Занятие по теме: Итоговое занятие: Тестирование, оценка освоения практических умений (сестринские манипуляции).
Мотивация: контроль знаний и умений по изученному материалу.
Цель: проконтролировать теоретические знания и практические умения по дисциплине «сестринское дело»
Задачи: оценить практические умения студентов: сестринские лечебные процедуры: инъекции: подкожные, внутримышечные, внутривенные, внутривенные капельные инфузии (собрать капельницу и провести инфузию), взятие крови из вены, техника применения дозированного аэрозоля для купирования бронхиальной обструкции. По каждой манипуляции оценить: показания для выполнения манипуляции, алгоритм выполнения манипуляции, возможные осложнения, технику безопасности при выполнении сестринских манипуляций.
Студент должен:
Знать:понятие сестринского процесса, его этапы, диагностические возможности медсестры, классификацию проблем пациента, функциональные обязанности медицинской сестры (постовой, процедурной, приемного покоя, медицинской сестры специализированных кабинетов). Организацию диагностического и лечебного процесса. Технику безопасности медицинской сестры. Организацию работы поста медицинской сестры и основную документацию. Методы сестринского обследования, зависимые независимые и взиимозависимые сестринские вмешательства,
Уметь: проводить обследование больного и составлять сестринский диагноз, выделяя приоритетные и потенциальные проблемы, оформлять карту сестринского процесса,
вести основную учетную документацию постовой и процедурной медицинской сестры, применить методы сестринского обследования, определять потребность пациента в уходе, реализовать конкретные сестринские технологии в зависимости от индивидуальных особенностей пациента, реализовать план сестринского ухода на примере условного пациента
Владеть: методикой сестринского обследования, как элементом алгоритма сестринского процесса, техникой безопасности медсестры, основными диагностическими манипуляциями медицинской сестры, технологией планирования сестринского ухода, алгоритмом выполнения лечебной манипуляции.
Исходные знания по теме: организация диагностического и лечебного процесса в терапевтическом стационаре. Должности медицинских сестер в терапевтическом стационаре. Функциональные обязанности постовой, процедурной медсестры, сестер приемного покоя и специализированных кабинетов. Организация работы поста медицинской сестры. Документация постовой и процедурной медицинской сестры. Врачебно-сестринская бригада. Техника безопасности медицинской сестры. Сестринский процесс. Диагностические возможности медицинской сестры. Сестринское обследование. Классификация проблем пациента. Карта сестринского процесса. Диагностические процедуры, роль медицинской сестры в их выполнении. Этика и деонтология взаимоотношений пациент-медицинская сестра.Планирование сестринского ухода. Реализация плана. Зависимые и независимые сестринские вмешательства. Сестринское наблюдение, Психология больного в терапевтическом стационаре. Родственники больного. Взаимоотношения медсестра-врач. Оценка эффективности ухода.
Основные положения темы: подготовка к тестированию по разделу: организация работы терапевтического стационара; этапы сестринского процесса, отработка навыков зависимых и независимых сестринских вмешательств.
Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Сестринское дело в терапии» I семестр:
1.Перечислите основные штатные единицы среднего медицинского персонала в терапевтическом отделении больницы.
2.Как устроено и оборудовано терапевтическое отделение?
3. Какие основные позиции больничного режима?
Перечислите основные должностные обязанности постовой медсестры.
Перечислите основные должностные обязанности процедурной медсестры.
Как устроен и оборудован пост палатной медицинской сестры?
Какой режим работы медицинской сестры на посту в терапевтическоим отделении?
Какие основные виды документации оформляет медсестра на посту?
Какие правила работы с медицинской документацией?
Как осуществляется прием и сдача дежурства?
Какие основные правила техники безопасности при работе использует медсестра?
12. Дайте определение сестринскому процессу
13. Какова цель реализации сестринского процесса?
14. Какие этапы включает в себя сестринский процесс?
15. Какие методы использует медсестра для выявления проблем пациента?
16. Что такое сестринский диагноз?
17. Как классифицируются проблемы пациента?
18. Какие проблемы относятся к приоритетным?
19. Какие проблемы относятся к потенциальным?
20. Какие основные потребности пациента определяются по классификации Хендерсон?
21. Что такое карта сестринского процесса, из каких разделов она состоит?
22.Какова роль медсестры в выполнении диагностических процедур?
23.Какие основные антропометрические показатели определяет медсестра?
Как проводится оценка пульса на лучевой артерии, его нормальные величины?
Как проводится измерение АД, его нормальные величины?
Как проводится подсчет частоты дыхания?
Какие лабораторные диагностические процедуры используются при обследовании пациентов терапевтического отделения? Роль медсестры в их осуществлении?
Какие инструментальные методы исследования применяются для диагностики заболеваний желудочно-кишечного тракта у пациентов терапевтического отделения? Роль медсестры в подготовке к ним?
