Тема 1.2.1.» Психология жизненного пути»
Упражнения к теме:
1. Вы уже окончательно выбрали медицинскую профессию ? Выберите наиболее близкий Вам ответ из предлагаемых или впишите свой.
a. Да………………………………………………………………….
b. Просто учусь , а там посмотрим………………………………..
c. После училища обязательно займусь чем-нибудь другим……
d. Ваш вариант……………………………………………………..
2. Если Вы не случайно в училище, чем для Вас значимо занятие медициной ( именно для Вас , а не для Ваших родителей, окружающих и пр. )?
3. Что повлияло на Ваш выбор поступить в медицинское училище ?
4. Что бы Вы посоветовали школьнику, выбирающему , куда поступить после окончания школы ?
5. Если бы можно было вернуться назад, то как бы Вы стали выбирать профессию ( к кому бы обратились, что бы почитали, куда бы сходили и т.д.)?
6. Что необходимо учитывать при принятии решения о выборе профессии ? Что бы Вы посоветовали старшеклассникам ?
7. Выберите из предложенных ответов, что на ваш взгляд необходимо для наиболее успешного выбора профессии или напишите свое мнение :
- принять решение по совету родственников
- получить ту же профессию, что и лучший друг
- принять решение, зная требования профессии и учитывая свои особенности и возможности
- ориентироваться на популярность профессии в обществе
- учесть потребности общества в данной профессии
- связать будущую деятельность с самым любимым школьным предметом
- Ваш вариант…………………….……………………………………………..
8. Что человеку необходимо для успешной карьеры, кроме знания своего дела :
- Уметь устанавливать и поддерживать отношения с людьми
- Иметь соответствующий темперамент
- Иметь хорошую материальную поддержку со стороны семьи
- Иметь хорошие внешние данные
- Ваш ответ…………………………………………………………
9. На кого из медиков Вы хотели бы быть похожими ? Ваш идеал на сегодня ?
10. Ваши родители медики ? Какую роль они сыграли в том, что Вы поступили именно в медицинское училище ?
11. Как Вы считаете ( вспомните из рабочей тетради структуру личности по К.К.Платонову), какие личностные особенности медицинского работника влияют на эффективность его профессиональной деятельности ?
12. Как вы считаете, готовы ли Вы как личность к работе в медицинском учреждении?
13. Что нужно в себе выработать, чтобы быть готовым к такой деятельности ?
14. Способны ли Вы что-то изменить в себе, если захотите ?
15. Ваша программа самовоспитания . С чего Вы начнете прямо сейчас ?
16. Свободны ли Вы изменить что-то не только в себе, но и в своем жизненном пути ?
17. Какие на сегодняшний день Ваши жизненные цели ?
18. что для Вас в жизни важно на сегодня, чего Вы не можете предать в себе? Ваши основные ценности?
19. Как Вы поступаете обычно, если что-то не принимаете в своей жизни ?
a. Стараетесь перетерпеть
b. Бунтуете
c. Стремитесь изменить свою жизнь, сделать её такой, какой хотите, не боитесь рисковать
d. Ваш вариант……………………………………………………………………….
20. Как Вы поступаете , если у вас что-то не получается в жизни :
a. Ищете врагов, которые мешают, и боретесь с ними
b. Впадаете в апатию и перестаете что-либо делать
c. Ищете способ добиться своего
d. Ваш вариант……………………………………………………………………..
21. Трудно ли Вам что-то менять в себе, отказаться от прежних своих мнений, взглядов, постараться взглянуть на ситуацию с другой точки зрения ?
22. Окружающие Вас люди для Вас :
a. Необходимы
b. Всегда только мешают, лучше быть одному
c. Не понимаю их
d. Ваш вариант………………………………
23. Нравится ли Вам управлять людьми, быть в центре внимания ?
24. Умеете ли Вы располагать окружающих к себе?
25. Может ли учеба в медицинском училище помочь Вам стать более совершенным ( больше знать, уметь, научиться общаться, работать с людьми и др.)? Укажите в чем Вы можете за время учебы натренировать себя ?
26. Как бы ни сложилась Ваша дальнейшая профессиональная судьба, что Вы можете сделать, чтобы годы учебы работали на Вас ( развивали Вас ), а не против Вас ( «пропали даром»)?
