Коэффициент заложения откоса, a
Грунт | Коэффициент заложения откоса, a при глубине выемки, не более, м | ||
1,5 | |||
Насыпной неуплотняемый Песчаный и гравийный Смесь Глина Лесс и лессовидный | 0,67 0,5 0,25 | 0,67 0,5 0,25 | 1,25 0,85 0,5 0,5 |
Положение границы опасной зоны относительно подошвы выемки в случае пригрузки бермы весом строительных машин может быть определено через наименьшее допустимое приближение опоры крана lн (конца шпалы, гусеницы, колеса) к основанию откоса по табл. 9.3.
Таблица 9.3
Наименьшее допустимое расстояние до подошвы траншеи
Глубина выемки, м | Наименьшее допустимое расстояние lн, м для грунта (ненасыпного) | |||
песчаного | супесчаного | суглинистого | глинистого | |
1,5 | 1,25 2,4 3,6 4,4 5,3 | 3,25 4,75 | 1,5 1,75 3,5 |
ЗадачаТребуется определить положение границы опасной зоны на берме выемки глубиной 3 м в суглинистых грунтах.
Решение
- По исходным данным находим по табл. 9.2 значение коэффициента заложения a = 0,5.
- Вычисляем след плоскости скольжения от возможной призмы обрушения на берме, свободной от нагрузки:
- По табл. 9.3 наименьшее допустимое приближение к подошве незакрепленного откоса lн = 3,25 м, в котором учитывается дополнительная пригрузка бермы массой строительной машины (крана).
- Принимаем положение границы опасной зоны для двух случаев:
берма выемки свободна от нагрузки – lн = 2,8 м;
берма выемки имеет нагрузку – lн = 3,25 м.
Устойчивость кранов
Для свободно стоящих стреловых кранов проверка грузовой устойчивости обязательна при двух положениях крана. В первом случае кран установлен на рабочей площадке с наибольшим допустимым уклоном a при направлении стрелы в сторону уклона перпендикулярно ребру опрокидывания (рис. 9.1, а).
а) | б) |
Рис. 9.1. Схема расчета грузовой (а) и собственной (б)
устойчивости стрелового крана
На кран со стороны противовеса действует ветровая нагрузка рабочего состояния и инерционные нагрузки, возникающие при работе механизмов подъема, поворота, изменения вылета и передвижения крана. Инерционная нагрузка, возникающая при передвижении крана, учитывается только при проверке устойчивости вдоль подкранового пути. Во втором случае при работе крана на площадке с наибольшим допустимым уклоном a стрела с грузом на максимальном вылете направлена в плане под углом 45° к ребру опрокидывания в сторону уклона рабочей площадки. В дополнение к первому расчетному случаю на кран действует касательная инерционная нагрузка от массы груза и стрелы, возникающая при работе механизма поворота крана в неустановившемся режиме.
Расчет ветровых нагрузок
За ветровую нагрузку на кран в рабочем состоянии принимается предельная нагрузка, при которой обеспечивается эксплуатация крана с номинальным грузом. Ветровой нагрузкой на кран в нерабочем состоянии считается предельная ветровая нагрузка, на которую должны быть рассчитаны элементы крана. Ветровая нагрузка определяется суммой статической и динамической составляющих.
Статическая составляющая ветровой нагрузки рассчитывается по формуле
(9.1)
где r – плотность воздуха;
u – скорость ветра, направленного параллельно земле;
к – коэффициент, учитывающий изменение динамического давления ветра по высоте;
с – коэффициент аэродинамической силы;
п – коэффициент перегрузки (для рабочего состояния п=1, для нерабочего п=1,1).
Для нерабочего состояния динамическое давление и скорость ветра на высоте 10 м над поверхностью земли в зависимости от района РФ следует принимать по табл. 9.4.
Таблица 9.4
Скорость и давление ветра
Показатель ветровой нагрузки | Районы РФ | ||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | |
Скорость ветра, м/с | |||||||
Динамическое давление , Па |
П р и м е ч а н и е. Московская, Ивановская и Владимирская области – 1 район.
Для рабочего состояния крана динамическое давление и скорость ветра u на высоте 10 м над поверхностью земли, вне зависимости от района установки крана, но с учетом его назначения принимается по табл. 9.5.
Таблица 9.5
Скорость и давление ветра
Назначение кранов | Скорость ветра, м/с | Динамическое давление, Па |
Краны: строительные, монтажные, для полигонов железобетонных изделий, штучных грузов, а также стреловые самоходные общего назначения | 14,0 | |
Краны всех типов, устанавливаемые в речных и морских портах | 20,0 | |
Краны, устанавливаемые на объектах, исключающих возможность перерыва в работе | 28,5 |
Задача Оценить собственную устойчивость стрелового самоходного крана, выполненного по схеме рис. 9.1.б, если: G1=42,49 кН – вес поворотной части крана; G2=118,59 кН – вес неповоротной части крана, b=2,42 м, С1=1,44 м и С2=0,02 м, a =6°, h'1=2,1 м и h''1=1,0 м – расстояния от центра тяжести поворотной и неповоротной частей крана до плоскости, проходящей через точки ребра опрокидывания; А1=3,8 м2; А2=9,6 м2, r'2=2,3 м, r''2=1,1 м – наветренные площади и расстояния от плоскости, проходящей через точки опорного контура до центров приложения ветровой нагрузки поворотной и неповоротной частей крана соответственно. Район установки крана II.
РешениеРасчет ветровой нагрузки ведем по формуле (9.1) Динамическое давление ветра для нерабочего состояния крана выбираем по табл. 9.4. Для района II РФ =350 Па. Коэффициент аэродинамической силы с=1,2. Коэффициент к=1,00, так как наветренные площади крана расположены ниже уровня 10 м от поверхности земли. Коэффициент п=1,1.
Дальнейший расчет по алгоритму, приведенному в [9.1], показывает, что кран устойчив.