочных, онкологических и метаболических (включая сахарный диабет), являющихся основными причинами высокой летальности. Вместе с тем, эти факторы риска в значительной мере предотвратимы или поддаются контролю посредством эффективных медицинских технологий, основанных на ранней диагностике, лечении и профилактике.

В предложенных учебно-методических рекомендациях содержатся теоретические основы, типовые ситуационные задачи и тестовые задания для самоконтроля, предназначенные для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 5 курса лечебного факультета к практическому занятию по теме: «Алкоголь: метаболические мишени воздействия. Возможности профилактики. Табакокурение. Профилактика и помощь в отказе от табачной зависимости». Контрольные вопросы и клинические задачи адаптированы к использованию преподавателями кафедры для предварительного и текущего контроля знаний студентов. Для повышения мотивации к самоподготовке выделен установочный блок «Умений» и «Навыков», являющихся основой организации практической части аудиторной работы студентов, с последующим закреплением навыков на специальном занятии в учебно-методическом кабинете профилактики неинфекционных заболеваний с целью формирования профессиональных компетенций.

Список сокращений:

ЗОЖ - здоровый образ жизни

ИМТ - индекс массы тела

ИК - индекс курящего

КПОК - кабинет помощи по отказу от курения

н-АХР - никотиновые ацетилхолиновые рецепторы

НЗТ - никотинзамещающая терапия

HbCO - карбоксигемоглобин

ОФВ1 - объем форсированного выдоха за первую секунду

ОФВ1/ФЖЕЛ - индекс Тиффно

ПОС - пиковая объемная скорость выдоха

ррm - концентрация вещества на миллион

СО - монооксид углерода в выдыхаемом воздухе

ФЖЕЛ - форсированная жизненная емкость легких

ФВД - функция внешнего дыхания

ХОБЛ - хроническая обструктивная болезнь легких

ХНИЗ - хронические неинфекционные заболевания

Введение.

Поликлиническая терапия как учебная дисциплина является важным разделом внутренней медицины, поскольку более двух третей пациентов наблюдаются и активно лечатся именно на амбулаторном этапе. В этой связи, теоретическая подготовка студентов по поликлинической терапии предполагает приобретение новых знаний и умений, необходимых для практической работы в условиях поликлиники. Кафедра поликлинической терапии призвана подготовить врача к самостоятельной работе в амбулаторных условиях, умеющего грамотно решать поставленные задачи, уделяя особое внимание вопросам организации диспансерной работы, методам профилактики хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), технологиям здоровьесбережения.

Наши рекомендации