Какие рентгенологические методы исследования применяются для диагностики заболеваний у пациентов терапевтического отделения? Какова роль медсестры в подготовке к ним?
Какие эндоскопические методы используются у пациентов терапевтического отделения? В чем заключается роль среднего медперсонала?
Какие инструментальные методы диагностики используются у больных кардиологического и пульмонологического профиля? Как медсестра участвует в их осуществлении?
Какова роль медсестры в подготовке пациента к ультразвуковому исследованию внутренних органов?
Каким основным этико-деонтологическим принципам следует медсестра при взаимоотношениях с пациентами?
Что такое ятрогенные заболевания?
Что такое ошибки и медицинские правонарушения в деятельности медицинского персонала?
36. Дать определение сестринского ухода.
37. Какие критерии используются в шкале Бартел для оценки потребности в уходе?
38. Какие виды целей ставит перед собой медсестра при составлении плана ухода?
39. Какие виды вмешательств планирует медсестра и в чем их отличие друг от друга?
40. Пользуясь справочной литературой, составьте план сестринского ухода у пациентов со следующими проблемами:
с гипертоническим кризом
с болями в области сердца
с учащенным жидким стулом
с запором
с болью в коленном суставе при ходьбе
41. Что включает в себя сестринское наблюдение?
42. Какие особенности общения с пациентом использует медсестра ? (переделать в теме?)
43. Каким правилам должна следовать медсестра при общении с родственниками пациента?
44. Каким правилам следует медсестра при взаимоотношениях с врачами?
45. Что включает в себя понятие «выполнение сестринского ухода»?
46. Какие парентеральные методы введения лекарственных препаратов вы знаете?
47. Какие основные правила техники безопасности существуют при проведении инъекций?
48. Какие действия должна предпринять медсестры при попадании биологической жидкости на кожу, в глаза?
49. Какие действия должна предпринять медсестры при порезах руки?
50. По каким критериям судят об эффективности сестринского ухода?
Практические навыки к зачету.
Продемонстрировать выполнение подкожной инъекции
Продемонстрировать выполнение внутримышечной инъекции
Продемонстрировать выполнение внутривенного введения лекарственного средства
Продемонстрировать выполнение внутривенного капельного вливания
Продемонстрировать выполнение взятия крови из вены
Продемонстрировать технику использования карманного ингалятора
Продемонстрировать технику использования небулайзера
Функциональные обязанности постовой медицинской сестры.
Функциональные обязанности процедурной медицинской сестры.
Функциональные обязанности медицинской сестры приемного покоя.
Функциональные обязанности медицинской сестры специализированных кабинетов.
Организация работы поста медицинской сестры. Документация постовой медицинской сестры.
Документация процедурной медицинской сестры. Врачебно-сестринская бригада.
Технология диагностического и лечебного процесса.
Техника безопасности медицинской сестры.
Сестринский процесс. Карта сестринского процесса
Сестринское обследование. Классификация проблем пациента.
Диагностические возможности медицинской сестры.
Диагностические процедуры, роль медицинской сестры в их выполнении.
Этика и деонтология взаимоотношений пациент-медицинская сестра.
Планирование сестринского ухода. Сестринское наблюдение.
Психология больного в терапевтическом стационаре. Родственники больного.
Взаимоотношения медсестра-врач. Зависимые и независимые сестринские вмешательства.
Сестринские лечебные процедуры (инъекции, внутривенные капельные вливания. Взятие крови из вены. Применение небулайзера). Техника безопасности.
Методическое оснащение:
Основная литература:
1. Павлов В.В., Двойников С.И., Осипов В.В. Сестринское дело в терапии. М.. 2000 г. - 44 экземпляра
2. Перфильева Г.М., Камынина Н.Н.. Островская И.В., Пьяных О.В. Теория сестринского дела. ГЭОТАР-медиа 2009. 251 с. - 30 экземпляров
3. Двойников С.И., Королева Л.А., Пономарева Л.А. Теория сестринского дела. Перспектива, Москва, 2002. 156 с. - 19 экземпляров
4. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Под ред. Морозова В.В. Основы сестринского дела: курс лекций. Изд Феникс. Ростов на Дону, 2011. 733с. ( в тексте описание манипуляций) – нет
5. Под общей редакцией А.Г. Чижа. Манипуляции в сестринском деле. Феникс. Ростов на Дону, 2010 з18 с.
6. Лекции: сестринский процесс.
Дополнительная литература:
1.Справочник для медицинских сестер процедурного кабинета. Санкт-Петербург, 2005.
Формы и методы усвоения темы:
Оценка правильности ответов тестового контроля, оценка методики выполнения зависимых и независимых сестринских вмешательств. Обсуждение в группе алгоритма действий, правильных ответов, типичных ошибок тестового контроля и сестринских манипуляций и объяснение преподавателем, почему поступать следует именно так, а не иначе.