Раздел «Особенности общения с пожилым пациентом»
Пример №1.
Женщина 74 лет – не частый гость у своего врача. Сегодня она к нему обратилась, так как уже в течение двух недель ее беспокоит боль в нижней части спины
Вопросы:
1. С чего начать беседу?
2. Какие вопросы следует задать?
3. Какое обследование и лечение надо назначить?
Эталон ответа:
Этапы беседы с больным
• Подготовка (кабинет, документация)
• Начало беседы
• План беседы
• Рассказ больного в свободной форме (ответы на вопросы открытого типа)
• Уточнение данных (вопросы закрытого типа)
• Одновременно выяснение личностных особенностей больного, его взглядов на болезнь и медицину
• Предварительное заключение
• План лечения
• Завершение беседы
Задачи беседы с больным
• Получить нужные сведения
• Укрепить отношения с больным
• Рассказать о диагнозе и лечении, убедить вести здоровый образ жизни, избавиться от вредных привычек, поддержать
Начало беседы
• Портрет больного (внешность, одежда, настроение, поведение)
• Приветствие (обращение по имени и отчеству, правильно выбранный тон)
• Выяснение повода к обращению, вопрос открытого типа «Что Вас беспокоит?»
• Не прерывать больного в начале беседы (изложение жалоб не занимает более 90 с)
Основная задача в начале беседы
• Понять, почему пациент обратился именно сейчас
• Открытые вопросы и активное слушание
• Целенаправленные вопросы
• Необходимо выяснить, какого рода помощь ожидает получить пациент
• Обратить внимание на невербальные знаки при беседе с пациентом
План беседы
• Очертить темы для консультации во время данного визита
• Очередность обсуждения проблем обсудить с пациентом
• Объяснить, что другие важные вопросы также не останутся без внимания
Сбор анамнеза
• Дать возможность высказаться
• Попутно выяснить важные детали семейного анамнеза: с кем живет, кто его близкие, социальные и бытовые условия, уровень материальной обеспеченности
Условия жизни больного
• Где живет (пятый этаж без лифта или комфортные условия в новом доме с лифтом)
• Где работает/кем работал
• Национальный состав окружения, культурные особенности, уровень образования
Взгляды больного на болезнь, медицину, его ожидания
• Выяснение степени доверия (если пациент не доверяет врачу, то вряд ли будет следовать его рекомендациям)
• Не всегда пациенты любят предъявлять жалобы, считая это неприличным
• Иногда склонны умалчивать об обстоятельствах своей жизни
Клиническое обследование
• Остановиться на самом важном, не начиная «от печки»
• Учитывать фактор времени
• Не упустить обследование, которое может быть выполнено в период первого осмотра
• Учитывать уже имеющиеся данные обследования
Предварительная стратегия диагностики
• Какой диагноз наиболее вероятен?
• Какие серьезные заболевания следует исключить?
• Какие состояния часто упускаются – ловушки?
• Могут ли эти пациенты иметь «маски»?
• Пытаются ли пациенты своими симптомами сказать что-то другое?
Частые синдромы
• Кашель
• Одышка
• Боль в груди
• Отеки
• Хроническая боль в животе
• Головная боль
• Боль в спине
• Похудание
• Утомляемость
Ступенчатый процесс
• Не всегда после первой консультации удается поставить диагноз
• Возможно потребуется план обследования
• План обследования следует объяснить пациенту и согласовать с ним
• При необходимости назначить лечение с учетом предварительного диагноза
Назначение лабораторных и инструментальных исследований
• Набор тестов зависит от предположительного диагноза
• Не следует обследовать всех на все
• Не упустить важное
План лечения
• Объяснить пациенту, почему именно это средство ему показано в данном случае
• Рассказать (написать) как следует его принимать
• Поинтересоваться, все ли понятно
• Попросить повторить основные моменты
Завершение беседы
• Разъяснение первоочередных действий, например, где можно записаться на исследование или когда можно сдать кровь на анализ и когда можно узнать результаты
• Договориться о следующей встрече, объяснить важность повторного посещения
На кого не жалуются пациенты и не подают судебные иски | |
Характеристика беседы | Пояснение |
• Врач разговаривает охотно и непринужденно • Врач предоставляет максимальную информацию • Врач улыбается, шутит • Пациент доверяет врачу | • Интересуется мнением пациента, проверяет, все ли он понял • Подробно объясняет план беседы • Помогает ободрить больного • Это позволяет врачу узнать, что пациент думает о лечении |