Взятие желудочного содержимого для исследования секреторной функции желудка.

Оснащение: желудочный зонд диаметром 0,5—0,8 см; один из стимуляторов секреции; шприц для инъекции (если раздражитель парентеральный); спирт 70°, ватные шарики, перчатки; штатив с пробирками; шприц для извлечения желудочного сока (если нет вакуумной установки, предназначенной для этой цели).

I. Подготовка к процедуре.

1. Уточнить у пациента понимание хода и цели предстоящей процедуры (если пациент в сознании) и его согласие на проведение процедуры. В случае неинформированности пациента уточнить дальнейшую тактику у врача.

2. Ввести тонкий желудочный зонд через рот (см. процедуру введения зонда).

II. Выполнение процедуры.

3. Внимание!Последующий ход процедуры проводится в зависимости от назначения врача-лаборанта различными методами:

А. Метол Лепооского.

а) в течение 5 мин извлечь содержимое желудка (1-я порция);

б) ввести через зонд 200 мл подогретого до 38°С энтерального раздражителя (капустный отвар);

Примечание.Капустный отвар готовит лаборатория по известной методике.

в) через 10 мин извлечь 20 мл желудочного содержимого (2-я порция);

г) через 15 мин извлечь весь остаток пробного завтрака (3-я порция);

д) в течение 1 ч извлекать желудочное содержимое (4, 5, 6, 7-я порции), меняя емкости каждые 15 мин.

е) на исследование отправляют 5 порций (1, 4, 5, 6, 7).

Б. Метод Веретенова. Новикова. Мясоелова.

а) извлечь желудочное содержимое натощак (1-я порция);

б) в течение 1 ч извлекать содержимое желудка, меняя емкости для сока каждые 15 мин (2, 3, 4, 5-я порции);

в) ввести через зонд 200 мл энтерального раздражителя, подогретого до 38°С (например, капустный отвар);

г) извлечь все содержимое желудка через 20 мин (эта порция выливается);

д) в течение 1 ч извлекать желудочное содержимое (6, 7, 8, 9 порции).

В лабораторию отправляют все 9 порций.

В. При исследовании с помощью парентерального раздражителя (субмаксимальный гистаминовый тест, рис. 7.3):

а) накануне исследования определить массу тела пациента, рассчитать нужную дозу гистамина; измерить АД, выяснить, не было ли ранее аллергических реакций;

б) извлечь желудочное содержимое натощак (1-я порция);

в) в течение 1 ч извлекать содержимое желудка, меняя емкости для сока каждые 15 мое (6, 7, 8, 9 порции).

г) набрать в шприц нужную дозу препарата и ввести его подкожно после извлечения 5-ой порции;

д) извлекать в течение 1 ч желудочное содержимое, меняя емкости для желудочного содержимого через каждые 15 мин (6, 7, 8, 9-я порции).

III. Завершение процедуры.

4. Извлечь зонд, обернув его салфеткой и медленно вытягивая изо рта.

5. Поместить загрязненные предметы в непромокаемую емкость.

6. Снять перчатки, вымыть руки.

7. Доставить в лабораторию все нужные порции с указанием на бланке метода, по которому было получено содержимое, № отделения и ФИО пациента.

Обучение пациента методике «Ацидотест» (при ее проведении в амбулаторных условиях).

Оснащение: две емкости для мочи.

I. Подготовка к обучению.

1. Уточнить у пациента понимание хода и цели предстоящего исследования и его согласие на процедуру. В случае неинформированности пациента уточнить дальнейшую тактику у врача.

2. Оценить способность пациента к обучению.

Обучение.

3. Объяснить методику «Ацидотеста»:

а) утром натощак (через 9 ч после еды) пациент опорожняет мочевой пузырь (эту порцию не собирают);

б) после опорожнения мочевого пузыря сразу же принять 2 таблетки кофеина;

в) опорожнить мочевой пузырь через 1 ч в стеклянную емкость (отметить ее этикеткой с надписью «Контрольная порция»);

г) принять три желтых драже, запивая их небольшим количеством воды;

д) опорожнить мочевой пузырь через 1,5 ч во вторую емкость (отметить ее этикеткой с надписью «Опытная порция»);

е) доставить в лабораторию направление и емкости с контрольной и опытной порциями мочи.

III. Завершение процедуры.

4. Попросить пациента повторить методику «Ацидотест». Убедиться, что обучение было эффективным. При необходимости дать письменную инструкцию.

