Итоговое занятие по теме «Ферменты»

Экзаменационные вопросы

1. Роль ферментов в метаболизме. Современные данные о химической природе ферментов. Изоферменты. Кофакторы ферментов. Общие сведения о классификации и номенклатуре ферментов. Изменчивость изоферментов в онтогенезе.

2. Механизм действия ферментов. Влияние ферментов на энергию активации и стерический коэффициент. Общие сведения о структуре активных центров ферментов. Роль взаимных конформационных изменений молекул фермента и субстрата.

3. Свойства ферментов как биологических катализаторов: специфичность действия, высокая каталитическая активность, зависимость скорости ферментативных реакций от температуры и рН, фотолабильность. Практическое применение этих свойств.

4. Зависимость скорости ферментативных реакций от концентрации фермента и субстрата. Уравнение Михаэлиса-Ментен. Константа Михаэлиса, её графическое определение.

5. Активаторы ферментов: механизм действия различных активаторов. Ингибиторы ферментов: обратимые и необратимые, конкурентные и неконкурентные. Применение активаторов и ингибиторов как лекарственных средств.

6. Структурная организация ферментов в клетке. Регуляция активности ферментов в процессе метаболизма: аллостерические механизмы, фосфорилирование-дефосфорилирование, другие механизмы. Физиологическое значение регуляции активности ферментов. Принципы выделения ферментов из тканей, их обнаружения и количественного определения. Единицы активности. Изменение активности ферментов в онтогенезе.

Тема занятия № 8

ВВЕДЕНИЕ В ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. БИОХИМИЯ

ПИТАНИЯ. ВИТАМИНЫ

2. Цели самостоятельной работы: углубить и расширить знания по характеристике рационального питания, его основных и минорных компонентов и механизмах участия витаминов в обмене веществ

3. Задачи самостоятельной работы:

-законспектировать учебный материал о критериях биологической ценности основных нутриентов, о витаминах,

- ознакомится с нормами потребления витаминов и микроэлементов в детском возрасте,

- сформировать навык работы с новой информацией, её анализа, логичного изложения,

- сформировать навык использования полученных знаний в учебной и профессиональной деятельности.

4. Перечень вопросов для самостоятельной работы

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Биохимия питания, основные и минорные нутриенты Потребность детей в витаминах Потребность детей в минеральных веществах Жирорастворимые витамины Водорастворимые витамины Проработка материала учебника Работа с иллюстративным материалом Написание рефератов Решение ситуационных задач Подготовка презентаций

Обмен веществ – совокупность химических процессов в живых организмах. Выделяют три этапа в обмене веществ:

- питание

- промежуточный обмен (метаболизм)

- образование и выведение конечных продуктов обмена.

Питание – процесс поступления в организм питательных веществ, их переваривание и усвоение.

Промежуточный или тканевой обмен, метаболизм представляет процесс превращения всосавшихся в кишечнике продуктов переваривания в соединения, характерные для данного организма, и их использование на различные цели. Метаболизм включает два взаимодополняющих друг друга процесса: катаболизм и анаболизм.

Катаболизм – процесс расщепления сложных молекул до более простых, идущий с выделением энергии.

Анаболизм – синтез сложных молекул из более простых, идущий с затратой энергии.

Благодаря уравновешенности этих процессов в организме поддерживается постоянство содержания многих химических веществ. При заболеваниях наблюдаются отклонения в содержании различных веществ, что используется с диагностическими целями.

К основным конечным продуктам относятся вода, СО2, соли аммония, мочевина, мочевая кислота. По их выделению через почки и кишечник оценивают состояние обмена веществ.

Биохимия питания

Наука о питании – нутрициология. Биохимия питания изучает качественный и количественный состав пищевых веществ, их биологическую роль и биохимические последствия недостатка или избытка питательных веществ.

Все питательные вещества делят на несколько групп.

1. По химической природе: органические (белки, жиры, витамины) и минеральные.

2. По количественной потребности организма в них: основные (макронутриенты) - белки, жиры, углеводы, и минорные (микронутриенты) – витамины, микроэлементы.

3. По способности к синтезу в организме: заменимые и незаменимые.

Функции питания:

· пластическая,

· энергетическая,

· источник биологически активных веществ,

· обеспечивает иммунные реакции организма.

Требования к здоровому (рациональному) питанию

· Питание должно быть достаточно в энергетическом отношении. Для взрослых калорийность рациона составляет. 2200-4300 ккал/сутки. Для детей энергетическая потребность выше: для ребёнка 0-6 месяцев – 125-120 ккал/кг, 6-12 месяцев – 110 ккал/кг, 5-6 лет – 50-60 ккал/ кг.

· Питание должно быть полноценным т.е. содержать незаменимые компоненты.

· Питание должно быть биологически активным т.е. содержать витамины и микроэлементы.

· Питание должно быть сбалансированным (содержать определенное соотношение между Б : Ж : У 1: 1: 4, для детей первого года 1: 2 :4).

· Не должно содержать токсичных, вредных для здоровья компонентов.

Наши рекомендации