27. Что бы Вы сказали в нескольких фразах тем, кто поступил в Ваше училище ?
28. Почему так бывает, что люди одного возраста психологически иногда больше похожи друг на друга , чем на своих родственников их другого поколения ?
29. Почему люди одной профессии чем-то психологически схожи ? Можете ли Вы , поговорив с незнакомцем на отвлеченные темы определить ( не задавая прямых вопросов) является ли он представителем медицинской профессии или технической ?
30. Что на сегодняшний день привлекает в выбранной Вами профессии ?
31. Что ( Кто ) Вам помогает в данный период в овладении выбранной медицинской профессией ? А что ( кто) мешает ?
32. Опишите , какими, на ваш взгляд, личностными качествами должен обладать медицинский работник ( медицинская сестра ) .
33. Как Вы считаете , с точки зрения врача, какими личностными качествами должна обладать медсестра ?
34. Вы , наверное , когда-либо были пациентом. Какими качествами Вам хотелось бы, чтобы обладала медицинская сестра?
35. Как Вы считает, каких личностных качеств от Вас ждут Ваши преподаватели училища ?
36. Опишите сначала положительные , а затем отрицательные , на Ваш взгляд, качества медицинских работников, с которыми Вы сталкивались в реальной жизни .
37. Как Вы думаете, возможно ли эффективное выполнение профессиональной деятельности при наличии у медсестры не только положительных, но и отрицательных сторон ?
38. Как превратить «негативные» стороны своей личности в позитивные ?
39. Изучив таблицу « Виды и этапы самоопределения человека» выполните следующее задание. Опишите каждый вид самоопределения с точки зрения того, какова сегодня Ваша личность, и что Вы хотите сделать для развития у себя необходимых качеств. Свой ответ оформите в виде таблицы :
Виды самоопределения | Какой Я сегодня | Каким Я хочу стать | Что Я для этого должен сделать |
Жизненное | |||
Личностное | |||
Социальное | |||
Профессиональное | |||
Индивидуальное |
40. Как Вы думаете, медицинскому работнику в его профессиональной деятельности нужны внимательность и наблюдательность?
Если Вы считаете, что такие качества необходимы медработнику, то можете проверить, обладаете ли Вы ими.
Внимательны ли Вы ?
Есть люди, которые всегда начеку – почти ничто не может их удивить, ошеломить, поставить в тупик. Их полная противоположность – люди рассеянные и невнимательные, которые теряются в самых простых ситуациях. Предлагаемый тест – скорее игра, чем повод для серьезных выводов, но все же он заставит вас кое о чем призадуматься.
Вам необходимо будет ответить на предлагаемые ниже вопросы с точки зрения согласия или несогласия с ними. Если Вы согласны с вопросом, то пишите «да». Если не согласны, то пишите «нет». Отвечая на вопросы помните, что нет правильных или неправильных , хороших или плохих ответов.
Вопросы :
1. Часто ли Вы проигрываете из-за невнимания ?
2. Разыгрывают ли Вас друзья и знакомые ?
3. Умеете ли Вы заниматься каким –либо делом и одновременно слушать то, о чем говорят вокруг Вас ?
4. находили ли Вы когда-нибудь на улице деньги или ключи ?
5. Смотрите ли внимательно по сторонам, когда переходите улицу ?
6. Способны ли в деталях вспомнить фильм, который посмотрели два дня назад ?
7. Раздражает ли Вас , когда кто-то отрывает Вас от чтения книги, газеты, просмотра телепередачи или какого-либо другого занятия ?
8. Проверяете ли сдачу в магазине сразу у кассы ?
9. Быстро ли находите в квартире нужную вещь ?
10. Вздрагиваете ли , когда Вас кто-то внезапно окликает на улице ?
11. Бывает ли , что Вы одного человека принимаете за другого ?
12. Увлекшись беседой, можете ли пропустить нужную Вам остановку ?
13. Можете ли Вы не мешкая назвать даты рождения Ваших близких ?
14. Легко ли пробуждаетесь от сна ?
15. Найдете ли Вы в большом городе без посторонней помощи то место ( музей, кинотеатр, магазин, учреждение), где побывали единожды в прошлом году ?