Взятие желудочного содержимого для исследования секреторной функции желудка. - student2.ru

Рис. 7.3. Взятие содержимого желудка на исследование

(субмаксимальный гистаминовый тест).

Дуоденальное зондирование.

Зондирование двенадцатиперстной кишки проводят для исследования состава желчи, что помогает в диагностике заболеваний желчевыводящих путей, желчного пузыря, поджелудочной железы и двенадцатиперстной кишки. Дуоденальное зондирование применяют и с лечебной целью (например, для откачивания желчи при сниженной моторной функции желчного пузыря).

Исследование проводят с помощью специального дуоденального зонда диаметром 4—5 мм и длиной до 1,5 м, имеющего на конце металлическую оливу с отверстиями.

Характер и скорость желчевыделения можно уточнить при использовании так называемого минутированного зондирования, когда дуоденальный зонд переставляют в следующую пробирку каждые 5 мин.

Полученные порции дуоденального содержимого подвергаются микроскопическому исследованию, которое позволяет выявить воспаление в желчном пузыре и желчевыводящих путях (лейкоциты, клетки эпителия), обнаружить различных бактерий и простейших (например, лямблий), определить нарушения коллоидного состояния желчи (большое количество кристаллов холестерина) и т. д.

Как правило, при проведении дуоденального зондирования получают три порции:

• порция А — сок двенадцатиперстной кишки, поджелудочной железы, желчь;

• порция В — пузырная желчь;

• порция С — желчь из печеночных протоков.

В некоторых случаях появляется четвертая порция — ВС, так называемый пузырный рефлекс, как правило, имеющий место у детей при гипокинезии желчного пузыря, а у взрослых пациентов при желчно-каменной болезни.

Запомните!Порция «ВС» — это порция «С» на фоне порции «В».

Учитывая важное диагностическое значение этой порции, сестре, проводящей дуоденальное зондирование, нужно наблюдать за цветом желчи при получении порций «В» и «С». Порцию «ВС» следует собрать в отдельную пробирку и сделать соответствующую пометку.

При некоторых заболеваниях, например, при закупорке камнем желчного протока, получить порцию «В» не удается.

Дуоденальное зондирование (рис. 7.4) (фракционный способ).

Оснащение: дуоденальный зонд, штатив с пробирками, стимулятор для сокращения желчного пузыря (25 — 40 мл 33-процентного сульфата магния, или 10-про­центный спиртовой раствор сорбита или холецистокинин), шприц для аспирации, шприц Жанэ, шприц для инъекции (если используется холецистокинин), фонендоскоп грелка, валик, перчатки.

I. Подготовка к процедуре.

1. Уточнить у пациента понимание хода и цели предстоящей процедуры и его согласие на процедуру. В случае неинформированности пациента уточнить дальнейшую тактику у врача.

2. Определить расстояние, на которое пациент должен проглотить зонд, с тем чтобы он оказался в субкардинальном отделе желудка (в среднем — около 45 см) и в двенадцатиперстной кишке: расстояние от губ и вниз по передней брюшной стенке, чтобы олива располагалась на 6 см ниже пупка.

3. Предложить пациенту сесть на стул или кушетку.

4. Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки. Положить полотенце на грудь и шею пациента.

5. Взять зонд на расстоянии 10—15 см от оливы, а левой рукой поддерживать его свободный конец.

II. Выполнение процедуры.

6. Предложить пациенту открыть рот, положить оливу на корень языка, а затем продвинуть зонд глубже в глотку: пациент должен при этом делать глотательные движения. При каждом глотательном движении зонд будет продвигаться в желудок до нужной мерки (4-й или 5-й). Во время заглатывания зонда в желудок пациент может сидеть или ходить.

7. Проверить местонахождение зонда: подсоединить шприц к зонду: если при аспирации в шприц поступает мутноватая жидкость желтого цвета — олива находится в желудке; если нет — подтянуть зонд на себя и предложить заглатывать его вновь.

8. Если зонд в желудке — уложить пациента на правый бок, подложив под таз валик или свернутое одеяло, а под правое подреберье — теплую грелку. В таком положении пациент продолжает заглатывать зонд до 7—8-ой метки. Продолжительность заглатывания 40 мин — 1 ч.

9. При заглатывании зонда до 9-й метки (80—85 см), опустить его свободный конец в пробирку.

Взятие желудочного содержимого для исследования секреторной функции желудка. - student2.ru

Рис. 7.4. Зондирование желудка.

