Основные потребности по В. Хендерсон
Уровни основных человеческих потребностей по Маслоу | Виды повседневной деятельности по В. Хендерсон |
Физиологические потребности | Нормально дышать. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости. Выделять из организма продукты жизнедеятельности. Двигаться и поддерживать нужное положение. Спать и отдыхать |
Потребность в безопасности | Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей. |
Социальные потребности | Поддерживать общение с другими людьми, выражать свое мнение. Отправлять религиозные обряды согласно своей вере. |
Потребность в уважении и самоуважении | Заниматься любимой работой. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх. Удовлетворять свою любознательность, чтобы нормально развиваться. |
Сестринская история болезни (карта) - зеркало квалификации и уровня мышления медицинской сестры(используется за рубежом)
III. Составление плана ухода за пациентом, исходя из данных сестринского обследования и сестринского диагноза: выделение зависимых и независимых диагностических и лечебных манипуляций для данного больного.
План | Детализация плана сестринского ухода (независимые и зависимые сестринские вмешательства) |
Обеспечение лечебно-охранительного режима | Обеспечение психологического и физического покоя пациенту (нез. вм.) Соблюдение режима дня (нез.вм.) Контролировать соблюдение режима движения (пост., стационарный) (зав.) Обеспечить дневной и ночной сон (нез.вм.) |
Наблюдение за состоянием пациента | Контролировать: сон, аппетит (нез.вм.) состояние сознания, поведение (нез.вм.) температуру тела (нез.вм.) ЧД, ЧСС, АД, характер одышки (нез.вм.) выраженность субъективных симптомов (нез.вм.) состояние кожных покровов (в том числе, в местах инъекций, возможных пролежней), интенсивность желтухи, характер сыпи и т.д.) (нез.вм.) диурез, водный баланс (нез.вм.) частоту и характер стула и каловых масс(нез. вм.) Определить неотложные состояния |
Санитарно-гигиенические мероприятия | Контролировать своевременное проветривание палаты, проведение влажной уборки (нез. вм.) Обеспечить оптимальный температурный режим в палате (нез. вм.) Контролировать состояние прикроватной тумбочки (нез. вм.) Обеспечить своевременную смену нательного и постельного белья (нез. вм.) Оказать пациенту помощь в осуществлении личной гигиены (нез. вм.) Обеспечить своевременную подачу судна и мочеприемника (нез.вм.) |
Диетотерапия (обеспечение адекватного питания пациента) | Осуществить контроль за соблюдением диеты по назначению врача (указывается номер стола, дается краткая характеристика диеты: хим., физ., термич. щажение, кратность приема, консистенция – жидкая, полужидкая, протертая, на пару). Обеспечение достаточного питьевого режима. Ознакомление родственников с особенностью диеты пациента. Осуществление контроля за передачами. Оказание помощи пациенту во время еды (нез.вм.) 5. Создание оптимальных условий для приема пищи в палате(нез. вм.) |
Медикаментозная помощь | Сделать выборку из листа назначений (нез. вм.) Познакомить пациента с принимаемыми препаратами, особенностями их применения, терапевтическим эффектом (нез. вм.) Обеспечить своевременный прием (введение) лекарственных средств по назначению врача (указать проводимое лечение) Осуществлять наблюдение за эффективностью лекарственной терапии и реакцией пациента на препараты (нез. вм.) Обеспечить подачу кислорода по назначению врача 6. Контролировать осуществление проведения ЛФК, физиолечения (нез. вм.) |
Подготовка к дополнительным исследованиям (лабораторным, инструментальным) | Разъяснение пациенту необходимости (цели) проведения исследования (анализа) (нез. вм.) Подготовить пациента к сдаче крови на общий и биохимический анализы, мочи на общий анализ (нез. вм.) Подготовить пациента к рентгенологическому, эндоскопическому исследованиям Подготовить пациента к проведению ЭКГ, спирографии Обеспечить пациенту своевременное проведение консультаций специалистов по назначению врача |
Психологическая поддержка | Поддерживать психологический эмоциональный настрой на выздоровление (нез.вм.) |
Сестринская педагогика | Обучение пациента элементам ухода, правилам здорового образа жизни (нез. вм.) |
IV. Выполнение плана ухода: (описать алгоритм 1-2 диагностических и 1-2 лечебных манипуляций в соответствие с особенностями ухода за конкретным больным).
V. Оценка эффективности ухода. Цель – определить, в какой степени достигнуты поставленные цели или они не достигнуты (состояние улучшилось, ухудшилось, без изменений). Причины, поиск допущенных ошибок, изменить цель – сделать ее более реалистичной, пересмотреть сроки достижения цели, внести коррективы в план сестринской помощи.
…Заполнение листа динамической оценки состояния пациента
При выписке – краткое описание проблем пациента во время пребывания его в стационаре, долгосрочные цели и основные пути их решения при долечивании на дому.
Вопросы для обсуждения:
1) Дайте определение сестринскому процессу
2) Какова цель реализации сестринского процесса?
3) Какие этапы включает в себя сестринский процесс?
4) Какие методы использует медсестра для выявления проблем пациента?
5) Что такое сестринский диагноз?
6) Как классифицируются проблемы пациента?
7) Какие проблемы относятся к приоритетным?
8) Какие проблемы относятся к потенциальным?
9) Какие основные потребности пациента определяются по классификации Хендерсон?
10) Что такое карта сестринского процесса, из каких разделов она состоит?
Методическое оснащение:
Литература: И ее наличие в библиотеке
1. Павлов В.В., Двойников С.И., Осипов В.В. Сестринское дело в терапии. М.. 2000 г. - 44 экземпляра
2. Перфильева Г.М., Камынина Н.Н.. Островская И.В., Пьяных О.В. Теория сестринского дела. ГЭОТАР-медиа 2009. 251 с. - 30 экземпляров
3. Двойников С.И., Королева Л.А., Пономарева Л.А. Теория сестринского дела. Перспектива, Москва, 2002. 156 с. - 19 экземпляров
4. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Под ред. Морозова В.В. Основы сестринского дела: курс лекций. Изд Феникс. Ростов на Дону, 2011. 733с. ( в тексте описание манипуляций) – нет
5. Под общей редакцией А.Г. Чижа. Манипуляции в сестринском деле. Феникс. Ростов на Дону, 2010 з18 с.
Формы и методы оценки усвоения темы:
Оценка правильности ответов студентов при опросе преподавателем, обсуждение в группе. Оценка этапов сестринского процесса у конкретного больного. Ситуационные задачи по теме, тестовый контроль.