Примечание.Штатив с пробирками устанавливается ниже кушетки. При нахождении оливы в двенадцатиперстной кишке в пробирку поступает золотисто-желтая жидкость — дуоденальная порция — порция А. За 20 — 30 мин поступает 15—40 мл этой порции (две—три пробирки). Если жидкость не поступает в пробирку, нужно проверить местонахождение зонда с помощью введения в него шприцем воздуха и выслушивания области эпигастрия фонендоскопом: если зонд находится в двенадцатиперстной кишке, то введение воздуха не сопровождается никакими звуковыми явлениями; если зонд все еще в желудке — при введении воздуха отмечаются характерные клокочущие звуки.

10. После получения порции А шприцем Жанэ ввести стимулятор сокращения желчного пузыря (25—40 мл 33-процентного раствора сульфата магния, или 10-процентный спиртового раствора сорбита, или желчегонного средства гормональной природы, например, холецистокинин — 75 ед. в/м). Переместить зонд в следующую пробирку.

11. Через 10—15 мин после введения стимулятора, в пробирку поступает порция В — пузырная желчь. Продолжительность получения порции В: за 20—30 мин — 30—60 мл желчи (четыре—шесть пробирок).

Примечание.Для своевременного выявления порции ВС внимательно наблюдать за цветом желчи при получении порции В: при появлении жидкости светлого цвета переместить зонд в другую пробирку, затем при появлении жидкости темного цвета — вновь переместить зонд. Отметить порцию ВС.

12. Переместить зонд в следующую пробирку для получения порции С — печеночной порции. Продолжительность получения порции С: за 20 — 30 мин — 15 — 20 мл желчи (одна—две пробирки).

III. Завершение процедуры.

13. Извлечь зонд медленными поступательными движениями, протирая его салфеткой.

14. Погрузить зонд в лоток.

15. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

14. Немедленно доставить все пробирки в лабораторию с направлением, указав отделение, ФИО пациента.

Г лава 8

Питание и кормление

Студент должен знать:

– определение «диетотерапия»;

– основные компоненты пищи;

– правила раздачи пищи;

– принципы кормления пациента через зонд, гастростому;

– принципы парентерального питания.

Студент должен уметь:

– составить палатный порционник;

– накормить пациента с ложки;

– дать пациенту жидкую пищу через гастростому, НГЗ;

– накормить тяжелобольного с помощью поильника.

ГЛОССАРИИ

Термин Объяснение
Диета Образ жизни, режим питания
Диетотерапия Лечебное питание
Панкреатит Воспаление поджелудочной железы
Стома Отверстие

Состав пищи.

Важнейшим компонентом сестринского ухода является правильная организация питания, в т. ч. диетического. Под диетой понимают соблюдение здоровым или больным человеком определенного режима и рациона питания, т.е. качественного и количественного состава пищи, времени ее приема и т. д.

Сестринский персонал принимает участие в раздаче пищи и кормлении тяжелобольных. Одной из функций сестры является обучение пациентов и их близких принципам диетического и рационального питания. Она должна точно выполнять все диетические предписания врача, уметь правильно объяснить пациенту и его родственникам необходимость исключения из рациона одних продуктов и добавления других, соблюдения определенного способа кулинарной обработки и режима питания.

В больничных учреждениях установлен 4-х разовый режим питания, а для некоторых групп пациентов — 5—6 и даже 8-ми разовый. Дневной рацион должен быть распределен следующим образом в процентах от общей энергетической ценности: завтрак— 30 — 35, обед— 35—40, ужин (кефир на ночь) — не более 25—30. Время кормления пациента зависит от числа приемов пищи, но перерыв между приемами пищи должен быть не более 4 ч в дневное время: при 5-ти разовом питании вводится второй завтрак, а при 6-ти разовом — еще и полдник. В некоторых случаях пациенту дают сначала жидкую пищу, которая быстрее покидает желудок, а через 1 — 1,5 ч — твердую пищу.

В Институте питания АМН были разработаны 15 диет, назначаемых при различных заболеваниях, и специальные разгрузочные (контрастные) диеты, предусматривающие частичное голодание для разгрузки пораженных органов и систем. При сочетании у человека нескольких заболеваний ему подбирают индивидуальную диету. Пища человека должна содержать все основные пищевые компоненты: углеводы, белки, жиры, минеральные соли, витамины, воду.

Запомните! Ни один продукт не предоставляет организму всех необходимых для него питательных веществ.

Пищевая ценность тех или иных блюд не ограничивается только энергетической ценностью входящих в них продуктов. Белки, жиры, углеводы и минеральные соли являются еще и важным пластическим, т. е. «строительным», материалом, необходимым для нормального функционирования клеток и тканей. Белки — основа живой клетки и межклеточного вещества. Они входят в состав ферментов, гормонов, участвуют в передаче генетической информации, в клеточном дыхании, сокращении и расслаблении мышц, являются переносчиком кислорода, защищают организм от микробов и вирусов.

Белки входят в состав продуктов как животного (молоко, йогурт, мясо, рыба), так и растительного происхождения (хлеб, орехи, крупы, бобовые). Белки состоят из аминокислот, часть из которых незаменимы (не образуются в организме) и содержатся только в продуктах животного происхождения. Поэтому в дневном рационе должно быть не менее 60 % животных белков и не более 40 % растительных. Белки должны составлять примерно 14 % дневного рациона (100—120 г).

Источником аминокислот являются белки пищи, резервом белка или аминокислот организм не располагает. В связи с этим в организм белок должен поступать из расчета 0,75—1 г на 1 кг массы тела взрослого человека в сутки. После тяжелых заболеваний, операций, при обширных ожогах количество белка увеличивается до 1,5—2 г/кг в сутки.

Жиры— важный источник энергии в организме. Они служат структурным компонентом клеточных мембран, нервной ткани, надпочечников и т. д. Без жиров невозможно нормальное усвоение организмом белков, некоторых минеральных солей и жирорастворимых витаминов (A, D, Е). В суточном рационе должно быть 70 % жиров животного происхождения (70 г) и 30 % — растительного (30 г). Жиры, поступающие с пищей, частично идут на создание жировых запасов (депо жира), которые защищают организм от потери тепла, являются основным источником энергии при больших энергетических затратах и острых тяжелых заболеваниях.

Углеводыдают организму человека свыше половины необходимой для его жизнедеятельности энергии. Они содержатся преимущественно в продуктах растительного происхождения. Помимо пищевых углеводов, в растительных продуктах содержатся и непищевые — растительная клетчатка, стимулирующая двигательную функцию кишечника и желчного пузыря. Углеводы также необходимы для нормального усвоения жиров. Они имеют исключительно важное значение для работы мышц, деятельности печени, нервной системы, сердца. Суточная потребность взрослого человека в углеводах — около 400—500 г.

Водасоставляет более 60 % от массы тела. Без нее невозможна жизнь, поскольку все жизненно важные процессы в клетке или межклеточной жидкости протекают только в водных растворах. Суточная потребность в воде в среднем составляет примерно 2,5 л. Значительная часть этой нормы (около 1 л) содержится в пищевых продуктах (каша, хлеб, овощи, фрукты), около 1,5 л — в супе, компоте, молоке, чае, кофе и других напитках. Многие овощи и фрукты до 90 % состоят из воды.

Минеральные вещества(натрий, кальций, калий, фосфор, железо, магний, хлор и др.) также необходимы для нормальной жизнедеятельности всех органов и систем. Кальций, например, входит в состав костной и мышечной тканей, участвует в процессах сокращения и расслабления мышц, в свертывании крови и т. д. Фосфор также является важным компонентом костной, нервной и мышечной тканей, участвует в энергетическом обеспечении клеток. Натрий играет важную роль в прове­дении нервного возбуждения к различным органам, задерживает воду в организме, обеспечивает достаточный тонус сосудистой стенки. Калий участвует в процессе возбуждения, сокращения и расслабления мышц, а также в работе сердца. Железо входит в состав гемоглобина и участвует в окислительных реакциях.

Недостаточное поступление в организм минеральных веществ может привести к тяжелым, иногда необратимым последствиям.

Витаминыявляются обязательной и незаменимой составной частью пищевого рациона. Они обеспечивают нормальную жизнедеятельность организма, участвуют в процессе усвоения других пищевых веществ. Витамины в достаточных количествах содержатся в обычной пище, но при однообразном питании или при нарушении усвоения в пищеварительном тракте может возникнуть дефицит витаминов.

Запомните!Рассчитывая пищевой рацион здорового или больного человека, нуждающегося в особом, диетическом питании, следует добиваться не только достаточной энергетической ценности пищевых продуктов, но и сбалансированного содержания в них белков, жиров, угле­водов, минеральных веществ, витаминов и воды.

Соотношение белков, жиров и углеводов должно быть 1:1, 2:4,6 по массе этих веществ.

Наши рекомендации